Назад
views 1 334
calendar 22 августа 2023

«Поставят двойку», «Не будут дружить» и другие страхи перед школой: как победить

«Поставят двойку», «Не будут дружить» и другие страхи перед школой: как победить
contents Оглавление
Свернутьarrow
Инструкция, как снять школьные тревоги и тревожность у ребёнка

В этой статье разбираем причины страхов, тревог и тревожности у ребёнка. И главное — чем помочь первокласснику в каждой конкретной ситуации.  

Тревога — это ещё не тревожность

Тревогу часто пугают с тревожностью, но это не одно и то же. Тревога — эпизодическое проявление. Например, ребёнок плохо спит перед 1 сентября. Это не повод 2 сентября идти к школьному психологу прорабатывать страх перед школой. С другой стороны, такой факт опасно игнорировать. Тем более помочь при разовых проявлениях тревоги легко. Иногда достаточно обычных обнимашек. Про остальные способы расскажу дальше — в связке с причинами тревог.

Другое дело — тревожность. Это устойчивое состояние, не связанное с конкретной ситуацией. В отличие от тревог, тревожность проявляется часто или почти всегда. И победить её самостоятельно сложно, нужен специалист — детский или школьный психолог. 

Полина Хайдукова, клинический психолог, член Ассоциации специалистов в сфере контекстуально-поведенческой науки:

«К психологу стоит идти тогда, когда ребёнок постоянно погружён в мысли о школе и ни о чём другом думать не может. Но одно дело — встречаться с психологом один раз в неделю. Другое — когда родители сами поддерживают ребёнка и проявляют заботу. Попробуйте спрашивать ребёнка о его тревогах. Нередко он может переживать по поводу общения со сверстниками. Полезно проигрывать эти страхи, например при помощи песка и сюжетно-ролевой игры. Рекомендую найти совместное занятие. Так вы подсветите ребёнку, что будете с ним несмотря ни на что. И что его увлечения никуда не денутся».

Причины тревог

Сейчас расскажу о распространённых житейских ситуациях. Они не требуют экстренного вмешательства психолога, если длятся меньше полугода. 

Ощущение потери

Первоклассник уходит из привычной ему среды детского сада. Теряет друзей, с которыми привык общаться. Многие взрослые убеждены, что в начальной школе он и не вспомнит про дошкольную жизнь. Возможно, это правда. Но перед школой ребёнок ощущает потерю привычной действительности.

Похожие чувства испытывают и взрослые, когда меняют работу или переезжают. Какими бы позитивными ни были перемены, всё равно возникает чувство потери. То же самое чувствует и ребёнок, и ему сложно это выразить словами. 

Страх нового

Перед школой возникает тревога, как реагировать на перемены, получится ли. При этом у ребёнка нет выбора, хочет он идти в первый класс или нет. Чем лучше мы его сможем поддержать, тем смелее он будет и тем больше удовольствия получит от перехода с одной ступени на другую. И тем проще ему будет адаптироваться к переменам во взрослой жизни. 

Сергей Шестаков, преподаватель математики:

«В психологии есть понятие “рационализация”. При “рационализации” человек сначала принимает решение, а потом находит причины. Поэтому чаще всего страх лишь “рационализация” нежелания идти в школу. Со страхом неизвестного можно бороться, искусственно создавая неожиданные ситуации до школы — такие, которые будут похожи на обстановку в первом классе. Если страх неизвестного слишком силён, это тоже повод сходить к психологу, поскольку иногда может быть одним из признаков аутизма».

Стресс от первых дней в школе

На первоклассника давит эмоциональная нагрузка в школьной круговерти. Приходится быстро запоминать новых людей вокруг: учителей, одноклассников, учеников из других классов. Чтобы навести в этом хаосе порядок, ребёнку предстоит быстро включиться.

Чем помочь

Первые три причины тревог проходят в первые три недели, если развитие ребёнка в норме и не возникает отягчающих обстоятельств. За это время ребёнок адаптируется к ситуации: переживает потерю, принимает новое и приспосабливается к хаосу вокруг.

articlePreviewImage
Будущим первоклассникам: что важно успеть за месяц до школы
Вызовы кризиса 7 лет и подсказки, как подготовить к школе будущих первоклассников

Непосильная нагрузка

По идее, задавать домашку в первые месяцы учёбы закон не рекомендует (Письмо Минобразования РФ от 25.09.2000 г. № 2021/11-13). Но по факту закон иногда расходится с практикой. Некоторые родители сами требуют домашку, и учителя дают такие задания. Первые недели первоклассников ещё оберегают, а потом задают всё больше и больше, наращивая темп. Идея в том, что без заданий как будто бы невозможно тренировать навыки. В результате некоторые первоклассники получают кучу задач. У такого школьника ещё даже нет дневника, и домашку получают родители в WhatsApp. Эта нагрузка может быть долгоиграющим фактором тревожности. 

Юридическая шпаргалка Журнала «ИнтернетУрок»:

Пока что решение о домашних заданиях вправе принимать образовательные организации (ст. 12, 28 и 47 Закона об образовании). При этом в пользу возможности заданий в первых классах говорит факт закрепления в СанПиН 1.2.3685-21 продолжительности выполнения домашних заданий для первых классов — не более одного часа. И хотя вице-спикер Госдумы Всеволод Даванков предложил в июне 2023 года законопроект об отмене домашних заданий в школах, его пока что не приняли. 

Чем помочь

На учебную нагрузку повлиять сложно. Сколько бы ни задали, придётся делать. Дам важный совет не на первые месяцы учёбы, а на будущее. Если ребёнок не тянет условно «сильную» школу, сильного педагога и отстаёт от одноклассников, есть смысл перевести его в другое учебное заведение, где ему будет комфортнее учиться. Такой переход не означает, что ученик глупый или его родители недостаточно настойчивые. Важнее сохранить психику. А выучить любую информацию ребёнок ещё успеет. Вся жизнь впереди. 

articlePreviewImage
Психологическая готовность к школе: как проверить и укрепить
Методы диагностики и способы повысить психологическую готовность ребёнка к школе

Нарушения в детско-семейных отношениях 

Тревоги ребёнка часто формирует и эмоциональная обстановка в семье. 

Главные причины:

  • противоречивые требования: «Закрой рот и отвечай на вопрос!» или «Сегодня можешь ложиться в полночь, а завтра нет»;

  • завышенные требования: «Сколько раз похвалили?», «Сколько огурцов приклеили в дневник?», «Сколько звёздочек поставили в тетрадках?»;

  • не прошедшая вовремя сепарация.

Чем помочь

Стараемся быть последовательными и рациональными в своих просьбах и правилах. Ребёнку поможет чёткое понимание, почему он не может что-то делать и когда может. Иначе к школьному хаосу добавляется ещё и домашний.

Естественно, мы хотим, чтобы дети были успешными. Но самое бесполезное, что для этого можно сделать, — поощрять похвалу преподавателей деньгами или вкусняшками.

И ключевой шаг — помогаем вовремя и мягко сепарироваться. Обычно сепарация начинается в 3 года. Это разделение мамы и ребёнка. Если к школе разделение не состоялось, могут быть тревоги. Меня часто спрашивают, как сделать так, чтобы ребёнок не капризничал в 3, 7 и 14 лет и в 25 уже был свободный, самостоятельный и смелый. Так вот, стать смелым и свободным невозможно, не пройдя неприятные кризисные моменты и не получив опыт отделения. 

Тревожность окружающих

У ребёнка недостаточно жизненного опыта и закалки, чтобы быть опорой самому себе. Важно, чтобы в семье были адекватные взрослые, которые станут такой опорой.

Чем помочь

Не создаём ребёнку проблем своими тревогами и переживаниями. Это не значит, что стоит скрывать от ребёнка свои эмоции. Но будет рациональнее прорабатывать свои реакции и быть эмоционально стабильными. Бывает, родители напрямую не требуют от первоклассника сверхдостижений, но у ребёнка повышенное чувство ответственности: страх огорчить близких и не оправдать надежд. Если это сильно навязчиво, есть смысл поработать со специалистом, чтобы найти причины. 

Несовпадение ожиданий и реальности про школу

Дети переживают и тревожатся, если представления о школе не совпали с прекрасным образом, который они нафантазировали.

Чем помочь

Опасно расписывать дошкольнику учёбу в излишне радужных оттенках. Например, что ребёнок найдёт там много друзей, как ему будет суперинтересно и каким крутым он станет буквально с 1 сентября. Иначе возможно разочарование.

