Классы
Предметы

Биологические ритмы. Сон и его значение

На сегодняшнем занятии мы рассмотрим тему «Биологические ритмы. Сон и его значение». Узнаем, какое значение у сна в жизни человека, какие существуют стадии сна и чем они характерны. Рассмотрим, что такое сновидения и к чему приводят нарушения сна.

Введение

Че­ло­век про­во­дит во сне треть жизни, он необ­хо­дим ему, как вода или пища. Если че­ло­век не спит более трех суток, у него на­ру­ша­ют­ся  вни­ма­ние, па­мять, при­туп­ля­ют­ся эмо­ции, па­да­ет ра­бо­то­спо­соб­ность. Без сна в течение пяти дней у человека могут наступить галлюцинации слуховые и зрительные, без сна человек может умереть от нервного истощения.

Сон – на­сту­па­ю­щее  через опре­де­лен­ные про­ме­жут­ки вре­ме­ни фи­зио­ло­ги­че­ское состояние покоя и от­ды­ха, при ко­то­ром прак­ти­че­ски пол­но­стью пре­кра­ща­ет­ся ра­бо­та со­зна­ния, сни­жа­ют­ся ре­ак­ции на внеш­ние раз­дра­жи­те­ли.

Зна­че­ние сна в жизни че­ло­ве­ка

Существуют две гипотезы.

Гипотеза 1

Во время сна про­ис­хо­дят вос­ста­но­ви­тель­ные про­цес­сы в раз­лич­ных тка­нях ор­га­низ­ма. Налаживается работа органов и тканей.

Гипотеза 2 (в гипотезе рас­крыта суть функ­ций сна в про­цес­сах за­по­ми­на­ния).

Во время сна про­ис­хо­дит упо­ря­до­че­ние по­сту­пив­шей за день ин­фор­ма­ции, устра­ня­ет­ся ин­фор­ма­ци­он­ная пе­ре­груз­ка, вос­при­ни­ма­ю­ща­я­ся че­ло­ве­ком как ум­ствен­ное утом­ле­ние. В опе­ра­тив­ной па­мя­ти оста­ет­ся толь­ко то, что тре­бу­ет­ся за­пом­нить для по­сле­ду­ю­щей де­я­тель­но­сти, в том числе и за­учен­ная на­ка­нуне ин­фор­ма­ция. 

Обе эти ги­по­те­зы верны.

Стадии сна

Сон не яв­ля­ет­ся од­но­род­ным со­сто­я­ни­ем мозга и ор­га­низ­ма, со­сто­ит из ста­дий – ме­длен­но­го и быст­ро­го сна.

Медленный сон наступает при засыпании.

Мед­лен­ный сон:

  • сни­жается мы­шеч­ный то­ну­с;
  • ды­ха­ние и пуль­с становятся реже;
  • от­сут­ствует дви­же­ния глаз;
  • ка­че­ствен­ное из­ме­не­ние ак­тив­но­сти мозга.

При про­буж­де­нии че­ло­век от­ме­ча­ет, что у него не было сно­ви­де­ний.

Быстрый сон наступает после медленного сна.

Быст­рый сон:

  • тонус мышц па­да­ет до нуля;
  • уси­ли­ва­ет­ся моз­го­вой кро­во­ток;
  • эпи­зо­ди­че­ски воз­ни­ка­ют быст­рые дви­же­ния глаз­ных яблок, мы­шеч­ные по­дер­ги­ва­ния в от­дель­ных груп­пах мышц;
  • эпи­зо­ди­че­ские подъ­емы и па­де­ния кро­вя­но­го дав­ле­ния;
  • ак­тив­ная де­я­тель­ность мозга, неот­ли­чи­мая от ак­тив­но­го бодр­ство­ва­ния.

При про­буж­де­нии че­ло­век от­ме­ча­ет, что у него были сно­ви­де­ния.

Ноч­но­й сон состоит из че­ре­ду­ю­щих­ся мед­лен­но­го и быст­ро­го сна. Весь ноч­ной сон со­сто­ит из 4–6 цик­лов. Каждый из типов сна очень важен.

Сновидения

В сновидениях человек по­па­да­ет в даль­ние стра­ны, раз­го­ва­ри­ва­ет с жи­вот­ны­ми, ста­но­вит­ся об­ла­да­те­лям каких-то фантастических спо­соб­но­стей и т. д. Сно­ви­де­ния – нор­маль­ная пси­хи­че­ская де­я­тель­ность мозга.

При пробуждении в ста­дии быст­ро­го сна примерно 90 % людей де­таль­но помнят сновидения, а если в ста­дии мед­лен­но­го сна – около 7–10 %.

Ха­рак­тер сно­ви­де­ний зависит от событий и пе­ре­жи­ва­ни­й про­шед­ше­го дня, свя­зан со сле­да­ми про­шлых со­бы­тий. Иван Ми­хай­ло­ви­ч Се­че­нов говорил, что сно­ви­де­ния – это «небы­ва­лые ком­по­зи­ции бы­ва­лых впе­чат­ле­ний».

Во сне про­ис­хо­дит слож­ная пси­хи­че­ская де­я­тель­ность, которая спо­соб­ству­­ет ху­до­же­ствен­ным и на­уч­ным от­кры­ти­ям, могут решиться про­бле­мы, ко­то­рые сложно было решить в со­сто­я­нии днев­но­го бодр­ство­ва­ния.

Нарушения сна

На­ру­ше­ния сна происходят часто. На­при­мер, бес­сон­ни­ца может быть из-за умень­ше­ни­я или от­сут­стви­ем фи­зи­че­ско­го утом­ле­ния. Поражает в основном пожилых людей. Из­ме­не­ния в тра­ди­ци­он­ном су­точ­ном ритме тоже вызывают нарушения сна. Ноч­ная ра­бо­та, ве­чер­ние раз­вле­че­ния наруша­ют пра­виль­ный ритм смены сна и бодр­ство­ва­ния, они раз­дражают и ис­то­ща­ют нерв­ную си­сте­му. Пе­ре­груз­ка ин­формацией, вы­со­кий темп жизни – все это спо­соб­ству­ет рас­строй­ствам выс­шей нерв­ной де­я­тель­но­сти и сна.

Пра­ви­ла ги­ги­е­ны сна

Для нормального суточного сна нужно пом­нить о су­точ­ном ритме ор­га­низ­ма и со­блю­дать пра­ви­ла ги­ги­е­ны сна.

  • Придерживаться ре­жи­ма. Сон яв­ля­ет­ся ча­стью су­точ­но­го био­ло­ги­че­ско­го ритма, дол­жен зани­мать одну и ту же фазу в каж­дом цикле. Нере­гу­ляр­ные часы сна плохо сказываются на организме (рис. 1).

Рис. 1. Время сна

  • Ве­чер­ние часы посвящать отдыху, расслаблению (рис. 2). Перед сном избегать воз­буждающей де­я­тель­но­сти, не объедаться, ужинать не позднее чем за два часа до сна.

Рис. 2. Отдых

  • Не пить на­пит­ки, со­дер­жа­щие ко­фе­ин (кофе, чай, ко­ка-ко­ла), из-за них человек плохо засыпает (рис. 3).

Рис. 3. Напитки, нарушающие сон

  • Хо­ро­шая об­ста­нов­ка для сна. Лучше всего от­ды­хать в за­тем­нен­ной, тихой, хорошо проветриваемой  комнате.  Кро­вать должна быть такого размера, чтобы во сне можно было сво­бод­но пе­ре­во­ра­чи­вать­ся, принимать удоб­ную позу. Одежда должна быть свободной. Спать сле­ду­ет пре­иму­ще­ствен­но на пра­вом боку. По­душ­ку подбирать не слишком жесткую и высокую.
  • Соблюдать временные рамки сна. Подростку необходимо спать 8 часов в сутки, взрослому – 7 часов.

Заключение

Из­бы­точ­ный сон вре­ден, а креп­кий и здо­ро­вый сон является залогом хорошего настроения и высокой ра­бо­то­спо­соб­но­сти го­лов­но­го мозга.

Недо­сы­па­ние – одна из наи­бо­лее ча­стых при­чин нев­ро­зов в дет­ском и под­рост­ко­вом воз­расте.

 

Список литературы

  1. Колесов Д.В. и др Биология. Человек. Учебник для 8 класса. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 2002. – 336 с.
  2. Вахрушев А.А., Родионова Е.И. и др. Биология. 8 класс. (Познай себя). – М.: 2009. – 304 с.
  3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. 8 класс. – 3-е изд., перераб. – М.: 2008. – 272 с.
  4. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. Учебник для 8 класса. – М.: 2012. – 288 с.
  5. Рохлов В.С., Трофимов С.Б. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. – 2-е изд., стер. – М.: 2007. – 287 с.
  6. Пасечник В.В. и др. Биология. 8 класс. – М.: 2010. – 255 с.
  7. Любимова З.В., Маринова К.В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. – М.: 2012. – 255 с.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет портал «sbio.info» (Источник)
  2. Интернет портал «grandars.ru» (Источник)
  3. Интернет портал «gelib.ru» (Источник)

 

Домашнее задание

  1. Дайте определение сну.
  2. Какие стадии сна вы знаете?
  3. Каких правил гигиены следует придерживаться, чтобы быть здоровым и бодрым?