Как работает память
С чем только не сравнивают человеческую память: с библиотекой, жёстким диском, чемоданом. Как будто в мозгу есть что-то вроде записывающего устройства или ниш, куда можно поместить информацию. Или насильно впихнуть, если не помещается. Так, школьники усиленно зубрят даты, формулы, стихи, параграфы учебника — записывают информацию в мозг. А потом с удивлением обнаруживают, что почти ничего не запомнили.
Что за шутки играет с нами собственный мозг? Почему одни вещи он помнит всю жизнь, а другие быстро забывает? Дело в том, что некорректно ассоциировать память человека с устройством для хранения — мозг устроен гораздо сложнее, и настройки у него тоньше. Хорошие новости в том, что память можно натренировать и «договориться» с ней, чтобы не забывала нужные факты. Сделать это проще, если понять, как работает память человека. Главные принципы и механизмы работы памяти объясняем в этой статье.
Формулы запоминаются медленно — это нормально
Школьную программу важно запомнить надолго. Хотя бы до ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и прочих важных экзаменов. То есть формулы, даты, факты нужны не в кратковременной, а в долговременной памяти. Но невозможно сразу «записать» какую-нибудь информацию в мозг навсегда. От недели до года данные хранятся в гиппокампе и только после этого переходят в долговременную память.
Гиппокамп — это что-то вроде фильтра, который одни сведения отбрасывает как ненужные, а другие распределяет по отделам мозга. Ещё гиппокамп присваивает информации образ, который и вспоминает человек.
Мозгу нельзя приказать, например, «запомни формулу», но можно показать гиппокампу, что информация важная и её стоит запомнить.
Как запомнить сложную информацию надолго:
-
Повторить и осознать её в течение 24 часов после изучения.
-
Дополнить информацию понятными примерами.
-
Перевести данные в визуальный образ.
Здоровый сон = хорошая память
Когда мы спим, мозг возвращается к полученной информации, заново проигрывает её, анализирует, создаёт ассоциации. То есть во время сна информация «грузится» в мозг. Важную информацию гиппокамп переносит в долговременное хранилище. А то, с чем он не может разобраться, выкидывает за ненадобностью. Об этом, в частности, пишут сомнологи Роман Бузунов и София Черкасова в книге «Всем спать!».
Допустим, ребёнок учил перед сном формулы по математике. Но он пытался их просто вызубрить, а не понять или присвоить образы. Скорее всего, гиппокамп решит, что это какая-то несуразица и абракадабра. Как результат, на утро ребёнок ничего не вспомнит. Если же он не зубрил, а пытался понять, создавал в голове образы формул, искал взаимосвязи, то утром он будет всё помнить, даже если накануне не очень хорошо получалось воспроизвести информацию.
Сон важен и для занятий спортом, поскольку езда на велосипеде, движения в танце и прочие мышечные движения тоже запоминаются за счёт работы памяти.
Получается, без здорового сна информация не переводится в долговременную память. Поэтому перед экзаменами, контрольными, соревнованиями важно высыпаться. За ночь можно всё забыть, если пытаться выучить механически, не осознавая, что именно помещаем в голову. Таким образом, полезно соблюдать режим сна и бодрствования, спать столько, чтобы полноценно высыпаться, не нарушать режим даже в выходные и на каникулах.
Хаотичные данные запомнить сложно
Мозг лучше запоминает информацию через взаимосвязи, ассоциации и структуру. Допустим, школьник поставил цель читать по 10 слов из словаря Ожегова, чтобы стать обладателем впечатляющего словарного запаса. Разочаруем: умнее от этого никто не станет. Из 30 000 слов в словаре реально запомнить лишь малую долю — так уж устроена наша капризная память, в которую нельзя насильно заталкивать информацию.
Мозг любит, когда информация структурированная, ассоциативная, связана с предыдущим опытом. Так, формула запомнится быстрее, если её не получить в готовом виде, а вывести самостоятельно.
Принуждение бесполезно
Под принуждением мозг человека работает не очень хорошо. Если к этому примешана ещё и тревога, то вообще можно даже не начинать работу. Это отмечает педагог, автор технологии развития памяти и изучения английского языка Николай Ягодкин.
Например, нужно подготовиться к контрольной, но материал скучный, учитель злой, родители зудят и называют лентяем. Даже если ребёнок сядет за учебник, ему будет тяжело расслабиться и вникнуть в информацию. Он попытается зубрить, но это малоэффективно. К тому же мозг постоянно будет искать способ успокоиться: поесть, попить, сходить за шоколадкой, посмотреть сериал, порисовать. Вот она — пресловутая прокрастинация.
Бывает, что школьник учил материал, прекрасно его знает, но во время контрольной забыл элементарные вещи. Вышел с урока — всё помнит. Это стресс, страх и тревога заблокировали память. Поэтому рекомендуем учить ребёнка техникам расслабления, борьбы со страхом и стрессом во время экзаменов и контрольных, чтобы память не подводила.
Если на школьника кричит учитель, а дома родные заставляют делать уроки через «не хочу», то память будет отторгать информацию. В это время мозг занят другим — он борется с тревогой и страхом, запускает защитные механизмы. Стоит поговорить с учителем, если из-за его поведения ребёнок испытывает стресс. Если после разговора становится понятно, что система воспитания педагога или всей школы строится на поддержании страха в классе, то лучше уйти из токсичной школы: вместо знаний от таких учителей дети могут получить психологические травмы.
Эмоции важны для запоминания
Окрашенные эмоциями воспоминания — самые долговечные. Например, победы и несчастные случаи часто запоминаются в деталях. Можно воспроизвести в памяти даже их звуки, запахи и краски. Об этом говорит детский психолог Елена Комаровская в книге «Как помочь школьнику? Развиваем память, усидчивость и внимание».
Классическая школа часто очищена от эмоций. Это создаёт серьёзный настрой, но ассоциируется с рутиной, а значит, со скукой. Такой факт противоречит природе познания, ведь дети любопытны и активны: им надо трогать, пробовать, смотреть, проводить эксперименты и получать удовольствие от процесса познания.
Почти бесполезно механически заучивать материал из учебника. Важно его осознать. Елена Комаровская убеждена: чтобы включить память во время обучения, важно, чтобы педагоги помогали творчески переосмыслить новую информацию. В противном случае ребёнок запомнит даты, факты, слова, но не станет их применять и быстро забудет.
Исходя из этих особенностей памяти, стоит выбрать школу, которая не будет ассоциироваться с каторгой и унынием. Например, обучение в нашей онлайн-школе «ИнтернетУрок» — антоним скуки и страха. Это свобода и движение. Учебный материал преподносим тоже через эмоции. Предлагаем это проверить. Первые 7 дней обучения у нас бесплатны. За это время ребёнок может примерить на себя, насколько удобны график, форматы обучения, лекций, домашки. И если всё понравится, можно зачислиться уже по-настоящему.
Мозг любит, когда его гладят и хвалят
В книге, посвящённой детской мотивации, педагог Николай Ягодкин подробно описал, как работает внутренняя система вознаграждения. Если говорить коротко, то успешно проделанная работа запускает в мозгу процесс внутреннего поощрения. Происходит выброс гормонов счастья, эндорфинов. Это настолько приятно организму, что мы снова и снова стремимся к этому ощущению и продолжаем ставить цели, достигать их.
Однако система внутреннего вознаграждения не запускается сама собой. Ей нужен стимул — необходимо хоть раз запустить систему выброса эндорфина в ответ на удачу. Это значит, что за успехи в учёбе полезно ребёнка хвалить, но без лести.
Если внутренняя мотивация запущена, то ребёнок будет стремиться узнавать новое, учиться, научится ставить себе цели. То есть процесс познания станет интересным, соответственно, включится память, поскольку информация под воздействием нейромедиаторов, которые нас поощряют, быстро переходит из кратковременной памяти в долговременную.
Предположим, ребёнок переводит иностранный текст, где много новых слов. Он долго и ответственно ищет их в словаре. Но учитель снижает оценку до тройки за помарки в тетради. Ребёнок расстроен — новые слова забыл. Если же учитель похвалит ребёнка за то, что он правильно перевёл новые слова, которые они ещё не изучали, и поставит хотя бы «четыре», ребёнок будет доволен — информация переместится в долговременную память.
Память важно тренировать
Как мы поняли, знания не записываются на жёсткий диск и не складываются ни в какие коробочки. Зато в мозгу есть нервные клетки, нейроны, которые соединяются между собой, образуют связи. Образуется огромная сеть. Чем крепче связи, тем лучше мы помним информацию или действие.
Связи между нервными клетками образуют сеть длиной почти 100 000 километров!
Важные факты о мозге:
-
Мозг человека пластичен, то есть готов к обучению и запоминанию.
-
Наиболее пластичен мозг в детском возрасте. Именно тогда закладывается схема соединения нервных клеток. То есть умный ребёнок = умный взрослый.
-
Связи между нервными клетками могут ослабевать и вообще исчезать, если ими не пользоваться. То есть в любом возрасте нужно давать мозгу интеллектуальную нагрузку.
Нейропсихологи и биологи сходятся во мнении, что мозг без нагрузки глупеет — разрушаются связи между нейронами. Так, если за лето ребёнок не вспомнил ни одной формулы, не прочитал ни одной книги, то в школу он вернётся чуть более глупым, чем был в мае, ведь часть информации просто «рассохлась». Принцип работы нашего мозга — use it or lose it (используй, или потеряешь).
Получается, мозг полезно тренировать в любом возрасте, но основные структуры нейронных связей закладываются в детстве, поэтому школьники быстро усваивают информацию. Главное — давать посильную правильную нагрузку.
Ирина Воронцова, старший методист онлайн-школы «ИнтернетУрок», кандидат педагогических наук:
«Полезно изучать иностранный язык. Это позволит расширить возможности памяти, причём как слуховой, так и зрительной. Чтобы уберечь себя от перегрузки школьными занятиями и усталости, достаточно учить по 2–3 слова на другом языке в день. Это будет небольшая нагрузка, но зато эффективная. Со временем можно прокачать свои знания, занимаясь иностранным языком углублённо».
Ещё больше лайфхаков, как натренировать память, приглашаем узнать в другой нашей статье: