«Технологии будущего» в учёбе
63 % россиян уже используют искусственный интеллект и другие «технологии будущего», по результатам опроса ВЦИОМ к Форуму инновационных центров ФИЦ-2024. В этой статье рассказываем о том, какие технологии применяют и будут применять в школах, а также о роли учителя в «школе будущего».
Будущее образования
Цифровизация образования — это составная часть прогресса. Он требует изменений в учебных программах и формах занятий.
Ирина Воронцова, старший методист онлайн-школы «ИнтернетУрок», кандидат педагогических наук:
«На мой взгляд, школьное образование через 10–20 лет значительно изменится. Во-первых, на смену традиционной классно-урочной системе обучения придёт дистанционный формат. Это уже происходит. Так, в нашей школе “ИнтернетУрок” с каждым годом всё больше учеников. Растёт и конкуренция на рынке онлайн-образования.
Во-вторых, многие учебные материалы ученики будут получать в электронном формате. Большинство бумажных изданий устареют. Уже сейчас даже в обычных школах детям нередко дают электронные домашние задания, основанные на изучении интерактивных материалов Московской электронной школы.
В-третьих, в перспективе для каждого ученика будет разработан индивидуальный образовательный маршрут. В будущем он поможет выбрать профессию. И уже в средней школе подтолкнёт к углублённому изучению школьных предметов, необходимых для поступления в вуз».
Изменение подходов к обучению
Школьникам придётся адаптироваться к новой реальности, где информация постоянно обновляется. В такой среде ученикам нужны навыки критического мышления, анализа, творческого подхода и умение быстро адаптироваться к новым условиям. Педагоги уже сейчас выделяют учебное время для морального развития школьников, объясняют понятия добра и зла. А также учат уважать другие культуры.Введение новых технологий в школе
Внедрение новых образовательных технологий в школе трансформирует учебный процесс. Их использование позволяет расширить границы традиционного обучения, помогает глубоко погрузиться в материал.
Анастасия Шульга, учитель первой квалификационной категории, преподаватель английского языка, методист:
«Через 10–20 лет школьное образование может стать гибридным, адаптивным, полностью ориентированным на потребности учеников. Основываясь на докладах Всемирного экономического форума и прогнозах в сфере EdTech, я предполагаю, что ключевую роль будет играть персонализированное обучение.
Например, искусственный интеллект (ИИ) сможет анализировать успехи школьника и подстраивать учебные материалы под его уровень, стиль восприятия и интересы. Такие технологии уже начинают внедряться. А в будущем их точность и масштабируемость увеличатся».
Мы в ИнтернетУроке с начальной школы используем цифровые технологии. В том числе в формате edutainment — на стыке обучения и игры. Для первоклашек разработали интерактивную карту, где наш маскот Лучик знакомит учеников с образовательным процессом. Карта показывает, какая часть учебного материала пройдена, сколько занятий ещё осталось по каждому предмету.
На скриншоте адаптация с помощью интерактивной карты первоклассника онлайн-школы «ИнтернетУрок»
Занятия проходят в формате видеоуроков. И это не скучные «говорящие головы», а видеоролики с наглядными примерами и анимацией. Смотреть их, а также выполнять задания можно в любое время. Главное — сдавать домашнюю работу на проверку до конца четверти. В ожидании оценок ученики могут пройти придуманную нами мини-игру. А для подготовки к итоговому сочинению запустили собственную нейросеть «AI Пушкин».
На скриншоте фрагмент видеоурока онлайн-школы «ИнтернетУрок»
Причины внедрения цифровых технологий в школах
Цифровое преобразование школы уже неизбежно. На это минимум две веских причины.
Подготовка к жизни в технологичном мире
Без цифровых навыков будущий выпускник школы и вуза отстанет от требований рынка труда. В 2023 году компании стали в 7,8 раза чаще указывать в вакансиях владение нейросетями и ИИ как желательный для соискателя навык. Средние зарплаты на позициях, для которых требуются подобные навыки, выросли на 53 % в сравнении с 2022 годом. Такие тенденции выявили аналитики сервиса «Авито Работа».
Филипп Щербанич, IT-эксперт, backend-разработчик:
«Всё просто. Образовательная система должна соответствовать темпам развития общества. Мы стали свидетелями появления технологий, которые ещё 30 лет назад считались недостижимой научной фантастикой. Для качественной подготовки школьников к жизни и работе учителям теперь приходится осваивать новые инструменты и навыки. А школам — внедрять инструменты для упрощения этой задачи».
Проще говоря, образовательный процесс в 2025 году требует использования новых методик и подходов.
Анастасия Шульга:
«Цифровые технологии внедряются в школы не просто ради модернизации. Они отвечают на вызовы новой реальности. В том числе готовят к жизни и работе в высокотехнологичном обществе. Уже сегодня большинство профессий требуют навыков работы с компьютером, анализа данных и критического мышления. А через 10–20 лет эти требования повысятся. Использование технологий в школе позволяет детям освоить их уже в раннем возрасте».
Индивидуализация
Цифровые технологии позволяют настроить обучение под нужды каждого. Интерактивные платформы, электронные учебники и образовательные приложения помогают следить за прогрессом класса и каждого ученика.
В онлайн-школе «ИнтернетУрок» есть дашборд «Мои таланты». Это элемент самоконтроля, где можно посмотреть разные графики со своими учебными достижениями.
Технологии будущего в образовании
Внедрение новых технологий в учёбе помогает существенно улучшить качество обучения.
Филипп Щербанич:
«Цифровизация позволяет сделать обучение более гибким, доступным, персонализированным и автоматизированным. Дети смогут учиться в своём темпе. А учителя — адаптировать материалы под способности и интересы каждого школьника. Использование VR и образовательных платформ с продуманной системой повышения мотивации увеличит вовлечённость и желание учиться.
Кроме того, цифровые инструменты упрощают рутинные задачи — проверку тестов, ведение дневников. Это значит, что педагоги могут уделять больше времени работе с учениками. Технологии также помогают организовать дистанционное обучение. Цифровизация облегчает доступ к образовательным ресурсам независимо от локации и уровня оснащённости школы. Это создаёт равные возможности для всех учеников».
Виртуальная и дополненная реальность
Высокий потенциал для учёбы несут в себе технологии виртуальной и дополненной реальности (VR/AR). Они позволяют создавать иммерсивные образовательные среды. Например, с помощью технологий AR и VR ученики смогут проводить эксперименты или перемещаться в разные исторические эпохи.
Анастасия Шульга:
«Благодаря внедрению виртуальной и дополненной реальностей школа выйдет за пределы своих стен. Онлайн-обучение и виртуальная реальность позволят заниматься в любом месте, будь то историческая реконструкция в Древнем Риме или урок биологии в глубинах океана. Однако такие изменения потребуют пересмотра традиционных систем оценки знаний и разработки новых стандартов. Иначе будет сложно справедливо измерять успех учащихся в условиях разнообразия форматов».
Искусственный интеллект
Искусственный интеллект может помочь в адаптации учебных программ под прогресс каждого учащегося, делая обучение более персонализированным и эффективным. В концепции «школы будущего» такие технологии позволяют использоватьприменять новые педагогические методики.
Наша школа предлагает дополнительный курс по развитию навыков использования нейросетей. Его могут пройти любые школьники, не только ученики нашей школы. Всего за 3 месяца мы научим применять с пользой для учёбы и для хобби десять популярных нейросетей.
Хочу узнать подробности о курсе по нейросетям
Геймификация
Метод геймификации помогает школьникам лучше вовлекаться в обучение через игровые элементы. Например, такие игровые механики, как баллы, очки опыта, уровни и награды, делают обучение более мотивирующим.
Игры могут предлагать ученикам игровые задачи, для решения которых понадобятся знания из различных областей: физики, химии, геометрии. Этот подход также стимулирует конкуренцию и сотрудничество, способствует укреплению социальных навыков. Благодаря геймификации сложные темы становятся более доступными. Игра помогает снизить уровень стресса и создаёт благоприятную атмосферу для усвоения новых знаний.
Онлайн-формат
Такой формат предоставляет детям более гибкие возможности для освоения школьной программы, позволяя учиться в удобном для них темпе и из любой точки мира. Это также облегчает доступ к образовательным ресурсам, включая видеоуроки, интерактивные задания и вебинары. Важная особенность онлайн-школ заключается в развитии самостоятельности и ответственности учеников, так как они учатся планировать время и распределять свои силы. А ещё онлайн-обучение способствует развитию востребованных цифровых навыков.
Умные устройства
Продвинутые цифровые гаджеты будут всё чаще использоваться в образовательном процессе. Планшеты вместо учебников, иммерсивные экраны вместо меловых досок, роботы-учителя, умные колонки, 3D-принтеры — всё это уже далеко не плод воображения писателей-фантастов, а реальность.
Роль учителя в эпоху цифровизации
Учитель остаётся ключевой фигурой в образовательной системе.
Филипп Щербанич:
«Темпы изменений в учёбе ускорились. У школьников есть доступ к готовым домашним заданиям, возможность бездумного копирования информации. Добавились электронные дневники и отчёты, возможность круглосуточной связи с родителями через мессенджеры. Не все учителя этому рады. Кроме передачи знаний, педагогам теперь нужно следить, чтобы ученики больше работали “своей головой”. А также быть на связи 24/7 с ними и родителями.
Дополнительно ситуацию усложняют системы на базе искусственного интеллекта, такие как ChatGPT. Они позволяют школьникам написать эссе, решить задачи или выполнить учебный проект. При этом родители и администрация школы возлагают на педагогов ответственность не только за успеваемость учеников, но и за их личностное развитие и поведение.
Однако технологии ещё и упрощают жизнь педагогов. Цифровые инструменты помогают находить полезные материалы, автоматизировать рутинные задачи. Например, тот же ChatGPT может помочь составить учебный план, разработать тесты или подготовить дополнительные ресурсы для занятий. Возможно, в скором будущем также внедрят системы видеоконтроля с ИИ, чтобы облегчить контроль за поведением учеников.
В будущем роль учителя не исчезнет. Она трансформируется. Учителя станут наставниками и организаторами образовательного процесса, который будет всё более цифровым».
Учитель как наставник
В обязанности учителя входит не только преподавание своего предмета. Среди важных задач — обучение навыкам критического мышления, работы с информацией и поддержка учеников в образовательном процессе.
Анна Жадан, методист по математике в онлайн-школе «ИнтернетУрок»:
«С приходом цифровизации роль учителя изменилась. И продолжает эволюционировать. Учителя теперь не просто передают свои знания школьникам. Они выступают в роли наставников. Помогают ученикам настраивать учебные планы, развивать личные навыки, находить пути решения проблем. А также обучают детей критическому мышлению и навыкам анализа. Для этого, в том числе, создают пространство для обсуждения, где ученики обмениваются идеями, работают в группах.
К 2030 году роль педагога может стать ещё более интегрированной в цифровые технологии. Скорее всего, учителя будут использовать интеллектуальные системы. Эти технологии смогут помочь в оценивании и мониторинге успеваемости. А также в определении оптимальных методов обучения для каждого ученика. Вместо традиционного обучения педагоги будут создавать проекты, в которых школьники смогут работать над задачами, требующими знаний из разных областей.
К 2035 году учителя, возможно, смогут не только обучать, но и объединять учеников из разных стран, создавая международные проекты и программы. Это откроет доступ к разнообразным культурным и научным достижениям. Могут появиться и виртуальные ассистенты, которые будут брать на себя рутинные задачи. Тогда у педагогов появится больше времени для взаимодействия с учениками и креативной работы».
Вызовы цифрового мира
Применение новых технологий требует от преподавателя высокой квалификации. А также готовности совершенствоваться и адаптироваться к меняющимся условиям.
Ольга Акимова, доцент Высшей школы бизнеса МГУ им. М. В. Ломоносова:
«Техноскептики рассматривают масштабную интеграцию технологий в учёбу как угрозу традиционному подходу к образованию. Однако технологии могут стать не заменой учителя, а его дополнением. И это позволит расширить возможности образования.
Например, искусственный интеллект сможет подстроить обучение под темпы и способности каждого ребёнка. Виртуальная реальность — погружать учеников в интерактивные уроки. А онлайн-платформы — объединять детей из разных стран для совместных проектов. Такой подход не исключает роли учителя, а, наоборот, освобождает от рутинных задач. Позволяет сосредоточиться на воспитании, мотивации и развитии критического мышления.
К новой реальности необходимо адаптироваться. Учителям необходимо освоить новые навыки для использования современных технологий. Предстоит провести ревизию учебных материалов и методов обучения. Это невозможно без поддержки со стороны государства и самих образовательных учреждений.
В будущем школьное образование, вероятно, будет выглядеть как гибрид традиционного и цифрового обучения. Технологии будут использоваться для расширения возможностей и улучшения качества образования, а не для его замены. Главный вызов сегодня — найти баланс между двумя этими формами, учитывая интересы и потребности всех участников учебного процесса».
Получается, новые технологии в учёбе делают образование более доступным, увлекательным и качественным. Однако при их использовании важно сохранять баланс между традиционными методами обучения и инновационными подходами. Основной задачей учителя остаётся воспитание всесторонне развитой личности, способной критически мыслить и легко адаптироваться к новым вызовам.
Пока одни ещё только осваивают или даже пытаются отрицать новые технологии, другие уже создали действующую школу будущего. В нашей онлайн-школе «ИнтернетУрок» с начальных классов мы используем технологии и педагогику в синергии.
Приглашаем увидеть всё в деле своими глазами. Если зарегистрируете демодоступ в форме ниже, то сможете неделю изучать наши материалы. Так поймёте, насколько вам подходит наш уровень технологичности и персонализации.