Назад
views 1 682
calendar 13 марта 2022

Вам только кажется, что ребёнок всегда придёт к вам в случае угрозы

Вам только кажется, что ребёнок всегда придёт к вам в случае угрозы
В глобальной сети много всего как полезного, так и вредного. Как сделать интернет безопасным для ребёнка? Рассказывает ведущий аналитик лаборатории Касперского.

Глобальная сеть не только приносит школьникам массу пользы, но и может причинить вред. Как же сделать интернет безопасным для ребёнка? На каждую ли проблему есть доступное и эффективное решение? Мы взяли интервью у ведущего аналитика лаборатории Касперского. Он рассказал об опасностях, которые ждут детей в сети, и о важных шагах, которые помогут избежать проблем.

Андрей Сиденко

Ведущий веб-контент аналитик лаборатории Касперского

«Лучший учитель», «Учитель года» 2012 и 2013 годов

Входит в топ-10 самых влиятельных педагогов мира по версии учительского сообщества США Connect Learning Today

Андрей: Работа учителя измеряется не регалиями, а успехами учеников. Насколько он может заинтересовать их своим предметом? Смогут ли его выпускники найти себя в жизни и в профессии благодаря полученным знаниям? Начало процессу обычно дают школьные конкурсы, научно-практические конференции, другие активности, в которых дети принимают участие с большим энтузиазмом. Такие мероприятия – показатель потенциала учителя.

Сейчас я работаю в отделе, связанном с разработкой решений для противодействия онлайн-мошенничеству: фишингу, скаму, спаму. А также занимаюсь вопросами безопасности детей в интернете: разработкой соответствующего продукта и воспитанием правильного отношения к цифровой безопасности. Опыт работы в школе помогает создавать качественный контент, ориентированный на детей и на учителей. Мы можем доступно и понятно рассказать об информационных угрозах ребёнку независимо от возраста, а учителю – независимо от опыта и степени владения информационными технологиями.

Корр.: Взрослая и детская информационная безопасность чем-то отличаются друг от друга?

Андрей: Дети, как и взрослые, могут столкнуться с «традиционными угрозами»: похищением логина и пароля от социальных сетей или игрового сервиса, со зловредным программным обеспечением, с кибербуллингом и ещё массой недетских угроз.

Но, кроме этого, в силу возраста и незнания особенностей работы социальных сетей часто они сами выкладывают данные в аккаунтах, привлекая злоумышленников. Или не обращают внимания на особенности работы некоторых ресурсов. Например, геометка с домашним адресом к фотографии не самая хорошая идея, ведь тогда кто угодно может узнать, где живут ребёнок и его семья. И когда появляется фотография совместного семейного отдыха с выездом куда-либо, то при наличии домашнего адреса это потенциальный знак для грабителей, информация о том, что дома никого нет.

Фото с разными данными могло быть выложено несколько лет назад, и сам владелец аккаунта давно забыл про него, но злоумышленники могут посмотреть старые публикации и через пару лет. Кстати, на это попадаются не только дети.

Доступный для всех номер мобильного телефона злоумышленники могут использовать для телефонного мошенничества. Если взрослые более-менее понимают, что частную жизнь и информацию о ней нужно охранять, то дети могут этого не осознавать. Поэтому стоит обучать информационной безопасности не только на уроках информатики в школе.

Корр.: Но в школе пока нет отдельной дисциплины. Что же делать родителям?

Андрей: В некоторых школах есть факультативы, тематические клубы. В любом случае нужно начинать говорить с ребёнком об опасностях интернета не с 7 класса, а с момента, когда он взял в руки соответствующее устройство. Часто это происходит ещё до школы. Именно тогда необходимо позаботиться о том, чтобы ребёнок был защищён и использовал интернет для своего развития – как средство познания мира и получения образования – или для развлечения.

  • контент, связанный с насилием: жестокое поведение людей по отношению к другим людям или к животным;
  • материалы, в которых присутствует нецензурная лексика;
  • сцены с употреблением алкоголя, табака и наркотиков.

Родитель сам может выбирать, к каким категориям ресурсов ограничить доступ. К части контента ребёнок может получить доступ, например, спросив родителей. Это тонкий момент, который нужно оговорить. Например, для школьного задания ему необходимо изучить вооружение времён Петра I – а это, по сути, доступ к контенту, посвящённому оружию.

Необходимо понимать, каким контентом интересуется ребёнок и почему. Если есть тяга к материалам, которые беспокоят родителей, то нужно поговорить и понять причины интереса. Возможно, влияет круг общения. В любом случае есть повод обсудить с ребёнком волнующую его тему, а это очень важно.

Корр.: Даже наши бабушки слышали от своих родителей: «Не попади в дурную компанию, не пей, не пробуй наркотики!» – то есть опасности те же, хоть и в другом формате? А как же интернет-зависимость, о которой так много говорится?

Андрей: Мы, взрослые, помним мир без интернета и с этой точки зрения можем считать, что кто-то там проводит слишком много времени. Но что, если школьник занимается исследованиями для научной работы в школе? Анализирует данные, связанные с термометрией или с погодными условиями? Ищет информацию, необходимую ему для выполнения домашнего задания? В этом нет ничего плохого. Он умеет работать с данными. Умеет выделять нужные и важные вещи, строить гипотезы на основе этих данных, делать выводы. Это доступ к информации, которую ребёнок умеет использовать для решения своих задач. Никто не скажет, что в данном случае интернет – это что-то плохое.

В то же время, если ребёнок, по мнению родителей, слишком много времени проводит в интернете, то стоит задуматься, существуют ли в его жизни альтернативы. Есть ли офлайн-активности, в которых ему интересно принять участие и в которых он смог бы проявить себя? Если ребёнку что-то интересно, он будет находить возможности и время этим заниматься. Если альтернативы нет, то он будет залипать в интернете.

В сутках 24 часа. Есть время на сон, учёбу, «активности» после учёбы, связанные со спортом, факультативами и кружками. И если всё так, то времени на интернет остаётся не так много.

Я не уверен, что термин «зависимость» в данном случае вообще корректно использовать. Любая зависимость – это комплекс факторов и возможный повод обратиться к профильным специалистам. Интернет в данном случае – слишком большое обобщение. Существует большое количество задач, которые решаются с помощью глобальной сети – среди них бывают и те, которые сами по себе могут вызывать серьёзное беспокойство. Но с другой стороны это возможность узнать ребёнка, понять его интересы, круг общения. Быть в курсе интересов своего ребёнка – хорошо и полезно.

Корр.: Коль скоро мы коснулись школы: сейчас активно набирает популярность дистанционное образование. Ваше отношение к этому явлению? Какое образование должно быть приоритетным?

Андрей: Всё индивидуально, но я всё-таки считаю, что образование – это скорее «офлайн-событие». Согласно нашему опросу, 67 % детей, которые перешли на дистанционное обучение из-за пандемии, отметили, что им больше нравятся занятия в школе, чем онлайн. В этом случае, кроме непосредственного получения знаний, есть много факторов, которые задействует школа. Это и занятия физкультурой, и социализация, и предметы, которыми сложно заниматься онлайн. То есть в целом я за формат, подразумевающий личное общение детей и учителя.

О возражениях против дистанционного обучения и аргументах в его пользу мы подробно рассказали в статье Плюсы и минусы семейного образования. А про социализацию и общение детей со сверстниками читайте в материале про самый острый вопрос домашнего обучения.

При этом есть темы, которые можно и нужно переводить на дистанционный формат. Этому должна предшествовать тщательная проработка, проведение математического планирования по каждому отдельно взятому предмету. 45 минут урока – это очень мало. Очень хорошо, если учитель дистанционно может дать вводную часть или начать новую тему качественным видеоуроком, показывающим действия сильных магнитов или магнитного поля. Тогда следующее занятие начнется с обсуждения увиденного и без затрат времени на ознакомление.

Я преподавал информатику и могу ориентироваться на свой предмет. В 10-11 классах я видел детей раз в неделю в течение 45 минут. Понятно, что хочется заинтересовать их, дать полезные задания, рассказать о современных исследованиях в области информационных технологий. Хочется показать ребятам что-то увлекательное. В такой ситуации необходимо, чтобы они самостоятельно изучили теорию, а урок посвящался бы непосредственно практике. Программированию, например. Тогда эти 45 минут в неделю используются по-максимуму. И естественно, в этом случае возможность изучения теоретических материалов дистанционно сильно выручает.

Есть элементы дистанционного образования, которые нужно использовать. Плюс ко всему есть большое количество онлайн-школ и курсов, которые выходят за рамки школьного учебного плана и предметов. Таким образом, дистанционно у наших детей есть возможность изучить материалы более детально.

Корр.: Но ведь в обычной школе неоправданные потери времени неизбежны? Это и дисциплинарные вопросы, и вынужденное выслушивание ответов слабых учеников. Где-то ручка упала, кто-то чихнул или намеренно отвлёк учителя. В итоге на реальное изучение предмета времени не остаётся?

Андрей: Это вопрос так называемых гибких навыков (soft skills), в числе которых и тайм-менеджмент. Понятно, что если у учителя слишком много времени занимают вопросы дисциплины, то нужно менять подход к преподаванию.

Согласно официальной статистике, в школах России получают образование более 16 миллионов учеников. Опросы, проведенные «Лабораторией Касперского», показали, что 29 % учащихся (или около 5 миллионов школьников), перешедших на «дистанционку» из-за пандемии, предпочли бы учиться онлайн.

Реально, по оценкам экспертов EdCrunch, в 2020 году в России около 100 тысяч школьников находилось на дистанционном обучении. То есть, даже с учетом того, что их количество ежегодно увеличивается, на сегодняшний день менее 3 % из 5 миллионов детей в нашей стране имеют возможность учиться так, как им удобно и комфортно.

Корр.: Возвращаясь к вопросу интернет-безопасности. Можем ли мы подытожить и составить список основных интернет-угроз и того, как с ними бороться?

Андрей: Во-первых, ЗЛОВРЕДНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. С его помощью, например, воруют учётные записи от аккаунтов в социальных сетях, игровых сервисах, почте и т. д. Или же оно может вывести компьютер, смартфон, планшет – любое устройство – из режима нормального функционирования. Бороться с этим можно техническими средствами, в том числе антивирусами, снабжёнными специальными компонентами.

Во-вторых, я бы обозначил РЕСУРСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОНЛАЙН-МОШЕННИЧЕСТВОМ. В большом количестве стали появляться фишинговые сайты. (От англ. fishing – «рыбалка». – Прим. ред.) Они полностью копируют дизайн, шрифты, расположение элементов настоящего сайта. Отличаются только адресом и контактами. Расчёт на то, что пользователь введёт на таком сайте данные своего аккаунта социальной сети или другого сервиса и они таким образом окажутся у злоумышленников. Если это произошло, то от имени пользователя может, например, распространяться информация с просьбой о переводе денег. Люди охотнее верят сообщениям от знакомого им человека. И это не единственный возможный сценарий.

Успешно бороться с фишингом позволяют знание об этом явлении и осторожность. Не стоит вводить свои логин и пароль на сторонних сайтах. Например, какой-нибудь сервис может обещать вам доступ к закрытым профилям социальной сети или к информации о том, кто посещал вашу страничку, а в обмен требует только ввести ваши логин и пароль – это уже повод для тревоги.

Кроме того, при авторизации нужно быть внимательным и проверять правильность адреса сайта. Фишинговые сайты очень часто маскируют под оригинал не только дизайн, но и домен: вместо .ru может образоваться .su, а вместо буквы «o» – цифра «0».

Андрей: Третье направление, связанное с онлайн-мошенничеством, – это СКАМ-РЕСУРСЫ. Они просты с технической точки зрения и создаются для того, чтобы обманным путём получить деньги от пользователя.

Например, появляется сообщение о выигрыше в лотерею – со ссылкой, по которой можно узнать подробности. Якобы человек выиграл несколько миллионов рублей и, чтобы их получить, нужно ввести данные банковской карты и оплатить небольшую в таких случаях комиссию – в районе 200-300 рублей. Так злоумышленники получают те самые 200-300 рублей, а пользователи не получают ничего.

Злоумышленники могут реализовывать схемы, связанные с текущей повесткой, например с пандемией. Не так давно мошенники выдавали себя за представителей государственных организаций, которые для помощи населению якобы производили выплаты, к примеру по 75 тысяч рублей гражданам независимо от возраста и социального статуса. Для получения денег требовалось лишь ввести свои данные, уплатить налог или внести плату за обработку запроса – суммы сравнительно небольшие по сравнению с обещанным вознаграждением.

Цель злоумышленников – разослать как можно больше таких сообщений и попытаться выманить как можно больше денег у пользователей. Чем проще сообщение, тем легче в него поверить и тем лучше оно работает.

Не стоит переходить по подозрительным ссылкам, особенно если их прислал незнакомец личным сообщением в социальной сети, мессенджере или на почту. Или соблазняться слишком броской рекламой, содержащей неправдоподобную информацию, провокационный посыл или неполную фразу. Пример: «Известный артист опозорился в сети…».

Четвёртое направление – КИБЕРБУЛЛИНГ. Это травля в интернете, агрессия по отношению к пользователю. Она может быть массовой или индивидуальной, по самым разным причинам. Вплоть до того, что ребёнок чем-то выделяется и привлекает к себе внимание. Это может быть серьёзной проблемой и для взрослых, но сейчас мы говорим о детях.

В таком случае необходимо заблокировать обидчиков, добавить их в чёрный список. Ни в коем случае не стоит отвечать им или пытаться оправдываться. Агрессорам важна ответная реакция. В этом случае в оправданиях или любых ответных словах всегда найдётся то, чем можно задеть ещё сильнее. Лучше на какое-то время заблокировать комментарии к своим постам, ограничить доступ к своей странице, заблокировать людей-обидчиков, постараться отвлечься.

Если ребёнок получает угрозы жизни и здоровью, то это повод обратиться в правоохранительные органы, собрав предварительно доказательства. Таковыми являются скриншоты с угрозами.

Пятой угрозой, на которую я бы рекомендовал обратить внимание именно детям, – это ОВЕРШЕРИНГ. Это избыточная публикация информации о себе в интернете. Сама по себе она не представляет опасности в техническом плане. Компьютер будет работать, социальные сети будут существовать, аккаунт никто не взломает, но полученными данными, как говорилось выше, могут воспользоваться злоумышленники.

Сюда же относится вопрос обмена личными фото с незнакомыми или малознакомыми людьми, а также с людьми, с которыми сегодня мы дружим, а завтра отношения могут испортиться. Соответственно, фото, видео или другой контент могут использоваться не по назначению. Я бы советовал и взрослым, и детям внимательно относиться к тому, что они публикуют в интернете, что отправляют в мессенджерах или личных сообщениях в социальных сетях. Нужно быть уверенным на 100 % в том, что эта информация, попав к недоброжелателю, не нанесёт вреда вам или вашим близким.

Корр.: Каковы главные правила безопасного интернета для детей?

Андрей: Если говорить очень тезисно, то в основе безопасности лежит совокупность двух направлений.

  1. Объяснять ребёнку, с какими угрозами он может столкнуться и как оградить себя от этих угроз. Повышать его цифровую грамотность. Это нетехнические меры.
  2. Использовать технические решения для защиты информации, находящейся на устройстве, и продукты для защиты детей от не подходящего для них контента.

Эти меры нужно использовать комплексно: программное обеспечение гарантирует высокий уровень защищённости, а общение с детьми позволит выстроить грамотный диалог в семье. В этом случае, если возникнет неприятная или волнующая ситуация, ребёнок с большей вероятностью обратится к родителям за помощью.

Корр.: Последний вопрос: всем хорошо известно, что для студентов работает «Академия Касперского». А что из масштабных проектов вы предлагаете для школьников?

Андрей: Есть проект, который называется «Математическая вертикаль Касперского». Это адресное обучение детей с 7 по 11 классы вопросам информационной безопасности, медиаграмотности. Оно предполагает углублённое изучение математики и информатики, а также отдельный предмет – информационную безопасность.

Также мы проводим множество мероприятий в регионах для детей разного школьного возраста: мастер-классы, интерактивные семинары, брифинги, посвящённые безопасности в социальных сетях, в компьютерных играх и в целом информационной безопасности.

Мы предлагаем узнать больше о популярных темах, таких как блокчейн или распознавание фейковых новостей – как понять, что перед тобой правдивая информация. Это очень интересные и полезные мероприятия. Дети с удовольствием в них участвуют, а мы надеемся, что талантливая молодёжь в дальнейшем вместе с нами будет развивать актуальные в современном мире технологические направления.

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru