Учитель и ученик: как выстроить доверительное общение?
В новом учебном году в отношениях учителей и учеников станет ещё больше доверия и уважения. Поправки в «Закон об образовании» от 19.12.2023 № 618-ФЗ расширили права учителей. Раньше закон оберегал только учеников. Теперь под защитой и педагоги. За психологическое давление на учителя и нарушение дисциплинарных правил школа вправе наказать ученика, даже отчислить.
Ирина Воронцова, старший методист онлайн-школы «ИнтернетУрок», кандидат педагогических наук:
«Всех участников образовательного процесса (учеников, учителей) уравняли в правах. Ранее закон защищал только учеников от оскорблений и насилия. Сейчас же этот пункт применим и к учителям. Это должно создать более безопасную и уважительную атмосферу в школе. Также таким образом государство старается укрепить статус учителя и защитить его от неправомерных действий учеников. И это хорошо. Но как это будет на практике — вопрос пока риторический».
Защита учителей не только директивная мера. Важность дружеских отношений между учителем и учеником отметили 67 % россиян в опросе фонда «Общественное мнение».
На что влияют доверительные отношения между учителем и учеником:
-
Выше учебные результаты. Когда ученик доверяет учителю, он готов принимать его советы и более открыт к обучению, его оценки выше.
-
Меньше стресса. Доверительная атмосфера помогает школьнику чувствовать себя спокойно. Это снижает тревожность и страх перед ошибками.
-
Больше взаимопонимания. Учитель, с которым сформированы доверительные взаимоотношения, может лучше понять потребности и проблемы ученика и помочь ему в трудные моменты.
В этой статье подсказываем, как построить доверительные отношения с учителем, чтобы сделать обучение комфортным и результативным.
Находим подход
Каждому школьнику полезно избавиться от ложных стереотипов. Учителя — это не монстры. И не роботы, лишённые чувств. Каким бы строгим и неприступным ни казался педагог, к любому можно найти подход — так же, как учителя ищут подход к каждому ученику. Это взаимонаправленный процесс.
Кстати, хорошо бы не путать термины:
-
Учитель — тот, кто преподаёт учебный предмет в школе.
-
Преподаватель — эксперт, который сообщает студентам сведения из какой-либо области знания. Слово более уместно в средних и высших учебных заведениях, а не в школе.
-
Педагог — лицо, которое занимается преподавательской и воспитательной работой. Забавный факт: в Древней Греции педагогом называли не учителя, а раба, который сопровождал своего воспитанника в школу, а потом забирал домой.
То есть в школе учат учителя, а не «преподы». В колледжах и университетах — преподаватели. А классный руководитель — ещё и педагог, ведь кроме обучения он занимается и воспитательной работой. Обращаться к школьному учителю и педагогу лучше по имени и отчеству, если он сам не попросил называть его по имени.
Ведём себя открыто
Открытость — это ключ к доверию. А без доверия учёба может превратиться в каторгу.
Задаём вопросы
Если что-то непонятно на уроке, смело спрашиваем. Некоторые боятся, что вопросы могут вызвать раздражение учителя. Но в реальности дело обстоит скорее наоборот. Ученик, который задаёт вопросы по теме урока, демонстрирует стремление глубже понять предмет. А это не может не радовать учителя. Спросить можно лично после урока или написать сообщение.
Максим Оганов, предприниматель и маркетолог:
«Для построения отношений между учениками и учителями подойдёт способ “найти общие точки”. Самый простой путь — через интерес к предмету: задавать больше вопросов, а если это возможно, то спорить. Ничто не способствует доверию так, как обмен мнениями на равных.
Наш учитель литературы любил споры и обсуждения. И однажды на его уроке по “Капитанской дочке” я попросил слова и заявил: “Петя Гринёв — жалкий неудачник. Швабрин — вот кто настоящий герой!” Отличники повскакивали с мест: “Как — Швабрин? Какой Швабрин, он же предатель!” “Предлагайте ваши аргументы”, — улыбнулся учитель. Получился интересный урок-дискуссия. А мы с учителем продолжили диалог и после него: я всё пытался защитить Швабрина, а он отстаивал Петю, и это была словесная дуэль! Благодаря дискуссии о “Капитанской дочке” мы стали больше доверять мнению друг друга.
Конечно, не со всеми учителями можно спорить. И это не единственный способ найти общие точки. Также отлично работают внеклассные мероприятия, например экскурсии или походы. Нормально показывать учителю, что вам нравится или не нравится какая-либо картина в музее.
Тот же самый совет подойдёт и родителям. Хорошо бы найти общие интересы с учителем. Я знаю семью, которая подружилась с учителем сына, потому что у них были собаки одной породы и им всегда было что обсудить — любимых йорков».
Делимся мыслями
Если у вас есть идеи по улучшению качества уроков, стоит их высказать. Лучше всего делать это в формате предложения, а не критики, и тет-а-тет: в переписке или личном разговоре с учителем. Скорее всего, он оценит вашу вовлечённость в учебный процесс.
Уважаем учителя
Уважение — это основа любых здоровых отношений. Только в условиях взаимного уважения учителя и ученика возможно построение комфортного общения и эффективного обучения.
Слушаем внимательно
Когда учитель говорит, слушаем и не перебиваем. Вопросы лучше задавать не сразу, как они пришли в голову, а записать и задать, когда учитель спросит, всё ли всем понятно.
Следим за поведением
Уважительное отношение не только характеризует самого ученика как воспитанного и культурного человека, но и помогает создать благоприятную атмосферу на уроке. К тому же уважение к учителю означает и заботу об одноклассниках.
Благодарим
Работу учителя некоторые считают чем-то само собой разумеющимся. И всё же педагоги тратят жизнь и вкладывают душу в обучение школьников. Учителей важно благодарить.
Максим Оганов, предприниматель и маркетолог:
«С точки зрения психологии благодарность — двусторонний процесс. И этого ресурса всегда не хватает. Учителям — в том числе. Ответом на благодарность будет и приязнь, и доверие. При этом хорошо, если “спасибо” выражается и в словах, и в действиях. Самый простой способ — устно поблагодарить учителя за новые знания или за объяснение сложной темы. Можно написать записку, отзыв на сайте школы или послать e-mail.
Есть и косвенные методы: активность на уроке и во внеклассных мероприятиях — это тоже “спасибо”, сказанное без слов. Даже разборчивый почерк в тетрадях — проявление внимания и благодарности. Учитель будет знать, что вы хорошо справляетесь с задачами, внимательно относитесь к учёбе и внеурочным делам, даже в мелочах, — и будет вам доверять.
Сложности возможны, если благодарность будет выглядеть как подхалимство. Чтобы этого избежать, нужно быть искренним. Благодарность будет уместна и в том случае, если доверие выстраивается между родителями и учителем их ребёнка. Не нужно дорогих подарков, достаточно простого “спасибо” в школьном чате».
Проявляем инициативу
Взаимодействие — это именно взаимное действие. Если учитель не видит проявлений заинтересованности, вовлечённости в учебный процесс со стороны ученика, то его собственная мотивация вкладываться душой в занятия падает.
Педагогу важно видеть, что его труды не напрасны, что школьники не просто пассивно впитывают знания, но ценят его старания и сами стремятся эти знания обрести.
Участвуем в уроках
Активное участие в обсуждениях, выполнении заданий показывает, что вам нравится не только сам предмет, но и учебный процесс в целом. Например, можно превратить чтение стихотворения в короткое театральное представление. Творческий подход ученика к занятиям — бальзам на душу учителю.
Предлагаем помощь
Взаимодействие с педагогом не только про оценки и домашние задания. Важны и простые человеческие отношения взаимопомощи и поддержки. Конечно, речь не о решении бытовых проблем учителя вроде починки сломавшейся стиральной машины — это уже подхалимаж, — а о помощи с организацией урока или мероприятия. Например, учителю нужно конвертировать запись раритетной лекции для урока с VHS-кассеты в цифровой формат — в этом случае будет уместно предложить помощь.
Создаём положительное впечатление
Из взаимоотношений ученика и учителя нельзя исключать и субъективный фактор. И дело, конечно, не во внешности школьника, а в первую очередь в его характере. Соблюдение простых принципов поможет избежать конфликтных ситуаций и наладить контакт с педагогом.
Проявляем ответственность
Важно выполнять домашние задания и вовремя появляться в школе или на виртуальных созвонах (в зависимости от того, в каком формате вы учитесь). Так вы продемонстрируете ответственный подход к обучению и уважение к труду педагога.
Поддерживаем позитивный настрой
Улыбка и доброжелательное отношение к учителю и одноклассникам создают приятную атмосферу в коллективе. А вот подковёрные игры, сарказм и злые шуточки токсичны. Даже если поначалу мишенью становятся только учителя, дальше буллинг может перенаправляться на кого-то из учеников.
Помним о личном пространстве
Важно уважать личные границы каждого человека, чувствовать их и не нарушать. И учителя в этом вопросе не исключение.
Избегаем слишком личных вопросов
Если учитель не хочет делиться чем-то личным, уважаем его выбор и не настаиваем с просьбами ответить. У всех нас есть мысли и переживания, которые мы не готовы открывать.
Соблюдаем дистанцию
Не стоит слишком навязываться, если учитель занят или прямо сейчас не готов к общению. Каждому иногда необходимо побыть одному.
Обсуждаем свои успехи и трудности
Обратная связь в системе школьного образования — важный инструмент. Педагогу важно понимать, насколько эффективно построен процесс обучения, довольны ли ученики, требуются ли корректировки учебной программы.
Делимся достижениями
Полезно рассказывать учителю о своих успехах. Это поможет ему увидеть прогресс. Достижения ученика — повод для гордости его наставника.
Обсуждаем трудности
Если возникают проблемы с учёбой, ими тоже стоит поделиться с учителем. Он сможет предложить помощь и поддержку.
И ещё кое-что важное. Доверие — это двусторонний процесс. Стремление ученика к общению и сотрудничеству может значительно улучшить отношения с учителем. Такие отношения способствуют не только академическому успеху, но и личностному развитию учащихся.