5 навыков дошкольников, которые точно пригодятся в школе
Родители и педагоги часто зацикливаются на том, что ребёнок должен уметь в предметной области: читать, считать, знать перелётных птиц и далее по списку традиционных образовательных программ. Такие предметные знания действительно важны. Например, если первоклассник умеет читать, ему будет проще адаптироваться в новой обстановке, потому что не нужно параллельно учить буквы. Однако предметные знания не гарантируют, что ребёнку понравится учиться и он построит гармоничные отношения с одноклассниками и преподавателями.
В этой статье я поделюсь неочевидными навыками, которые помогают детям уверенно чувствовать себя в школе. На первый взгляд эти умения могут показаться естественными, но на самом деле они не врождённые. То есть их необходимо развивать. Если этого не делать, скорее всего, в школе ребёнку будет сложно, даже если он уже сам читает целые книги и умеет складывать и вычитать двузначные числа. Как именно развивать полезные для школьника навыки, я расскажу на основе своей практики — 25 лет в сфере дошкольного и школьного образования.
Умение общаться
В школе ребёнку предстоит много общаться. И это общение будет двух видов: со взрослыми и со сверстниками. Для ребёнка это разные виды деятельности. Подготовиться к ним помогут специальные приёмы, о которых узнаете прямо сейчас.
Общение со взрослыми
Проблемы в общении с учителями возникают даже у коммуникабельных детей. Не каждый легко может уточнить материал урока, попросить помощи или даже узнать банальные вещи, например можно ли выйти из класса. Сложности обычно возникают у детей, которые до школы мало общались со взрослыми, кроме близких родственников.
Как развить навык
Полезно создать ситуации, где ребёнок будет общаться со взрослыми неродственниками, которые влияют на его жизнь. Если ребёнок ходит в детский сад, то он развивает этот навык. В этом помогают воспитатель, младший воспитатель и специалисты, которые с ним занимаются. Если ребёнок не ходит в детский сад, есть смысл водить его в секции, кружки. Не только чтобы освоить творческие или спортивные навыки, но и чтобы мягко познакомить с учебной средой и научить взаимодействовать со взрослыми.
Современное и удобное решение — программа «Подготовка к школе» Домашней школы «ИнтернетУрок». С ней ребёнок не только получит знания, но и разовьёт soft skills — качества, без которых трудно и в школе, и во взрослой жизни. При этом не нужно никуда ребёнка водить. Дети занимаются один на один с преподавателем через Zoom.
На занятиях для дошкольников основная миссия педагогов ИнтернетУрока — научить ребёнка взаимодействовать: задавать вопросы, спрашивать, если что-то непонятно. И главное отличие от аналогичных дошкольных программ — мы помогаем развить навык общения, организованности, саморегуляции и остальные навыки, о которых я расскажу дальше.
Дополнительные способы, чтобы развить навык общения со взрослыми:
-
Берём ребёнка с собой в компании, где есть взрослые. Естественно, не на вечеринки, а на встречи с друзьями, где присутствие ребёнка уместно.
-
Предоставляем возможность пообщаться со взрослыми: не заменяем собой ребёнка и не произносим за него ритуалы, например «Здравствуйте, дядя Миша».
-
Моделируем ситуации: даём клише, речевые образцы, что и как сказать. Например, в магазине нет любимого печенья на полке. Тогда предлагаем подойди к продавцу и спросить: «Подскажите, пожалуйста, а есть ли у вас печенье N?» Если нет, советуем уточнить, когда появится. Главное — предоставить ребёнку возможность сделать это самому.
Общение со сверстниками
В школе ребёнку точно придётся взаимодействовать со сверстниками. Если у него есть братья и сёстры, это не значит, что у него точно не будет проблем с общением. Одно дело — отношения внутри семьи, другое — в новом социуме. А если будущий школьник — младший ребёнок в семье, без подготовки к школе он может с удивлением и стрессом обнаружить, что далеко не все готовы ему уступать и принимать во внимание его особенности.
В естественной среде до школы проблемы могут быть незаметны. В песочнице ребёнок, скорее всего, найдёт с кем-то общий язык. Однако в школе проблемы почти неизбежны, как минимум на первых этапах, на моменте «притирки». Именно поэтому при первых детских ссорах в песочнице главное — не налететь коршуном с криком: «Кто здесь обижает моего ребёнка?! А ну отдай ему совочек!» Это самое худшее, что родители могут сделать для будущего школьника.
Анна Волкова, образовательный консультант, преподаватель и методист в изучении русского языка:
«Самый важный для школы навык — это навык общения и совместной деятельности. Будущий первоклассник будет комфортно ощущать себя среди сверстников, общаться, развиваться и получать знания, если родители научат его тактично привлекать внимание к собственной персоне, поддерживать беседы, аргументировать своё мнение, принимать позицию собеседника и выходить из сложных ситуаций».
Как развивать навык
Так же как и для развития навыка общения со взрослыми, полезно моделировать ситуации, но с другими детьми.
Приёмы, чтобы развить навык коммуникации со сверстниками:
-
Подсказываем конкретные действия и слова. Например, если ребёнок хочет пригласить кого-то в игру, но не знает как, даём словесное клише: «Маша, давай мы с тобой поиграем вместе?»
-
Репетируем дома предсказуемые ситуации. Для этого необязательно сразу давать клише. Можно спросить: «А что ты скажешь, если захочешь поиграть с кем-то на детской площадке?»
-
Предлагаем решить смоделированную проблему опосредованно, через игрушки. Например, берём такую ситуацию: «Тигрёнок Гриша потерял ручку и не знает, как тебе в этом признаться. Как ему это сделать?» Или такой сценарий: «Новая игрушка пришла на день рождения, очень стесняется и боится подойти к другим игрушкам. Как ей познакомиться с остальными?»
Такие модуляции и игры хорошо работают, но их недостаточно, особенно если у ребёнка небольшой социальный опыт. Именно поэтому важна практика. И для этого взрослым желательно не вмешиваться в общение детей старше 5 лет, если это не угрожает жизни и здоровью. Даже если случается конфликт, важно, чтобы ребёнок научился его разруливать самостоятельно. Ребёнок научится общаться, когда поссорится или подерётся со сверстником в той же песочнице, а потом они договорятся и помирятся.
Чтобы ребёнок вынес из конфликта максимум пользы, полезно помогать ему проанализировать ситуацию после того, когда она выключилась: «А как можно было поступить? Что можно было сказать?» — или ещё раз проиграть ситуацию на игрушках.
Субъектность в деятельности
В педагогике сейчас популярен термин «субъектность в деятельности». Проще говоря, учим дошкольника воспринимать деятельность как его собственную — такую, в которой он заинтересован. Очень важно, чтобы ребёнок понимал и принимал цель своих действий. Условно, на примере навыков письма: «Я пишу эти буквы, и я отвечаю за то, чтобы они были аккуратные и красивые. Не ручка виновата, не тетрадка. Я это делаю».
Если говорить в целом о школьном обучении, полезно сформировать такое отношение: «Я учусь, я ученик, и мне это нужно для будущего. Никто, кроме меня, эти знания в голову не вложит, никто, кроме меня, не может выучить стихотворение. Я не могу делегировать эту обязанность маме, папе или бабушке и прийти получить пятёрку. Я сделаю это сам». Кроме осознания себя деятелем, дошкольнику важно развить умение поставить цель, удержать, добиться, адекватно оценить результаты, присвоить себе этот результат и взять ответственность.
Как развить навык
Помогаем ребёнку осознавать, что он деятель и несёт ответственность за процесс и результат. Например, спрашиваем: «Что ты хочешь сейчас сделать?» Допустим, ребёнок хочет нарисовать домик. Пока собирали карандаши, вместо домика он решил нарисовать замок. Ничего страшного. Здесь важно помочь ребёнку осознать, что он изменил свою цель. И научить адекватно оценивать результат.
В школе ребёнок получает веер оценок и оценочных суждений. Если он не будет видеть опору в себе, ему может быть сложно. Мы надеемся, что вам попадутся педагоги-профессионалы, которые умеют оценивать грамотно, но бывает по-всякому. К тому же критика возможна и от сверстников. Поэтому важно подготовить к этому ребёнка.
Хвалить за любые действия не лучшая идея. Если на любое действие говорить «молодец», ребёнок будет ждать такой оценки за каждое действие. И расстраиваться, когда ему не скажут «молодец» в очередной раз. «Как это? Я старался, а меня не похвалили…»
Приёмы, чтобы грамотно оценивать деятельность ребёнка:
-
Подчёркиваем, что именно получилось хорошо, а что пока не удалось.
-
Приучаем ребёнка, что отсутствие похвалы — это не удар по самолюбию. Не за всё положена похвала.
-
Критикуем некорректное поведение в ситуации, но не личность ребёнка. Или конкретный результат, например когда у нас на полу кастрюля воды. Показываем, как исправить.
Саморегуляция
До школы я рекомендую развить у ребёнка умение отслеживать настроение, понимать, что на него может влиять. И умение грамотно уйти из стрессовой ситуации. Полезно выработать привычку: «У меня плохое настроение, я злюсь и готов грубить всем, поэтому лучше пойду сидеть в уголке». Это продуктивнее, чем впадать в истерику. В тихом уголке можно успокоиться, проанализировать ситуацию и решить, как действовать дальше.
Ирина Золотова, детский продюсер и детский психолог:
«Самоконтроль помогает детям управлять своими эмоциями и поведением, а также развивает у них способность сосредоточиваться и контролировать своё внимание. Для развития самоконтроля можно использовать такие приёмы, как игры, которые требуют ожидания своей очереди, или действия, которые помогают детям установить свои личные цели и следовать им.
Имейте в виду, что каждый ребёнок уникален и может требовать индивидуального подхода. Важно создать поддерживающую и стимулирующую среду, где ребёнок может развивать эти качества, применяя конкретные приёмы, которые максимально ему подходят».
Как развить навык
Развивайте у ребёнка способность понимать и регулировать своё настроение и считывать настроение других. В этом помогут проверенные варианты.
Способы, чтобы развить навык саморегуляции у ребёнка:
-
Помогаем конкретным советом: «Ты сейчас расстроен, выдохни, успокойся, умойся, поцелуй в нос собаку. Когда ты успокоишься, приходи, мы продолжим».
-
Задаём вопрос: «Какое у тебя сейчас настроение?» Чтобы расширить словарный запас, можно накидывать варианты: «Как бы ты определил своё состояние? Ты расстроен или ты устал?»
-
Подводим ребёнка к ответам про состояние. Предположим, ребёнку не удаётся выучить стихотворение. Можно зайти с шутки: «Соседи уже выучили, собака рассказала наизусть. Как ты думаешь, почему у тебя пока не получилось?» Вероятно, ребёнок ответит: «Я устал, мне это не нравится». Так он научится отслеживать своё настроение.
-
Подаём пример. Допустим, мама приходит с работы и говорит: «Я сегодня так устала, не могу ни с кем общаться. Дайте мне 20 минут просто посидеть с кружкой чая в тишине». Ребёнок поймёт, что так можно.
-
Учим отслеживать эмоциональное состояние других: «Папа сейчас устал, ему нужно посидеть за ноутбуком. Поэтому не прыгай у него на голове, прыгай на мяче, или давай я с тобой поиграю». Мы даём понять, что уставать — это нормально, и сообщаем, как именно на это можно реагировать.
Ещё перед школой ребёнка полезно научить понимать, что ему приносит удовольствие. Можно попробовать такую конструкцию: «Что-то ты сегодня возбуждённый. Хочешь сходить в душ или полежать в ванне с бомбочкой? Мне это помогает в похожем состоянии». После успокаивающего ритуала спрашиваем: «Как ты? Всё хорошо?»
Если ребёнок отказывается от ванны, предлагаем альтернативы: «Хочешь посидеть один, под одеялом, под столом? Давай накроем покрывалом стол, будет домик, посидишь там один? Подождём, пока все капризы убегут и станет скучно одному? Или, может, хочешь полежать? Давай вместе почитаем книжку? Или чего ты хочешь сейчас?» Так вы поможете ребёнку прислушиваться к своему состоянию и выбирать то, что его радует и заряжает энергией.
soft skills
Тайм-менеджмент
Важно, чтобы ещё до школы ребёнок научился организовывать свою деятельность, то есть выстраивать элементарную линейную цепочку: дошёл до школы, пообедал, отдохнул, сделал уроки. Очень часто родители сталкиваются с тем, что без напоминаний и иногда моральных пинков школьник не пойдёт делать уроки. А причина именно в неразвитом навыке организованности.
Как развить навык
Чтобы избежать проблем с организацией времени в школе, я рекомендую заранее показывать ребёнку, как организована любая деятельность. Приучать к планированию можно с четырёх лет, когда он уже может воспринимать символы. В этом возрасте режим дня можно записать не словами, а обозначить графическими символами.
Схема, чтобы научить ребёнка планировать время:
-
Шаг 1. Составляем алгоритм дня. Можно поиграть в игру: «Интересно, куда у нас девается время? Давай смотреть». На этом этапе ничего не придумываем. Просто расписываем привычный ребёнку распорядок. Условно: встаём в 7 утра, умываемся, одеваемся, идём в детский сад, после детского сада забираем, гуляем с родителями, свободное время, принимаем душ, чистим зубы и ложимся спать. Так ребёнок увидит: если упорядочить повторяющиеся действия, это помогает организовать день. А чтобы подключить фантазию, можно спросить: «Когда бы нам запланировать чтение книжки?»
-
Шаг 2. Продумываем планы и следуем им. Например, планируем выходной или отпуск. Предлагаем: «Давай подумаем, что нам нужно сделать по порядку, чтобы всем было хорошо». Обсуждаем, когда встаём, куда пойдём и в какое время. Важно зафиксировать этот план и прожить выходной или отпуск именно так.
Тогда в школе, когда мы будем говорить, что ребёнку нужно сегодня пропылесосить и сделать уроки, у него уже будет навык: «Приду, наведу порядок, полчаса буду обнимать собаку, сделаю уроки, а потом буду залипать в телефоне полчаса». Это нормально, что ребёнок будет переключаться. Если при этом он будет выполнять домашние задания, наверное, можно позволить такие вещи. А выстроить такую цепочку ребёнку поможет навык планирования.
Бытовые навыки
Удивительно, но к семи годам не каждый ребёнок сегодня может завязывать шнурки, переодеваться на физкультуру или даже найти у себя в портфеле карандаш и резинку. Некоторые не помнят, есть ли с собой нужные тетради и учебники, потому что портфель вечером собирала мама. Чтобы этих проблем не было, полезно уже с двух лет мягко формировать бытовые навыки, такие как умываться, мыть руки, переодеваться, расстёгивать пуговицы, снимать и надевать рубашку.
Для начала рекомендую экспресс-тест. Понаблюдайте, вымоет ли ребёнок руки, если ему не напомнить. Если нет, то и в школьной столовой он точно не будет этого делать.
Как развивать навык
Выработать бытовую привычку поможет такая схема: показываем — напоминаем — намекаем. Например, чтобы приучить ребёнка мыть руки, сначала показываем, потом напоминаем и моем руки вместе. А дальше напоминаем уже не напрямую, а намёками и игровыми ситуациями из серии: «Что нужно сделать? Что пропустили?» Так постепенно закладываем гигиенические навыки на уровне рефлекса.
Чтобы в школьное время ребёнок спокойно наводил порядок в своей комнате, важно начинать заранее. С двух лет определяем место для каждого предмета и вместе с ребёнком уносим эти предметы по местам. Потом приучаем делать это самостоятельно.
Любопытная деталь: сенситивный период порядка у ребёнка — примерно до полутора-двух лет. В этом возрасте он стремится к тому, чтобы вокруг него всё было упорядочено. В дошкольном и школьном периодах эта потребность уже наглухо закрывается. Но это не значит, что уже ничего нельзя сделать. Можно, но потребуются волевые усилия. Например, спрашиваем у ребёнка: «Где у тебя цветные карандаши? Где твои вещи?» Когда приносим поглаженные футболки, идём вместе с ребёнком к шкафу, складываем их туда.
Если ребёнок говорит, что не хочет прибираться, пробуем играть: собираем игрушки на скорость, кто больше соберёт в ящик. При этом важно радоваться победе, рассказывать подругам и родственникам по телефону так, чтобы слышал ребёнок. Однако некоторых детей этим не проведёшь. Они скажут: «Победила и молодец. Вот и собирай мои игрушки дальше». Именно поэтому важно обозначить систему как ритуал, который не обсуждается.
Приёмы, чтобы без давления установить бытовые правила:
-
Подаём гигиенические и бытовые ритуалы как безвыборную альтернативу. «Вечером мы собираем игрушки». Этим мы не спрашиваем, хочет ли ребёнок это делать, не мотивируем. Мы не оставляем ложную иллюзию выбора.
-
Выбор оставляем в других аспектах, чтобы сохранить баланс справедливости. Например, в нюансах выполнения ритуала: на какие полки рассадить игрушки или разложить книги. И здесь снова всё зависит от возраста. Двухлетний ребёнок отреагирует так, как мы предполагаем. А шестилетний уже и сам умеет манипулировать.
Поощрять деньгами за порядок, вычищенные зубы и другие бытовые привычки — вредная практика. Это не работа, чтобы платить за них зарплату. А вот хвалить — здоровая идея. Я за поощрения, но против материальных поощрений. Не только деньгами, но и сладостями или походами куда-то. Так не получится воспитать в ребёнке естественную потребность в порядке и чистоте. А главное — важно, чтобы ребёнок осознал, что выполняет бытовые и гигиенические ритуалы не для кого-то и не ради чего-то, а потому что это нормально и нужно ему самому.
И напоследок хочу поделиться инсайтом. На вебинарах школы «ИнтернетУрок» я иногда задаю вопрос: «Представьте двух первоклассников. Первый не умеет читать и считать, зато физически сильный, может дать в лоб кому угодно. Может спросить что угодно. А второй умеет считать до тысячи и больше ничего. Стесняется разговаривать с учителем и учениками. Кто будет успешнее?» Часто зрители отвечают, что первый. На самом деле никто из этих двух не будет успешным.
Первого будут ругать за хулиганство и ставить двойки. А второй будет стесняться, испытывать стрессы и не захочет ходить в школу. Каждому из детей в примере не хватает важных составляющих успеха. Одному — знаний, другому — жизненной силы.
Вывод в том, что нет чего-то главного, чему ребёнка научили, а остальное бы приложилось само. Лучше учить всему понемножку, чем гипертрофированно чему-то одному. Слишком умный, интеллектуальный ребёнок без волевых качеств и навыков коммуникации уязвим, и знания не помогут ему вырастить эти умения. Та же ситуация сложится у ребёнка без комплексов, но и без элементарных представлений об окружающем мире. При этом знания об окружающем мире можно получить быстрее, чем сформировать навык коммуникации.
И всё же невозможно справедливо проранжировать все навыки. Каждый важен по-своему.