Сергей Шестаков, преподаватель математики:

«Если ребёнку неинтересно учиться, отчасти тут ответственны и школа, и учителя. Есть способ помочь расширить кругозор. Например, сводить ребёнка в музеи техники. Или показать качественные, интересные научно-популярные видео о научных открытиях, изобретениях, учёных. Или сводить к себе на работу. Идея в том, чтобы ребёнок увидел практическую пользу в учёбе».

Негатив вне школы 

А ещё тревогу может вызвать событие, не связанное со школой, — от потери питомца до сложных отношений в семье: развод, рождение брата или сестры. 

Чем помочь

Обнимаем и поддерживаем. Показываем, что это событие не повлияет на наши отношения с ребёнком, что мы всегда остаёмся с ним и на его стороне. 

Эмоциональный интеллект и
soft skills
Важные навыки для вашего ребёнка, которых нет в школьной программе
Шапка

Признаки тревожности

Тревожность — более запущенное и длительное состояние, чем тревога.  

Признаки тревожности:

  • страх;

  • ритуальные действия (например, проверять вещи, выходя из дома);

  • навязчивые фантазии;

  • агрессивность;

  • мышечное напряжение;

  • нарушение сна (систематическое, а не разовое);   

  • трудности концентрации внимания.

Проявляется тревожность тоже по-разному. Скорее всего, во всех этих случаях понадобится помощь детского или школьного психолога. Но для начала родителям важно разобраться в причинах и оказать первую помощь. 

Чем помочь ребёнку при тревожности

Специфические страхи первоклассников 

Отдельно хочу обсудить особенные страхи первоклассников. Чем дольше они длятся, тем выше шанс, что это признаки тревожности. 

Страх получить «двойку» 

Этот страх парадоксален, ведь в первом классе нет отметок, оценки только словесные, уровня «ты молодец». То есть оценки-то есть, а отметок нет. И всё равно у первоклассников есть страх получить неодобрение. Многие долгое время могут бояться получить двойку. Хотя объективно эту двойку даже некуда поставить. 

Юридическая шпаргалка Журнала «ИнтернетУрок»:

Чтобы максимально облегчить жизнь ученикам начальной школы, в первом классе не предусмотрены балльные оценки (п. 24 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, утв. Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 г. № 115). Недопустимо даже оценивать первоклассников аналогом оценок: звёздочками, самолётиками, солнышками, смайликами (Письмо от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырёхлетней начальной школы»). Допускается только словесная объяснительная оценка: «правильно»,«молодец», «умница». А вот оценивать качества и особенности психических процессов нельзя. То есть знакомые нам с детства фразы «А голову ты дома не забыл?» или «Да что же ты такая копуша!» юридически под запретом. 

Важно научить ребёнка адекватно оценивать свои результаты. С одной стороны, показываем, что ребёнок сделал классно, и рассказываем, почему он молодец. С другой стороны, не хвалим за то, что он сделал так себе. Объясняем, почему получилось не очень хорошо. При этом оцениваем не ребёнка, а конкретный результат. Так ребёнок привыкнет, что бывает по-разному, и не будет считать катастрофой, когда что-то получилось не так хорошо, как хотелось бы. 

back
Подпишитесь на нашу рассылку

При этом стараемся не перейти грань, когда ребёнок начнёт наплевательски ко всему относиться. Пригодятся родительский такт, умение взаимодействовать с ребёнком и не делать вид, что всё хорошо, когда это не так. Например, если первоклассник получил двойку за диктант или не выучил стихотворение, наверное, неуместно говорить: «Не переживай». Это неприятно и не «ерунда», но это не перечёркивает всю оставшуюся жизнь. Главное — остерегаться противоречий, когда вначале говорят: «Не переживай», а потом долго и упорно обсуждают эту ситуацию всей семьёй и с друзьями.

Марина Ракитская, монтессори-педагог, психолог, писатель:

 «Начальная школа — это база. И эти знания важно усвоить без сопротивления, иначе вы не дождётесь реализации познавательных интересов. Очень важно помнить, что зацикленность на успеваемости и оценках не мотивирует, а подавляет. Соревновательный момент лишает инициативы в учебной деятельности. Из-за страха ошибиться и страха оценки ребёнок может отказаться выполнять даже самые элементарные задания, с которыми легко справлялся ранее. Из-за страха быть плохим ребёнок может начать скрывать свои промахи, а потом начнёт скрывать и свои достижения. Рекомендую расставлять приоритеты в сторону игровой деятельности. Обучаться можно и нужно в игре. В этом помогут онлайн-сервисы и платформы».

Страх опоздать

В первом классе ребёнок полностью перестраивает режим. Боится не проснуться вовремя, не успеть на урок. Полезно поддерживать ребёнка, объяснять, что родители помогут ему не опоздать. А если один раз в месяц условно не успеем, то ничего страшного. Да и в целом в первом классе невозможно вытворить что-то слишком катастрофическое: первоклассников нельзя оставить на второй год. Даже самых отстающих всё равно переведут во второй класс. Можно рассказать об этом ребёнку, если он уж слишком переживает из-за опозданий. 

Тревога за школьные принадлежности

Бывает, первоклассники по нескольку раз за вечер перепроверяют портфель и пенал.  Пересчитывают все ручки, карандаши, фломастеры, тетради. Это может идти от родителей, которые строго следят за тем, чтобы вещи не портились и не терялись. А может и от самого ребёнка, если он вложил душу в выбор всей этой канцелярии. Иногда это общая тревожность. В таком случае можно проговаривать или проигрывать повторяющиеся ситуации без излишней зацикленности. Или просто выслушать и обнять. А в сложных повторяющихся случаях хорошо бы сходить к психологу. 

articlePreviewImage
Пособие к школе: сколько денег можно получить в 2023 году
Инструкция, как получить деньги на подготовку к школе

Тревожные сны про школьные ситуации

В таких снах могут проявляться ситуации, связанные со школой. Здесь тоже важно, как долго длятся эти сны. В первой четверти это нормально, а если сны становятся кошмарами и не прекращаются и после Нового года, надёжнее показать ребёнка психологу. 

articlePreviewImage
5 навыков дошкольников, которые точно пригодятся в школе
Чтение и устный счёт не панацея. Разбираемся, какие навыки развить у ребёнка, чтобы учебный процесс давался легко и приносил удовольствие.

Алгоритм, как действовать родителям

Если замечаете у ребёнка страхи, признаки тревоги или тревожности, рекомендуем проверенный алгоритм:

  1. Присматриваемся, что происходит и насколько часто.

  2. Вспоминаем, было ли нечто подобное раньше.

  3. Анализируем, когда появилось.

  4. Оцениваем, есть ли сопутствующие факторы тревожности.

  5. Стараемся разобраться самостоятельно.

  6. Если не помогает или если это тревожность, идём с ребёнком к психологу. 

Допустим, ребёнок выдумывает страшные истории про школу. Одно дело, если он любит придумывать истории и делает это с того времени, как заговорил. А сейчас просто поменялась тема и истории связаны со школой. Тогда всё нормально. 

Более подозрительно, если ребёнок вдруг начинает фантазировать и эти фантазии на грани нормальности. Тогда действуем по алгоритму выше. Если ничего подобного раньше не было, наблюдаем, откуда появилось. Возможно, ребёнок посмотрел несанкционированный фильм ужасов и переложил сюжет на школьную ситуацию. Тогда рано вести ребёнка к специалисту.

articlePreviewImage
4 главных школьных страха (и как их побороть)
Разбираемся в причинах появления школьных страхов и в том, как с ними правильно работать.

Дальше смотрим, есть ли другие проявления тревожности. Проблема тревожности обычно комплексная. И если появляется навязчивая тревожность, то, скорее всего, к фантазиям прибавятся и другие признаки: ритуальные действия, мышечное напряжение, плохой сон. Здесь крайне важно понаблюдать. 

Если родители сами излишне тревожны и им кажется, что нужно сходить к специалисту, то в таких ситуациях действительно стоит сходить к психологу — сначала без ребёнка, рассказать, что тревожит. Иногда в таких ситуациях работают только с родителями, и некоторые проявления нормализуются сами. Но чаще на следующий сеанс приглашают ребёнка. 

Первая помощь ребёнку

И напоследок поделюсь универсальным советами, которые помогут избежать тревог и тревожности и победить страхи первоклассников. 

Задаём прозрачные рамки 

Устанавливаем правила без двусмысленности и так, чтобы ребёнок их чётко понимал. Например, что можно задержаться на школьном дворе после уроков, но для этого обязательно нужно позвонить родителям. Или наоборот, что ни при каких обстоятельствах нельзя задерживаться после уроков, нужно сразу идти домой. Правила зависят от семейной ситуации. Важно их понятно обозначить.  

articlePreviewImage
Личные границы: до какого возраста и в какой мере родители вправе влиять на школьника
Подсказываем, как воспитать из школьника самостоятельную и сильную личность

Учим снимать стресс

Показываем дыхательную гимнастику, спортивные и расслабляющие упражнения. Можно давать конкретные рецепты, что делать. Например, если ты боишься, что тебя вызовут к доске, потри ладошки и мочки ушей. Если расстроился или рассердился, то три раза вдохни, три раза выдохни. Учим ребёнка отслеживать эмоцию и рассказываем, что с ней можно сделать именно на физическом уровне. 

Техника для снятия стресса

Дозируем нагрузку 

Поступление в художественную или музыкальную школу полезно перенести на год вперёд или назад от первого класса. Например, за год до школы — у таких школ есть подготовительные курсы. Так ребёнок успеет привыкнуть. Или можно сдвинуть на год позже. Это важно, потому что всё-таки две новые школы для ребёнка может быть слишком. 

Делимся собственными историями про школу

Хороши семейные ритуалы: ужин, совместные прогулки, болтушки перед сном. Важно делиться опытом с ребёнком, рассказывать ему свои истории. Иногда даже полезно рассказывать о своих переживаниях. Однако важно чувствовать грань. Иногда уместно признаться ребёнку в своих волнениях перед 1 сентября. Но неадекватно каждый день за 2 недели до школы твердить, как вы переживаете о том, что ребёнок будет не очень хорошо учиться в школе.

Александра Прокутина, педагог-психолог, специалист по развитию эмоционального интеллекта и гибких навыков у детей и подростков:

«Дети сильно волнуются из-за перехода в новую, более взрослую жизнь. Хорошо, если ребёнок заранее знаком с учителями и будущим коллективом,  — это даёт спокойствие и уверенность в себе. Если нет, ребёнок переживает ожидание и одновременно страх, тревогу и волнение. Часто дети могут даже расплакаться на своей первой школьной линейке. 

Скорее всего, ребёнок адаптируется со временем. Но вы можете помочь уже сейчас. Пока вы вместе выбираете карандаши и тетрадки в школьный портфель, расскажите ребёнку о своих чувствах перед собственным 1 сентября. Наверняка вы тоже волновались. Расскажите, как это было и чем потом обернулось. Здесь говорим только о хорошем. Если у вас неприятный опыт, о нём рассказывать не рекомендую.  

Посмотрите вместе с ребёнком мультфильм о надуманных страхах перед школой: “Машкины страшилки  — Другая школа”. Нарисуйте вместе школу. А затем добавьте в рисунок что-то очень приятное. Может, воздушные шарики или мороженое, которое раздают на входе. Пусть фантазия будет разыгрывать только приятные сценки. Эти простые упражнения помогут ребёнку заметно снизить уровень тревожности и быстрее адаптироваться к школьной жизни».

Как  победить тревоги перед школой

Предупреждаем педагогов об особенностях ребёнка

Не скрываем диагнозы. Рассказываем учителям, если у ребёнка есть объективные сложности и особенности. Иначе можно навредить. Например, у ребёнка задержка психического развития, связанная с недоразвитием речи. Такой ребёнок занимается с логопедом, а потом идёт в обычную школу и старается никому не признаваться в этом. Такое поведение только создаст проблемы. Разумнее рассказать учителю об особенностях в индивидуальной беседе или написать в анкете, если школа их собирает. Это полезнее, чем убеждать всех, что у вас нормальный ребёнок. У вас точно нормальный, самый лучший ребёнок. Но у него могут быть какие-то особенности. И в этом нет ничего страшного, и очень хорошо, когда мы помогаем эти особенности преодолеть. 

articlePreviewImage
ПМПК для детей: что это за комиссия и кому нужно её заключение
Как проходит психолого-медико-педагогическая комиссия и стоит ли тратить на неё время.

И напоследок самое важное. Школа — это жизнь. В ней бывает всякое. К этому важно относиться спокойно. Что бы ни случилось — это опыт. Всё, что выходит за рамки нормального, требует адекватных решений и отношения. Именно поэтому стараемся не тревожиться. Пусть первый класс для вашего ребёнка пройдёт максимально гладко и благополучно!

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru