Назад
views 462
calendar 13 марта 2024

Учитель кричит на детей. Что делать?

Учитель кричит на детей. Что делать?
Фото: Ollyy, Shutterstock
contents Оглавление
Свернутьarrow
Юридические и психологические подсказки, как защитить ребёнка

В юридические и психологические онлайн-консультации каждый день поступают обращения от родителей, которые описывают страшные истории: учителя кричат на детей, оскорбляют, выбирают негуманные способы наказания. В этой статье обсуждаем границы допустимых методов обучения и формы обратной связи, а главное — способы защитить детей.

Для начала — пара слов от нашей школы. Мы считаем, что повышать голос на ребёнка непедагогично. Это признак бессилия. Да, на уроке возможны разные ситуации. Бывает, дети ведут себя настолько по-хамски, что «зла на них не хватает!». Но злом делу не поможешь. 

Лада Коновалова, заместитель руководителя методического отдела:

«Крик на человека заведомо слабее и младше по возрасту сигнализирует, что учитель не в состоянии справиться с самим собой или возникшей ситуацией. Исключение составляют только случаи, когда ребёнку грозит опасность и с помощью крика учитель хочет заставить его быстро обратить внимание на проблему. 

Если крик сопровождается агрессией в адрес ребёнка или даже его унижением, ситуация серьёзная. Она требует оперативного вмешательства родителей и администрации школы». 

Учитель кричит, как реагировать, объясняет педагог и психолог

Как можно решать проблему, если учитель кричит?

В вопросе неэтичного поведения учителя две составляющие:

  1. Юридическая. Российские законы запрещают жестокое обращение с детьми. Учителя и школу можно наказать, если получится доказать факт жестокого обращения. 

  2. Психологическая. Обижая детей, учитель наносит им психологическую травму. От того, как поведут себя родители, зависит, насколько сильной окажется травма, не усугубится ли она. К тому же в вопросе с учителем и школой родители показывают детям пример, как решать конфликтные ситуации, защищать себя и свою семью. То есть важно проявить тактичность и экологичность, а не токсичность.

Дальше в статье мы подробно обсуждаем разные стратегии защиты. 

Как решить вопрос мирным путём?

Первое, что нужно сделать, — это выяснить, а было ли вообще оскорбление со стороны учителя. Может случиться, что ребёнок придёт из школы в слезах и заявит, что учитель его оскорбил. Это не значит, что конфликт произошёл на самом деле. Дети склонны преувеличивать, драматизировать, обижаться, манипулировать. 

Алгоритм действий, если ребёнок говорит, что учитель на него кричит: 

  1. Узнать у школьника подробности произошедшего: кто что сказал и сделал, а также когда и при каких обстоятельствах. 

  2. Поговорить с родителями одноклассников. Пусть они расскажут свою версию произошедшего. Важно собрать подробности и сопоставить факты с рассказом ребёнка.

  3. Сходить к учителю с просьбой прокомментировать ситуацию. Тут и понадобятся собранные подробности.

Предположим, в школе процветает буллинг. Обычно мы в Журнале «ИнтернетУрока» разбираем ситуации, когда агрессор и жертва — дети. Но бывает, что жертвой становится учитель. Дети специально ведут себя вызывающе: оскорбляют педагога, срывают уроки, устраивают злые розыгрыши. 

С точки зрения педагогики, права и морали, что бы ни делал ученик, учитель не вправе применять насилие. Любое физическое воздействие, оскорбления в отношении другого человека недопустимы. В ситуации срыва на ученика виноваты обе стороны: ребёнок специально выводил учителя из равновесия, а учитель не сдержался. Поэтому рекомендуем не торопиться с выводами, собрать факты и переходить к решительным мерам только после анализа.   

Предварительное расследование покажет, насколько проблема серьёзная. Если это единичный случай, то, вероятно, конфликт можно решить в стенах школы. Например, в каждой школе есть медиатор, специалист по решению конфликтов. Можно привлечь его и решить вопрос мирным путём. А если на агрессивное поведение учителя жалуются и другие родители, скорее всего, придётся выбрать более жёсткую стратегию.

Лада Коновалова, заместитель руководителя методического отдела:

«В случае если ситуация однократная, следует объяснить ребёнку, что подобная реакция учителя, скорее всего, вызвана стрессовыми факторами и проблемами самого учителя. Не следует принимать подобное поведение взрослого близко к сердцу.

Однако систематический крик и унижение ребёнка учителем не являются нормой и вряд ли могут быть урегулированы путём переговоров. Подобный способ обращения к ребёнку неприемлем. Важно поставить в известность администрацию школы и добиться всестороннего изучения и решения проблемы. Если речь идёт о преподавателе начальных классов, стоит задуматься о смене учителя». 

Когда стоит обращаться в суд?

Если учитель настроен агрессивно к школьнику и его родителям, были случаи физического воздействия, а также приступы тревожности, паники, невроза у ребёнка и при этом на учителя жалуются ещё и одноклассники, есть смысл задуматься об альтернативах. 

Светлана Дронова, к.полит.н., доцент:

«Я считаю, что учитель не должен переходить на личности и оценивать самого ученика. В особенности недопустимо высмеивать его внешность и физические характеристики. Хорошие учителя относятся к ученикам, вне зависимости от возраста, как к равным: уважают их личность и мнение. К такому же отношению они приучают детей по отношению к сверстникам и к старшим. При этом нельзя забывать, что дети более уязвимы в вопросах критики. Поэтому публичное высмеивание и осуждение могут нанести непоправимый вред психике и развить комплексы. Основа образования, развития и успешной социализации детей — в доверии между учителем и школьником, в вере учителя в ребёнка». 

Можно ли обратиться в суд, если учитель кричит, объясняет доцент вуза

Актуальные российские законы — на стороне ученика. 

«Учитель обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики» (п. 2 ст. 48 Федерального закона «Об образовании»).

«Ученик имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья» (п. 9 ст. 34 Федерального закона «Об образовании»).

Получается, закон «Об образовании» однозначно запрещает применять к ребёнку психическое и физическое насилие, оскорблять и унижать его. Родители как законные представители несовершеннолетнего вправе защищать интересы ребёнка в суде, в администрации школы, в прокуратуре и других местах. 

С физическим насилием всё довольно очевидно. К нему относятся побои, шлепки и прочее воздействие. С психологическим насилием сложнее, потому что его не так легко квалифицировать. Психическое насилие обычно трактуют как воздействие на психику, её подавление с целью подчинить волю человека. Следствие психического насилия — появление тревоги, депрессии, неуверенности в себе, чувств вины и бесправия. 

Формы психического воздействия:

  • упрёки;

  • брань;

  • пренебрежение;

  • запугивание;

  • оскорбление;

  • публичное высмеивание;

  • принуждение к унижающим действиям. 

Представьте ситуацию: утро, огромная школа на 2000 учеников, переполненное фойе. Учителя следят за порядком. Один педагог вытаскивает из толпы детей второклассника и кричит: «Снова ты без сменки, бестолочь. Все дети как дети, а ты меня раздражаешь своей глупостью». В этой фразе очевидны признаки психологического насилия. На такого педагога можно жаловаться — мы видим нарушение профессиональной этики и закона «Об образовании».

Лада Коновалова, заместитель руководителя методического отдела:

«Некоторые педагоги убеждены, что их основная задача заключается в передаче знаний и контроле дисциплины, а воспитательная функция лежит на родителях. Однако на самом деле задача педагога — найти путь к сердцу любого ребёнка в классе. И путь этот лежит через уважение к личности, принятие, помощь в решении проблем. 

Если учитель оскорбляет ребёнка, стоит напомнить ему его обязанности, прописанные в законе “Об образовании” (№ 273-ФЗ) и уставе школы, где чётко написано о том, что дети имеют право на уважение человеческого достоинства и защиту от психологического и физического насилия. Кроме того, можно вспомнить и статью 21 Конституции РФ, которая утверждает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию». 

Стоит ли бороться со школой?

Если ребёнка оскорбляют и унижают, можно выбрать одну из двух стратегий:

  1. Бороться с этой школой. Если вариант с переводом вас не устраивает, то можно попробовать бороться со школой. Не рекомендуем ждать, пока ребёнок привыкнет или учитель его пожалеет. На кону — психическое здоровье ребёнка и его мотивация в целом к учёбе. 

  2. Уйти из школы. К этому варианту стоит прибегнуть, если никакие методы борьбы не помогают, против ребёнка настроены учителя, одноклассники и родители учеников и ситуация негативно сказывается на психике ребёнка. Возможно, есть смысл поменять форму обучения на онлайн-формат, где вашего ребёнка точно никто не будет обижать.   

articlePreviewImage
Как перейти на домашнее обучение максимально комфортно
Подсказки по адаптации на семейном обучении для учеников любого возраста
 
Решаясь на стратегию борьбы, стоит понимать все риски. Скорее всего, доказывать свою правоту придётся, несмотря на сопротивление других родителей. Например, в конфликте с учителем нередко фигурирует группа любимчиков, которые встанут на его сторону. Не станут помогать и пассивные родители, которые боятся противостояния, потому что «может прийти учитель хуже», «мы ничего не сможем сделать», «учитель станет ещё злее». 

Не исключено, что на защиту учителя встанут администрация школы и педсостав. Тогда будьте готовы услышать суждения в духе: «Вы не педагог, вам не хватает компетенции судить о наших методах преподавания» или «Вы сами плохо воспитали своего ребёнка, с ним можно говорить только силой». 

И самое важное — перед тем как ввязаться в борьбу, нужно обсудить с ребёнком три вопроса:

  • Стоит ли потраченное на разбирательства время даже лучшего из возможных результатов, например с заменой учителя? 

  • Действительно ли ребёнку будет комфортно дальше учиться в школе после разбирательств в надзорных органах?

  • Устраивают ли вас атмосфера и морально-нравственные принципы школы настолько, чтобы в ней остаться? 

Если хотя бы на один из вопросов вы отвечаете «да», то предлагаем ознакомиться с юридическими способами защиты. 

Как можно юридически бороться с учителем?

Не стоит сразу писать в Администрацию Президента, поскольку любое обращение всё равно направят на самый первый уровень — в министерство образования города/области. Лучше действовать поэтапно. 

Составить официальное обращение на имя директора школы 

В обращении необходимо описать проблему, привести доказательства и выдвинуть требования. Если не сформулировать требования, то никто ничего и не сделает. Директор школы обязан ответить на обращение в течение 30 дней. 

Варианты требований в обращении на имя директора школы:

  • дисциплинарное наказание для учителя; 

  • увольнение; 

  • прекращение психического насилия над детьми; 

  • публичные извинения, замена учителя в классе.

Важно: точно не стоит угрожать учителю или директору обнародованием записей через соцсети. Это незаконно. Зато можно использовать записи в качестве доказательств. 

Написать в департамент образования

В обращении в департамент образования тоже нужно указать проблему, привести доказательства, приложить ответ директора школы, выдвинуть требования. 

Примеры доказательств того, что учитель кричит на ребёнка:

  • аудиозаписи; 

  • свидетельские показания; 

  • переписки в мессенджерах, почте.

Если местный департамент не решил проблему, можно обратиться в министерство образования федерального уровня, приложив ответ региональных коллег. Если этого не сделать, то письмо отправят обратно в регион. 

Обратиться в прокуратуру

Прокуратура занимается проверкой соблюдения законов. То есть родители вправе заявить о том, что конкретная школа и конкретный учитель нарушили закон «Об образовании», и предоставить доказательства. Прокуратура должна будет провести проверку. 

Связаться с правозащитными организациями 

Параллельно можно написать в правозащитные организации. Например, уполномоченному по правам ребёнка в регионе. Его задача — помогать в решении подобных проблем. Если региональный уполномоченный не помог, то можно писать в приёмную Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка. 

Как грамотно вести себя при решении проблемы с учителем? 

При любой стратегии решения проблемы с учителем важно не терять лицо: не опускаться до уровня оскорблений, ругани и перехода на личности, в том числе чтобы не получить встречный иск за оскорбление. Надёжнее всего быть вежливыми, но настойчивыми.

Лада Коновалова, заместитель руководителя методического отдела:

«Рекомендую научить ребёнка сохранять достоинство, уважать себя, воспринимать ситуацию спокойно. Важно поддержать и объяснить, что в жизни бывает всякое, главное — обращаться за помощью к близким, делиться наболевшим с родителями и не допускать систематического негативного отношения к себе».

Каких психологических ошибок важно избежать родителям?  

И самое главное. Важно, чтобы родители поддержали ребёнка, а не стали для него дополнительными обвинителями. Дальше обсудим четыре популярные ошибки, которые не следует повторять. 

Игнорирование

Силы ученика и учителя не равны. Ждать, что ребёнок сам справится с ситуацией, не стоит. Чем дольше копится проблема, тем хуже последствия. 

Елена Сидоренко, психолог:

«Если ребёнок подвергается буллингу, бесполезно говорить ему: “Не обращай внимания, учителя сами от тебя отстанут”. Нет, не отстанут, и к тому же ребёнок таким образом займёт жертвенную позицию. 

Не рекомендую отвечать ребёнку как жертве: “Сам виноват — видимо, заслужил, если на тебя при всех орут”. Ребёнок не виноват. Это ответственность родителей — научить ребёнка личным границам, достоинству, ценности себя, умению говорить “нет” и останавливать агрессию, даже со стороны педагога. 

Критика и обесценивание со стороны учителей или кого бы то ни было не работают. Они разрушают самооценку и учат ребёнка закрываться и противостоять, они приводят в стресс. А когда человек в стрессе, он не учится новому». 

Психолог объяснил, что будет, если позволить учителю кричать на ребёнка

Гиперопека

Другая крайность — мелочное вмешательство в жизнь школьника. Родитель должен поддерживать, направлять и наблюдать. И вмешиваться, только если ситуация серьёзная. Важно найти баланс между игнорированием и гиперопекой.

Не стоит поддерживать ребёнка совсем уж всегда и во всём без исключений, бросаясь грудью на амбразуру, безо всяких условий. Если ситуация не единичная, то есть смысл внимательно выслушать и точку зрения школы: возможно, есть что исправить именно  в ребёнке.

Экстраполяция

Каждая ситуация уникальна. Не стоит опираться на примеры из прошлого, чужого или даже личного опыта. Например, если вы нормально относились к травле учителя, это не значит, что ваш ребёнок отнесётся так же. 

Обвинения

Неуместны фразы в духе: «Ты сам напросился», «Веди себя лучше». Так можно лишиться доверия ребёнка. Он может решить, что даже самый близкий человек ополчился против него. Вместо этого стоит оказывать поддержку даже в ситуациях, когда ребёнок ошибается. Это не значит, что его нужно хвалить за плохое поведение. Но стоит демонстрировать принятие ребёнка как личности, признавать за ним право на ошибки. 

Мария Тодорова, нейропедагог, коррекционный педагог, консультант по дошкольному образованию:

«Родителям в первую очередь нужно всегда быть на стороне своего ребёнка: поддерживать, сочувствовать, сопереживать своему ребёнку. Особенно в возрасте предпубертата и пубертата. 

Сгладить негативные заявления учителя по отношению к ребёнку помогут отзеркаливание и активное слушание. Можно повторять за ребёнком какие-то фразы, договаривать вместе с ним. Такие приёмы помогают в целом вести более качественное общение, не только в подобной ситуации. А главное, что это поможет сохранить вашу связь и укрепить семейные отношения».    

Психолог объясняет критические ошибки родителей в ситуациях, когда учитель кричит

Как видите, ситуация с криком учителя решаемая, но всё равно неприятная. Застраховаться от подобных историй в обычной общеобразовательной школе невозможно. Но реально их избежать, если выбрать онлайн-школу. Например, Домашней школе «ИнтернетУрок» уже 10 лет. Здесь на детей не кричат, их уважают и поддерживают. А вопросов с опозданиями и сменкой нет вовсе. Попробуйте бесплатно и убедитесь сами.

Первая неделя занятий бесплатно!
Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!
Начать заниматься

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru