Что такое дуальное обучение и кому оно нужно
В этой статье объясняем, что такое дуальное обучение, чем оно отличается от целевого, какие у него преимущества и недостатки и где можно получить такое образование в России.
Что такое дуальное обучение
Дуальное обучение — форма образования, при которой студенты овладевают выбранной профессией на практике в условиях будущего рабочего места, а теорию при этом изучают в стенах учебного заведения.
Сегодня система дуального обучения популярна в Швейцарии, Франции и других государствах Евросоюза и особенно успешна в стране, где её придумали, — в Германии. Прообраз дуального обучения запустил немецкий педагог Георг Кершенштейнер, который в начале ХХ века ввёл в Мюнхене профессиональные школы для ремесленников. А полноценно понятие дуальной системы сложилось в конце 1960-х годов применительно к закону о профессиональном образовании.
Дуальное обучение — форма обучения, при которой бо́льшую часть времени студенты изучают практику в реальных условиях на базе компании — партнёра учебного заведения.
Получается, дуальное обучение похоже на целевой набор: компания оплачивает учёбу и нанимает выпускников. Но есть нюанс. Дуальное обучение — это ещё и другая организация учебного процесса: бо́льшую часть времени студент посвящает практике, а не теории. И предприятие именно обучает студентов на своих реальных задачах, а не просто приглашает на летнюю практику, как по квоте.
В итоге дуальное обучение позволяет избежать многих проблем, с которыми сталкиваются при трудоустройстве выпускники классической системы образования. Бывает, последних не берут на работу без опыта, и на практике им приходится переучиваться, так как реальные задачи отличаются от полученных теоретических знаний. Выпускники программ дуального обучения — это готовые специалисты под требования конкретного предприятия и экономические потребности страны.
Как организуют дуальное обучение
Большую часть учебного времени в формате дуального обучения занимает именно практика, а не теория, как в классических средних специальных или высших учебных заведениях.
Технически для организации дуального обучения необходимо тесное сотрудничество бизнеса, государства и учебного заведения.
Юридически при дуальном обучении заключают трёхсторонний договор между учебным заведением, студентом и предприятием, которое заинтересовано в новых сотрудниках. В договоре закрепляют условия обучения. Предприятие может платить студенту стипендию на время прохождения практики или полноценную зарплату, а также обеспечивать его питанием, общежитием, транспортом, спецодеждой. От студента могут потребовать соблюдать не только учебную дисциплину (вовремя сдавать курсовые, контрольные, практические работы), но и внутренние регламенты компании (требования к пожарной безопасности, санитарные правила).
Также учебное заведение составляет двусторонний договор с компанией-партнёром, где прописывает детали сотрудничества. Учебные планы составляют с учётом образовательных стандартов и требований предприятия. На время учёбы за студентами часто закрепляют куратора, который руководит практикой и учит выполнять задачи в реальных рабочих условиях.
Для примера приведём программу дуального обучения Ютановского агромеханического техникума имени Е. П. Ковалевского по специальности «Зоотехнология».
Мы видим, что на практику в Ютановском агромеханическом техникуме отведено около тысячи двухсот часов — более 80 % всего учебного времени. Для сравнения: при классическом обучении практика занимает 20 % времени и не всегда проводится в условиях, приближенных к реальной работе. При дуальном обучении студент бо́льшую часть времени учится на практике на предприятии, а при классическом — присутствует на лекциях в аудитории.
Как реализуется дуальное обучение в России
В 2013 году российская некоммерческая организация по продвижению новых проектов «Агентство стратегических инициатив» утвердила проект, который был нацелен на внедрение дуального обучения в период с 2013 по 2016 год в пилотных регионах. Эксперимент провели в том числе в Калужской, Ярославской и Белгородской областях. Среди компаний-участниц — ЗАО «Р-Фарм» при участии ГПОАУ «Ярославский промышленно-экономический колледж». Сейчас проект завершён, но дуальное обучение продолжает функционировать в некоторых учебных заведениях, чаще всего — среднего профессионального образования.
Например, Ютановский агромеханический техникум имени Е. П. Ковалевского в рамках дуального обучения готовит зоотехников, поваров и поваров-кондитеров, трактористов-машинистов, агрономов. В отчёте учебного заведения видно, что студенты прикреплены к конкретным предприятиям, у них есть наставники и некоторые студенты трудоустроены уже на втором курсе. То есть у них есть и место работы, и зарплата уже во время учёбы.
Дуальным обучением занимается также госкорпорация «Ростех». Выпускники системы среднего профессионального образования получают гарантию трудоустройства на одном из предприятий «Ростеха»: «Вертолёты России», ОДК, КРЭТ, «Технодинамика». В формате дуального образования «Ростех» предлагает на базе колледжей в основном технические специальности, такие как эксплуатация беспилотных авиационных систем, технология машиностроения, сварочное производство и многие другие.
Плюсы дуального обучения
Преимуществ у дуального обучения немало: они касаются и периода учёбы, и ближайшего трудоустройства.
-
Много практики непосредственно на предприятии. То есть студент сразу понимает, что и как ему нужно будет делать на работе.
-
Можно себя зарекомендовать ещё во время учёбы: познакомиться с будущими коллегами, а возможно, и руководителем.
-
Дуальное обучение позволяет избежать проблемы поиска работы.
-
Никакого переучивания и адаптации при трудоустройстве не будет.
-
Возможность получать деньги за практику. Это снижает нагрузку на семейный бюджет и позволяет студенту неплохо жить.
Минусы дуального обучения
Основных минусов всего два, но они существенные:
-
Студент должен отработать на предприятии определённое время, чтобы окупить расходы на свою подготовку. Однако работа не принесёт профессионального удовлетворения, если человек выбрал специальность неосознанно или ради выгод в короткой перспективе — например, чтобы получать деньги во время учёбы.
-
Узкий выбор учебных заведений. Система дуального образования пока ещё не очень распространена — её внедрили в основном только сузы. Выбор специальностей тоже невелик. Чаще всего это рабочие профессии или специальности из области ОПК и сельского хозяйства, по которым бизнесу не хватает сотрудников.
Марина Гринвальд, психотерапевт, психолог:
«Узкая профессиональная специализация — одновременно плюс и минус, в зависимости от востребованности специалиста на конкретном объекте. Смысл теряется, если каждый год выпускается около 30 таких узкопрофильных специалистов, а мест на предприятиях города всего два».
Кому подходит дуальное обучение
Соглашаться на дуальное обучение рационально, только если выпускник школы уверен в своей будущей профессии и готов не только учиться, но и работать по специальности.
Марина Гринвальд, психотерапевт, психолог:
«Дуальное обучение подходит тем, кто точно определился с направлением. Такая форма интересна “практикам” и меньше подходит “теоретикам”: за счёт акцента на практике часто страдает общетеоретическая часть обучения. Влияет и эмоциональная зрелость. Не каждому выпускнику школы легко даются трудовая деятельность, ответственность и ежедневная практическая нагрузка. Однако пока кто-то не дозрел, другие полностью готовы к труду и рвутся работать, чтобы не просиживать свои будни за партой. Всё индивидуально».
А если вы пока не решили, где именно хотите работать, или компания вашей мечты не проводит дуальное обучение и не набирает студентов по целевой квоте, есть и другие варианты.
Неочевидные преимущества и недостатки среднего профессионального образования Журнал ИнтернетУрока уже обсудил для вас с психологами, педагогами и предпринимателями. Проверьте, все ли скрытые возможности и риски вы знаете.
Какое бы решение вы ни приняли, придётся готовиться к экзаменам — ОГЭ или ЕГЭ. Три стратегии подготовки по разным предметам для вас собрала методист Домашней школы «ИнтернетУрок» Мария Зотова. К каждой из схем найдёте план подготовки и последовательность тем, которые важно освоить.