Назад
views 1 302
calendar 12 апреля 2024

Возрастные особенности младших школьников

Возрастные особенности младших школьников
Фото: Sharomka, Shutterstock
contents Оглавление
Свернутьarrow
Навигатор по развитию учеников начальной школы

В этой статье рассказываем о психологических особенностях детей младшего школьного возраста — от 6 до 11 лет. 

Ведущий вид деятельности

В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности у ребёнка — игровой. А в школе игровая деятельность сменяется учебной. Но это не значит, что дети срочно бросают игрушки и берутся за тетрадки с книжками.

Переход от игры к учёбе происходит постепенно. Первое время у ребёнка сохраняются два ведущих вида деятельности. Например, в первом–втором классах дети ещё играют в любимые игры: куклы, конструктор, фигурки животных. Но постепенно интерес к этому угасает. На первый план выходят учёба и всё, что с ней связано: хобби и социальная деятельность. 

Некоторые первоклассники начинают скучать. Допустим, прежние игры и виды деятельности уже не представляют интереса, а новые ребёнок ещё не освоил. В этом случае он может скучать и маяться от того, что не знает, чем заняться в свободное время. 

Лайфхаки: 

  • Переключать ребёнка с игры на учёбу надо постепенно. Фразы вроде «хватит заниматься глупостями — иди учи уроки» могут сформировать негатив и ослабить мотивацию учиться. Лучше установить правила и распорядок дня. Допустим: «С 13 до 14 делаем домашнее задание, потом играешь».

  • Пытаться «вылечить» первоклассника от скуки развлечениями — не лучшая идея. Если ребёнок бросил привычные игры, то стоит соблюсти баланс: не оставлять его наедине со скукой, но и не превращаться в массовика-затейника. Есть смысл вовлечь школьника в новые виды деятельности: спорт, творчество, кулинарию. Не стоит ругать его, если школьник бросает кружки — это нормальный процесс поиска себя. 

  • Можно объединять учёбу и игру. Например, на конструкторе удобно изучать математические действия и визуализировать задачи. Куклам и мягким игрушкам можно декламировать стихи и пересказывать прочитанные книги. Всё это актуально в первом и втором классах. Скорее всего, ребёнок постепенно сам откажется от этих методов, поскольку игра обычно перестаёт быть ведущим видом деятельности именно в начальной школе. 

articlePreviewImage
Настольные игры для детей: как использовать в освоении школьной программы
Подсказываем уникальную эдьютейнмент-технику, которая совмещает обучение и настольные игры для детей.
 

Мотивация

Возрастные особенности учеников начальной школы связаны с тем, что дети переходят на новый этап жизни — становятся первоклассниками. Это полностью меняет их уклад жизни, привычки, мировоззрение и мотивацию.

Мотивация дошкольников

Чаще всего 6–7-летние выпускники детского сада хотят идти в школу. Но причины этого желания редко связаны с учёбой. Бывает, ребёнку не нравятся каша, воспитатель или дневной сон в детском саду. Или дошкольник хочет портфель и кроссовки, как у старшего брата. То есть ребёнком движет смутная мечта о школе как о месте, где будет лучше, чем в садике, и где можно проявить самостоятельность. 

Если ребёнком движет только любопытство, то он быстро разочаруется. В школе нужно работать, соблюдать дисциплину. К тому же возможны проблемы: иногда учитель может накричать, а другие дети могут обидеть. Ребёнок, который так стремился в школу, с энтузиазмом учил буквы и цифры, может стать унылым, ленивым, и ему уже не захочется ходить на уроки.

Лайфхаки:

  • Полезно воздержаться от идеализации школы. Ценнее сразу настроить ребёнка на то, что учёба — это работа. При этом стоит подчеркнуть, что в школе много приятного. В очной школе — булочки в столовой и друзья на переменках. В онлайн-школе — свободный график и возможность удобно распоряжаться временем.

  • Стоит разрешить дошкольнику принимать решения самому. Также можно придумать ему новые обязанности, доверить ключи от дома и разогревание обеда. При этом важно отмечать успехи. Ученикам начальной школы нравится самостоятельность, поскольку она даёт им возможность почувствовать себя повзрослевшими. Есть смысл воспользоваться этим стремлением и начать приучать их к ответственности. Например: потерял ключи — получишь меньше карманных денег из-за расходов на дубликат. Не уследил за едой, и она подгорела — ешь невкусный обед.

  • Важно исключить отрицательную мотивацию: тяжёлые неодобрительные вздохи, осуждение, ругань, наказания, стыд. 

Мотивация в младшем школьном возрасте

В начальной школе детям сложно удерживать внимание усилием воли. Если процесс не вызывает интереса, то мотивировать ребёнка сложно. То есть важно найти способ заинтересовать ребёнка именно процессом учёбы, а не содержанием. Для сравнения: после 5-го класса дети больше интересуются содержательной частью. Какую бы учебную игру вы ни предложили, если сам материал не интересен ребёнку, мотивация не возникнет. 

Ещё одна специфика мотивации детей в начальной школе связана с несформированностью психических функций. Дети до 12 лет с трудом формируют отдалённый образ будущего. Например, третьекласснику бесполезно рассказывать о радужных перспективах учёбы в престижном вузе, заграничных стажировках и высокооплачиваемой работе. Это слишком отдалённая перспектива и непонятный образ будущего. 

Младшим школьникам полезнее ставить более короткие дистанции в планировании и рисовать более понятные перспективы. Например, неделя без двоек — поход в кино.

У младших школьников плохо работают мотивы признания, лидерства, власти, принадлежности к группе. Также не стоит увлекаться соревновательной мотивацией, поскольку она может негативно сказаться на самооценке.

Лайфхаки:

  • Хорошо, если получится задействовать игровые и соревновательные мотивы по отношению к учёбе. Например, можно предложить ребёнку соревноваться самому с собой: вчера решил пять примеров, а сегодня семь. 

  • Стоит предложить дополнительный интересный материал: мультики на английском, математические компьютерные игры.

  • Полезно развивать произвольное внимание, фиксируя ребёнка на задаче: посмотри, прочитай.

  • Важно отказаться от отрицательной мотивации. Наказания лучше исключить.

  • Рекомендуем переключать внимание ребёнка на разные виды деятельности. Например, 10–15 минут делает сложные задания, которые требуют усиленного внимания, потом переключается на игру, физическую активность или перекус. 

  • Плохая идея — зацикливаться на оценках. Лучше отмечать успехи и прогресс: стали ровнее буквы, выросла скорость чтения, меньше ошибок. 

Самооценка 

В начальной школе меняется самооценка. Родителям может показаться, что она снижается. Но на самом деле, если предпосылок к падению самооценки не было, то она просто приходит в норму. Это в дошкольном возрасте ребёнок склонен думать, что он прекрасен, потому что окружающие к нему относятся как к чуду. Младший школьник уже осознаёт, что в чём-то он хорош, в чём-то плох. 

Ирина Степанова, психолог:

«Первый класс — это серьёзный провокатор сбоев уверенности в себе. Ребёнок попадает в новый коллектив, к новому наставнику, с новой системой оценки его действий и знаний. В любом коллективе распределяются роли: на лидеров, середняков и аутсайдеров. И это вызывает напряжение: ребёнок переживает, какое место он сможет занять. 

Завышенная самооценка перед школой — ящик Пандоры. Представим ребёнка, которого перед школой уверяли в том, что он самый умный и будет самым популярным. Он будет переживать, если в реальности понравится не совсем или не всем (что вполне нормально). Однако неготовность к новой реальности может довольно больно ударить по адаптации ребёнка в школе.

Если у ребёнка сложности с самооценкой, то положение в новом коллективе ниже желаемого будет очень болезненным. Увлечься учёбой или налаживанием отношений не получится, если ребёнок уязвлён». 

Возрастные особенности младших школьников объясняет психолог

Лайфхаки:

  • Хорошо, если получится помочь ребёнку адекватно оценивать себя: в этом я хорош, а в этом мне ещё нужно поучиться. 

  • Важно отслеживать тревожные признаки, в частности фразы в духе «какой я тупой», «у меня всегда всё не получается». Если замечаете самоуничижение, стоит подключиться: попытаться помочь самостоятельно, обратиться к психологу или записать ребёнка на курсы развития эмоционального интеллекта.

Ирина Степанова, психолог:

«Перед школой стоит научить ребёнка навыку оценивать самого себя. Это позволит ему обрести внутреннюю опору: “Если кто-то меня оценивает плохо, это не значит, что я плохой”. Проще говоря, нам как родителям важно не занижать, но и не раздувать самооценку. Важно помочь ребёнку понять, какой он на самом деле: без обесценивания сильных сторон и без приписывания несуществующих качеств». 

Социализация 

В младшем школьном возрасте складывается личность: ребёнок усваивает нравственные нормы и формирует представление о нравственном поведении. Постепенно общение со сверстниками приобретает всё большее значение, но ведущим видом деятельности ещё не становится. К концу начальной школы ребёнок осознаёт себя частью группы, класса и это для него важно. Он переходит от модели «я — учитель» к модели «мы — учитель». 

Лайфхаки:

  • Следует обращать внимание на отношения ребёнка с учителем — в начальной школе это важно. Если отношения с педагогом не ладятся, возможны психологические проблемы, нарушения в мотивации.

  • Если у ребёнка в начальной школе не так уж много друзей, не стоит беспокоиться: в этом возрасте дружба ещё условна. Однако признаки буллинга — это ненормально: если заметите их, стоит вмешаться.

Ирина Степанова, психолог:

«Иногда родителям кажется, что если ребёнок ходил в сад, то проблем с коммуникацией в школе не будет. Но новый социум формирует новые социальные роли. Дети с плохо сформированными границами и проблемами с налаживанием новых контактов будут подвержены стрессу сильнее, чем остальные. 

Некоторым детям в силу особенностей темперамента тяжело даются новые социальные контакты. Но этот навык можно развить. Для этого рекомендую предлагать школьнику знакомиться с новыми ребятами. Полезно также вместе анализировать реакции окружающих на поступки ребёнка и научить его отвечать экологично и понятно. Для этого подойдут вопросы: “Как думаешь, что Петя почувствовал, когда ты дал ему конфету?” или “Ты грубо оттолкнул Машу — что ты хотел этим ей сказать?” Развивая эти важные внутренние опоры и навыки, ребёнок сможет успешно справляться с новым этапом жизни».

Мыслительная деятельность

Мыслительная деятельность — одна из основных функций в начальной школе. Без неё возможны проблемы в обучении: знания будут фрагментарными. Важно, чтобы в начальной школе ребёнок научился делать обобщения, строить выводы, проводить аналогии.

Внимание 

Внимание младших школьников отличают две особенности:

  1. Непроизвольность. Детей привлекает новое, яркое, интересное. А вот произвольное внимание держится всего 10–12 минут. Если материал сложный, скучный, то дети начинают отвлекаться и часть информации остаётся неусвоенной. 

  2. Неустойчивость. Детям сложно сосредоточиться на нужном предмете. Внимание всё равно может «соскальзывать». 

Память 

В начале младшего школьного возраста лучше развита наглядно-образная память, а не словесно-логическая. То есть чтобы что-то запомнить, ребёнку нужно посмотреть: лучше запоминаются события, лица, предметы, факты, конкретные сведения. Хуже запоминаются объяснения, определения, описания. 

К концу начальной школы нужно больше пользоваться словесно-логической памятью, поэтому стоит уделить внимание её развитию. То есть идти от механического заучивания к осмыслению того, что учишь. 

Подсказки из этой статьи помогут развить и поддержать ученика начальной школы с учётом его возрастных психологических особенностей. Главное — не забываем радоваться и запоминать этот прекрасный период, ведь после начальной школы ребёнок изменится. 

back
Подпишитесь на нашу рассылку

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru