Развитие творческих способностей у дошкольников: лайфхаки
Творческие способности, как и интеллектуальные, входят в категорию познавательных способностей. Однако в интеллектуальном познании ключевую роль играет мышление, а в творческом — воображение. Поэтому развитие творческих способностей у дошкольников начинается позднее — во второй половине дошкольного детства.
Напомним, что такое творческие способности:
-
умение находить новые решения задач;
-
стремление и способность к познанию;
-
активность и живость ума;
-
умение в обычных явлениях и привычных вещах находить нестандартное;
-
стремление к постоянным открытиям;
-
умение применять на практике полученные знания и опыт;
-
свобода воображения;
-
интуиция и фантазия, в результате которых и появляются открытия и изобретения.
Основа развития творческих способностей — это воображение и креативное мышление. Их развитие приводит к совершенствованию творческих способностей у дошкольников. Для того чтобы помочь ребёнку максимально раскрыть творческий потенциал и достичь успеха, важно создать условия и предложить различные варианты творческой деятельности. Самые действенные способы найдёте в этой статье.
Расширяем кругозор ребёнка
Развить творческие способности проще, если с дошкольного возраста приобщать ребёнка к культуре. Для этого посещаем художественные выставки, музыкальные концерты, спектакли, мастер-классы. Даже спортивные мероприятия стимулируют ребёнка к творчеству: например, после матча или турнира можно нарисовать вместе плакат в поддержку любимого игрока или клуба. Всё это покажет, какие бывают формы творчества. Параллельно стоит более предметно исследовать мир.
Холли Робертс, британский педагог, сооснователь и заведующая британского детского сада:
«Прекрасный способ развить творческие способности у дошкольников — это исследование через игру. Метод основан на создании игровых ситуаций, которые стимулируют участие в исследовательской деятельности. Для начала подойдут игры с исследованиями окружающего мира: текстур, форм, цветов или звуков.
Например, предлагаем ребёнку собирать и классифицировать предметы по их текстуре или создавать коллажи из разнообразных материалов. Это разовьёт тактильные ощущения и воображение. Постепенно можно перейти к более сложным играм, таким как мини-эксперименты с водой или создание простых моделей исследовательских объектов. Подойдут и ролевые игры во врачей, учёных или изобретателей.
Такой игровой подход к исследованию разовьёт навык наблюдения, умение задавать вопросы и активно искать ответы. Важно, чтобы игровой процесс был свободным. При этом всё-таки понадобится контроль взрослых, чтобы эксперименты проходили безопасно».
Предлагаем художественные эксперименты
Организуем пространство ребёнка так, чтобы в нём была свобода выбора и необходимые инструменты. К примеру, для развития творческих способностей через мольберт и поднос с инструментами для аппликации, красками, бумагой, пластилином, дощечкой и стеком.
Наталья Алёшина, художница и мама:
«Рисование — это мощный инструмент развития детского творческого потенциала. Заниматься можно в самом раннем возрасте. Начинать рекомендую с методики “Свободное творчество”. Её суть заключается в предоставлении ребёнку полной свободы самовыражения через рисунок. Важно не навязывать ему свои идеи, а стимулировать развитие фантазии».
После свободного творчества можно усложнить задачу. Например, предложить техники «Дудлы» и «Друдлы».
Екатерина Огарева, психолог, арт-терапевт:
«Дудлы (англ. dooddle) — дословно это каракули. А ещё так называется техника рисования свободными линиями, точками, кружочками и завитками. Здесь нет никаких правил, можно и нужно экспериментировать с цветами, формами, пробовать разные узоры.
А друдлы — это головоломки для развития воображения и креативности, которые придумал американец Роджер Пирс. Друдлы выглядят как серия минималистичных картинок в квадратной рамке, которые можно по-разному интерпретировать: фигуры, каракули, ломаные линии. Рекомендую предложить дошкольнику подобрать как можно больше версий и интерпретаций изображения — объяснить, на что похожа картинка, “довоображав” или дорисовав её. Шаблоны друдлов можно скачать в сети».
Главное — выключить критика и не ждать, что дошкольник будет писать правдоподобные портреты. Наша задача как родителей — разбудить воображение и показать увлекательные техники, которые вдохновят ребёнка творить.
Евгения Заевская, учитель изобразительного искусства:
«Экспериментируя с водой, бумагой, красками, дети перерабатывают свои переживания и по-новому выражают впечатления. Реализуя задумки на бумаге, ребёнок чувствует свободу и становится увереннее. К тому же, интерес к рисункам помогает развитию глазомера, внимания и усидчивости. Однако детей часто отпугивает сложность. Первые наброски кажутся непривлекательным, не похожим на то, что хотелось изобразить. Эти страхи снимают техники нетрадиционного рисования, с помощью которых у каждого ребёнка получаются красивые рисунки.
Например, хорошая идея — попробовать технику отпечатка. Инструменты не понадобятся. Предлагаем ребёнку сделать цветные отпечатки всей поверхностью ладошки, мазками, пальцами. Ещё одна простая техника — рисование вилкой. Предлагаем дошкольнику нарисовать любые колючие элементы рисунка: иголки ёжика, ёлку, используя мазки вилкой. Также ребёнку наверняка понравится рисовать ватной палочкой некоторые элементы рисунка: снег или глазки снеговика, лепестки цветов, листья на дереве. Можно совмещать эту технику с аппликацией. Сначала на листе бумаги ребёнок делает аппликацию ёлки, после этого разноцветными отпечатками ватной палочки предлагаем добавить шаров на ёлку, а белыми отпечатками — снегопад».
Пробуем заниматься музыкой
Развитию творческих способностей помогут и эксперименты со звуками. Для этого пригодится корзина с музыкальными инструментами. Покупать серьёзный инструмент рано. Достаточно начать с перкуссии — например, подойдут маракасы, ксилофон, трещотка.
Марина Винберг, арт-терапевт, нейро-психолог, нейралинер:
«Полезным способом развития творческих способностей может быть освоение музыкальных инструментов. Для дошкольников от 4 до 6 лет подходят занятия по развитию музыкального слуха, ритмическим упражнениям и игре на простых музыкальных инструментах. Важно стремиться к тому, чтобы занятия не превратились в обязательство, а оставались для ребёнка увлекательным и радостным процессом».
Творчески играем
Развитию творческого мышления помогают творческие игры — такие как «Сказочный мир», «Театр теней», «Музыкальная ступенька». Кроме того, есть смысл добавить элемент творческой игры даже по дороге в детский сад, во время прогулки и даже в магазине. Например, можно играть в словесные игры или сочинять истории.
Екатерина Огарева, психолог, арт-терапевт:
«Наиболее подходящей формой развития творческих способностей ребёнка дошкольного возраста является игра. В возрасте до 3 лет игра несёт предметный характер: ребёнка занимают разные объекты и способы взаимодействия с ним. Взрослый здесь играет роль “проводника”, который помогает обнаружить новые свойства и способы взаимодействия с предметом. После 4 лет начинает формироваться сюжетно-ролевая игра, в условиях которой воображение и фантазия ребёнка переходят на новый этап развития. Взрослым необходимо обращать внимание на сюжеты игр, их направленность и разнообразие.
Например, предлагаю сыграть в игру “Что поместится в трёхлитровую банку?”. В эту игру можно играть и в транспорте, и во время прогулки, и в очереди. Меняем привычные правила игры в “съедобное-несъедобное”. По очереди отвечаем на вопрос: что съедобного можно поместить в трёхлитровую банку. Для детей постарше можно каждое новое “съедобное” слово начинать на последнюю букву предыдущего. Например, Молоко — Огурец — Цукат — Тыква. Кстати, тыква не помещается в трёхлитровую банку — такой ответ по правилам не подходит. Однако если ребёнок проявляет оригинальность и находчивость, предлагая порезать тыкву или налить тыквенный сок — это великолепно, так он проявляет творческий подход. И такой ответ засчитывается. Игра тренирует память, воображение, когнитивную беглость — способность придумывать большое количество идей».
Преображаем рутину
Можно развить творческие способности, если вместе творчески выполнять бытовые дела. К примеру, можно вместе готовить, вместе наводить порядок и ухаживать за цветами — но не просто так, а с песнями и танцами. При таком подходе ребёнок с удовольствием займётся бытовыми делами, играя при этом, и разовьёт творческие способности.
Поощряем творческие инициативы
Повысить интерес ребёнка к творчеству можно, устроив домашние выставки художественных работ, концерты, спектакли. Выставку хорошо бы организовать в комнате, где бывают гости. И каждому с гордостью показывать картины ребёнка. А концерт устраивать в «прайм-тайм», когда дома бывает максимум членов семьи. Важно не забывать хвалить не только за достижения, но и за попытки. Так мы поддержим инициативу развивать творческие способности.
Однако не стоит перехваливать ребёнка там, где у него совсем не получается. Полезнее мягко перенаправить интерес в смежное русло. Дети любят узнавать новое. А если ребёнок настаивает, что хочет развиваться в сфере, которая ему пока не даётся, есть смысл попробовать позаниматься с педагогом. А если получается, то тем более стоит предложить ребёнку школу искусств, кружок или секцию. Даже если ему надоест и он быстро бросит, то всё равно такая тренировка процесса обучения поможет легче пережить кризис 7 лет и легче войти в школьный режим в первом классе. А это непростой процесс, к которому стоит готовиться с профессионалами.
Чем разнообразнее будут условия, содержание, формы, методы, материалы и приёмы занятий, тем интенсивнее станут развиваться и творческие способности вашего ребёнка. Главное — создать атмосферу творчества, то состояние, которое разбудит воображение и увлечёт вашего ребёнка.
И напоследок самое важное. Школа — это жизнь. В ней бывает всякое. К этому важно относиться спокойно. Что бы ни случилось — это опыт. Всё, что выходит за рамки нормального, требует адекватных решений и отношения. Именно поэтому стараемся не тревожиться. Пусть первый класс для вашего ребёнка пройдёт максимально гладко и благополучно!