Структура образования в России
Ребёнка вначале отдают в ясли, потом в детский сад. Дальше он поступает в школу, затем получает профессиональное и иногда дополнительное образование. А кто-то ограничивается общим образованием: не ходит ни в ясли, ни в детский сад, а вместо обучения в колледже или вузе выбирает обучающие курсы. Когда у человека появляются дети, всё начинается сначала, но уже для его ребёнка. Потом то же самое с внуками.
Получается, почти всю жизнь мы находимся внутри структуры образования. У этой сложной и меняющейся системы множество компонентов. В этой статье разбираем важнейшие из них. Этот материал объясняет, чем наша структура образования отличается от других стран, а также кто и как ею управляет сегодня.
Структура и компоненты системы образования в Российской Федерации
Российская система образования создаёт условия для непрерывного обучения. При желании каждый гражданин РФ может учиться всю жизнь за счёт разных ступеней обучения согласно федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Основные компоненты системы российского образования:
-
образовательные организации, педагогические работники, ученики и их родители;
-
органы власти, которые отвечают за надзор в сфере образования;
-
надзорные организации в сфере образования, которые обеспечивают деятельность учебных заведений;
-
юридические лица, работодатели и объединения в сфере образования.
Особенности системы образования в России
Как устроена система образования в России с точки зрения ступеней обучения: кратко показываем в таблице.
Важно не путать уровни образования с формами образования. Форма образования — это способ, который вы выбираете для обучения. Формы указаны в ст. 17 закона «Об образовании в Российской Федерации».
Для примера возьмём уровень образования — основное общее (5–9 класс). Ребёнок может выбрать любую форму обучения: лично в школе (очно) или в онлайн-школе, с помощью родителей, репетиторов (семейное образование).
Антон Баланов, профессор IT-MBA и советник по экономике и социологии РАЕН:
«Российская структура образования отличается от других стран по пяти основным маркерам:
Развитая система дополнительного образования детей.
Обязательность общего среднего образования (11 лет) в отличие от 9–12 лет в других странах.
Более ранняя профилизация в старших классах школы (10–11 классы).
Специалитет как отдельная ступень высшего образования наряду с бакалавриатом и магистратурой.
Более централизованная система управления образованием со стороны государства».
Учебная нагрузка на ребёнка увеличивается постепенно. На каждом из этапов образования человек учится и обретает практические навыки, чтобы выйти во взрослую жизнь разносторонне развитой личностью, которая сможет раскрыть свои творческие способности в постоянно меняющихся социально-экономических условиях.
Общее образование
В системе российского общего образования есть обязательные и необязательные уровни. Дошкольное образование добровольное. А общее образование с 1 по 9 класс не относится к правам гражданина. Это обязанность каждого. Государство же гарантирует доступность обучения.
Антон Баланов, профессор IT-MBA и советник по экономике и социологии РАЕН:
«Особенности общего образования в России:
Единые федеральные государственные образовательные стандарты.
Акцент на фундаментальность и глубину знаний, а не только на практические навыки.
Высокая доля часов, отводимых на изучение точных и естественных наук.
Углублённое изучение отдельных предметов в старших классах.
Развитая система олимпиад и конкурсов для школьников.
Важная роль школьных педагогических коллективов и традиций».
Подробно о каждой ступени общего образования мы рассказали в статье о системе российского образования. В ней рассказываем про обучение в начальных, средних и старших классах, а также об изменениях, вызовах и инновациях в системе российского образования.
Профессиональное образование
В России есть два уровня профессионального образования:
-
Среднее профессиональное образование, цель которого — подготовка квалифицированных рабочих и служащих, а также специалистов среднего звена. Среднее профессиональное образование дают училища, колледжи, техникумы. Среднее профессиональное образование можно получить после 9-го или 11-го класса.
-
Высшее образование готовит высококвалифицированные кадры с высокой академической базой. Высшие учебные заведения — институты, университеты, академии. Поступить в вуз можно после 11-го класса или с дипломом о среднем профессиональном образовании.
На данный момент в законе об образовании фигурируют две ступени высшего образования по Болонской системе: бакалавриат и магистратура, а также специалитет.
По данным Министерства науки и высшего образования РФ, самыми популярными направлениями специалитета в 2023 году стали медицина и ветеринария: лечебное дело изучали 3855 студентов, стоматологию — 917, ветеринарию — 831.
Также есть постдипломный уровень высшего образования — он готовит кадры высшей квалификации:
-
аспирантура — обучение до степени кандидата наук;
-
ординатура — обучение на право вести врачебную практику.
Антон Баланов, профессор IT-MBA и советник по экономике и социологии РАЕН:
«Особенности профессионального образования в России:
Высокая доля государственного финансирования и контроля над высшим образованием.
Сильная фундаментальная подготовка в ведущих вузах страны.
Развитая сеть отраслевых университетов и институтов.
Тесная связь с потребностями рынка труда и запросами работодателей.
Система распределения выпускников, особенно в стратегических отраслях.
Акцент на подготовку научно-педагогических кадров через аспирантуру».
Дополнительное образование
Дополнительное образование получают и дети, и взрослые.
Виды дополнительного образования:
-
Общеразвивающие программы — кружки, клубы, секции и прочее. Ребёнок получает дополнительные навыки, знания, развивается и развлекается.
-
Предпрофессиональные программы — музыкальные, художественные и спортивные школы. Это глубокое изучение программ, что может стать началом профессионального обучения.
-
Дополнительное профессиональное обучение — повышение квалификации (углубление существующих профессиональных навыков и знаний) и профессиональная переподготовка (получение новой профессии). Обучение сотрудников — право, а не обязанность компаний. Но для некоторых профессий повышение квалификации обязательно. Это медицинские, педагогические работники, охранники. Без переподготовки их могут не допустить к работе.
Антон Баланов, профессор IT-MBA и советник по экономике и социологии РАЕН:
«Особенности дополнительного образования в России:
Широкая доступность и массовость дополнительного образования детей.
Разнообразие направлений и форм дополнительного образования, например кружки, секции, школы искусств.
Тесная интеграция с системой общего образования.
Финансовая доступность дополнительного образования, в том числе за счёт бюджетных средств.
Сеть государственных и муниципальных организаций дополнительного образования».
Получается, ступени образования в России организованы таким образом, что у каждого есть возможность непрерывно учиться всю жизнь: после школы пойти в институт или колледж, а потом заниматься профессиональной переподготовкой или повышением квалификации.
Также строение ступеней образования даёт возможность выбирать разные траектории обучения. Можно стать специалистом высшей категории и посвятить всю жизнь науке — стать кандидатом наук. Можно ограничиться магистратурой, овладеть широкой академической базой, а дальше учиться на рабочем месте. Можно ограничиться средним специальным профессиональным образованием, получив рабочую профессию. Затем на месте можно углубить знания, получить дополнительное профессиональное образование.
К тому же и у детей, и у взрослых есть возможность получать дополнительное образование. Например, учиться рисовать на курсах, играть на гитаре, готовить, танцевать, постигать новые опции нейросетей. Всё это расширяет кругозор, помогает самореализовываться и делает жизнь насыщенной. Для детей и подростков это ещё и помощь в профориентации.
Управление структурой образования в РФ
Правительству РФ подчиняются два министерства, связанных с образованием:
-
Министерство просвещения реализует государственную политику в сфере общего образования, среднего профессионального, дополнительного образования. Министр просвещения РФ — Сергей Кравцов.
-
Министерство науки и высшего образования реализует государственную политику в сфере высшего образования и научной деятельности. Министр науки и высшего образования РФ — Валерий Фальков.
Это федеральные исполнительные органы власти. В регионах также есть исполнительные органы власти в сфере образования: министерства, департаменты, отделы. Их полномочия такие же, как у федеральных министерств, но в пределах своего региона, а не масштабах всей страны.
Антон Баланов, профессор IT-MBA и советник по экономике и социологии РАЕН:
«Особенности управления структурой образования в РФ:
Общее руководство системой образования осуществляет Министерство просвещения РФ.
На региональном уровне функционируют органы управления образованием субъектов РФ.
На муниципальном уровне действуют органы местного самоуправления, отвечающие за образование.
У образовательных организаций есть определённая автономия в рамках федеральных государственных образовательных стандартов.
Активно развивается государственно-общественное управление образованием с участием родителей, работодателей и других заинтересованных сторон.
Важную роль играют сообщества, ассоциации и союзы в сфере образования».
Федеральные образовательные стандарты
Важный элемент в структуре российского образования — федеральные образовательные стандарты, требования и программы.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — перечень требований, которые должны выполнять учебные заведения всех уровней. О ФГОС сказано в ст. 11 закона «Об образовании в Российской Федерации», а также в ч. 5 ст. 43 Конституции РФ.
У распространения ФГОС четыре ключевые цели:
-
Единые стандарты образования на всей территории России. Переезжая из Москвы в Воронеж или меняя школу внутри одного города, ребёнок не попадёт в абсолютно новую образовательную среду, поскольку требования для всех учебных заведений одинаковые.
-
Преемственность программ. Переходя от одной ступени образования к другой, дети расширяют и углубляют знания. Так реализуется основной дидактический принцип — от простого к сложному.
-
Градация образовательных программ по уровню сложности и направленностям. ФГОС позволяет учебным заведениям реализовывать разные образовательные программы в зависимости от того, какой контингент учится и какие цели являются приоритетными. Например, школы могут самостоятельно формировать профили обучения в 10 и 11 классах с учётом требований ФГОС. В одной школе могут быть математический и гуманитарный классы, а в другой дополнительно к этому — естественно-научный. Вариаций много.
-
Гарантия качества образования.
Каждый ФГОС включает требования к структуре и условиям реализации образовательных программ, в том числе кадровым и материально-техническим, к результатам освоения программ.
ФГОС разработаны для разных ступеней образования и для учащихся, которым нужны особые условия. Например, есть ФГОС для дошкольного образования, для начального, общего, среднего; для обучающихся с умственной отсталостью, с ограниченными возможностями здоровья.
На основе ФГОС разработаны примерные программы для школ, где темы распределены по годам обучения. Школы могут не разрабатывать свои программы, а использовать примерные. Но если даже школа будет делать свои разработки, она обязана учитывать требования ФГОС и примерных программ. В частности, школа не может менять темы. Учебники и дидактические материалы, которые применяют в школе, должны соответствовать ФГОС.
В России действуют единые образовательные стандарты, по всей стране одно образовательное пространство, но школы вольны выбирать программы обучения или разрабатывать свои, которые устроят учеников и их родителей. То есть школа может подстраиваться под своих учеников и их цели. Образовательные программы закрепляют, чему и когда учить, как и какие компетенции воспитывать, каких целей должны достигнуть выпускники, какие методы и технологии будут применять.