Назад
views 5 751
calendar 09 августа 2023

Психологическая готовность к школе: как проверить и укрепить

Психологическая готовность к школе: как проверить и укрепить
contents Оглавление
Свернутьarrow
Методы диагностики и способы повысить психологическую готовность ребёнка к школе

Психологическая готовность к школе важна не меньше, чем навыки писать, читать и считать к шести годам. Редакция «ИнтернетУрока» обсуждает с педагогами и психологами, как оценить, насколько ребёнок готов к школе, а также как реагировать, если выяснится, что ребёнок ещё психологически не дозрел до первого класса.

Что такое психологическая готовность к школе

Начнём с определения. Педагогическая подготовка к учёбе существенно отличается от психологической. В педагогической делают упор на знания и умения, а в психологической — на ощущение комфорта и адаптированности первоклассника к новой обстановке. 

Лариса Абрамова, педагог по подготовке к школе в «ИнтернетУроке»:

«Психологическая готовность к обучению в школе — это уровень развития, который позволит ребёнку быть успешным не только в процессе учёбы, но и в общении со взрослыми и сверстниками, а также в осознании внутренней позиции.

Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а у других — и в семь лет возникает много трудностей. Подготовка к школе нужна обязательно. Она станет полезным подспорьем в первом классе и поможет в обучении. Важную роль в такой подготовке играют родители и педагоги».

Показатели готовности ребёнка к школе

Психологическая готовность к школьному обучению — это комплексный показатель, то есть он складывается из нескольких факторов. Их редакция «ИнтернетУрока» обсуждает с психологом.

Эмоционально-личностная готовность 

Справиться со школьной программой будущим первоклассникам помогают мотивация учиться и интерес познавать новое. Важно, чтобы ребёнок контролировал свои эмоции и хотя бы минимально управлял своим вниманием. В ходе обучения такая готовность разовьётся в способность ощущать сложные переживания — например, радость от познания нового либо неудовлетворённость из-за низких оценок.

Евгения Зарубина, педагог-психолог:

«Первокласснику трудно удерживать внимание на одной деятельности долго, не отвлекаясь. Потренировать внимание можно с помощью игры. Например, попросите ребёнка нарисовать 10 треугольников в один ряд. Предложите заштриховать красным карандашом третий, пятый и девятый треугольники. Оранжевым — второй и седьмой. Зелёным карандашом — четвёртый и первый треугольники. Такое упражнение тренирует не только внимание, но и память ребёнка».

Социальная готовность

Социально-психологическая готовность — широкое понятие. Мы собрали маркеры такой готовности в наглядную табличку.

Как оценить социальную готовность ребёнка к школе

Параметр

Поведение готового к школе ребёнка

Отношение к учебной деятельности

Умеет слушать, вежлив и соблюдает правила поведения, о которых ему рассказывают

Отношение к школе

Готов соблюдать школьный режим, выполнять классную и домашнюю работу

Отношение к сверстникам 

Заводит друзей, при возникновении конфликтов понимает, как правильно разрешить их, помогает сверстникам

Отношение к родным и близким

Спрашивает у родных совета, делится новостями и событиями из своей жизни

Отношение к себе

Адекватно оценивает свои силы, время, успехи и неудачи, обладает здоровой самооценкой

Волевая готовность

Этот элемент называют ещё и мотивационной готовностью. На неё влияют факторы, побуждающие ребёнка получать новые знания. Волевая готовность подразумевает  способность ставить задачи и цели, выполнять их в намеченный срок, прилагать для этого достаточно усилий и иногда даже жертвовать чем-то значимым, например желанием поиграть.

Евгения Зарубина, педагог-психолог:

«Важно не торопиться. Если ребёнок ещё не готов к школе, то он предпочитает игру учёбе, ведь это была его ведущая деятельность с 3 до 6–7 лет. Часто такие первоклассники играют на уроках. Если вы понимаете, что у ребёнка пока не сформирована мотивационная готовность к школьному обучению, лучше подождите год. В этом нет ничего страшного. Дети по-разному созревают к школе, но к средней школе все психологически выравниваются. А вот если отдать незрелого ребёнка в школу, он может начать чувствовать себя неудачником, стать объектом насмешек одноклассников. А это в дальнейшем вызовет комплексы». 

Есть и другой вариант — объединить желание играть и организационные задачи. Как это сделать, объясняет эксперт.

Александра Прокутина, педагог-психолог, специалист по развитию эмоционального интеллекта и гибких навыков у детей и подростков:

«Способность ставить задачи и выполнять их в намеченный срок тоже можно развивать в игре. Например, полезна игра “Собрать портфель на время”. Она весёлая. Главное условие — класть в портфель только то, что понадобится для учёбы. Засекаем 5 минут. Затем вместе рассматриваем, нет ли ничего лишнего. Важно не критиковать, а рассуждать: “А как этот плюшевый медведь тебе пригодится в учёбе?” Список необходимых для школы вещей тоже можно составить с ребёнком. Пусть будущий первоклассник сам ставит галочки напротив выполненных пунктов. Однако бывают случаи, когда ребёнок действительно ещё не “созрел” к школе. Ему хочется играть, а о школьном портфеле думать совсем не хочется. Не стоит торопиться отдать в школу пораньше, это может сказаться на всём периоде дальнейшего обучения».

А если вы не хотите затягивать с обучением, но понимаете, что ребёнок ещё психологически не готов к организационным и социальным сложностям офлайн-школы, есть альтернативный вариант. Хорошая идея — устроить мягкое вхождение в обучение через дистанционный формат. Тогда ребёнок избежит сложной притирки со сверстниками, стресса из-за ранних подъёмов и при этом получит необходимые знания и навыки. А когда его психика окрепнет, он сможет сам выбрать, где хочет продолжить обучение: в обычной или онлайн-школе. 

Первая неделя занятий бесплатно!
Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!
Начать заниматься

Интеллектуальная готовность

Готовность к школе определяет и все когнитивные способности будущего первоклассника: хорошую память, развитую речь, умение слушать и концентрироваться, логически мыслить и строить рассуждения. Ещё важно, чтобы ребёнок перед школой уже умел отвечать на вопросы и хотя бы немного обобщать частное — например, анализировать свои результаты и работать над ошибками.

Евгения Зарубина, педагог-психолог:

«Интеллектуальная готовность к школе связана с памятью, вниманием, аналитическим мышлением, дифференцированным восприятием. В этом смысле важно, чтобы до школы ребёнок ориентировался в пространстве, знал свой адрес, Ф. И. О. родителей, цвета и геометрические фигуры. А ещё умел обобщать, находить сходства и различия. Например, покажите ребёнку карточку с изображением ели, сосны, дуба и клёна. Спросите, что у них общего и чем они отличаются. Если ребёнок готов к школе, он ответит, что на рисунке деревья. А отличаются они тем, что хвойные и лиственные». 

Физиологическая готовность

Эту готовность к школе формируют уровень развития всех систем организма и состояние здоровья ребёнка в целом. 

Александра Прокутина, педагог-психолог, специалист по развитию эмоционального интеллекта и гибких навыков у детей и подростков:

«Состояние здоровья первоклассника и его уровень физической подготовки важны для успешной учебной деятельности. У каждого ребёнка индивидуальный уровень физиологического развития. Однако предстоящие новые умственные, эмоциональные нагрузки, а также долгое и вынужденное удержание одной позы за партой могут вызывать дискомфорт. С новыми нагрузками на организм поможет справиться утренняя зарядка. Рекомендую ввести её в привычку до школы. Она может быть короткой — до 5 минут. Но принесёт много пользы и заряд позитивными эмоциями с самого утра.

Важно также давать ребёнку “набегаться” после школьных уроков. Прогулки на свежем воздухе и активные игры — отличное восстановление после школьной парты».

Все эти компоненты психологической готовности ребёнка к обучению в школе — показатели того, что ребёнок будет не только хорошо учиться, но и успешно жить в социуме за пределами школы. А если какой из параметров не развит, не стоит паниковать. Все эти качества можно развить и подтянуть, в том числе во время обучения.  

Как понять, готов ли ребёнок к школе

Определить уровень психологической готовности ребёнка к школе педагогам и психологам помогают методы, шкалы и тесты. Формальная оценка обычно начинается с собеседования с родителями в течение 1,5–2 часов и серии тестов для дошкольника. Примерно понять уровень психологической готовности могут и родители. Для этого можно предложить ребёнку популярные игры.

articlePreviewImage
ПМПК для детей: что это за комиссия и кому нужно её заключение
Как проходит психолого-медико-педагогическая комиссия и стоит ли тратить на неё время.

Игры для примерной оценки уровня готовности к школе:

1. Называем дошкольнику 10 не связанных по значению слов. Повторяем их вслух 4 раза. Просим ребёнка произнести все те, что он запомнил. Считается, что ребёнок готов к школе, если повторяет от 8 слов.

2. Придумываем 4 слова, 3 из которых относятся к одной категории, а четвёртое — лишнее. Например, «чашка, ложка, лиса, чайник». Просим дошкольника назвать выбивающийся из логического ряда предмет. Повторяем раунд 10 раз с разными категориями. По идее, готовый в школе ребёнок правильно назовёт слово в 7 и больше раундах из 10.

3. Предлагаем ребёнку дорисовать 10 фигур так, чтобы на листочке получилась цельная картинка. Это «Методика дорисовывания фигур О. М. Дьяченко». Вот её заготовки. Достаточно сохранить их из нашего журнала, распечатать и предложить ребёнку. 


Обычно тест используют в группах и рассчитывают коэффициент оригинальности от количества неповторяющихся изображений: у ребёнка и в группе. Но если вы оцениваете собственного ребёнка, то достаточно широких мазков: 

  • На низком уровне готовности к школе дети рисуют рядом с заданной фигуркой что-то своё или дают беспредметные изображения. 
  • На среднем уровне дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. 
  • На высоком уровне дети рисуют из фрагментов разные предметы, и фрагмент заданной фигуры оказывается чаще в её центре.

Важно! Не воспринимайте результаты графических тестов слишком серьёзно, особенно если ваш ребёнок не умеет или не любит рисовать. 

back
Подпишитесь на нашу рассылку

Педагог с 14-летним стажем поделилась с подписчиками «ИнтернетУрока» и другими популярными экспресс-проверками и их связью с реальной готовностью к школе:

  • посчитайте от 1 до 10 и обратно;
  • соберите пазл из разрозненных картинок; 
  • составьте рассказ;
  • пройдите ориентировочный тест Керна ― Йирасека: нарисуйте мужчину, именно мужчину, не женщину; 
  • напишите фразу: «Он ел суп».

Ирина Чёрная, педагог креативной математики:

«Типовые проверки помогают понять, насколько ребёнок сможет воспринимать и воспроизводить информацию и в целом развиваться в школе. Тысячи детей, написавшие фразу “Он ел суп”, получили заключение "годен" , а не справившиеся — “Давайте про суп вспомним через годик, не лишайте ребёнка детства”. Но позвольте мне как педагогу с 14-летним стажем преподавания и как маме сделать акцент на важных моментах. 

Заключение психолого-педагогической экспертизы — это не истина в последней инстанции. В таком заключении комиссия предупредила о странности моего сына всё рисовать чёрным цветом. Позже сын пояснил, что рисовал чёрным, потому что этот цвет совпадает с нашей семейной фамилией (Чёрные).

То есть проводимые тесты хороши и многое могут рассказать о ребёнке, но не всё! Как педагог, я смотрю не столько на то, умеет ли ребёнок писать и читать. Для меня главное, внимательно ли он меня слушает, как взаимодействует со взрослым, понимает ли с первого раза просьбу. И наиглавнейшее —  способен ли он интересоваться деятельностью, которую я предлагаю. Если да, значит, есть шанс учиться успешно».

Какую роль играет самооценка

Здоровая самооценка позволяет школьнику понимать, насколько хорошо он знает материал урока, какие пробелы в знаниях необходимо восполнить. Самооценка формируется, когда у ребёнка развиты аналитический и критический подходы к явлениям и реалистичный уровень притязаний. 

В отличие от взрослых, у детей самооценка строится из успешности предпринятых действий, оценок окружающих и одобрения родителей. В первый год обучения многим присуща завышенная самооценка, и это нормально. После кризиса 7 лет самооценка трансформируется в здоровое состояние, когда ребёнок перестаёт возвышать себя среди сверстников, осознаёт свои сильные и слабые стороны и адекватно относится к успехам и неудачам. 

А вот при заниженной самооценке детям чаще требуется помощь психолога. С большой вероятностью такая самооценка вызвана сложными ситуациями в семье. Здесь кроются чувство эмоциональной незащищённости, дефицит поддержки, недостаток любви и внимания. И без вмешательства специалиста в таком случае проблему решить практически невозможно.

