Профориентация для школьников: что это, её цели и задачи
Сложно быть счастливым, если профессия становится не по душе. Когда человеку не нравится его дело, он живёт мыслями о конце рабочего дня, конце рабочей недели и начале отпуска. Избежать такого сценария можно, если вовремя провести грамотную профориентацию. В этой статье объясняем, как школа помогает выбрать профессию и что могут сделать родители. А также развенчиваем популярные мифы о выборе карьеры.
Что такое профориентация
Профориентация — это помощь в выборе профессии с учётом интересов, склонностей, личностных особенностей человека.
Цели и задачи профориентации
Профориентация позволяет выбрать правильную образовательную траекторию, а затем — профессию. Образовательная траектория включает в себя выбор школы и профиля обучения, дополнительные занятия, в том числе с репетиторами, внеклассную работу, участие в олимпиадах и конкурсах.
Профориентация помогает школьнику понять, чего он хочет достичь, какие у него сильные и слабые стороны, черты личности, приоритеты в жизни. Кроме этого, профориентация помогает выбрать профессию с прицелом на будущее — с пониманием тенденций на рынке труда: какие специалисты будут востребованы в ближайшие 10 лет, какие профессии скоро исчезнут, а какие приходят на смену, где наблюдается дефицит кадров, а где — переизбыток.
Ирина Воронцова, старший методист онлайн-школы «ИнтернетУрок», кандидат педагогических наук:
«Профориентация для школьников полезна для выбора образования и карьеры.
Профориентация позволяет школьникам:
пройти специальные тесты, которые могут мотивировать ребят в выборе будущей профессии, помогут задуматься над своими желаниями и возможностями;
познакомиться с различными профессиями;
выбрать профессию, основываясь на своих интересах, способностях и планах;
подобрать образовательные программы для достижения намеченных целей;
пообщаться с психологом, который определит, осознанно ли школьник выбирает профессию, не влияют ли на него внешние факторы;
обсудить планы с карьерным консультантом, который поможет правильно поставить профессиональную цель, найти специальность, максимально отражающую потребности школьника»
.
Методы профориентации
Выбрать профессию школьникам помогают различные методы. Рекомендуем комбинировать их, чтобы точнее выбрать специальность.
Методы профориентации:
-
профессиограммы — краткие описания профессий;
-
профориентационные тесты;
-
глубинные интервью, интервью закрытого и открытого типов;
-
опросники по профессиональной мотивации и способностям;
-
встречи со специалистами конкретных профессий;
-
обучающие видео (фильмы, лекции);
-
сбор косвенных данных — например, разговоры с людьми, которые уже работают в интересующей школьника области;
-
лекции на тему самоопределения;
-
ярмарки профессий, которые проводят профориентационные учреждения;
-
дни открытых дверей в учебных заведениях и компаниях;
-
тесты на профориентацию.
Тесты на профориентацию
Один из востребованных видов профориентации сейчас — это онлайн-тесты. Обсудим преимущества и недостатки популярных бесплатных вариантов.
Популярные бесплатные тесты на профориентацию
В каком возрасте проводить профориентацию
Возрастных ограничений на профориентацию нет. Любое погружение во взрослую профессиональную среду для ребёнка любого возраста — это шаг к профориентации.
Дошкольники
Когда дошкольники играют во врачей или пожарных или рассказывают о том, что хотят стать космонавтами и актрисами, они примеряют на себя профессию. Когда ребёнок идёт к маме, папе или дяде Вите на работу и задаёт вопросы из серии «А что вы тут делаете?», он тоже формирует у себя представление о мире профессий и примеряет их на себя.
Начальная школа
Некоторые школы уже в первом классе вводят деление на профили: гуманитарный, технический, естественно-научный, художественно-эстетический. В профильном классе дети не только углублённо изучают некоторые предметы, но и участвуют во внеклассной деятельности. Например, первоклассники, выбравшие естественно-научное направление, могут ходить на практические занятия в ботанический сад, смотреть, как выращивают растения, и даже участвовать в уходе за ними.
На самом деле в начальной школе рано создавать профильные классы: ученики в том возрасте, когда хочется и полезно пробовать многое, их интересы ещё не очевидны. Нередко профиль в начальной школе выбирают исходя из представлений родителей, а не интересов и возможностей ребёнка.
Средняя школа
Начиная с 6-го класса в школах обязательно проводят профориентацию в рамках проекта «Успех каждого ребёнка». В идеале важно, чтобы к 9-му классу школьник уже понимал, какое направление ему близко. Это позволит ему выбрать предметы для сдачи ОГЭ и решить, стоит ли начать профессиональное обучение в колледже или продолжить учиться в 10–11-м классах.
Старшая школа
С 10-го класса ребёнок выбирает профиль и начинает усиленно готовиться к ЕГЭ. Если школьник в 10-м классе ошибся с выбором, в 11-м классе ему будет непросто за год наверстать упущенные знания по другому профилю.
Начни подготовку заранее!
После школы
Профориентация не заканчивается в 11-м классе. Меняются цели, жизненные приоритеты, окружение и морально-нравственные качества, расширяются кругозор и опыт. К тому же не стоит на месте жизнь вокруг нас: меняется геополитическая обстановка, экономика, развиваются технологии.
Ситуация, когда человек выбрал профессию в 11-м классе и остался верен ей всю жизнь, — редкость. 33 % россиян в период с 2009 по 2019 год изменили профессию, а 24 % ушли в смежные специальности, согласно исследованию портала HeadHunter. В книге «What’s next? Профессии будущего. Путеводитель по профессиям будущего» автор Дарья Назарова утверждает, что современным студентам придётся менять профессию 3-4 раза за жизнь.
Из-за развития нейросетей и технологий одним профессиям предиктивные аналитики предрекли бурный рост, а другим — вымирание. Например, кассиров в некоторых магазинах уже заменяют кассы самообслуживания. А создатели мультимедиа могут «нанять» целую армию нейросетей, которая будет помогать в производстве контента. Присматриваться к выбранной профессии и возможным альтернативам позволяет профориентация.
Получается, для профориентации не существует границ. Есть смысл уже с детского сада постепенно знакомить ребёнка с разными видами деятельности. Общество, школа и уклад нашей жизни подталкивают к тому, что ребёнку важно выбрать профессию или хотя бы сферу к 9-му классу, то есть в 14–16 лет.
Где проходить профориентацию
Профориентация полезна, когда для неё задействуют разные инструменты. Например, такие фильмы о профессиях, как «Мне бы в небо» или «Учитель на замену», не раскрывают всех нюансов специальности. Единичный тест может быть ошибочным. А экскурсия на день открытых дверей в компанию, скорее всего, покажет только «парадную» сторону. Гораздо эффективнее комплексный подход: пользоваться возможностями профориентации в школе, задействовать семейный опыт и обратиться к профессионалам.
Профориентация в школе
Министерство просвещения с 2023 года запустило проект «Успех каждого ребёнка» — модель профориентационной деятельности для каждой школы по всей стране. Проект предписывает школам проводить профориентацию для школьников начиная с 6-го класса. Школа может выбрать один из трёх уровней: базовый, основной или продвинутый.
На скриншоте проекта «Успех каждого ребёнка» мы видим, что на любом уровне обязательны занятия «Россия — мои горизонты». Их проводят каждый четверг в форматах по выбору школы: уроки по профориентации, диагностика, профессиональные пробы.
План занятий предполагает постепенное знакомство с профессиями. Причём акцент делается на те, в которых сейчас дефицит специалистов. Среди задач проекта не только профориентировать детей, но и помочь им выбрать специальность, которая в ближайшие годы будет востребована. Сюда можно отнести инженерные и рабочие профессии, специальности в сферах IT и беспилотных летательных аппаратов, сельском хозяйстве и туризме.
Профориентация с участием экспертов по карьере
Как минимум важно обратиться за консультацией к школьному психологу, если он есть и занимается вопросами профориентации. А ещё надёжнее — воспользоваться услугами профессиональных консультантов по выбору профессии в формате курса, нескольких консультаций или одной сессии. При любом варианте в качестве результата важно получить выстроенную образовательную траекторию: куда пойти учиться, какие специальности подходят, как готовиться к поступлению.
На что нужно обратить внимание при выборе специалиста по профориентации:
-
Образование. Идеально, если у профориентолога оконченное высшее образование в сфере психологии или педагогики, а также по смежным с ними специальностям.
-
Кейсы. Сильный специалист может предоставить примеры уже решённых проблем: с чем к нему пришли, как работали, какой результат получили.
-
Формат. Важно, чтобы профориентолог работал так, как удобно ребёнку: если школьник не хочет, чтобы участвовали родители, то следует выбрать соответствующий подход.
-
Цена. Дорого не значит идеально. Лучше выбирать специалиста, услуги которого не вынудят вас экономить на чём-то другом.
-
Личность эксперта. Важно, чтобы ребёнку было легко в общении с консультантом.
Профориентация в семье
Профориентация предполагает участие профессионалов. Но нельзя исключать и роль семьи. Родители могут помочь ребёнку с выбором, но могут и совершить ошибки, которые затормозят процесс самоопределения.
Начинаем до школы
Предлагаем ребёнку как можно больше занятий и игр. Читаем и путешествуем вместе, ходим в гости, разговариваем о том, кто чем занимается и какую пользу приносит, что интересного — и что сложного в разных видах деятельности. Полезно строить дом из кубиков, играть в магазин, банк, пожарника.
Учитываем темперамент и особенности характера ребёнка
Важно помочь ребёнку выбрать профессию с учётом его интересов, склонностей и качеств. Например, не все люди любят общаться. Есть закрытые личности, погружённые в себя. Им сложно говорить по телефону и выступать перед аудиторией. Таким людям не подойдут профессии, предполагающие публичность. А экстравертам, наоборот, будет тяжело на рутинных позициях без права голоса и возможности проявлять инициативу.
Выбираем предметы для сдачи ЕГЭ под профессию, а не наоборот
Ошибочно считать, что если ребёнку не даётся математика, то не стоит с ней связываться на ЕГЭ. Профильная математика нужна при поступлении на большинство специальностей. Отказаться от неё — значит существенно сузить выбор профессии. Задача родителей — поддержать школьника во время подготовки к экзамену: и морально, и материально.
Избегаем стереотипов
Ни к чему внушать ребёнку клише о специальностях. Условно, что все юристы — хитрые люди, а все бухгалтеры неприлично много зарабатывают. Лучше дать возможность ребёнку пообщаться с представителями разных профессий — пусть делает выводы сам.
Рекомендуем не отождествлять конкретного человека с его профессией. Например, если тётя Валя врач и хороший человек, это не значит, что, став медиком, ваш ребёнок автоматически приобретёт и её характер.
Защищаем от ловушки моды на профессии
Тренды на профессии переменчивы. Востребованные в конце прошлого века инженеры в начале нулевых уступили по популярности юристам и экономистам. Сейчас пришло время IT. Некоторые абитуриенты осознанно не выбирают эту сферу из-за высокой конкуренции. Другие, наоборот, стремятся получить специальность именно в IT, потому что это престижно и сулит льготы, в том числе по ипотеке.
Однако оба подхода могут привести к профессиональному разочарованию — если действие льготных программ приостановят, а мода пройдёт и конкуренция станет ниже. Важно в любом случае остаться с ремеслом, которое будет по душе и обеспечит достаточно навыков, чтобы в случае изменений на рынке труда найти работу хотя бы в смежной сфере.
Помогаем раскрыть сильные стороны
Человек склонен видеть в себе плохое, а хорошее игнорировать. В итоге у ребёнка может сложиться неадекватная самооценка, он может даже не замечать своих достоинств. Стоит отмечать то, что считаете значимым: например, настойчивость, аккуратность, внимание к деталям, творческий подход к решению задач, умение мыслить нестандартно. Всё это должно помочь в выборе профессии.
В связи с вопросом о профориентации хочется рассказать про книгу Фила Найта «Продавец обуви». Это автобиография основателя компании Nike, где он рассказывает, как шёл к успеху. Когда Фил Найт только искал себя, он пробовал продавать энциклопедии — ходил с книгами по домам. Но у него ничего не получалось. Ни один профессиональный приём не сработал. Потом, когда он начал торговать обувью, он точно так же ходил по домам, по спортивным соревнованиям и достиг огромного успеха. Секрет прост: Фил Найт любил обувь и то, что он делал. Он продавал ботинки с вдохновением. Это и стало первой ступенью в его успехе.
Важно помочь ребёнку нащупать профессию на пересечении «хочу», «могу» и «надо».
Чему соответствует рациональный выбор профессии:
-
Интересам, мотивации, целям.
-
Склонностям, физическим характеристикам, особенностям характера.
-
Рынку труда на ближайшие 10 лет.
Ирина Воронцова, старший методист онлайн-школы «ИнтернетУрок», кандидат педагогических наук:
«Отсутствие профориентации, недостаточное знание о существующих специальностях, а также давление со стороны — всё это может привести к ошибкам в выборе будущей профессии. Поэтому профориентация для школьников очень важна. Она помогает им лучше понять себя, свою социальную роль и возможности, а также создаёт условия для успешной карьеры и личностного развития».
Грамотная профориентация учитывает цели, интересы ребёнка, его возможности и ситуацию на рынке труда. Задача родителей — помочь с самоопределением и поддержать ребёнка в выборе профессии. Важно совмещать несколько инструментов профориентации, один может быть неточным. Если выбор даётся тяжело, есть смысл обратиться к профориентологу.