Классы
Предметы

Решение задач

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Решение задач

Тема данного видеоурока: «Решение задач». На этом уроке вы вместе с преподавателем будете рассуждать, производить решение задач и учиться делать краткую запись к условию задачи в виде схемы. В конце занятия вы повторите, из каких основных частей она состоит. Кроме того, дадите определение простой и составной задачи, рассмотрите конкретные примеры.

Урок: Решение задач

1. Пример 1: решение простой задачи

На данном уроке мы будем рассуждать, работать с задачами и делать краткую запись к условию задачи.

Рассмотрим задачу:

 

Задача 1

Белочка делала запасы на зиму. В понедельник она нашла 10 орехов. Во вторник - еще 10 орехов. И в среду белочка нашла 10 орехов. Сколько всего орехов нашла белочка?

Разберемся, какие составные части можно выделить в задаче:

"Белочка делала запасы на зиму. В понедельник она нашла 10 орехов. Во вторник - еще 10 орехов. И в среду белочка нашла 10 орехов." - это условие нашей задачи.

"Сколько всего орехов нашла белочка?" - это вопрос задачи.

Условие и вопрос задачи можно представить в виде схемы. Для этого изобразим орехи, которые находила белочка, отрезками.

В понедельник она нашла 10 орехов (рис. 1.)

Рис. 1.

 

Во вторник белочка тоже нашла 10 орехов (рис. 2.):

Рис. 2.

 

И в среду белочка нашла 10 орехов (рис. 3.):

Рис. 3.

 

В вопросе спрашивалось, сколько всего орехов нашла белочка. Слово "всего" мы передадим в схеме при помощи фигурной скобки (рис. 4.):

Рис. 4.

Решим эту задачу. В ней неизвестно целое, поэтому для нахождения целого мы выполним действие сложения.

10+10+10=30 (ор.)

Мы узнали, что белочка нашла 30 орехов. Теперь необходимо записать ответ. Вопрос был: "Сколько всего орехов нашла белочка?"

Ответ: 30 орехов.

После решения проверим, все ли элементы записаны. Мы записали краткое условие и вопрос в виде схемы, решение задачи и ответ.

2. Пример 2: решение составной задачи

Данная задача простая, а теперь мы решим составную задачу.

Задача 2

Запасливая белочка нашла 6 шишек, а грибов - на 2 больше. Сколько всего запасов сделала белочка?

Представим грибы и шишки в виде отрезков и сделаем краткую запись задачи. Шишек белочка нашла 6, а грибов - на 2 больше (то есть столько же и еще 2). В вопросе встретилось слово "всего". Чтобы узнать, сколько всего запасов сделала белочка, необходимо объединить шишки и грибы. Схема к такой задаче (рис. 5.):

Рис. 5.

Эта задача составная и не решается в одно действие, так как мы сразу не можем ответить на ее вопрос. Сначала найдем, сколько грибов нашла белочка. Она нашла грибов на 2 больше, чем шишек. Значит надо к количеству шишек добавить 2.

6+2=8 (гр.)

Теперь мы знаем, что белочка нашла 8 грибов и 6 шишек. Узнаем, сколько всего запасов сделала белочка. Для этого сложим количество шишек с количеством грибов.

8+6=14 (з.)

Ответ: 14 запасов.

3. Пример 3: решение логической задачи

Решим еще одну задачу, для ее решения необходимо рассуждать логически.

Задача 3 (рис. 6.)

Оля, Таня и Маша делали фигурки из бумаги. Они сделали корову, павлина и зайца. Какую фигурку сделала каждая из девочек, если:

Оля не делала ни корову, ни зайца.

Маша не делала корову.

Рис. 6.

Решение (рис. 7.)

Если Оля не делала ни корову, ни зайца, значит, Оля сделала павлина. Маша не делала корову, значит, Маша сделала фигурку зайца. А Таня сделала фигурку коровы.

Рис. 7.

Сегодня на уроке вы узнали, как сделать краткую запись к условию задачи в виде схемы.

4. Составные части задачи

В любой задаче выделяют 4 ее составные части:

1.  Условие

2.  Вопрос

3.  Решение

4.  Ответ

Чтобы решить задачу, нужно:

1)  Прочитать ее условие.

2)  Подумать, с помощью какого действия вы ответите на вопрос задачи.

3)  Решить задачу по действиям или выражением.

4)  Правильно записать ответ.

5. Простые задачи

Простыми называются задачи, на вопрос которых можно ответить сразу, с помощью одного математического действия.

Рассмотрим пример простой задачи (рис. 8.):

Зайчик и лисенок вешали на елку новогодние шарики. Зайчик повесил 5 шариков, а лисенок - 4. Сколько всего игрушек повесили на новогоднюю елку оба животных?

Рис. 8.

Мы знаем, сколько шариков повесил зайчик и сколько шариков повесил лисенок. Чтобы ответить на вопрос задачи, нужно просто сложить количество шариков зайчика и количество шариков лисенка. Это можно сделать при помощи одного действия, поэтому такая задача простая.

Решение

5+4=9 (иг.)

Ответ: 9 игрушек.

6. Составные задачи

Составной называется задача, в которой на главный вопрос невозможно ответить при помощи одного действия. Составная задача состоит из нескольких простых. Для того чтобы ответить на главный вопрос задачи, нужно решить эти простые задачи. Рассмотрим пример составной задачи (рис. 9.):

Зайчик, котенок и лисенок играли в прятки. Зайчонок спрятался 5 раз. Котенок спрятался на 2 раза меньше, чем зайчонок. А лисенок на 6 раз больше, чем котенок. Сколько раз всего спрятались все три животных?

Рис. 9.

Чтобы ответить на главный вопрос задачи, необходимо сначала найти, сколько раз спрятался котенок.

5-2=3 (р.)

Затем найдем, сколько раз спрятался лисенок.

3+6=9 (р.)

Потом сложить все три числа, чтобы ответить на главный вопрос задачи.

5+3+9=17 (р.)

Ответ:17 раз.

 

Список рекомендованной литературы

1. Александрова Э.И. Математика. 2 класс. М.: Дрофа – 2004.

2. Башмаков М.И., Нефёдова М.Г. Математика. 2 класс. М.: Астрель – 2006.

3. Дорофеев Г.В., Миракова Т.И. Математика. 2 класс. М.: Просвещение – 2012.

 

Дополнительные веб-ресурсы

1. Задачи по математике 2 класс (Источник).

1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник).

2. Социальная сеть работников образования nsportal (Источник).

 

Сделай дома

Решите следующие задачи:

На одной полке 5 книг, а на другой - на 2 книги больше. Сколько книг на двух полках?

На дереве сидело 15 птиц. Прилетело еще 5 птиц. Сколько птиц стало на дереве?

Лена очистила 7 картофелин, а Катя - на 2 картофелины больше, чем Лена. Маша очистила на 4 картофелины меньше, чем Катя. Сколько картофелин почистили девочки все вместе?