Как помочь ребёнку развить гибкость
В ближайшие пять лет изменятся 40 % основных навыков, которые популярны сейчас. Технологическое развитие приведёт к трансформации более 1 млрд рабочих мест в мире. Такие выводы опубликовал Институт статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики в исследовании трендов развития человеческого потенциала.
Перемены чувствуются уже сегодня: работодатели предпочитают соискателей с широким спектром soft skills тем, кто владеет узкой специализацией в одной области. Среди востребованных навыков в том числе адаптивность. В этой статье я поделюсь простыми, интересными и эффективными упражнениями для развития адаптивного интеллекта.
Елена Голубева, наставник в теме личностного роста и эффективности:
«Адаптивный интеллект — это сочетание нескольких типов мышления у одного человека. Приведу пример из своей жизни. Моей дочери 8 лет. Она получает в основном пятёрки, изредка четвёрки. Вдруг недавно за домашнее задание принесла тройку. Я спрашиваю дочь: “Это нормально, с твоей точки зрения?” И мой ребёнок говорит: “Да, нормально!” И это адекватный, адаптированный ответ, ведь есть люди, которые всегда и по всем предметам получают тройки.
Дальше я задаю другой вопрос: “А тебе было приятно получить тройку?” Ребёнок отвечает: “Нет”. И это тоже адекватный, адаптированный ответ. То есть получить тройку — это нормально, но в её картине мира это неприятно. В результате задействованы и мозг, и чувства, совершенно разные типы мышления.
Это и есть формирование адаптивного мышления: взять один и тот же предмет и рассмотреть его с разных точек зрения. Задействуем мозг, эмоции, фантазируем. И помогаем ребёнку сформировать гибкое мышление».
Задавать вопросы
Каждый ребёнок проживает период «почемучки», когда задаёт невероятное количество вопросов, многие из которых способны поставить взрослого в тупик.
Когда ребёнок подрастает, полезно развернуть ситуацию в обратную сторону и уже у него спрашивать: «А что будет, если...» Это можно делать как в качестве простой гимнастики для ума, так и перед каким-либо значимым для ребёнка событием.
Так мы помогаем ему просчитать варианты, если что-то пойдёт не по плану, найти альтернативные решения, избавиться от лишних страхов и переживаний. Если в реальности произойдёт сбой, у ребёнка, с которым родители практикуют такие упражнения, будет больше шансов не растеряться и быстро перестроиться.
soft skills
Выполнять новые действия
Этот приём развивает нейропластичность — способность осваивать и использовать новый опыт. Её сложно и почти невозможно поддерживать, делая изо дня в день одно и то же, ведь так мы лишаем мозг новых впечатлений.
Поддерживать нейропластичность в активном состоянии проще, если периодически заниматься чем-то незнакомым. Это может быть как просмотр фильма или прослушивание музыки в непривычном жанре, так и освоение новых навыков: посещение мастер-классов, участие в онлайн-уроках.
Евгений Буянов, научный сотрудник и преподаватель кафедры экономики инноваций ЭФ МГУ имени М. В. Ломоносова:
«Развитию адаптивного интеллекта у детей способствует вовлечение ребёнка в разнообразные ситуации. Это может быть что-то простое: посещать разные кружки или даже играть в новые настольные игры. Чем чаще ребёнок сталкивается с новыми ситуациями и задачами, тем лучше он учится адаптироваться.
Если ребёнок чувствует себя комфортно, усложняйте задачи или вводите элементы неожиданности. Важно научить детей понимать, что ошибаться — это нормально. Главное — анализировать ошибки и корректировать свои действия. Например, если ребёнок собрал пазл неправильно, попросите его объяснить, почему он решил расположить детали именно так, и обсудите другие варианты решения».
Выбирать новые маршруты
Можно вместе строить маршруты, подбирать новые места для прогулок или поездок. Оказываясь в незнакомой обстановке, наш мозг активизируется, напитывается впечатлениями, активно обрабатывает полученную информацию. Желательно при этом не пользоваться навигатором. Лучше попробовать ориентироваться самостоятельно или спрашивать прохожих, уточняя направление. Это хорошо прокачивает навыки адаптивности.
Добавить привычному новизны
Выполнение обычных, рутинных действий особенным образом тоже способствует развитию нейропластичности. Для этого достаточно, например, попробовать пить чай из блюдца, как делали в старину, или провести обычный вечер в красивой торжественной одежде, накрыть стол согласно правилам этикета или поговорить друг с другом на иностранном языке.
Школьнику можно предложить решить одну задачу разными способами или рассмотреть ситуацию из книги с разных точек зрения: «Я согласен с героем, потому что…», «Я не согласен с героем, потому что…», «Я бы предложил герою такой вариант решения, потому что…».
Анна Волкова, преподаватель:
«Ключевой метод развития адаптивного мышления — это изменение привычных сценариев. Упражнения зависят от возраста. Развивать адаптивный интеллект можно с возраста, когда у ребёнка сформировалась речь. Малышам можно задавать вопросы “А что бы ты сделал, если…”, постепенно усложняя контекст. Например: “А что бы ты сделал, если бы нужно было днём спать, а ночью бодрствовать? Если бы в мире исчезло электричество? Если бы людям нужно было спать, как львам, по 20 часов в сутки?”».
Изучать биографии
Это занятие полезно не только детям, но и взрослым. Биографии позволяют получить чужой жизненный опыт, сравнить с собственным, проанализировать и подумать, как его можно применить в своей жизни. Предлагаю вместе выбрать интересную личность, изучить и обсудить её жизнь.
Все эти упражнения учат ребёнка искать нужную информацию, развивают фантазию и креативность, помогают быстро и спокойно реагировать на перемены и находить оптимальные решения. В процессе взросления эти навыки укрепляются, совершенствуются, становятся неотъемлемой частью личности и позволяют уверенно смотреть в будущее.