Александра Прокутина, педагог-психолог, специалист по развитию эмоционального интеллекта и гибких навыков у детей и подростков:

«Важно поддерживать баланс: хвалить, но не перехвалить или не недохвалить. Рекомендую замечать и хвалить не самого ребёнка, а его действие. Например, “Ого, я вижу, ты добавил жёлтые цветы в свой рисунок? Здорово! Так рисунок стал ярче” вместо “Какой ты молодец, что нарисовал такой красивый рисунок!”. От чрезмерной похвалы ребёнок будет сильно переживать из-за любой мельчайшей ошибки “неидеальности”. А критика будет формировать понимание: “У меня ничего не получается”. И та и другая крайности опасны для формирования здоровой, успешной личности».

Эмоциональный интеллект и
soft skills
Важные навыки для вашего ребёнка, которых нет в школьной программе
Шапка

Какие качества нужно развивать у дошкольника

Как мы уже поняли, развивать психологические качества для готовности к школе важно не меньше, чем навыки чтения и устного счёта. О главных качествах рассказывает педагог популярной школы:

Лариса Абрамова, педагог по подготовке к школе в «ИнтернетУроке»:

«Главное из качеств, которые необходимо развивать в ребёнке перед школой, ― это самостоятельность. Рекомендую поощрять желание ребёнка делать что-то самому. Полезно давать детям возможность выбора, чтобы открыть в ребёнке новые способности: танцевать, рисовать, петь, интересоваться разными сферами искусства и другой деятельности. 

Ещё одно немаловажное качество ― это ответственность. Ответственность за выполнение домашних заданий, наличие принадлежностей и спортивной формы на уроке. Честность и уважение к окружающим позволят комфортно сосуществовать в коллективе и ладить с людьми. И ещё важна уверенность. А ребёнок будет уверен в себе, если его уважать и любить».

Подробно эти качества и методы их развития мы обсудили с методистом «ИнтернетУрока» Ириной Степановой в статье:

articlePreviewImage
5 навыков дошкольников, которые точно пригодятся в школе
Чтение и устный счёт не панацея. Разбираемся, какие навыки развить у ребёнка, чтобы учебный процесс давался легко и приносил удовольствие.

Но это ещё не всё. О необходимых будущему первокласснику качествах высказалась и детский психолог, продюсер, арт-терапевт Ирина Золотова:

«Перед поступлением в школу у ребёнка важно развивать социальные навыки, включая умение коммуницировать с другими детьми и взрослыми, сотрудничать в группе, решать конфликты и устанавливать границы. Важно также тренировать эмоциональный интеллект, умение распознавать и управлять своими эмоциями, понимать эмоции других людей».

Какие игры помогут укрепить психологическую готовность к школе

И напоследок приятный бонус от психолога и арт-терапевта Ирины Золотовой: 

«Подписчикам “ИнтернетУрока” я предлагаю сыграть с детьми в полезные игры. Они помогут ребёнку укрепить психологическую готовность к школе и развить навыки, которые ему потребуются, такие как логическое мышление, внимание, социальное взаимодействие и эмоциональный интеллект».

Ролевая игра 

Ребёнок и взрослый (родитель, брат или сестра) играют в учителя и ученика. Учитель даёт задания ученику: решение простых задач, чтение или запись слов. По мере продвижения игры можно усложнять задания и добавлять новые элементы обучения. 

Игра-головоломка

Предлагаем ребёнку решить головоломку или задачу, которая требует логического мышления. Например, собрать пазл или решить математическую головоломку, где нужно найти правильную последовательность чисел.

articlePreviewImage
Настольные игры для детей: как использовать в освоении школьной программы
Подсказываем уникальную эдьютейнмент-технику, которая совмещает обучение и настольные игры для детей.

Игра на распознавание эмоций

Показываем ребёнку фотографии лиц с разными эмоциями. Затем просим угадать, какая эмоция на фотографии, и просим объяснить, почему он считает её такой. 

Игра на развитие социальных навыков

Предлагаем ребёнку решить простую конфликтную ситуацию с другим ребёнком, включая переговоры и поиск компромисса. Затем обсуждаем с ним альтернативные варианты решения ситуации. 

Получается, психологическая подготовка ребёнка — это сложный процесс со многими пластами. Он требует от родителей внимательности, чуткости, усилий и особых знаний. Если у вас не хватает времени или навыков преподавания, грамотный выход — обратиться к экспертам, например помочь ребёнку программой «Подготовка к школе» «ИнтернетУрока». С ней ребёнок не только получит необходимые для школы навыки и знания, но и разовьёт необходимые soft skills — качества, без которых трудно и в школе, и во взрослой жизни. 

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru