Назад
views 1 158
calendar 27 апреля 2023

Как научить ребёнка читать

Как научить ребёнка читать
contents Оглавление
Свернутьarrow
Подсказываем, в каком возрасте полезно учить ребёнка читать: какие инструменты в этом полезны, а какие — не очень.

В этой статье вы узнаете, в каком возрасте психологи и логопеды рекомендуют начинать обучение малышей чтению. И главное — найдёте проверенные методики, игры и закрепляющие упражнения для обучения чтению с преимуществами и недостатками. Насколько эти способы полезны на практике, честно объяснили родители дошкольников из числа наших подписчиков.

Как понять, что пора учить ребёнка читать

Идеальное время для начала обучения чтению зависит не от возраста. Если заставлять трёхлетнего непоседу читать книги, легко воспитать антагониста чтения. Но и если отложить изучение букв на первый класс, ребёнок отстанет от сверстников. Единственное здоровое решение — ориентироваться на психологическую и интеллектуальную готовность ребёнка. 

Экспресс-тест. Пришло ли время учить ребёнка читать?

  • Ваш малыш уже использует слова вместо звукоподражаний — например, говорит ли «машина» вместо «бибика»?    

  • Получается ли у ребёнка рассказывать завершённые истории, не переключаясь на другие мысли?

  • Может ли он пересказать историю, которую услышал от друзей?

  • Малыш уже умеет вдумчиво заниматься чем-то дольше 10 минут? 

  • Бывает такое, что ребёнок угадывает концовку простой истории? 

  • Пытается ли малыш рассмотреть книги?

  • Просит ли почитать ему вслух?

Если хотя бы два пункта не про вашего ребенка, надёжнее отложить обучение. Иначе толку от него будет мало.

С чего начать обучение ребёнка чтению

Приучать к чтению полезно через интерес к звукам и буквам. Первые годы читайте ребёнку вслух, а дальше выбирайте технику на свой вкус. Разберём преимущества и недостатки четырёх популярных методик. 

Творческая методика обучения чтению Марии Монтессори

Минимальный возраст: 3 года.

Эта методика понравится свободолюбивым детям. Для занятий понадобятся 33 коробки и мелкие предметы. Сначала покажите ребёнку предметы и предложите услышать общий звук в начале слов, которые они обозначают. Дальше каждому звуку определите отдельную коробку и попросите сложить в неё предметы, название которых начинается с этого звука. Когда малыш справится, усложните задачу: попросите раскладывать предметы по коробкам так, чтобы соответствующий звук был в середине и в конце слов.

По методике Монтессори буквы изучают в четыре шага:   

  1. Наклеиваем шершавые буквы на карточки. 

  2. Проводим пальцем по букве, называем её так, как звук. Предлагаем ребёнку повторить то же самое. 

  3. Просим малыша придумать слова, которые начинаются с каждого звука. И после этого показываем букву, с которой они начинаются. 

  4. Раскладываем перед ребёнком буквы так, чтобы они образовали простое слово, и просим назвать их по очереди. Для этого идеально подойдут буквы имени вашего малыша. Так ребёнок прочтёт своё первое слово.

 

Художественная методика знакомства с буквами

Минимальный возраст: 4 года.

Знакомить ребёнка с буквами не обязательно по шершавым карточкам. Кроме Монтессори, есть и другие методики, связанные с тактильными ощущениями. Например, предложите малышу нарисовать каждую букву отдельно на листе формата от А3. Попросите изобразить рядом с буквой людей, животных и предметы, названия которых начинаются на эту букву. Похвалите картину и предложите разместить её рядом с игрушкой или предметом интерьера на эту букву.

Важно! Полезно называть буквы так, как они слышатся. Иначе потом ребёнок будет неправильно читать их в начале слов. Например, произносить «ложка» как [эл-ож-ка], а «стол» как [эс-тол].

Чтобы ребёнок получил больше удовольствия и запомнил информацию, соблюдайте баланс: по одной букве каждый день.

Обучение чтению полезно начать с гласных. После пятой-шестой гласной добавляйте по одной согласной букве слева и справа для образования слогов — например, «АС», «ОС»,«ЕС»,«СИ», «СЭ»,«СЮ» и так далее. Дальше пригодятся любые кубики и буквы, о которых узнаете в следующем модуле.

 

Сказочная методика

Минимальный возраст: 3 года.

По этой методике о каждой букве детям рассказывают сказку на основе её внешнего вида и с использованием слов, которые начинаются на эту букву. Например, про букву «В» можно рассказать, что она важная, весёлая и весьма ветреная: воображает всякую всячину и время от времени вредничает. Хорошо бы добавить, что она похожа на бабочку в профиль, или что от важности держит грудь колесом и надувает живот, чтобы взять побольше воздуха для вокала.

Если вам сложно сочинять такие сказки и выбирать ассоциации, помогут готовые бесплатные в интернете. Также есть специальные книги, например «Сказки про буквы русского алфавита. Волшебный букварь» или «Букварёнок: азбука в рассказах, сказках и картинках».

Кроме навыков чтения и познания букв, эта методика развивает интерес к творчеству, фантазию, внимание и память. Предложите ребёнку представить буквы и дотронуться до них. Объясните, что это не обычные книжные буквы, а объёмные: из воды, верёвок, кирпичей, листочков и сухих веточек.

 

Какие методики использовать, чтобы научить ребёнка читать по слогам

Без педагогического или филологического образования на этом этапе легко запутаться. Расскажем, как учить ребёнка читать и по складам, и по слогам. А вы решайте, что из этого пригодится именно вашему ребёнку.

Кубики Зайцева

Минимальный возраст: 2 года

Эта методика помогает научить ребёнка читать по складам. Так педагог-новатор из Санкт-Петербурга Николай Зайцев называет отдельные буквы, сочетания согласной и гласной или согласной и мягкого или твёрдого знака. В игре эти склады вы увидите на 61 картонном кубике. В зависимости от типа сочетаний на гранях, кубики отличаются по размеру, цвету, весу и звучанию. На кубиках дети учатся читать склады. Дальше показывают их на таблице и пропевают вместе со взрослым. Всё это помогает одновременно задействовать в обучении визуальную, аудиальную и кинестетическую системы восприятия ребёнка.

 

Динамические кубики Чаплыгина

Минимальный возраст: 4 года.

В этой методике всего 10 кубиков, и вам не придется их склеивать. Кубики более практичные, чем у Зайцева, — деревянные. Вместе с ними вы получите ещё 10 подвижных блоков. В каждом блоке — чёрная согласная и красная гласная буква. Задача ребёнка — покрутить кубики и найти пару.

 

Методика Жуковой

Минимальный возраст: 6 лет

Эту методику частично использовали римляне. Позже логопед Надежда Жукова создала на её основе букварь для обучения дома. Со слогами ребёнка знакомят с первых страниц, поэтому научить ребёнка читать слоги слитно получается быстрее и легче. Как и в методике Зайцева, слоги предлагается пропевать, а не просто произносить.

 

Упражнения для обучения чтению

В блоках выше вы узнали главные методики обучения чтению. А сейчас поговорим об упражнениях, которые помогут ребёнку закрепить новые знания.

Буквовед

Чтобы натренировать внимательность ребёнка и запоминание букв, сохраните и покажите ему нашу иллюстрацию. Предложите найти и обвести кружком все буквы «и». Можете создать похожие картинки с любыми буквами. Чтобы задание было азартным, чередуйте смысловую составляющую. В первой строчке используйте рандомные буквы. Во второй и третьей чередуйте слова и рандом. А последнюю строчку сделайте связным и понятным по смыслу для ребёнка предложением без пробелов.

Знаток чтения и цветов

Чтобы развить внимательность ребёнка и навыки чтения, покажите картинку-обманку. В первый раз попросите прочесть, что написано на картинке. А во второй — назвать цвета слов. Со вторым заданием не сразу справляются даже родители. Так что кроме тренировки внимания и чтения ещё и повеселитесь вместе. 

Записка из будущего

Последнее упражнение здесь — аналог внутреннего экзамена перед школой. Проводите его, когда ребёнок уже научится читать. Покажите дошкольнику нашу иллюстрацию: распечатайте или откройте на компьютере, смартфоне. Скажите, что ночью получили волшебную записку, но хулиганы напали на хорошие слова и перепутали слоги, а в некоторых словах — буквы. Попросите переставить буквы правильно, чтобы узнать, кто написал ему эту записку.

Курс «Подготовка к школе» от ИнтернетУрока

Эта методика самая рациональная. «Настоящее высшее образование человек получает до 7 лет», — говорил создатель ИнтернетУрока, учёный, изобретатель, просветитель и визионер Михаил Иванович Лазарев. Поэтому важно не ошибиться в методиках обучения дошкольников и их реализации.

Не каждый родитель может выделить время на подготовку ребёнка к школе. И точно не каждый способен сделать это так же быстро, качественно и без психологических травм, как профессиональные преподаватели для дошкольников в нашем курсе «Подготовка к школе».

articlePreviewImage
Почему важно читать вместе с ребёнком?
Все художественные произведения передают читателю множество смыслов, которые существуют помимо очевидного – сюжетного. Когда мы читаем ребёнку книги, то их непосредственное содержание порой забывается. Значит ли это, что читали зря?

 

Игры для обучения чтению

И напоследок мы собрали игры на развитие навыков чтения. Играйте в них с дошкольником, и он полюбит русский язык. Не верьте стереотипу, что дети воспринимают только продвинутые технологии, то есть игры в гаджетах. Если хотите поберечь глаза сына или дочери, предложите настолки и устные командные игры. Или хотя бы добавьте их к компьютерным играм.

Змейка

Чтобы увлечь ребёнка словами и буквами, предложите сыграть в облегчённую версию игры в города. Правила похожие, только вместо городов — любые слова. Назовите слово. Предложите ребёнку назвать такое, которое начинается на букву, на которую закончилось ваше слово. Дальше вы называете слово на букву, на которое закончилось слово ребёнка. Чтобы упростить игру, заранее договоритесь не использовать слова, которые оканчиваются на Ь, Ы и Ъ.

Слоги-потеряшки

Эта игра развлечёт, поможет запомнить буквы, разовьёт навыки чтения и фантазию. В ней четыре раунда.

  1. Просим ребёнка назвать слова, которые ему нравятся. Записываем их на карточках. Дальше вместе разрезаем карточки пополам. Но не хаотично, а так, чтобы разрез был на месте перехода одного слога к другому.

  2. Перемешиваем половинки карточек. Вытягиваем по очереди половинки. Побеждает тот, кто угадает больше слов по их половинкам. 

  3. Повышаем уровень сложности, когда игра наскучит малышу. Берём любимую книгу ребёнка. Закрываем закладкой половину слова в тексте и предлагаем ребёнку угадать слово. Дальше пусть он закроет половину любого слова и угадываем сами. Побеждает тот, кто угадает больше слов.

  4. Предлагаем сыграть в суперфинал. Правила те же, что и в третьем раунде. Только закрываем теперь слова не вертикально, а горизонтально. То есть задача — отгадать слова сначала «по верхушкам», а потом по нижним половинкам.

Настольные игры

Чтобы обучение вызывало у ребёнка приятные ассоциации, хорошая идея — развивать навыки чтения в настолках. Как это работает на практике, рассказала подписчица журнала «ИнтернетУрок», мама сына 6 лет Наталья Абустина.

«На нашем опыте я убедилась, что в чтении важна мотивация. Если ребёнку не интересен процесс, он будет долгим и муторным. Найти мотивацию при обучении чтению нам с сыном помогла игра с наклейками. В 3 года по вечерам мы проходили все буквы, а потом клеили наклейки на шкаф. Без изучения азбуки клеить наклейки нельзя. Но очень хотелось приклеить все и поскорее. Просыпался азарт, ребёнок сам приносил книгу и просил заниматься. Поэтому выучили буквы быстро. 

Когда перешли к обучению чтению, совмещали игры: книги про город букв, настольные игры и игры в гаджетах. В 5 лет помогла новая мотивация — любопытство. Ребёнку стало интересно, что написано на упаковке в магазине, и он сам прочитал: «кефир». Дальше уже с радостью читал все вывески на магазинах. И испытывал радость, что сам  узнаёт этот мир».

 

Настольные игры, в которые полезно играть с ребёнком

Как реагировать, если вместо книг малыш читает соцсети в смартфоне

Навыки чтения не гарантируют, что дошкольник полюбит литературу. Как быть, если ребёнок вместо чтения выбирает залипать в гаджете, объяснил подписчикам ИнтернетУрока отец пятерых детей, основатель мебельной фабрики, автор книги «50 кирпичей успеха» Александр Синеркин:

«Один из моих детей сложно осваивал чтение. Сначала мы разбирали буквы, он с трудом читал. Чтобы привить интерес, я покупал ему комиксы. Потом стал читать с ним на ночь. Затем ввёл финансовую мотивацию. За 15 минут чтения вслух и 15 минут про себя он получал 300 рублей. Когда меня не было рядом, сын снимал процесс на видео и отправлял мне. Также я предложил ему недельную, месячную и годовую премии за занятия без пропусков.  

Однако это — нездоровая мотивация, я отменил премии. Сказал: хочешь читай, а хочешь — не читай. При этом подкидывал ему книги, обсуждал с ним сюжеты и героев. К тому же он постоянно видел родителей с книгами в руках. В итоге чтение уже и без финансовой мотивации стало для него привычкой. Такой же естественной, как и игры в смартфоне. Сын может и поиграть, и почитать. Для него это — нормально.

Считаю, что те, кто не умеет и не хочет читать, будут хуже учиться. Их мир будет ограниченным. Поэтому одна из самых важных родительских обязанностей — не просто научить читать, но сделать это привычкой. А это гораздо сложнее. И тут нет единственного верного подхода. Нужно пробовать всё комплексно: чтение вместе, чтение вслух, обсуждение, собственный пример, покупка интересных и ребёнку книг. И даже денежная мотивация на каком-то этапе может помочь. Только действуя комплексно и целенаправленно, вы добьётесь нужного результата. Это сложно, но это решит будущее ребёнка».

Чтобы научить ребёнка читать с помощью полезных методик, игр и упражнений, рекомендуем добавить эту инструкцию в закладки.

 

articlePreviewImage
К школе готовы: что должен знать будущий первоклассник
Чтобы помочь ребёнку привыкнуть к школе, родители стараются научить его всему заранее. На самом деле знать всё на свете еще до поступления в школу совсем не обязательно

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru