Назад
views 328
calendar 26 февраля 2024

Второе дыхание: лайфхаки для учёбы

Второе дыхание: лайфхаки для учёбы
contents Оглавление
Свернутьarrow
Как всё успеть, когда силы на исходе

Учёба требует много энергии и сил. И чем дальше, тем больше. Сложнее всего школьникам становится во втором полугодии, когда «экватор» учебного года пройден, а до летних каникул ещё далеко. Пик нагрузки и стресса приходится на последнюю четверть. 

Елена Сидоренко, психолог, специалист по детско-родительским отношениям:

«Мотивация школьника меняется в течение года. Сильнее всего её чувствуем в начале и в самом конце учебного года, когда уже видим скорый результат. В середине мотивация обычно снижается и далее повышается перед годовыми оценками в конце учебного года».

Мотивация школьников по опыту психолога

В этой статье найдёте подсказки, как не сбавлять темп, успешно сдать отчётные контрольные и главные экзамены года. Эти приёмы полезны в любом месяце и незаменимы начиная с марта и до конца учебного года. 

Упорядочить нагрузку

Стресс и нехватка сил чаще всего возникают у школьников из-за перегруженности учёбой. И эта перегрузка вызвана не столько чрезмерно объёмными домашними заданиями и подготовкой к ГИА, сколько не самой удачной последовательностью выполнения этих задач. Исправить ситуацию помогут четыре лайфхака. Они идеальны для учеников онлайн-школ, а первые два могут пригодиться и в обычной школе.  

Варвара Опарина, коуч: 

«В школе мне помогало грамотное планирование времени. Каждое воскресенье я прописывала себе план на неделю. Например, в понедельник я решала по 15 прототипов заданий ЕГЭ по истории. Во вторник учила 5 терминов по обществознанию. В среду ставила отдых. В четверг бросала силы на сочинение по русскому языку. В пятницу смотрела вебинары. А в субботу закрепляла знания тестами. Правильное планирование и постановка целей помогли мне не выгореть весной, перед экзаменами, ведь время было выделено и на учёбу, и на отдых!»

Как все успевать в школе, подсказывает преподаватель

Расставить приоритеты по уровню сложности

Полезно сориентироваться, какие предметы даются сложно. А потом примерно представить, сколько времени нужно выделить на них. Также по количеству оставшихся предметов и уроков стоит понять, сколько времени займёт их изучение, и сделать в первую очередь то, что сложнее. В любом случае важно заранее выстроить расписание, чтобы понимать, сколько в день будет уроков и каких именно.

Равномерно планировать нагрузку

Рекомендуем заранее посмотреть, по каким предметам будут письменные работы, а по каким — тестовые. Так проще распределить нагрузку равномерно, не оставляя самое сложное и объёмное на потом.

Изучать предметы по очереди

Очень удобная схема — изучать предметы от и до, по одному. Например, сначала весь русский язык. Потом целиком алгебру. И так же с остальными предметами. Важно, чтобы объём уроков в неделю был равен объёму уроков в расписании, это позволит в итоге всё выполнить вовремя. 

Единственный минус такой схемы — она доступна только ученикам онлайн-школ. В обычной очной общеобразовательной школе придётся следовать типовой программе и изучать каждый предмет в пропорции, которую за ученика определили преподаватели и методисты. 

Воспользоваться помощью Наставника

Однако далеко не каждому школьнику под силу самому упростить себе учебный процесс. И это нормально, ведь дети и подростки ещё только учатся организовывать время и не знают многих фишек по управлению временем. Поэтому имеет смысл воспользоваться помощью экспертов — например, обратиться к Наставникам.

Наставники ИнтернетУрока помогают открыть второе дыхание: лавировать в расписании, не упуская ничего из виду. В случае форс-мажорных ситуаций ученик сможет проанализировать важность любой задачи и выстроить новую стратегию.

Нет сил учиться?
Наставник откроет второе дыхание: пожет расставить приоритеты и научит выгоднее управлять временем
Наставники

Завести ритуал

Бывает, задач по учёбе так много, что уже и стол, и тетради, и учебники, и ноутбук ассоциируются с каторгой, а не с чем-то увлекательным и полезным. Но это можно исправить: достаточно завести вдохновляющий учебный ритуал. Нет, мы не предлагаем жечь ароматические свечи или развешивать магические амулеты. Всё намного проще. 

Елена Сидоренко, психолог, специалист по детско-родительским отношениям:

«Ритуал — это краткая последовательность пошаговых действий, которая создаёт настрой для выполнения определённой задачи. Например, перед домашним заданием можно заваривать ароматное какао или обниматься с любимым питомцем, тогда приступать к урокам будет приятнее».

Собрать копилку успехов

Чем ближе конец учебного года, тем больше страхов не справиться с итоговыми контрольными, ОГЭ и ЕГЭ. Эти страхи поможет унять копилка успехов. Это список, который рекомендуется вести в бумажном блокноте или на планере (но можно и в заметках на телефоне).

Наталья Манухина, психолог:

«Добавить сил и повысить мотивацию школьникам поможет список успехов, которые уже достигнуты в этом учебном году. Для этого рекомендую каждому ученику задать себе такие вопросы:

  • Какие предметы оказались наиболее интересными?

  • Когда и почему я был доволен собой в учёбе?

  • По каким предметам я получил лучшие оценки за первое полугодие?

Как мне это удалось? Почему?

Дальше остаётся понять, что нужно делать то же самое до конца года».

Как открыть второе дыхание в учёбе, советует психолог

Визуализировать цель

Сложнее всего сейчас девятиклассникам и одиннадцатиклассникам. У них впереди ГИА, а значит, психологическая и интеллектуальная нагрузка для них значительно выше, чем для остальных учеников. В дополнение к школьной программе в свободное время старшеклассникам нужно подтягивать знания для ответственных и сложных экзаменов. 

Справиться со стрессом поможет приём визуализации. И это не обязательно означает представлять, как вы видите 100 баллов напротив своей фамилии в итоговой таблице. 

Мария Сёмочкина, преподаватель биологии:

«Мечты и визуализации — это действенный инструмент самомотивации, который может дать энергию для действий, если мечтать правильно. Просто летать в облаках, представляя себе чудесное время, когда “весь этот кошмар, наконец, закончится”, — не вариант. Более того, часто такие мечты и вовсе могут привести к прокрастинации. 

Старшеклассникам полезно представлять сдачу экзаменов на отлично и поступление в желаемый вуз. Чем масштабнее и амбициознее мечта, тем больше заряд мотивации.

Ученикам 1–8-го классов полезно визуализировать каникулы с пониманием, что они пройдут намного приятнее, если сейчас как следует “поднажать”. Тогда летом не будет мучить ощущение незавершённости и недовольства собой. Можно будет в полную силу расслабиться и получать удовольствие от заслуженного отдыха. И этот отдых можно начинать планировать всей семьёй в деталях. Это даст заряд позитивных эмоций, а вместе с ними и энергию для учёбы».

Как повысить мотивацию в школе, рассказывает психолог

 

Сменить формат занятий 

Счастливчикам, которые в этом году ещё не сдают ГИА, можно порекомендовать изменить формат изучения профильных и любимых предметов. 

Елена Иванова, основатель сети детских образовательных центров и образовательной онлайн-платформы для детей:

«Внешкольные занятия в секциях или кружках помогут ребёнку повысить продуктивность в середине учебного года. При этом формат занятий должен кардинально отличаться от школьных. Например, если в школе ребёнок изучает иностранный язык за партой, на дополнительных занятиях полезно практиковать язык иначе. Например, в английском театре, на музыкальных занятиях или в тематическом разговорном клубе. Активность на сцене не напоминает уроки, при этом ребёнок всё равно усваивает английский язык в игровом формате, отдыхая от школы».

Как открыит второе дыхание в учёбе, объясняет педагог

 

Встряхнуться

С одной стороны, кажется рациональным максимально сконцентрироваться на уроках. Но с другой, если заниматься только учёбой, можно выгореть. Поэтому рекомендуем немного расслабиться. 

Детоксикация

Первый вариант несложно устроить в любой выходной. Переходим из любимых соцсетей, сериалов, игр и бесконечных тренажёров в насыщенный офлайн. Достаточно двух дней, но и один пойдёт на пользу. 

Елена Иванова, основатель сети детских образовательных центров и образовательной онлайн-платформы для детей:

«Один из способов почерпнуть новые силы — устроить себе один-два дня отдыха без гаджетов. В такой день хорошо делать всё, что нравится: играть с друзьями в настольные игры или гулять в парке, провести время с семьёй дома или в парке аттракционов, устроить поход на природу или посетить выставку. А можно провести время в одиночестве за книгой или просто хорошенько выспаться. Проще говоря, главное в детоксикации — с головой окунуться во внешний мир. Все эти действия откроют второе дыхание и помогут с новыми силами вернуться в учёбу».

Смена обстановки

Ещё один действенный вариант — сменить обстановку на пару дней. Тогда смартфон можно оставить при себе, но скорее в качестве фотоаппарата и видеокамеры. Желательно в авиарежиме. 

Александр Ковшов, руководитель языковых студий:

«Рутинные действия, как в “Дне сурка”, замедляют наш мозг, делают его менее пластичным и подавляют творческие способности. Классный способ встряхнуться и избежать выгорания — это смена обстановки. Необязательно ехать куда-то надолго. Хватит и выходных. Подойдёт экскурсия в соседний город или вылазка с друзьями на природу. Всё это благотворно скажется на эмоциональном состоянии и поможет перезагрузить мозг, как перегруженный задачами компьютер. Новые впечатления активируют в мозгу медиаторы, которые отвечают за ощущение счастья, повышают внимательность и концентрацию и даже замедляют старение. Поэтому проведённые в новом и интересном месте выходные могут быть более полезными для успеваемости, чем выходные в обнимку с учебниками. Такие выходные помогут открыть второе дыхание в середине учебного года».

Как учиться лучше, рекомендует предприниматель

 

Все приёмы из этой статьи помогают понемногу открыть второе дыхание. И всё же одного энергетического подъёма мало. Важен и правильный график занятий с лайфхаками управлением времени, настроенный индивидуально под каждого ученика. А помочь вам подобрать такой график может Наставник ИнтернетУрока.

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru