Назад
views 261
calendar 03 декабря 2024

Как решить вопрос дисциплины на дистанционном обучении

Как решить вопрос дисциплины на дистанционном обучении
Фото: LightField Studios, Shutterstock
contents Оглавление
Свернутьarrow
Шпаргалка, как развить самоконтроль и больше успевать в онлайн-школе

В онлайн-школах ученики относительно свободны. Они могут путешествовать, заниматься спортом, творчеством, саморазвитием. Однако при такой свободе легко расслабиться. Или даже прокрастинировать, откладывать учёбу на последние дни четверти. Чтобы этого не происходило, важно развивать дисциплину на дистанционном обучении, научить ребёнка самостоятельно организовывать рабочее время. В будущем это поможет ему в работе — например, на удалёнке или фрилансе. Впрочем, в офисе тоже ценят тех, кому не нужно указывать, что и когда делать. 

Евгения Лядущенкова, методист онлайн-школы «ИнтернетУрок»:

«Онлайн-образование становится всё более популярным способом получения знаний. За 7 лет количество учеников онлайн-школ выросло с 62,3 до 117,7 тысячи, по данным Минпросвещения и Минобразования. На результаты учёбы существенно влияет дисциплина. Она позволит организовывать день, следовать учебному плану и не отвлекаться на внешние факторы».

Решение вопроса дисциплины на онлайн обучении от методиста популярной школы

Как помочь наладить, повысить и контролировать дисциплину на онлайн-обучении, подсказываем в статье. 

Как повысить дисциплину на онлайн-обучении

Прежде всего рекомендуем научить ребёнка грамотному планированию. Это важнейший навык на дистанционном обучении

Михаил Волков, методист онлайн-школы «ИнтернетУрок»:

«Вот несколько способов, которые помогут вам развить самодисциплину: 

  • постановка чётких целей;

  • планирование времени;

  • создание благоприятной среды;

  • развитие привычки к регулярным занятиям;

  • отслеживание прогресса;

  • поощрение себя за успехи;

  • работа над эмоциональной устойчивостью;

  • поиск поддержки».

Способы повысить дисциплину на дистанционном обучении от педагога онлайн-школы

Научить планировать график

Больше успеть и меньше уставать позволяет грамотно спланированный график занятий. 

Ирина Воронцова, кандидат педагогических наук, старший методист онлайн-школы «ИнтернетУрок»:

«Самый важный способ развить самодисциплину на онлайн-обучении — создать чёткий структурированный график занятий. В отличие от традиционного обучения со строгими рамками, онлайн-образование требует от школьников большей самостоятельности и самоорганизации. Важно определить оптимальное время суток для обучения. Это время, когда школьник может успешно воспринимать информацию, быть наиболее сосредоточенным и активным. Оптимальным временем может быть утро, день или вечер. Главное — придерживаться этого времени каждый день». 

Как планировать график на онлайн-обучении, рассказывает кандидат экономических наук

Способы больше успевать на онлайн-обучении:

  • Фиксируем план занятий на бумаге или в электронных таблицах. Это избавит от необходимости помнить детали. К тому же бумажные расписания, графики наглядны: можно вычёркивать то, что уже сделали, рисовать мотивашки, клеить наклейки.

  • Составляем режим дня с учётом всех задач. Сперва в распорядок дня вносим «жёсткие» задачи, которые привязаны к конкретному времени, например поход к репетитору. Вокруг них записываем важные задачи, которые не привязаны ко времени. В последнюю очередь пишем менее важные задачи, которые не привязаны ко времени, — например, прогулку, помощь по дому, сериал. 

  • Чередуем учёбу и физическую активность, обед и творческие задачи. Это нужно, чтобы не перегрузить мозг информацией. Например, после физических упражнений мозг начинает лучше работать, поэтому между сложными предметами лучше запланировать тренировку или хотя бы прогулку.

  • Учитываем сложность предметов. В санитарных нормах (СанПин) есть шкала сложности предметов. На онлайн-обучении можно использовать эту градацию. Например, не ставить в один день химию, физику и математику — это слишком большая нагрузка. Лучше между этими предметами изучить более простые литературу или историю. 

  • Просыпаемся за 1–1,5 часа до начала учёбы, если день начинается с неё. Это время нужно, чтобы проснуться, взбодриться, позавтракать, привести себя в порядок.

  • Учитываем биоритмы. У детей на семейном образовании есть «бонус» — им не нужно вставать в 7 утра и спешить на учёбу. Можно ориентироваться на свои биологические часы. В том числе вставать позже или раньше, делать уроки на пике интеллектуальной активности, а творчеством заниматься, когда творческая активность на максимуме. 

Гештальт-терапевт, бизнес-тренер Антон Нефёдов в книге «Право быть совой» пишет о том, что у каждого человека есть периоды разных активностей: физической, творческой, интеллектуальной. Они чередуются с естественными спадами активности. Если организовать день с учётом этих особенностей, то учиться получится быстрее, эффективнее и без страданий.

Евгения Лядущенкова:

«Правильно составленный режим дня обязательно включает разграниченное время на учёбу и на отдых. В среднем наиболее активными часами являются промежутки с 10 до 12 и с 16 до 18 часов. Однако у каждого ребёнка свой индивидуальный пик продуктивности. 

Важно не расстраиваться, если на начальном этапе ребёнок не сможет чётко придерживаться установленного времени отдыха и учёбы. Как и другие навыки, планирование приходит с опытом. Однако соблюдение режима дня вносит элемент упорядоченности. Это помогает школьнику быть более спокойным и менее тревожным». 

Планированию нужно учиться. Хорошо, если первое время родители будут помогать с планированием. Например, покажут, как они сами составляют расписание и следуют ему. Постепенно этим можно увлечь и школьника. 

Ирина Воронцова:

«Установить время занятий важно с первого дня онлайн-обучения. Тогда в учебное время школьник не будет планировать другие дела. Это сложно, так как онлайн-обучение требует высокой степени самообладания и дисциплины. Часто есть соблазн отложить изучение материалов или выполнение домашних заданий на потом, а сейчас, например, посмотреть интересный фильм или поиграть с другом в приставку. Поэтому, чтобы не возникало сложностей в управлении временем, нужно его планировать с начала учебного года».

Помочь начать

Даже наличие идеального графика учёбы не гарантирует его точного соблюдения. Но есть способ, который выведет школьника из ступора.

Михаил Волков:

«На самодисциплину при онлайн-обучении влияет начало процесса. Часто тяжело именно начать. Например, приступить к чтению, изучению материала, выполнению задания. Думаю, каждый сталкивался с подобным. Мы откладываем на потом некоторые дела, решение проблем. Приступая к ним, понимаем, что необходимо просто начать. Важно объяснить это школьнику. Дальше процесс обучения пойдёт быстрее и проще. Томительные ожидания, мысли о том, что надо делать, — всё это отягощает любого человека, тем более подростка».

Организовать рабочее место

Ученикам онлайн-школ не столь важно, где они учатся: на берегу моря, в аэропорту, в деревне или дома. Однако хорошо организованное рабочее место способствует поддержанию дисциплины на дистанционном обучении.

Евгения Лядущенкова:

«Правильно организованное рабочее место помогает соблюдать дисциплину на онлайн-обучении. Для учёбы обязательно необходимо специальное пространство в вашем доме. Многим нравится учиться, лёжа с ноутбуком в постели. Но для большей продуктивности наш мозг должен чётко разграничивать для себя разные зоны. Кровать — место отдыха и сна. Рабочий стол — место для учёбы. Вид рабочего места может настроить на учёбу.

Желательно, чтобы все предметы на рабочем столе относились именно к учёбе. Пусть все канцелярские принадлежности будут красивыми. Это создаст дополнительное положительное подкрепление для обучения. Можно использовать на рабочем месте стикеры. Они способствуют расстановке приоритетов в учебных делах». 

Способы подготовить рабочее место для продуктивной учёбы в онлайн-школе:

  • Размещаем на рабочем столе компьютер или ноутбук и учебные принадлежности. Продумываем освещение. 

