Репетиторы для школьников в разном возрасте: кто нужен, а кто лишний
В этой статье обсуждаем, где найти репетитора для школьников под разные образовательные цели. И подсказываем, когда можно обойтись без дополнительных занятий.
Нет универсальных рекомендаций, когда стоит нанимать репетитора. Услуга востребована начиная с дошкольного возраста. Самый пик приходится на период перед ЕГЭ.
Дарья Дейген, основатель и руководитель образовательного центра:
«По моему опыту, родители привлекают частных преподавателей для подготовки к школе уже с 6 лет. Много запросов и на начальную школу. Родители стараются как можно раньше организовать для детей дополнительные занятия».
Важен не столько возраст ребёнка, сколько его образовательный запрос: например, понять сложные тригонометрические функции, сдать ВПР по физике за 7-й класс на 17 баллов или ЕГЭ по обществознанию не ниже 85 баллов. И всё же в каждом возрасте есть свои характерные тенденции.
Дошкольники
Юридически никто не заставляет родителей специально готовить ребёнка к школе. По идее, он может научиться всему в первом классе. Однако если сверстники уже умеют читать, считать и владеют базовыми знаниями об окружающем мире, то первоклассник может от них отстать, и это вызовет стресс.
Важны не только знания. Самое важное, чему стоит научить дошкольника, — азы эмоционального интеллекта и социализации. Без них первокласснику будет сложно одновременно осваивать новые навыки, втягиваться в учебный режим и завоёвывать симпатии одноклассников и педагогов.
к школе для детей 6-7 лет
1–4-й классы
В начальной школе ребёнку может быть сложно адаптироваться: войти в учебный ритм, мотивировать себя выполнять домашку, а не перекладывать эту обязанность на родителей. Некоторым семьям удаётся привить ребёнку необходимые для учёбы навыки самостоятельно. Но не всем и не всегда. Если не получилось, стоит найти репетитора, который научит школьника учиться. То есть объяснит и покажет, как планировать время, расставлять приоритеты, самостоятельно выполнять домашнюю работу и спокойно относиться к оценкам.
С 4-го класса начинаются ВПР. В обязательном порядке школьники пишут проверочные работы по русскому языку и математике, а также по двум предметам на выбор: литературному чтению, окружающему миру или иностранному языку. Если школьная программа даётся легко, дополнительные занятия с репетитором для подготовки к ВПР не нужны. Если же многое непонятно, репетитор поможет восполнить пробелы.
5–7-й классы
В средней школе полезно углубиться в интересные предметы и разложить по полочкам непонятные темы. Репетитор нужен, чтобы заинтересовать предметом, научить понимать, а не зубрить.
Анна Жадан, старший преподаватель в онлайн-школе «ИнтернетУрок»:
«В 5–7-м классах нередко нужен репетитор, который может помочь в изучении основных школьных предметов: математики, русского и иностранного языков. Детям такого возраста нужен педагог с обширными знаниями в предметной области, который доходчиво объясняет материал, развивает логическое мышление и мотивирует учиться.
Важные качества репетитора для 5–7-го классов:
терпение;
умение находить подход;
способность создавать благоприятную атмосферу для занятий.
Красными флагами могут служить резкий тон, игнорирование особенностей и проблем ученика, а также отсутствие гибкости в объяснении материала».
В 5–7-м классах самое время подготовиться к олимпиадам, победа в которых позволяет поступить в вуз без результатов ЕГЭ, например к школьному и муниципальному этапам Всероссийской олимпиады школьников. Или к олимпиадам, за победу в которых засчитывают 100 баллов по профильному предмету: «Высшая проба», «Покори Воробьёвы горы!», «Ломоносов».
А ещё это возраст, когда стоит попробовать углубиться в новые предметы. В 9-м классе предстоит выбрать предметы для ОГЭ, а в 10-м — профильный класс. Худшим решением будет копировать выбор друзей. Важно прислушаться к себе — к своим интересам и способностям. И сделать это заранее. Тогда в случае разочарования будет время сменить профиль и профессиональные цели. Углубиться в интересующий предмет поможет качественный репетитор.
Анатолий Федченко, преподаватель программирования и коуч:
«На мой взгляд, в 5–7-м классах интересно пробовать новое и изучать, насколько это подходит. Самое время попробовать себя в программировании и других областях знаний. В этом поможет хороший репетитор с широкой эрудицией. Рекомендую проверить образование, профессиональный опыт и загрузку педагога. И особенно отзывы учеников. В этом возрасте подростки часто сами выбирают себе репетиторов. Причём нередко по отличным от родителей параметрам».
8–9-й классы
В этих классах самое время готовиться к основному государственному экзамену. В классических школах педагогам редко хватает на это времени. К тому же на ОГЭ недостаточно помнить школьную программу. Важно ещё и соблюдать требования к оформлению экзаменационной работы.
Анна Жадан, старший преподаватель в онлайн-школе «ИнтернетУрок»:
«В 8–9-м классах ученики готовятся к ОГЭ. Репетитору необходимо владеть предметом и обладать опытом подготовки к экзаменам. В том числе уметь правильно распределять время, анализировать типичные ошибки, разбирать демоверсии и тренировать у ребёнка навыки решения заданий разного уровня сложности.
При подготовке к ОГЭ репетитору важны организованность, пунктуальность и умение мотивировать. Потенциальными проблемами могут быть нарушение сроков и регулярности занятий, непрофессионализм в оценке уровня знаний ученика, а также неспособность эффективно планировать подготовку к ОГЭ».
А если подросток собирается после 9-го класса поступать в колледж, который оценивает средний балл по аттестату, критически важно подтянуть проседающие предметы. В этом случае занятия с репетитором также могут сыграть положительную роль.
10–11-й классы
Старшеклассникам репетитор нужен прежде всего для подготовки к ЕГЭ. Ведь именно результаты этого экзамена оценивают вузы при поступлении. Школьных занятий, как правило, недостаточно для успешной подготовки. Педагогу не хватает времени на каждого ученика. В школьную программу не входит разбор процедуры экзамена и тем более заданий-ловушек.
Анна Жадан, старший преподаватель в онлайн-школе «ИнтернетУрок»:
«В 10–11-м классах ученики готовятся к ЕГЭ. Рекомендую выбирать репетитора по чек-листу:
обширные знания в предметной области;
опыт разбора контрольно-измерительных материалов ЕГЭ;
способность планировать подготовку с учётом особенностей ученика;
умение объяснять материал;
возможность помочь ученику усвоить необходимые для экзамена стратегии, решения и навыки.
Отсутствие таких способностей — тревожный сигнал при выборе репетитора».
Рекомендуем трезво оценить и программу, которую предлагает педагог.
Дарья Дейген, основатель и руководитель образовательного центра:
«На мой взгляд, для репетитора ЕГЭ критически важно:
наличие системы подготовки;
регулярные пробные тесты;
система повторения;
возможность оптимизировать программу подготовки в зависимости от успехов.
Иначе это будет про процесс, а не про результат. Хорошо, если план меняется. Значит, педагог следит за динамикой. Формат бессистемных занятий я бы точно не выбирала для 10–11-го классов, особенно для профильной математики».
Однако далеко не каждый репетитор действительно поможет добиться образовательной цели, даже если это обещает. Как отличить подходящего репетитора от сомнительного, подсказываем в этой шпаргалке. А если вы не готовы рисковать, предлагаем наших проверенных педагогов под все образовательные цели для детей 7–17 лет.