Назад
views 2 917
calendar 06 марта 2022

Арт-терапия: полезное творчество

Арт-терапия: полезное творчество
contents Оглавление
Свернутьarrow
Установить эмоциональный контакт с ребёнком не всегда бывает просто. Как же добиться гармонии, развеять тревоги и страхи? Помогут занятия творчеством – рассказываем о методах и упражнениях

Арт-терапия – это универсальный вид творчества, при помощи которого не только можно решать различные психологические проблемы, но и развивать креативность мышления и раскрывать творческий потенциал. Арт-терапия чаще всего применяется в начальной школе, а также при работе с обучающимися с ОВЗ. Эти же методы можно использовать в семейном образовании и воспитании детей.

Юлия Пинюгина, консультант Домашней школы «ИнтернетУрок», поделилась с нами некоторыми простыми в реализации и приятными в исполнении практиками, которые будут полезны как родителям в кругу семьи, так и педагогам в рамках занятий.

 

Юлия Пинюгина

Специалист по интерактивным методам обучения
Младший консультант начальных классов Домашней школы «ИнтернетУрок»

Виды арт-терапии

Существует множество направлений арт-терапии. Хотя в педагогической среде круг часто используемых направлений значительно у́же, к традиционным видам в первую очередь относятся:

  • музыкотерапия;
  • изотерапия;
  • библиотерапия;
  • сказкотерапия;
  • драматерапия;
  • танцевальная терапия;
  • игровая терапия.

Легче всего внедрять эти методики в такие предметы школьной программы, как литература (или литературное чтение в начальных классах), изобразительное искусство, технология и музыка. Например, учитель направляет процесс создания рисунков и поделок, ориентируясь на решение или предотвращение проблем.

Программа по технологии в Домашней школе «ИнтернетУрок» знакомит учеников с различными доступными материалами, на которых дети осваивают навыки лепки, конструирования и аппликации. Эти умения пригодятся во время занятий арт-терапией, расширят горизонт возможностей ребёнка. Творческие задания, которые дают наши учителя, ориентированы также на развитие мелкой моторики, технического мышления, самостоятельности и продуктивного подхода к работе.

Некоторые приёмы и методы арт-терапии могут взять на вооружение и родители. Например, как танцы помогают справиться с тревожностью и повысить эффективность обучения, мы рассказывали в статье, написанной с нашим психологом.

Изобразительное искусство

В арт-терапии на занятиях по ИЗО используются специальные упражнения. Как мы уже упоминали, заниматься с ребятами могут не только педагоги, но и родители.

При этом не обязательно проводить индивидуальную работу, ведь в группе дети получат возможность делиться мнением со сверстниками, объединять рисунки для поиска новых образов, дополнять работы друг друга для создания коллективных объектов творчества.

Марание

Марание – создание спонтанных рисунков в абстрактной манере. Самыми выразительными будут инструменты наподобие гуашевых и акварельных красок, а на улице подойдут цветные мелки.

У марания нет критериев «хорошо» и «плохо» и ошибиться в этом упражнении попросту невозможно. Так что детям, которые испытывают дискомфорт при оценке их трудов и способностей, будет спокойно: в упражнении нет требований к результатам, а значит и негативных оценок.

В то же время всегда можно найти, что похвалить в их работе: цветовую гамму, разнообразие форм. Возможность реализации деструктивных потребностей во время таких занятий поможет спустить пар и уберечь от нанесения ребёнком «искусства» на стены и важные документы. :)

Монотипия

Монотипия – техника естественного отпечатка. Рисунок ещё не высохшим художественным материалом – гуашевой или масляной краской – можно отпечатать на другую половину листа без дополнительного инвентаря или с помощью пластиковых досок, оргстекла.

Детей особенно впечатляет симметрия полученных рисунков природной тематики, например бабочек и стрекоз. Особую прелесть имеют эксперименты с использованием красок разных цветов.

Рисование историй

На первый взгляд, это упражнение требует недюжих художественных навыков. Какой взрослый, не искушенный в изобразительном искусстве, без сомнений взялся бы за изображение целой цепочки событий? Тем не менее дети с охотой увлекаются заданием нарисовать иллюстрацию к любимой услышанной или придуманной истории.

Главное – продолжить получившуюся картину рисунком «а что было дальше», который позволит решить любую проблему героев стараниями юного художника.

Каракули

Эта техника развивает абстрактное мышление, учит видеть образы в нагромождении линий и пятен, развивает фантазию и креативность. Можно рисовать обеими руками, пренебречь кистью, нанести свой рисунок на бумагу с закрытыми глазами.

Основная задача – увидеть в законченном рисунке что-то знакомое или новое, распознать различные образы, даже если для этого придётся посмотреть на картину вверх ногами. Важно сделать акцент не только на процессе творчества, но и на осмыслении результатов работы.

Кляксография

Кляксография может стать следующим шагом «каракулей» или отдельным упражнением. Как следует из названия, основой для рисунка становится интересная клякса, которую затем следует дорисовать, чтобы довести абстрактное изображение до наглядного и очевидного окружающим.

Чтобы получить интересную кляксу, можно предложить ребёнку раздуть акварельную каплю через трубочку, создать больше брызг и пятен. После – дополнить её другими художественными материалами. Тогда каждый, кто взглянет на рисунок, увидит цветы, сказочных животных или кудрявую шевелюру человечка.

Музыка

Музыкотерапия является практически универсальным направлением арт-терапии, так как может применяться практически на любом уроке. Один ритм музыки может настроить ребёнка на усердную работу, помочь сконцентрироваться на важном задании, другой – успокоиться после только что закончившейся перемены, третий – настраивает на нужный лад и придаёт подходящее для темы урока настроение.

Под музыку можно рисовать, раскрашивать, лепить из пластилина и глины. Разная музыка влияет на настроение и на результаты творчества по-своему, помогая создавать непохожие друг на друга произведения.

Недавно, проводя урок технологии, где ребятам нужно было создать аппликацию из осенних листьев, я включила звуки осеннего леса. Вскоре в классе возникла особая атмосфера: на лицах многих детей появилась лёгкая улыбка и задумчивость. Казалось, что они перенеслись на осеннюю полянку. В конце занятия, рассматривая работы детей, я поняла, что музыка помогла им настроиться на нужный лад. Мысленно побывав в лесу, ребята создали интересные и необычные работы. Дополнительным эффектом стало и то, что в классе было тише, чем обычно. Ученики невольно прислушивались к музыке, им не хотелось разрушать эту атмосферу.

Примечательно, что на занятиях академическим рисунком во многих художественных школах ученикам не разрешают пользоваться наушниками и стараются блюсти тишину. Это нужно, чтобы посторонний эмоциональный фон не мешал переносить реальность на холст и бумагу в точных подробностях.

Напротив, у арт-терапии иная цель – преображая реальность или создавая новые образы, дети проецируют свой внутренний мир, свои мысли и переживания, на объекты творчества. Раскрываются эмоционально, выражают радость, избавляются от тревог.

О пользе такой практики в жизни подростков можно узнать больше из нашей статьи о музыкальной адаптации.

Первоклассники

Арт-терапия успешно используется и в процессе адаптации первоклассников. При этом самыми популярными направлениями являются сказкотерапия и изотерапия.

Например, в самом начале учёбы целесообразно читать коррекционные сказки М. А. Панфиловой из книги «Лесная школа». С помощью этих сказок дети знакомятся со школьными традициями, правилами поведения в школе, видами игр на переменах; узнают о качествах, которые могут помешать стать успешным учеником. После чтения сказок можно предложить ребятам помечтать и нарисовать школу, в которой они хотели бы учиться.

Познакомив первоклассников со сказкой «Смешные страхи», хорошо будет предложить им нарисовать то, чего они боялись или до сих пор боятся, и превратить эти страхи во что-то маленькое и милое, чего не следует бояться с помощью техники «Рисование историй».

***

Арт-терапия может успешно применяться не только психологами и психотерапевтами, но и педагогами, а также родителями. Профилактика дезадаптации и поощрение творческой деятельности помогают в установлении контакта с ребёнком, развитии у него полезных навыков и качеств, которые только начинают формироваться у дошкольников и младшеклассников.

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru