Онлайн-школа для детей с СДВГ: панацея или нет?

Онлайн-школа — вариант обучения для детей с синдромом дефицита внимания и/или гиперактивности. Однако это не универсальное решение. В статье рассматриваем преимущества и недостатки семейного обучения для детей с СДВГ.
Плюсы семейного обучения для детей с СДВГ
Онлайн-школы создают условия, при которых детям с обсуждаемым синдромом проще учиться.
Гибкий график занятий
Онлайн-школы предлагают более удобное расписание, возможность выбирать темп изучения материала. Это полезно для детей, которым трудно концентрироваться. В традиционных классах им сложно следовать строгому расписанию, соблюдать общие требования к поведению.
Не любая онлайн-школа полезна ребёнку с СДВГ!
Меньше всего подойдёт синхронный формат, когда уроки проходят по видеосвязи в реальном времени. Скорее всего, ребёнок будет отвлекаться даже чаще, чем в обычной школе, и многое упустит. Ученикам с СДВГ проще даются асинхронные уроки, без привязки ко времени.
В нашей школе «ИнтернетУрок» дети учатся в своём режиме и темпе, по составленному вместе с родителями расписанию. Занятие можно поставить на паузу, пересмотреть непонятный фрагмент. Домашку нужно сдать в любое время до конца четверти. Такой подход позволяет подстроиться под ребёнка и одновременно мотивирует меньше лениться и отвлекаться.
Больше информации запоминается
Ребёнку с СДВГ тяжело удерживать внимание на протяжении 45 минут классического урока. После первых 8–10 минут внимание рассеивается. В этом смысле онлайн-школы — рациональное решение. Формат записанных видеоуроков позволяет «упаковывать» знания порциями, которые проще запомнить.
В нашей школе уроки построены в формате «гусеницы». Занятия начинаем с короткого ролика с фактом по теме урока, с которым точно сталкивался каждый.
После вступительного ролика можно сделать паузу или сразу перейти к разбору основной темы, которая раскрывается одним или несколькими последовательными короткими видеоуроками. После каждого небольшого модуля видеоурока — новый тип деятельности: школьник закрепляет знания на тренажёрах.
После этого ученик может посмотреть видеоконсультацию. Если что-то непонятно, задаёт вопросы учителю в чате. После этого выполняет домашнее задание на оценку. В любой момент можно сделать перерыв, выплеснуть энергию, например, попрыгать, побегать.
Меньше отвлекающих факторов
Учёба дома позволяет создать комфортную среду, где меньше раздражителей: шума, посторонних разговоров. Это особенно важно для детей с СДВГ, которых легко отвлекают внешние факторы.
Рекомендуем обратить внимание и на оформление личного кабинета школы. Детям с СДВГ проще что-либо запомнить, если меньше анимаций, перегруженных страниц, отвлекающих всплывающих окон. Именно такой дизайн в нашей школе «ИнтернетУрок». Насколько он вам подходит, предлагаем оценить своими глазами. Если оставите контакты в форме ниже, откроем пробный доступ с полным функционалом.
Возможность переключаться между активностью и отдыхом
Для многих детей с СДВГ важна физическая активность. Обучаясь дома, ребёнок может делать перерывы на разминку или прогулки тогда, когда ему захочется. Это улучшает концентрацию. В традиционной школе такие возможности ограничены рамками урока.
Меньше стресса от общения
Детям с СДВГ бывает трудно общаться с другими учениками в обычной школе. Им сложно долго слушать, соблюдать правила поведения. Многие становятся жертвами травли. Онлайн-школа сводит к минимуму необходимость постоянного общения с одноклассниками. Это снижает стресс, позволяет сосредоточиться на учёбе.
Минусы обучения детей с СДВГ в онлайн-школе
Всё-таки онлайн-школа не панацея. У семейного обучения есть и недостатки, из-за которых этот вариант может не подойти.
Зависимость успехов от дисциплины
Несмотря на гибкость онлайн-образования, оно требует высокой степени самодисциплины. Ребёнку с СДВГ бывает сложно организовать своё время и придерживаться графика самостоятельно. Без чёткой структуры урока и поддержки взрослых ученик может не разобраться, как организовать день, и прокрастинировать вместо учёбы.
Наши уроки уложены в структуру «гусеницы». Ученик видит свой прогресс по уроку, предмету, количество выполненных заданий на крупном дашборде «Статистика». Это элемент самоконтроля, где можно посмотреть разные графики со своими учебными достижениями.
Ограниченный контакт с педагогами
Многие онлайн-платформы предоставляют поддержку учителей. Но она всё же менее интенсивная, чем в обычной школе. В нашей онлайн-школе «ИнтернетУрок» ученики получают достаточно внимания. Учителя дают развёрнутую обратную связь по письменным заданиям, отвечают на вопросы школьников в чате.
Нехватка социализации
Изоляция от ровесников в онлайн-школе может негативно сказаться на эмоциональном развитии.
Однако семейное образование позволяет социализироваться без токсичности. Время, сэкономленное на дороге, перекличках и прочих бесполезных ритуалах, можно посвятить, например, клубам по интересам.
Лариса Окулик, психолог, коуч по детско-родительским отношениям:
«Многие дети сейчас хотят перейти в онлайн-школу потому, что в обычной у них не складываются отношения с одноклассниками. Кому-то не нравится атмосфера, кого-то буллят. Онлайн-школа — спасение от стресса: не надо всё время общаться с другими детьми — а значит, и стресса на порядок меньше.
C другой стороны, изоляция от сверстников может вызвать тревогу, чувство одиночества, даже депрессию. Если школьнику не хватает живого общения, поддержки ровесников, могут возникнуть проблемы с развитием социальных навыков».
Необходимость контроля
Обучение на дому требует участия родителей. Если члены семьи работают, им может не хватать времени, чтобы помогать ребёнку с организацией учебного процесса и мотивацией. В нашей школе адаптироваться и научить планированию может помочь наставник.
В сухом остатке онлайн-школа может быть хорошим вариантом образования для детей с СДВГ. Главные достоинства — это гибкость, минимум отвлекающих факторов, возможность смотреть и запоминать материал удобными порциями. Однако успехов не будет без дисциплины, а также поддержки со стороны родителей и педагогов. А недостаток социализации хорошо бы восполнять общением вне учёбы.
В нашей школе учатся в числе других и дети с СДВГ. Мы нашли подход к таким особенным ученикам, помогаем им раскрыть потенциал в максимально комфортных условиях. Наша программа подходит и детям без диагноза, у которых проблемы с усидчивостью. Если оставите контакты, расскажем подробности.