Назад
views 2 090
calendar 27 ноября 2023

Как научить ребёнка выражать эмоции

Как научить ребёнка выражать эмоции
contents Оглавление
Свернутьarrow
Инструкция для родителей

Многие родители тратят силы, время и деньги на развитие академических знаний у детей и иногда забывают о том, что эмоциональный интеллект (EI) не менее важен. 

Автор книги «Эмоциональный интеллект: почему он может иметь большее значение, чем IQ» психолог Дэниел Гоулман отмечает, что выражение и распознавание эмоций в жизни и самореализации человека вдвое значительнее, чем IQ и технические навыки, вместе взятые. Журнал «ИнтернетУрок» рассказывает, действительно ли важно научить ребёнка выражать чувства и как это сделать правильно. 

Какие бывают эмоции

Существует множество теорий по типологии эмоций. Согласно дискретной теории, эмоций 12. Роберт Плутчик выделяет 8 эмоций, Аристотель — 9, а Чарльз Дарвин — целых 34. Несмотря на разницу в подходах, современные психологи признают, что эмоции бывают базовые и комплексные. 

У каждого из нас есть основные эмоции. К ним относятся печаль, радость, страх, гнев, удивление и отвращение. Кратко напомним о каждой из них. 

Основные эмоции человека

Какие бывают эмоции

Проявление базовых и сложных эмоций отличается в зависимости от человека, конкретной ситуации и культуры. Именно поэтому даже взрослому бывает тяжело понять, какое чувство испытывает другой человек, особенно если этот человек испытывает не одну, а комплекс эмоций. Например, в психологических каналах часто пишут, что комплексная эмоция горе состоит из удивления, отрицания, торга, страха, гнева, печали и принятия. И эти компоненты обычно возникают последовательно. Но в реальности эта эмоция может проявляться множеством других способов. 

Сложная эмоция — эмоция, которая представляет собой совокупность двух и более других. 

Психолог Пол Экман утверждает, что испытываемые чувства конструктивны. Они побуждают человека вести себя таким образом, чтобы привести его к положительному результату. Однако эмоции могут стать разрушительными, если превратятся в заученную «правильную» реакцию, не соответствующую ситуации. 

Колесо эмоций

Согласие со своими эмоциями и социально приемлемое их выражение — это  эмоциональная  осознанность. Подобная способность вместе с пониманием эмоций других людей называется эмоциональным интеллектом (Emotional Intelligence, или EI).

 Три важные составляющие эмоционального интеллекта:

  • оценка и выражение своих и чужих чувств через вербальные или невербальные сигналы;

  • регулирование собственных эмоций и консолидация с чужими чувствами в таком ключе, чтобы все стороны были мотивированы на положительный результат;

  • адаптивное использование эмоций сообразно ситуации. 

Какие способы выражения эмоций доступны ребёнку

В школьном возрасте «эмоциональный портфель» ребёнка продолжает расширяться. Будучи дошкольником, ребёнок освоил механизмы преодоления трудностей. Некоторые из них перестают эффективно работать в новых ситуациях. Так происходит, потому что испытываемые эмоции усложняются. К тому же теперь ребёнку важно научиться не только справляться с неожиданно нахлынувшими чувствами, но и выражать эмоции словами, чтобы его поняли. 

Дети медленно распознают чужие эмоции, но со взрослением скорость увеличивается. Это подтверждают исследовательские работы, например «Влияние интенсивности на чувствительность детей к выражениям радости, грусти и страха» Сяоцина Гао и Дафны Маурер. Кроме того, эти работы подтверждают, что у детей понимание мимики обобщённое. К примеру, злость и грусть у них соответствуют широкой категории негативных эмоций и означают что-то вроде «плохого самочувствия». Именно поэтому школьник будет использовать этот ярлык для всех типов негативных выражений лица, несмотря на то что они соответствуют разным эмоциям, а значит и разным причинам. 

В начальной школе закладывается основа для развития сочувствия. Дети начинают понимать, что в мире существует бесчисленное множество мнений, а также что все люди уникальны и испытывают собственные чувства. Также в начальной школе ребёнок учится брать на себя ответственность. Когда у него появляется возможность выбора, он учится принимать решениян и вместе с тем знакомится с чувством независимости. 

Если в возрасте от четырёх до шести лет дети пробуют лгать и рассказывать небылицы, поскольку осознают, что родители не умеют читать мысли, то в школьный период ребёнок уже разделяет плохое и хорошее, добро и зло. 

articlePreviewImage
Soft skills: как они влияют на школьников и их будущее
Разбор тренда: действительно ли гибкие навыки нужны школьнику или это очередной хайп
 

К чему может привести неумение выражать эмоции

Из-за неразвитого эмоционального интеллекта ребёнок может столкнуться с проблемами во многих сферах. Пустить ситуацию на самотёк и надеяться, что ребёнок сам научится распознавать и выражать свои чувства без помощи взрослых, — значит подвергнуть его риску развития поведенческих, эмоциональных, школьных и социальных проблем. 

Конфликты в семье

Ребёнок с неразвитыми навыками регулирования эмоций может часто устраивать истерики. Причём они характерны не только для дошкольников. У детей школьного возраста также могут возникнуть проблемы с саморегулированием. Неумение выражать чувства может повлиять на климат внутри семьи, включая взаимоотношения с братьями и сёстрами. 

Проблемы со сверстниками

То же самое проявляется в дружбе. У детей, которые не могут контролировать свои чувства, меньше социальных навыков. Им сложнее заводить друзей и сохранять дружеские отношения, и очень часто они становятся «изгоями» в коллективе. Неспособность самостоятельно регулировать проявление сильных эмоций приводит к развитию таких черт, как замкнутость, тревога или агрессивное поведение. 

Низкая успеваемость

Способность выражать эмоции у детей влияет на успеваемость по математике и языкам. Это доказал психолог Паоло Грациано с группой учёных в исследовании «Роль регулирования эмоций и ранние успехи детей в учёбе». 

Проблемы с социализацией

Ребёнок с неразвитым эмоциональным интеллектом больше подвержен риску бросить школу. Он может чаще совершать мелкие хулиганства и в подростковом возрасте даже злоупотреблять психоактивными веществами.​ Те, кого отстраняют и отвергают сверстники, также с большей вероятностью подвергаются буллингу.​

Клинические расстройства

Неразвитый EI накладывает отпечаток и на дальнейшую жизнь ребёнка, становится одним из факторов риска развития психопатологий. Это доказала Кэтрин Херба в исследовании «Развитие распознавания выражений лица с детства до подросткового возраста: поведенческие и неврологические аспекты». Дело в том, что многие клинические расстройства у детей тесно связаны с эмоциональной регуляцией, точнее, с её отсутствием. Например, детская эмоциональная дисрегуляция влияет на развитие эмоциональных расстройств, таких как тревожные расстройства, расстройства пищевого поведения и клиническая депрессия. 

Как научить ребёнка выражать свои эмоции правильно

А сейчас поделимся рекомендациями, как научить детей правильно выражать эмоции.

Учим отслеживать эмоциональное состояние

Прежде чем научиться выражать эмоции, важно показать ребёнку, как их отслеживать. Современный ритм жизни требует значительных затрат энергии и постоянной концентрации не только от взрослых, но и от детей. Именно поэтому важно делать паузы и учиться отслеживать своё состояние уже в раннем возрасте.

Мария Седова, старший преподаватель английского языка онлайн-школы «ИнтернетУрок»:

«Чтобы отследить эмоциональное состояние, родители или сам ребёнок могут использовать такой метод: поставить в телефоне напоминание на каждые два-три часа. Как только придёт уведомление, уделять примерно пять минут осознанию своих эмоций.

Можно помочь вопросами: “Тебе грустно или радостно?”, “Ты злишься или обижаешься?”. Вместе с ребёнком анализируйте ситуацию: “Ты злишься/обижен, потому что…”

Уже в более осознанном возрасте ребёнок научится самостоятельно уделять внимание своему состоянию, отвечая на вопросы: “Что происходит в данный момент?”, “Что я чувствую прямо сейчас?”, “С чем это связано?”. Такая практика поможет детям прислушаться к себе, научит их распознавать свои эмоции и проговаривать их».

Как научить ребенка выражать эмоции

Не обесцениваем эмоции

Важно показывать заинтересованность в эмоциональных потребностях ребёнка: 

  • предложить школьнику поговорить о чувствах; 

  • обсудить, что он ощущает; 

  • поддержать и проявить сочувствие в трудных ситуациях; 

  • не игнорировать и тем более не наказывать ребёнка за проявление эмоций, особенно негативных. 

При этом не стоит говорить фразы в духе «ты же мальчик, а мужчины не плачут», «такой большой, а хныкаешь», «не стыдно тебе?». Подобные высказывания приучают ребёнка стыдиться выражения своих чувств, скрывать негатив, что впоследствии приводит к психологическим проблемам. Наша задача как родителей — объяснить ребёнку, как управлять эмоциями и как в допустимой в социуме форме проявить их без необходимости подавлять. 

Подаём пример

Ребёнок наблюдает за каждым движением родителей, подражая их поведению. Помимо активного наблюдения, дети также учатся посредством «эмоционального заражения», когда бессознательно чувствуют эмоции значимых для них взрослых и отзеркаливают их.​ Например, когда родители хмурятся, повышают голос или делают гневные жесты, дети тоже злятся. 

Именно поэтому обращаем внимание на то, как ведём себя в моменты агрессии, радости и грусти. Ярко проявленные эмоции — негативный пример для подражания. К тому же они разрушают позитивную семейную атмосферу. 

Для гармоничного развития эмоционального интеллекта у ребёнка нам как родителям важно учиться правильно выражать и положительные, и отрицательные чувства: не замалчивать их и не обрушивать на родных, не бояться обратиться за помощью к психологу, чтобы лучше справляться с супружескими конфликтами, работать над улучшением отношений и взаимопонимания. 

Пётр Галигабаров, психолог:

«Рекомендую родителям разобраться в смысле эмоций, принять факт, что условно негативных эмоций больше, чем позитивных. И это нормально. Природа наградила нас эмоциями для обеспечения безопасности и выживания, поэтому мы чаще ощущаем грусть, тревогу, страх, отвращение. 

Полезно посмотреть вместе с ребёнком комедию “Родительский беспредел”. Там бабушка и дедушка приезжают посидеть с внуками, но сталкиваются с новым для себя воспитанием потомков. Детей учат выражать эмоции словами, а не просто кричать, плакать или обижаться. Это поможет и вам, и ребёнку выражать чувства словами».

Как научить ребенка выражать эмоции, объясняет психолог

Анализируем состояние и действия ребёнка 

Предположим, школьник вступает в драку с одноклассниками. Не стоит ругать его. Лучше в спокойной обстановке разобрать по этапам, что вызывает желание подраться. Для этого можно задать наводящие вопросы: «Расскажи, как начинается драка? Тебя кто-то дразнит? За что тебя дразнят? Что ты ощущаешь в этот момент?» 

В разговоре с ребёнком полезно использовать приёмы активного слушания: время от времени смотреть ребёнку в глаза, избегать отрицаний, повторять сказанное малышом (согласно приёму «эхо»), выдерживать паузы, когда малыш говорит. Такой анализ поможет ребёнку отслеживать моменты накала и учиться справляться с ситуацией другими способами, направляя эмоциональную реакцию в иное русло. 

Учим сценическим играм

Выражать эмоции помогают и театральные приёмы. Интонации и творчество становятся ключом к эмоциональному восприятию. Ребята эффективно выражают свои чувства и улучшают коммуникативные навыки. Подробно о двух таких методах журналу «ИнтернетУрок» рассказывает преподаватель с 20-летним стажем. 

Диана Белан, кандидат филологических наук, экс-преподаватель кафедры иняза РУДН, основатель школы английского языка: 

«Дети произносят один и тот же диалог, меняя своё настроение и эмоции от отрицательных (ярость, скука) до положительных (радость, восторг). Для детей младшего возраста хорошо работает “Театр волшебных предметов”. Ребята рисуют смайлики, изображающие различные эмоции, а затем, держа в руках картинку, воплощают соответствующий персонаж. Например, смех обозначается яркой улыбкой, а грусть — опущенными уголками. Этот игровой метод развивает не только разговорные навыки, но и творческое мышление, помогая детям легче выражать свои чувства.

Второй метод — сценическая история. Дети осваивают историю по ролям, вживаются в героев, копируют интонации и звуки, стараясь передать их настроение. Можно использовать пенал вместо коробки с апельсинами, линейку вместо мороженого. Это делает метод ещё более весёлым и креативным. Ученики воспроизводят реплики героев, представляя себя актёрами и передвигаясь по классу как по сцене, сопровождают речь действиями при помощи предметов».

Как научить ребенка выражать эмоции: игры от педагога со стажем 20 лет

Учим ребёнка методам контроля над эмоциями 

Контролировать эмоции ребёнку помогут специальные упражнения. Расскажем о некоторых из них. 

Релаксация при помощи образов и визуализации

Во время использования этой техники тревожные эмоции заменяются позитивными мысленными образами. Одним из примеров такой техники является упражнение на заземление, которое позволяет ребёнку «эмоционально заякориться». Оно направляет внимание на настоящий момент, эффективно улучшая осознание эмоций и умственную концентрацию. 

Чтобы опробовать эту технику, просим ребёнка назвать пять предметов в комнате и подробно описать их цвета, узоры и все детали, которые он заметил. В слуховой интерпретации можно предложить детям закрыть глаза и сосредоточиться на звуках вокруг. Тем самым ребёнок создаёт мысленную карту звукового ландшафта. 

Задействовать тактильные ощущения можно, предложив ребёнку изучить окружающие его разнообразные текстуры мягкого любимого одеяла или прохладной гладкой поверхности камней на берегу реки. 

Полезны также обонятельные и вкусовые упражнения, когда ребёнок на несколько минут закрывает глаза и глубоко вдыхает ароматы вокруг либо описывает гамму вкусов, которые побуждают его осознавать себя в настоящем, лучше концентрироваться и испытывать чувство расслабления.

Мышечная релаксация

Эту технику релаксации разработал врач, физиолог и психиатр Эдмунд Джейкобсон. Задача заключается в том, чтобы активно сокращать мышцы, при этом создавая напряжение, и постепенно его снижать. Упражнения можно повторять до тех пор, пока ребёнок не достигнет полного расслабления. Метод задействует принципы нейронной обработки «сверху вниз» (активизируются кора головного мозга и мозжечок) и «снизу вверх» (активизируются спинной мозг и ствол мозга).

Дыхание

Глубокое дыхание, или дыхание диафрагмой, представляет собой технику, где участники сокращают диафрагму, медленно вдыхая и выдыхая. Глубокое дыхание повышает уровень кислорода в крови и стимулирует блуждающий нерв.

Медитация

Знакомство ребёнка с простыми позами из йоги может помочь развить внимательность и осознание своего тела. Например, подойдёт «Поза собаки мордой вниз». Медитировать в таких позах хоть и сложно, зато полезно для концентрации внимания. Тем более когда голова находится ниже уровня сердца, достигается успокаивающий эффект. Подойдёт и «Поза дерева»: 

Азбука эмоций

Ещё один способ — попросить ребёнка внимательно послушать сказку про волшебного персонажа, который испытывает эмоции. При этом предлагаем ребёнку одновременно нарисовать персонаж, используя разноцветные фломастеры. После прочтения сказки обсуждаем вместе, какие эмоции и почему испытывал персонаж. Такая техника поможет ребёнку определять свои эмоции и чувства, научиться их выражать и обращать внимание на то, что и по какой причине чувствуют окружающие.

Разминка «Викторина чувств»

Суть викторины в том, чтобы показать ребёнку, что эмоции можно выражать вербально. В ходе неё можно предложить разгадать кроссворд или ребусы, где собраны названия эмоций и чувств. Как вариант — подготовить устные вопросы, где в ответах предполагается использовать эмоциональную лексику. Словесное обозначение эмоций помогает человеку осознавать то, что он ощущает. Это доказали психологи Сергей Рубинштейна, Лев Выготский и Александр Лук.

Упражнение «Я себя чувствую»

Эта техника особенно подойдёт тогда, когда школьник чем-то сильно расстроен. Предложите ребёнку выписать на одном листе бумаги все негативные чувства, которые он сейчас испытывает, и после разорвать его на мелкие кусочки. Затем предлагаем написать на другом листке все свои положительные эмоции. 

Упражнение «Диссоциация»

И последнее упражнение. Просим ребёнка представить, что его собственное «Я» — это центр, под контролем которого находятся мысли, эмоции и даже движения. И этот центр расположен за пределами тела, например сверху. А действия, мысли и чувства передаются телу по ниточкам. Это позволит ребёнку отличать истинные эмоции от тех, которые возникают под воздействием окружающего мира: других людей, разных ситуаций и даже информационной повестки. В будущем это поможет абстрагироваться от них.

Понимаем, все эти упражнения освоить самостоятельно непросто. К тому же без психологического и педагогического образования есть риск допустить ошибки при выполнении, которые могут навредить, а не помочь развить эмоциональный интеллект. Именно поэтому надёжнее всего обучать ребёнка выражать эмоции вместе с профессионалами. Приглашаем вас именно на такой курс ИнтернетУрока.

Эмоциональный интеллект и
soft skills
Важные навыки для вашего ребёнка, которых нет в школьной программе
Шапка

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru