Назад
views 266
calendar 11 апреля 2025

Модульное обучение: что это, всем ли подходит

Модульное обучение: что это, всем ли подходит
Иллюстрация: sumeth c, Shutterstock
contents Оглавление
Свернутьarrow
Учебные модули: принципы, плюсы, минусы, примеры

Представьте, ребёнок рассказывает о шахматах, легко переключается с истории на математику, а потом — резко на английский. Скорее всего, у него всё отлично с навыками модульного мышления. Это умение можно развить с помощью формата, который называется модульным обучением.

При переходе на модульное обучение успеваемость в старших классах увеличилась в среднем на 12 %, а вовлечённость учащихся в процесс — на 25 %. Такие результаты показало исследование доктора педагогических наук Татьяны Шамовой «Модульное обучение (в школе): сущность, технология».

В статье рассказываем, как работает технология модульного обучения, в чём её плюсы и подводные камни. 

Что такое модульное обучение

Родители всё чаще отдают детей в школы с гибкими образовательными программами, в том числе с модульной системой обучения. Её суть в последовательном усвоении информации и активной роли ученика. 

Термин появился ещë в 1970-е годы. Одним из первых принципы модульного подхода описал американский исследователь Лев Фридман. Он рассматривал учебный модуль как «целенаправленно организованную совокупность дидактических элементов». А также подчёркивал значимость самостоятельной работы обучающихся и возможность настроить учебную траекторию под себя. 

Ирина Воронцова, кандидат педагогических наук, старший методист онлайн-школы «ИнтернетУрок»:

«Модульное обучение — это современная образовательная методика, предполагающая деление учебного материала на отдельные блоки-модули. Каждый из них завершается проверкой знаний».

Правда о модульном обучении от кандидата педагогических наук

Модульное обучение легко представить через метафору кубиков. Каждый модуль — кирпич своей формы и цвета. Когда вы строите здание, то сначала укладываете один кубик, затем добавляете следующий, пока не создадите прочную и красивую конструкцию. Любой элемент важен: если хоть один неправильно уложить, башня сломается.

Модульное обучение глазами нейросети

На модульном образовании школьник планомерно движется от модуля к модулю, иллюстрация нейросети Recraft.

Виды модульных систем

В зависимости от страны и образовательной традиции, модульные системы могут различаться. В Великобритании ученики фокусируются на одном предмете на протяжении нескольких недель. В Германии популярны комбинированные модули: дисциплины объединяются в одну, и учащиеся начинают различать связи между ними, развивая системное мышление. 

articlePreviewImage
Уроки, оценки и каникулы: школьное образование в разных странах
Обзор зарубежных школ
 

Погружение в один предмет

Ребёнок изучает только один предмет или курс на протяжении определённого периода — от нескольких дней до пары недель. Такой подход позволяет надолго усвоить пройденный предмет.

На практике учебный процесс может быть выстроен так. Ученик полностью погружается в учебный модуль по географии, изучая природные зоны, климат, рельеф и ресурсы отдельных регионов. Каждый урок строится вокруг одного аспекта темы и включает задание по теме. После завершения модуля школьник сдаёт финальную работу и получает оценку, а затем переходит к следующей дисциплине — например, биологии или истории. Такая форма занятий помогает не распыляться, глубже погрузиться в предмет и работать в удобном темпе. И такой формат возможен у нас школе «ИнтернетУрок». 

Взаимосвязанные предметы

В этом виде обучения темы связаны интегрированным принципом. Учитель объединяет различные дисциплины в один модуль, а дети могут посмотреть на конкретную тему под абсолютно разным углом. Учебный модуль «Древний Египет» можно изучать на уроках истории, географии и литературы. В качестве проектной части — создать макет пирамиды в нейросети на геометрии. 

Структура модульного обучения

Структура учебного модуля включает целевой, информационный, контрольно-оценочный и инструктивно-методический блоки — именно в этой последовательности легче получить так называемые метапредметные умения. Об этом в «Энциклопедии образовательных технологий» рассказал академик Международной академии наук педагогического образования Герман Селевко. 

Специфика учебных модулей:

  • Цель и планируемые результаты.

  • Базовые и дополнительные материалы.

  • Интерактивные формы работы (видео, карточки, мини-игры).

  • План домашних заданий.

  • Система оценивания.

  • Временные рамки (обычно 3–10 дней в зависимости от возраста и сложности).

  • Этап завершения и перехода к следующему модулю.

Принципы модульного обучения

В отличие от других методов обучения, в основе технологии модульного обучения лежат самостоятельность ученика и чёткая структурная организация знаний, когда «всё по полочкам».

Самостоятельность

Этот принцип заложен в концепции модульного обучения её создателем Львом Фридманом в научной работе «Педагогический опыт глазами психолога». Если следовать ему, в любом модуле должно быть пространство для самостоятельной работы и самоанализа. 

В условиях семейного или онлайн-обучения ребёнок часто обучается без прямого контроля педагога. В том числе выбирает, когда проходить образовательные модули. Между ними он может делать любые перерывы: перейти к новому модулю сразу, через час, день, неделю или даже месяц. Домашнюю работу тоже можно сдавать в любое время, главное — до конца четверти. 

Структурирование

Каждый учебный модуль — это завершённая единица образовательного контента, с внутренней логикой и стройностью. 

Допустим, школа использует взаимосвязанные предметы. Педагог решил рассказать о демократии через литературу, историю, географию и английский. Ему не стоит отвлекаться на микротемы и слишком углубляться в контекст. Достаточно крупных штрихов. 

В модульном обучении на уроке истории учитель может рассказать о зарождении демократических институтов в Древней Греции, объяснив важность выборности власти и гражданских прав. На географии — связать демократию с политическим устройством разных стран. На занятиях по литературе обсудить со школьниками произведения Джона Стюарта Милля или Александра Дюма. А на английском языке ученики прочтут речи лидеров демократических стран и выучат специфическую политическую лексику. 

Все эти знания необязательно разносить на разные уроки. Достаточно в уроке по истории коротко затронуть озвученные темы, что и делают наши педагоги в видеоуроках. 

Гибкость

Модули адаптируются под индивидуальные особенности, интересы и возраст ученика. В средней и старшей школе наши ученики выбирают сложность домашнего задания, пропускают необязательные модули и дополнительно углубляются в интересующие темы.

Такая система обучения в школе допускает изменения. Это особенно удобно, если ребёнок заболевает или возникает необходимость сделать паузу. Способ особенно актуален для детей, которые профессионально занимаются спортом, ездят на конкурсы и в целом много времени уделяют внеучебным занятиям, а также ученикам с СДВГ. 

Динамичность

Модульная система зависит от стартового уровня ребёнка. Сначала ученик постигает базу и постепенно переходит к более сложным темам. Так обучение вызывает больше интереса и азарта. Это принцип модульного обучения. Однако справедливости ради заметим, что в таком смысле динамичность свойственна большинству образовательных методик, построенных по принципу «от простого к сложному». 

Плюсы и минусы модульного обучения

Ученики, прошедшие обучение в модульном формате, в 2 раза чаще осознанно применяли знания на практике по сравнению с учениками традиционных курсов. Это выяснили в эксперименте, который описан в диссертации кандидата экономических наук Натальи Шермадиной «Изучение механики в основной школе на основе модульной технологии обучения».

Ольга Семаева, кандидат педагогических наук, доцент Финансового университета при Правительстве РФ: 

«Модульное обучение меняет подход к подаче учебной информации. Ученик перестаёт быть пассивным объектом учебного процесса, он становится самостоятельным субъектом учебной деятельности. Заучивание и зубрёжка уступают место выполнению практических заданий. Так у школьников формируется собственная уникальная база знаний, умений и навыков. 

Такое осознанное отношение к учебному процессу повышает мотивацию к обучению, формирует у ученика навыки критического и творческого мышления. А это в дальнейшем приведёт его к умению генерировать новые идеи и знания.

Если выбрать хорошую школу с сильной, но не изнуряющей программой, модульное обучение обеспечивает условия, необходимые для формирования творческой личности профессионала, способной справиться с вызовами цифровой эпохи».

Неочевидные плюсы модульного обучения от кандидата педагогических наук

Плюсы и минусы модульного обучения

Ирина Воронцова:

«В традиционной классно-урочной системе учитель направляет учебный процесс, помогает структурировать знания и контролирует выполнение заданий. В модульной системе ответственность ложится непосредственно на ученика, который может столкнуться с трудностями в самоорганизации. Если ученик не будет своевременно проходить модули и сдавать домашние задания, это приведёт к накоплению долгов и отставанию в учёбе. То есть модульное обучение требует тщательной подготовки учителей и школы в целом».

Сравнение модульной и традиционной системы обучения

Модульная система особенно эффективна в семьях с детьми разных возрастов — благодаря гибкости. По сравнению с традиционной моделью, в модульном обучении дети лучше вовлечены в уроки, активны в желании познавать, у них лучше формируются осознанные учебные навыки.

Чем модульное обучение отличается от традиционного

Модульное обучение своими силами

Семья с тремя детьми разного возраста организовала модуль «Космос» сразу для всех. Младший рисовал ракеты. Средний читал мифы о звёздах. Старший решал задачи по астрономии. Так ребята собрали общий проект — макет солнечной системы, который и стал итогом модульного курса, а дети — его соавторами. Этот кейс описывает доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО Михаил Кларин. 

Организовывать модульное обучение самостоятельно слишком сложно. Хотя в интернете и есть бесплатные видеоуроки, они не выстроены в систему. По таким урокам никто не задаёт и не проверяет домашку. Ставить эксперименты на ребёнке не рекомендуем. Логично выбрать частную или онлайн-школу, которая уже практикует модульные блоки. 

Близкая альтернатива

Мы в онлайн-школе «ИнтернетУрок» уже больше 15 лет обучаем школьников во всём мире. За это время проверили в деле разные классические и необычные методы обучения. И оставили только те методы и инструменты, которые действительно помогают запомнить материал надолго. От модульной системы мы взяли возможность погружаться в интересный предмет. Например, пройти подряд три урока по тригонометрии, а потом четыре по литературе, а не метаться между ними.   

Модулями в некотором смысле можно назвать и фрагменты видеоурока, хотя это и выходит за пределы теоретической концепции. Наш подход позволяет запоминать информацию удобными порциями, блоками. Так проще сконцентрироваться и получается больше запомнить. 

Первый «кирпичик» нашего урока — короткий ролик с фактом по теме. Дальше второй — видеоурок. Третий «кирпичик» — видеоконсультация. Дальше можно закрепить знания на тренажёрах. Если что-то непонятно, задать вопросы учителю в чат. И после этого ученики выполняют домашнюю работу: EVO-тест или письменное задание. В первом случае результаты выдаёт система. Во втором — ученики получают развёрнутую обратную связь от педагога.

Если хотите больше узнать о гибких форматах онлайн-обучения, предлагаем присмотреться к нашей школе. Буквально. Предлагаем рассмотреть нашу школу своими глазами. За регистрацию в форме ниже откроем бесплатный пробный доступ с полным функционалом. Вы увидите, как устроены наши уроки, какое у нас расписание. Так поймёте, насколько вам и вашему ребёнку это нравится.

Первая неделя занятий бесплатно!
Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!
Начать заниматься

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru