Школофобия: когда и почему дети не хотят в школу
Отправляя ребёнка в школу, родители надеются, что, помимо знаний, он найдёт там новых друзей, научится работать в команде и справляться с трудностями и в целом будет чувствовать себя комфортно и безопасно. Но, к сожалению, так бывает не всегда. Часто бывает так, что дети не хотят в школу и готовы пойти на любые ухищрения, лишь бы остаться дома. А иногда ребёнок не рассказывает о своих проблемах, и тогда тревожные звоночки отражаются на его психике.
Разбираемся, что такое школофобия, как её распознать и что делать, если ребёнка буквально тошнит от школы.
Признаки школофобии
Если ребёнок резко потерял интерес к учёбе, стал получать плохие оценки, пропало желание идти в класс — всё это сигналы, на которые стоит обратить внимание. Скорее всего, он столкнулся со сложностями, из-за которых в школе чувствует себя некомфортно. Среди тревожных сигналов есть один ярко выраженный — тошнота и плохое самочувствие по утрам.
Например, вы будите ребёнка с утра в будний день, а он начинает жаловаться на плохое самочувствие, головную боль, боль в животе, тошноту. Поначалу можно подумать, что это всего лишь симуляция, вызванная простой ленью. Но если такой случай не единичный, а повторяется чуть ли не каждый день, кроме выходных, то это тревожный сигнал. Конечно, с болезненными симптомами в первую очередь стоит обратиться к врачу, но если проблем не выявлено, то это может быть знак SOS от нервной системы.
Дело в том, что дети не всегда готовы делиться своими проблемами. Кто-то в силу характера, кто-то в силу возраста пытается самостоятельно разобраться со всеми трудностями. Вот только получается это далеко не всегда. В итоге — напряжённая обстановка и дискомфорт заставляют ребёнка замыкаться в себе ещё больше.
Другие тревожные звоночки
Реальное физическое недомогание — конечно, крайность. Есть менее очевидные сигналы развивающейся «школофобии»:
- Плохое поведение. Учителя и одноклассники резко начали жаловаться на поведение вашего ребёнка. Он не слушается, хулиганит, пропускает уроки, хотя раньше за ним такого не замечалось.
- Отношение к школе резко ухудшилось. Раньше ребёнок прилежно учился, охотно шёл на занятия или хотя бы относился к учебному процессу равнодушно. Вдруг отношение к стало резко негативным. Появилось что-то такое, что тревожит и отталкивает.
- Упала успеваемость. Ребёнок перестал делать домашние задания или тратит на них слишком много времени. Конечно, в школе могут задавать слишком много. Если ребенок систематически сидит за учебниками до поздней ночи, то, возможно, он не справляется с нагрузкой, и это не добавляет желания учиться.
- Ничего не хочет обсуждать. Ребёнок возвращается из школы, вы спрашиваете, как прошёл день, а он, буркнув: «нормально», запирается в своей комнате. Конечно, это может быть просто плохое настроение и переходный возраст. Но, если ребёнок всё время отказывается обсуждать школу и учебные дела, стоит задуматься, всё ли у него в порядке.
Причины школофобии
Самые распространённые из них три:
- Плохие отношения с одноклассниками. Буллинг — одна из распространённых проблем традиционной школы: практически каждый второй подросток в России становился жертвой буллинга. Ребёнок, столкнувшийся с травлей в коллективе, замыкается в себе, теряет интерес к учёбе и перестаёт общаться с окружающими.
- Плохие отношения с учителями. Все мы люди и не всегда бываем беспристрастными. По статистике, 20 % столкнувшихся с травлей подростков отмечают, что агрессия исходила от учителей. А напряжённые отношения между учителем и учеником отлично считываются остальными детьми, поэтому могут привести не только к плохой успеваемости, но и к конфликтам со сверстниками.
- Проблемы с учёбой. Например, из-за частых пропусков по болезни или, например, из-за спортивных соревнований школьник не усваивает изучаемый материал. Неусвоенные темы, невыполненные домашние задания, пропущенные контрольные сбиваются в один большой ком. А результат — потеря мотивации и интереса к занятиям.
Что же делать, если ребёнок не хочет в школу
В первую очередь попробуйте поговорить с ребёнком в спокойной и доверительной обстановке. Узнайте, что его беспокоит и почему ему тяжело посещать школу. Объясните, что в любом случае вы его поддержите, будете на его стороне и готовы помочь.
Нагнать программу
Если корень проблемы кроется в том, что ученик потерял нить обучения и не поспевает за программой, то решить это довольно легко. Для этого понадобиться чуть больше терпения и усидчивости. Например, нагнать программу можно занимаясь с учителем или даже самостоятельно по материалам из интернета, видеоурокам. Также в дополнение к обычным занятиям можно позаниматься в онлайн-школе, где ребёнок сможет учиться без страха задать любой вопрос и спокойно в своем темпе разбирать весь материал.
Решить проблему на месте
Если ребёнок стал жертвой травли одноклассников, в первую очередь стоит поговорить с учителем. Если вы нашли у учителя понимание проблемы и желание решить её, то он, как авторитетный взрослый, может деликатно выяснить причины такого поведения и попробовать наладить отношения между одноклассниками.
Если же проблема кроется в сложном отношении с учителями, то опять же стоит посетить школу и поговорить. Не набрасывайтесь с порога на учителя с криками и обвинениями. Будьте объективны и рассудительны. Важно определить источник проблемы, и, возможно, инцидент получится легко уладить.
Поменять школу
Если решить проблему в коллективе не удалось, можно задуматься о смене школы — это действительно может помочь. Однако стоит иметь в виду, что травля глубоко травмирует психику. У ребёнка закрепляются привычки и форма поведения жертвы, которые могут спровоцировать и новых одноклассников на повторение ситуации.
Перейти на дистанционное обучение
Рассмотрите вариант дистанционного обучения в онлайн-школе. Это поможет ребёнку отдохнуть, поучиться в комфортной домашней обстановке, подтянуть знания и настроиться на учёбу без травли, страха и дискомфорта от необходимости каждое утро рано вставать и идти в школу.
«Невероятно интересно. Очень спокойно. И, самое главное, у ребёнка/ученика искренний интерес к учёбе. Ему реально интересно понять/изучить, а не просто посидеть в школе для галочки».
Мама ученицы 7-го класса Домашней школы «ИнтернетУрок»
«Мы ни дня не пожалели, что перешли на обучение в онлайн-школу. Возможностей путешествовать, тренироваться, участвовать в мероприятиях очень прибавилось. Нет предвзятости учителей. Учимся из любой точки мира! Спасибо вам огромное!»
Родители ученика Домашней школы «ИнтернетУрок»
«Получила аттестат и медаль. Хочу выразить огромную благодарность за возможность учиться у вас. По моему мнению, ваша школа лучшая и предоставляет все нужные условия для комфортного обучения. За весь период обучения в школе я обрела возможность заняться саморазвитием, и теперь я не узнаю себя. Поменялось полностью мировосприятие и понимание различных вещей. И это лишь благодаря Вам. В обычной государственной школе весьма нелегко «быть, а не казаться», реализовать себя как личность и получать от жизни удовольствие».
Выпускница Домашней школы «ИнтернетУрок»
***
К сожалению, школофобия — частая причина потери интереса к учёбе и плохой успеваемости. И очень важно вовремя заметить эту проблему, поддержать ребёнка и дать ему альтернативный вариант учёбы, где ему будет комфортно и интересно. Не стоит надеяться, что ребёнок «перерастёт», «перетерпит» или «сам разберётся» со своими проблемами. Особенно, если в ситуации есть место буллингу. Закаляется характер вовсе не в конфликтах с одноклассниками, а в принятии действительно важных решений.
Вы когда-нибудь наблюдали признаки школофобии у себя или у своих детей? Что вы делали в таком случае? Поделитесь опытом в комментариях!