  • Приучаем поддерживать порядок на рабочем столе. Убираем игрушки и другие предметы, которые могут отвлекать от учёбы. Допустимо оставить милые сердцу вещицы: антистресс-игрушки, карандашницы, планеры, часы. Главное, чтобы они радовали, а не отвлекали. 

  • Учим переодеваться для учёбы. Это не про рубашки и пиджаки. Достаточно удобных брюк и футболки. Необходимо разграничивать домашнюю и условно учебную одежду. 

Как мотивировать

На дисциплину при любом обучении, включая онлайн-формат, сильно влияет мотивация. Без неё школьник будет учиться кое-как.

Мотивация — это движущая сила деятельности, ответ на вопрос «зачем я это делаю?».

Бесполезно ругать ребёнка, критиковать, лишать его карманных денег. Он будет учиться самостоятельно только тогда, когда будет понимать, зачем ему это нужно. То есть когда мотивация внутренняя, а не внешняя. 

Примеры внешней и внутренней мотивации к учёбе

Шпаргалка от педагога, как повысить мотивацию на дистанционном обучении

Мотивация формируется по-разному в зависимости от возраста. Разберём две основные возрастные группы школьников и то, как возникает мотивация. 

Дети до 12 лет

Ученики начальной школы не делают то, что им не интересно. Бесполезно уговаривать ребёнка сесть за скучные уроки фразами вроде «надо — значит, надо». Ребёнка до 12 лет особенно важно увлечь. 

Как заинтересовать учёбой школьника младше 12 лет:

Выбираем учителей, которые интересно преподают. То есть используют наглядные примеры, сюжетные задачи, диктанты, которые интересно писать.

  • Также ученикам начальной школы нравится проявлять себя в творчестве: лепить, клеить, рисовать. Это может стать подспорьем в учёбе. 

  • Хвалим не только за пятёрки. Отмечаем самостоятельность, любопытство, упорство. Поощряем интересные находки, положительную динамику в учёбе. 

  • Дополняем уроки развлечениями в сфере науки. Можно смотреть шоу, видеоролики, документальные фильмы по истории, искусству, изучать биографии известных личностей, ходить в научные музеи. 

  • Показываем ребёнку собственную заинтересованность учёбой. Младшие школьники охотно подражают родителям. Конечно, не стоит делать с ребёнком задания. Но полезно вместе выступить с лекцией для родных. Или протестировать знания родителей (по предмету, в котором они уверены). 

Михаил Волков:

«Значимый пример самоорганизации для школьников — это достижения взрослых, особенно родителей. Стимулом может стать факт, что родители всё успевают, успешны в работе, занимаются семьёй, саморазвитием, реализуют свои увлечения».

В начальной школе дети учатся, чтобы быть не хуже других. Им важно, чтобы учителя их хвалили, а родители ими восхищались. Мотивация держится в основном на внешних стимулах. Однако после 12 лет внешние стимулы перестанут работать так успешно, как раньше. То есть к 5-му классу нужно постепенно сформировать внутреннюю мотивацию, 

Подростки старше 12 лет

После 12 лет работает мотивация, завязанная на интересе к процессу деятельности. Например, если ребёнку интересна история, то проблем с изучением предмета не будет. 

Интересы ученика, который перешёл из начальной в среднюю школу, ещё неустойчивые. Подросток может начинать дело, бросать его, терять интерес к чему-либо под влиянием сверстников. К тому же в 5-м классе много новых предметов, часть из которых может нравиться, а часть — нет. И всё же после 5-го класса дети уже могут заниматься тем, что им не очень интересно, если есть мотив. 

Как повысить мотивацию учиться у подростков старше 12 лет:

  • Поддерживаем школьника, когда видим слабый интерес. Это могут быть любые внешние стимулы: поход в кино, похвала. Однако внешнее подкрепление сработает, только если мотивация ослабла. Если её и не было, положительные стимулы, скорее всего, будут бесполезны.

  • Формируем мотивацию достижения. Помогаем подростку почувствовать вкус победы, успеха. В ответ на это он получит выброс гормонов радости. А после будет снова стремиться к успеху, чтобы испытать удовлетворение от проделанной работы. 

Мотивация достижения — основа внутренней мотивации. Если родитель сможет создать ситуацию успеха для ребёнка, то в будущем его вмешательство с внешними подкреплениями не понадобится.

Для подростков хорошим мотивом может стать будущая профессия. Можно познакомить ребёнка с разными университетами, профессиями, интересными людьми. Подросток будет учиться ради того, чтобы стать успешным студентом полюбившегося вуза или представителем интересной профессии.

Проблема в том, что вуз не близкая цель. Она подразумевает решение многих сложных задач. Подросток может периодически «сходить с дистанции», терять мотивацию. Задача родителя — поддерживать его в это время. 

Как контролировать дисциплину на онлайн-обучении

Тотальный контроль так же вреден, как и попустительство. Важно выработать вариант контроля, который не ограничит ребёнка и не пустит обучение на самотёк. 

Способы мягко, но действенно контролировать дисциплину на онлайн-обучении:

  • Вырабатываем план и схему проверки. Например, родители смотрят график пройденных уроков и сделанное домашнее задание с периодичностью раз в неделю, раз в день или через день.

  • Устанавливаем правила: нельзя откладывать все занятия на конец четверти, нельзя не выполнять домашнее задание.

  • Можно установить контроль экранного времени. И ограничить время в некоторых приложениях и на сайтах. Это можно сделать через статистику на компьютере или телефоне. Например, можно ограничить время на игры, соцсети, просмотр роликов.

  • Не увлекаемся мелким контролем — это нервирует ребёнка.

Чем старше школьник, тем меньше контроля и больше ответственности. Задача подросткового возраста — сепарироваться. Один из вариантов это сделать безболезненно — смягчать контроль, но при этом расширять личную ответственность ребёнка. 

Анна Жадан, методист по математике онлайн-школы «ИнтернетУрок»:

«Один из действенных способов формирования самодисциплины — завести будильник, чтобы не пропускать занятия. Также полезно использовать таймеры или приложения для тайм-менеджмента. Например, можно разделить время занятий на короткие промежутки по 25–30 минут с небольшими перерывами. Это позволит сохранять концентрацию и не перегружать себя. Также такая техника помогает выработать привычку регулярно погружаться в учёбу.

Не стоит ожидать, что самодисциплина сформируется сразу. На это потребуются время и терпение. На первых порах могут возникать соблазны отвлечься или лень. В таких случаях важно оставаться настойчивым и не поддаваться слабостям. Постепенно новые привычки закрепятся и обучение онлайн будет даваться легче. Главное — настроиться на регулярные занятия и не бросать начатое».

Способы повысить самостоятельность и дисциплину на дистанционном обучении

Чаще всего сложности с дисциплиной на дистанционном обучении возникают в самом начале, когда нужно адаптироваться к онлайн-урокам. Родители не всегда могут полноценно и качественно с этим помочь. Во-первых, большинство взрослых учились в традиционных школах. То есть не обладают опытом, позволяющим грамотно планировать обучение в онлайн-школе. Во-вторых, не всем хватает времени и навыков грамотно контролировать ребёнка. Но решение есть. 

Ирина Воронцова:

«Некоторые онлайн-школы, например ИнтернетУрок, предлагают помощь с домашним заданием. Персональные наставники регулярно созваниваются с учениками, помогают спланировать график, контролируют выполнение домашних заданий и других важных задач, помогают построить план дальнейшей работы».

Помочь наладить график учёбы могут наши наставники. Они не выполняют домашнее задания за ученика, но учат планировать занятия так, чтобы больше успевать: и по учёбе, и вне её. То есть школьник будет ещё более качественно учиться и полноценно отдыхать.  

Хватит делать домашку за ребёнка!
Помогаем школьникам самостоятельно и вовремя выполнять домашние задания
Помощь с домашними заданиями

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru