Назад
views 23
calendar 18 июля 2025

Проектное обучение: как практика помогает закрепить знания

Проектное обучение: как практика помогает закрепить знания
Фото: Prostock-studio, Shutterstock
contents Оглавление
Свернутьarrow
Гайд по проектному обучению от психолога
Проектное обучение — это метод, который  объединяет знания с практическими задачами. Он готовит школьников к будущему. Многие традиционные методы в этом бессильны. Теории уже мало. Куда важнее умение применять знания на практике. Этот навык и развивает проектное обучение. Как работает метод, нужен ли он школьникам или можно дотерпеть до вуза, объясняет педагог-психолог начальной Ломоносовской школы Анна Исаева.

Действительно ли проектное обучение важно

Суть метода состоит в воспроизведении всех этапов работы: от идеи до воплощения, как в реальности. Однако в отличие от бизнес-проекта учебный направлен на решение образовательных задач. 

Владимир Король, интернет-технолог:

«Проектное обучение в школе позволяет быстрее вырасти из исполнителя до координатора. Метод тренирует способности ставить сложные системные задачи, выстраивать системы, в том числе через делегирование задач. Умение реализовывать проекты сейчас ключевое, на уровне “писать” и “читать”, только другого порядка — нужного для работы. 

“Проектом” называют многое: изобретение, статью, семью, организацию вечеринки или отпуска. Все эти задачи проще решить при системном подходе, который как раз формируется в проектных мастерских.

Какие навыки развивает проектное обучение:

  • разбивать задачи на составляющие; 
  • формировать решение нескольких вопросов; 
  • воплощать крупные сложносоставные цели;
  • избежать ошибок, готовит ученика к управляемой практике».

Проектное обучениее объясняет Владимир Король

Главное в проектном обучении — это создание продукта. Ещё один важный аспект заключается в формировании творческой среды, в которой участвуют сверстники, преподаватели, родители, эксперты. 

Взаимодействие помогает:

  • получить опыт общения с представителями разных профессий; 
  • создать ощущение единства и общности;
  • обеспечить информационный, эмоциональный обмен; 
  • сглаживать острые углы, конфликты между поколениями.

Метод мотивирует учеников к самостоятельной работе, поиску информации из разных источников. Дети учатся планировать время, обрабатывать данные, работать в командах, принимать решения лично и в коллективе. 

Какие этапы проходят ученики при проектном обучении

Некоторые школы адаптируют метод под себя. В основе лежат пять этапов:

  1. Подготовка. Преподаватель совместно с учениками изучает идеи проектов.

  2. Составление плана. Команда прописывает цель, составляет план, определяет срок выполнения, результат, содержание.

  3. Поиск информации. Школьники учатся работать с бумажными, онлайн- источниками, проверять их надёжность, актуальность. 

  4. Получение продукта. 

  5. Презентация или публичная защита. Данный этап учит интересно, вовлекающе рассказывать о проекте.

Завершается работа над проектом обсуждением и выставлением оценки. Обратная связь учит работать над ошибками.

articlePreviewImage
«Недаром преподаватели время со мною тратили»: действенные приёмы и методы обучения детей
Примеры понятных школьникам способов обучения
 

Чем проектное обучение отличается от других методов

А теперь расскажу о специфике метода. 

Развитие мышления

Составляя план проекта, школьники развивают логическое мышление, учатся отстаивать свою точку зрения.

articlePreviewImage
Функциональная грамотность: что это такое и как её развивать
Главные этапы и полезные упражнения для памяти
 

Ориентация на ученика

Проектный метод не про зубрёжку. Его главная цель — заинтересовать темой, чтобы ученику хотелось углубить знания. 

Связь с реальной жизнью

Проектное обучение отвечает на вопрос «для чего нужно?». Вместо скучных теорий школьники учатся решать задачи из жизни

articlePreviewImage
Логическая память: что это и как развивать
Главные этапы и полезные упражнения для памяти
 

Мотивация

Подход задействует желание детей проявить себя. Им интересно довести дело до конца, сделать его лучше.

Комплексность 

Во время работы над проектом ученики исследуют, собирают информацию из разных источников, анализируют её, применяют на практике.

Мультипредметность

Проектный метод объединяет знания из разных предметов. Например, для создания путеводителя по Москве нужны знания по географии, истории, литературе.

Результативность

Разработка проекта помогает ученикам не только получить полезные навыки, но и создать что-то нужное, например дизайн сайта.

Коммуникативность

Общие задания объединяют детей, учат работать в команде, быть внимательными друг к другу.

Работа над проектами способствует формированию навыков XXI века: развивает критическое мышление, навыки общения, коллаборацию и креативность, а также улучшает мотивацию, так как задания интересные. Это способствует глубокому усвоению материала, вовлечению в учебный процесс.

Дополнение от редакции. Не существует волшебных таблеток и универсальных методов. У проектного обучения тоже есть минусы:

  • Увеличивает нагрузку на педагога.
  • Требует бо́льших усилий от учеников, чем традиционные методы обучения.
  • Не годится для задач, которые подразумевают индивидуальную ответственность. Например, метод не подойдёт для решения примеров или написания сочинения. 
  • Удобно не для всех. В токсичных коллективах может не сработать, хотя может и примирить класс. Интровертам тоже даётся тяжело, но при этом развивает навыки общения.

articlePreviewImage
Креативные методы обучения: действительно ли полезнее традиционных
Подборка новых методов обучения с плюсами и минусами
 

Кому подходит такой метод

Не всем, но многим. 

Ирина Воронцова, кандидат педагогических наук, старший методист онлайн-школы «ИнтернетУрок»:

«Проектное обучение подходит не всем. Однако для определённых категорий школьников метод особенно полезен.

Кому подходит проектное обучение:

  • школьникам с исследовательским складом ума; 
  • творческим и нестандартно мыслящим ученикам;
  • тем, кому не хватает мотивации к учёбе;
  • школьникам с узкими интересами.

Предположим, ученик увлечён программированием или искусством, но равнодушен к другим предметам. Проекты позволяют ему углубиться в любимую тему, при этом косвенно затронув смежные дисциплины. Например, создание игры требует знаний физики и математики.

Этот метод учит применять знания в жизни, работать в команде и самостоятельно находить решения — именно эти качества ценятся в школах, вузах, на работе».

Проектное обучение, есть ли польза, объясняет кандидат педагогических нвук

Хотите получать по электронной почте экспертные статьи психологов, юристов, педагогов? Это бесплатно. Если оставите контакты в форме ниже, будем присылать вам раз в месяц одно письмо с самыми полезными и популярными материалами месяца. 

back
Подпишитесь на нашу рассылку

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru