Назад
views 320
calendar 13 декабря 2024

Какие предметы в школе самые сложные

Какие предметы в школе самые сложные
Фото: Yuganov Konstantin, Shutterstock
contents Оглавление
Свернутьarrow
Шпаргалка, как сдать самые сложные предметы на высокий балл

Сложный предмет — понятие относительное. Кто-то не может запомнить правила русского языка, но без проблем решает математические задачи. Кто-то — наоборот. Сложность дисциплины определяют многие факторы: склонности ребёнка, его мотивация, стиль преподавания. Однако СанПиН (санитарные правила и нормы) и статистика всё равно ранжируют учебные дисциплины на более и менее трудные. 

Анна Жадан, методист по математике в онлайн-школе «ИнтернетУрок»:

«Некоторые предметы требуют глубокого понимания обширных теоретических концепций и схем. Например, в физике или химии необходимо усвоить множество формул, законов и моделей, чтобы успешно решать задачи. Такой объём абстрактных знаний может вызывать у школьников ощущение перегруженности и трудности с запоминанием.

Для других дисциплин, таких как математика или языки, важны не только теоретические знания, но и регулярная практика. Отработка навыков решения уравнений, перевода текстов, построения грамматических конструкций занимает много времени. Если ученик не уделяет этому внимания, он рискует отстать от программы».

Какие предметы в школе по-настоящему сложные, признается педагог

Как сдать сложные предметы на высокий балл, подсказываем в статье. 

Какие предметы самые сложные по СанПиН?

Учебную нагрузку на школьников регулируют СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». Игнорировать его школы не вправе. 

Каждому предмету в СанПиН присвоены баллы. Чем выше балл, тем сложнее учебная дисциплина. Для каждого класса своя градация сложности предметов. 

В начальной школе самыми трудными считаются математика, русский язык и информатика.

Шкала сложности школьных предметов предметов для 1–4-х классов

В 5-м классе самыми сложными считают биологию, математику, русский и иностранный языки. В 6-м классе наиболее трудными остаются математика, русский и иностранный языки, также к ним добавляется обществознание. Для учеников 7-го класса максимально трудными признаны геометрия, русский и иностранный языки. В 8-м классе в топе сложных уроков химия и геометрия. В 9-м классе лидеры по сложности — это физика, химия, история. 

Какие предмеы самые сложные в 5-9-х классах

Самыми сложными предметами для старшеклассников в СанПиН считаются физика, геометрия и химия. 

Какие предметы самые сложные в 10-м и 11-м классах

Как использовать таблицы сложности предметов в учёбе?

Шкалы сложных уроков СанПиН полезны для учеников. Градация помогает планировать выполнение домашки и подготовку к экзаменам. 

Подсказки для изучения сложных предметов:

  • Выполняем задания по сложным дисциплинам в первую очередь. Например, после обеда или прогулки. Не откладываем на вечернее время, когда накопится усталость. 

  • Чередуем сложные и лёгкие дисциплины. Между точными науками полезно сделать перерыв на нейрогимнастику или выполнить творческие задания.

  • Стараемся не браться за несколько трудных уроков подряд — это слишком высокая нагрузка. Если же этого не избежать, то делаем перерывы. 

  • Назначаем занятия с репетиторами по сложным предметам на дни, когда в школе наименьшая нагрузка. Желательно ставить занятия после перерыва. 

  • Составляем график так, чтобы избежать двух занятий с репетиторами по двум сложным предметам в один день. 

  • Учитываем естественные биоритмы. Выбираем время с максимальным уровнем интеллектуальной активности. Обычно бывает два пика интеллектуальной и два пика физической активности в сутки. Это зависит от возраста, режима дня, биоритма (сова, жаворонок или их микс — голубь).   

Стоит ли учитывать шкалу сложности школьных предметов при выборе экзаменов?

Шкалу сложности уроков можно учитывать при подготовке к ГИА. Но не всегда.

Выбор лёгких предметов на ОГЭ

Оценка за ОГЭ влияет на средний балл в аттестате. Это важно для тех, кто поступает в среднее специальное учебное заведение. Остающимся в школе оценка за ОГЭ менее важна. Она не очень влияет на переход в 10-й класс. Из-за этого девятиклассники стараются выбирать наиболее лёгкие предметы.    

В 9-м классе самые простые учебные дисциплины по СанПиН — это обществознание, география, информатика. Можно ориентироваться на эту градацию, но необязательно. Стоит учитывать особенности восприятия и планы на будущее — в частности, выбор предметов на ЕГЭ. 

Выбор лёгких предметов на ЕГЭ

С ЕГЭ несколько сложнее. Результаты этого экзамена влияют на поступление в вуз. Чем выше балл на ЕГЭ, тем больше шансов попасть в вуз мечты на престижную специальность. Поэтому выбирать учебные дисциплины по принципу «что легче» не стоит. 

Что важно учесть при выборе предмета для сдачи ЕГЭ:

  • планы на будущее;

  • предметы, которые принимают в большинстве вузов по выбранной специальности. 

Например, простой дисциплиной согласно СанПиН является география. Результаты ГИА по этому предмету позволят претендовать на обучение по специальности учителя географии, а также по некоторым экономическим и менеджерским направлениям, международным отношениям, нефтегазовому делу. Однако одной географии мало. Для большинства специальностей требуется профильная математика, которую считают самым сложным школьным предметом.  

articlePreviewImage
Текстовые задачи по математике: тест на проверку знаний
Проверьте, сможете ли вы прямо сейчас решить текстовую задачу по математике в ОГЭ и ЕГЭ
 

Какие предметы сложные по статистике результатов ЕГЭ?

Сложность часто оценивают по результатам ЕГЭ. Давайте посмотрим на статистику за 2024 год, которую предоставила медиагруппа «Россия сегодня». 

Средний балл ЕГЭ за 2024 год по всем предметам

Сравним эти результаты экзаменов со шкалой сложности. География и обществознание признаны лёгкими в СанПиН. Однако ученики сдали их хуже, чем сложные предметы: математику, английский, русский, физику. Методисты ФИПИ объясняют это тем, что к сложным экзаменам ученики готовятся качественнее, поскольку боятся провала. А лёгким предметам уделяют меньше внимания в надежде, что «вывезут» и без дополнительной подготовки

На самом деле к любому экзамену нужно готовиться ответственно и тщательно. У каждого предмета ЕГЭ есть свои сложности, подводные камни. Без тренировки получить проходной балл почти невозможно. Но освоить все тонкости самостоятельно тоже нереально. Что делать? Воспользоваться помощью педагогов с подтверждённым опытом подготовки к ЕГЭ. Например, наши репетиторы успешно готовят к ГИА больше 12 000 учеников каждый год. Средний балл на ЕГЭ выпускников наших курсов составляет 80+. 

Подготовка к ОГЭ/ЕГЭ с любого уровня на нужный балл
При покупке от двух предметов, скидка до 62%
Подробнее Консультация try-icon
Шапка

Почему некоторые предметы даются сложнее?

Некоторые учебные дисциплины объективно непростые. Например, геометрия, химия, физика вызывают сложности у большинства учеников. Но на трудности в изучении влияют и другие факторы. 

Анна Жадан: 

«Справиться со сложным школьным предметом проще, если понять причины своих трудностей. Добиться высокого балла помогает комплексный подход. Его главные составляющие: углублённое изучение теории, регулярные практические занятия, развитие соответствующих способностей и поддержание мотивации».

Слабая мотивация

Без мотивации к изучению предмета получить по нему хорошую и тем более отличную оценку почти невозможно. Бесполезно ругать ребёнка или платить ему деньги за учёбу.

Анна Жадан:

«Нередко неуспехи в учёбе связаны и с недостатком интереса. Если ученик не видит практической пользы или перспектив применения знаний, ему будет сложнее заставлять себя упорно заниматься. Отсутствие внутренней мотивации делает процесс обучения малоэффективным».

Как родителям создать мотивацию:

  • Помочь осознать цель. Можно предложить ученику ответить на вопрос, зачем ему нужен предмет. Например, ребёнок любит рисовать и мечтает стать дизайнером, а его заставляют учить математику, чтобы успешно сдать ЕГЭ. Тогда у школьника нет ответа на вопрос, зачем ему нужна математика, — его интересы лежат в другой сфере.  

  • Создать положительное подкрепление. То есть связать с предметом ситуации успеха. Допустим, школьник лучше всех написал сочинение и учитель похвалил его при одноклассниках. Удовлетворение от успеха даёт прилив гормонов радости. В следующий раз ученик будет снова стараться написать хорошее сочинение, чтобы ещё раз испытать приятное чувство. 

  • Избегать отрицательного подкрепления. Наказание, крики, лишения не рождают мотивацию, а убивают её. Появляется логическая связь, например: математика = страдание и неадекватные родители.  

  • Разбудить интерес. Скучные, непонятные уроки тяжело изучать, поэтому любые способы разбавить учебную рутину будут работать на повышение мотивации. Но родители не могут быть экспертами во всех темах, поэтому их самостоятельные попытки заинтересовать ребёнка предметом могут закончиться ничем. Надёжнее обратиться к опытным репетиторам, у которых уже много раз получалось влюбить школьников даже в самые сложные предметы.

articlePreviewImage
Репетиторы: как найти, о чём спросить, от кого отказаться
Подсказки, как отличить хорошего репетитора от сомнительного
 

Пропуск занятий

Бывают ситуации, когда ученик пропустил значительную часть материала. Например, уезжал с родителями в отпуск или заболел — дробей ещё не было. Вернулся — все уже решают примеры с дробями. Пробелы в знаниях сложно восполнить, поскольку нужно выдержать темп учителя по изучению текущего материала и навёрстывать упущенное — двойная нагрузка. 

Наталья Еловикова, репетитор по математике:

«Есть предметы, которые легко улучшить: прочитал параграф, выучил стихотворение — и пятёрка обеспечена. Но есть и такие науки, где пропущенный материал в 5-м классе может дорого стоить в будущем. Многие списывают домашние задания с ГДЗ и к 9-му классу не могут освоить новый материал. Пробники по ОГЭ пишут на “два” или “три” даже отличники. Мало просто перечитать пропущенную тему. Информация должна пройти через понимание, тренировку и повторение. 

Что нужно сделать для исправления оценки:

1. Разобрать текущий параграф перед выполнением домашнего задания.

2. Качественно выполнить домашнюю работу, не списывать.

3. Потренироваться на заданиях из дидактических материалов.

4. Постараться понять следующую тему.

Рекомендую найти того, кто будет в этом процессе помогать».

Индивидуальные особенности

Все люди разные, соответственно, отношение к школьным урокам не может быть одинаковым. У одних ярче выражены гуманитарные способности, у других — математические. Люди не рождаются с ними, а приобретают под влиянием родителей и общества. 

Анна Жадан:

«Есть предметы, которые лучше воспринимают ученики с определённым типом мышления. Например, гуманитарные дисциплины часто даются легче детям с развитым абстрактно-логическим и образным мышлением. А для точных наук требуется более аналитический склад ума. Если у ребёнка преобладает другой тип мышления, ему будет сложнее осваивать материал».

То есть склонности ученика важны. Психолог Вика Дмитриева в книге «Это же подросток! Как жить и общаться с детьми, когда они взрослеют» приводит такой пример. Ребёнок любит литературу и прекрасно в ней разбирается, а вот с математикой проблемы. Родители нанимают репетитора по математике. У школьника дополнительная нагрузка по нелюбимому предмету, а вот на литературу времени уже нет. В итоге и математика не очень хорошо подтягивается, и литература заброшена. Вика Дмитриева советует родителям договориться с ребёнком: одному предмету можно уделять меньше времени и перенаправить силы на другой, более важный для учащегося.   

Проще говоря, важно обращать внимание на склонности ученика и развивать их за счёт поощрения, послаблений, факультативов. Вдруг рядом с вами растёт будущий талантливый художник, писатель или инженер.

Также на успехи влияют особенности развития. Например, детям с дислексией и нарушениями речи сложно даются языки. Однако школьник может компенсировать проблемы с одним предметом успехами в другом. В любом случае очень важна поддержка со стороны родителей.

Стиль преподавания

Дети разные, и учителя разные: со своим темпераментом, характером, стилем преподавания, любимыми методиками. Хороший учитель может заинтересовать ученика, удержать его внимание, рассказать материал понятно, привести примеры, закрепить знания. Это целая наука.

От выбранных методик преподавания и личностных особенностей учителя зависит, как школьники относятся к предмету. Бывает, дети ничего не понимают, потому что учитель выбрал неверную тактику поведения и неудачные методы обучения

Наталья Еловикова:

«Даже умный ребёнок может получать плохие оценки, если он боится учителя. Это относится не только к условно сложным математике, физике, химии, но и к физкультуре».

От учителя часто зависит и мотивация к учёбе. Педагог может как «зажечь» интерес ребёнка, так и «погасить» его. Предположим, школьнику важен какой-либо предмет, но учитель не нравится. Предлагаем несколько вариантов решения. 

Что делать ученику, если его не увлекает методика учителя:

  • Перейти в другой класс. Например, лучшие педагоги-предметники работают в углублённых классах.

  • Перейти в другую школу, где нужный предмет преподают лучше.

  • Посещать дополнительные занятия, музеи, лекции по интересующей тематике. 

  • Заняться самообучением.

  • Пройти курсы или нанять репетитора.

  • Перейти на онлайн-обучение. Не ошибиться в выборе школы вам поможет эта шпаргалка

Первая неделя занятий бесплатно!
Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!
Начать заниматься

Худшее, что можно сделать, — ругать и наказывать за неудачи и промахи, не выясняя первопричину. Важно поддержать ребёнка, заинтересовать предметом, помочь выбрать образовательную стратегию. Однако родителям заниматься этим сложно. Без педагогических навыков и глубоких знаний предмета даже титанические усилия могут оказаться напрасными.  

Надёжнее обратиться к профессиональным репетиторам, которые помогают полюбить предмет, объясняют непонятные темы, готовят к ВПР, ОГЭ и ГИА. Именно такие педагоги есть в нашей школе. Ездить на занятия не придётся. Мы занимаемся онлайн с учениками из любой точки мира. Если оставите заявку, мы свяжемся с вами и объясним детали подробнее. 

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru