Назад
views 1 555
calendar 02 апреля 2023

4 главных школьных страха (и как их побороть)

4 главных школьных страха (и как их побороть)
Разбираемся в причинах появления школьных страхов и в том, как с ними правильно работать.

Ответы у доски, плохие оценки, конфликты с учителями и одноклассниками — школьная пора может запомниться не только новыми знаниями и знакомствами, но и тревожными воспоминаниями из-за непроработанных страхов. Вместе с редакцией «ИнтернетУрока» изучаем вопрос более подробно.

Ответы у доски

Некоторые ученики, даже если они готовы к ответу и хорошо ориентируются в текущей теме, всё равно испытывают тревогу перед публичным выступлением у доски, и это, безусловно, понятно: школьники, как, впрочем, и взрослые люди, порой нервничают из-за необходимости выступать перед большой аудиторией, а страх быть высмеянным одноклассниками, получить плохую оценку и вызвать недовольство учителей и родителей лишь усугубляет ситуацию.

Что делать?

Во-первых, уделять достаточное количество времени подготовке к уроку — так шансы не справиться с ответом значительно снижаются. Если тревога перед публичными выступлениями всё же берёт верх, можно порепетировать дома перед зеркалом или с родителями/друзьями и заодно лишний раз повторить тему. Ещё один действенный способ — представить себе ситуацию неудачного выступления и прожить её в своём воображении от начала и до конца. В итоге вырисовывается настолько абсурдная картина, что на место страха приходит смех.

Плохие оценки

Пожалуй, один из самых распространённых страхов среди школьников (и, безусловно, перекликающийся с предыдущим пунктом) — получить плохую или незаслуженную, по мнению ученика, оценку. Это не только может вызвать недовольство родителей и учителей, но и отразиться на уверенности в себе и собственных силах.

Что делать?

Как и в предыдущем пункте, первый совет — более тщательная подготовка: это касается не только очевидных пунктов, как, например, выполнение домашних заданий и внимательность на уроках, но и формальностей и деталей, о которых часто забывают: требования к оформлению, определённые указания учителя — ведь именно проигнорированные правила порой становятся камнем преткновения в вопросах «не тех» оценок.

Если же все требования были учтены, задания выполнены верно, а результат всё равно оказался ниже ожиданий, этот вопрос стоит обсудить с педагогом и выяснить, почему и за что была снижена оценка и есть ли возможность её пересмотреть, если причины на то действительно существуют.

Провал на ЕГЭ/ОГЭ

Если плохая оценка за контрольную работу или неудовлетворительный ответ у доски может вызвать гнев родителей и недовольство собой, то неудача на итоговой аттестации имеет куда более серьёзные последствия, а потому вызывает ещё большую тревогу и волнение.

Что делать?

Помимо подготовки непосредственно к программе тестов следует уделить достаточное внимание вопросам правильного оформления и изучить все требования: часто подобные ошибки становятся главной причиной неудачи на ОГЭ и ЕГЭ. Кроме того, перед экзаменом важно успокоиться и хорошо отдохнуть, чтобы нервы и недосып не повлияли на концентрацию и способность ясно мыслить. И в-третьих, результаты итоговой аттестации, конечно, важны, но неудача — это ещё не конец света. В конце концов, по итогам можно подать апелляцию или пересдать экзамен на будущий год (читайте также: Нервы в сторону: как подготовиться к экзаменам и не умереть от страха).

Конфликты с учителями и одноклассниками

Конечно, главная цель школьного образования — получение знаний. Но ежедневная коммуникация с одноклассниками и педагогами неизбежна, и если в этой сфере возникают какие-либо проблемы, это, безусловно, не лучшим образом отражается на психоэмоциональном состоянии ученика.

Что делать?

Вряд ли есть хоть один человек, не испытавший на себе сложности в общении: разовые конфликты и разногласия бывают у всех и не требуют вмешательства. Но если проблема приобретает систематический характер: школьник подвергается травле со стороны одноклассников и/или учителей, регулярно оказывается втянут в конфликты, не хочет посещать занятия, чтобы не пересекаться с другими детьми, — ситуация требует принятия определённых мер со стороны родителей, начиная от беседы с самим ребёнком и педагогическим составом и заканчивая помощью специалистов и сменой учебного заведения.

Кроме того, в некоторых случаях также целесообразно задуматься о переходе на семейное обучение (о том, кому оно подходит и как на него перейти, читайте здесь).

В целом каждый конкретный случай школьной тревожности следует разбирать отдельно: какие-то моменты вполне реально решить самостоятельно, а другие — требуют тщательной работы и, возможно, привлечения сторонней помощи в лице психолога или персонального наставника. Главное — вовремя обнаружить проблему и не откладывать её решение в долгий ящик.

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru