Назад
views 1 414
calendar 19 октября 2023

Проблемы начальной школы: как решить, а лучше не допустить

Проблемы начальной школы: как решить, а лучше не допустить
contents Оглавление
Свернутьarrow
Решебник по главным школьным проблемам

В этой статье расскажу, как облегчить переход ребёнка на новый, школьный этап. Подскажу, с какими сложными ситуациями встречаются ученики начальной школы и как их может смягчить взрослый.

Новые дети

До школы четыре года (а иногда и пять-шесть лет) ребёнок жил с одними взрослыми и привычными детьми. А в школе всё меняется. С первого дня он видит много новых сверстников. И если ребёнок не научился до школы заводить новые знакомства, проявлять лидерские способности и плохо адаптируется к новому коллективу, могут начаться проблемы. 

Чем помочь 

Минимизировать проблему конфликтов в школе помогают развитые навыки общения и здоровое отношение к конфликтам. Подготовила для вас 8 приёмов: 

  • Объясняем ребёнку, что конфликты — это нормальное явление в жизни каждого человека. 

  • Обучаем эмпатии: понимать чужие чувства и эмоции, слушать других людей, задавать вопросы и выражать свои чувства.

  • Учим ребёнка решать конфликты мирным путём: находить компромиссы. 

  • Помогаем ребёнку самому найти решение проблемы, а не навязываем правильное.

  • Поощряем новые знакомства. Например, гуляем не в одном дворе, а в разных, меняем круг общения, записываем на секции или в кружки по интересам.

  • Показываем пример, как правильно общаться с другими людьми. Контролируем своё выражение лица, тон голоса, манеру общения.

  • Учим ребёнка общаться с людьми разного возраста, пола, национальности, чтобы он мог лучше понимать разные культуры и точки зрения.

  • Учим играм на развитие коммуникативных навыков. Например, играем в «Испорченный телефон», «Крокодил», «Машины и водители», «Зеркало», «Скульптуру» и другие, те игры, в которых цель ― договориться и понять другого. А также в ролевые игры, где практикуемся решать конфликты, например «Коврик мира», «Король», «Сладкая проблема».

Лада Коновалова, заместитель руководителя отдела по методической части ИнтернетУрока:

«Ребёнку легче адаптироваться в школе, когда его заранее научили общаться со сверстниками, понимать, кто он и какие бывают люди. Не менее важно учить ребёнка говорить “да” и “нет”, то есть  ярко заявлять о себе и том, что хочется, и смело отвергать всё то, к чему душа не лежит.

Новые знакомства в начальной школе даются не так легко, поэтому взрослым полезно прийти на помощь. Для этого достаточно раз в четверть устраивать неформальную встречу одноклассников. Квесты, выезды на природу, мастер-классы, походы в зоопарки и музеи вдохновляют и позволяют приглядеться, кто учится рядом с тобой, и лучше узнать друг друга.

Объясняем, что лучше всего обходить конфликты превентивно. Кто конфликтов не ищет, тот их, как правило, и не находит. Так что учим ребёнка быть всё время на светлой полосе жизни и сохранять спокойствие в любых жизненных ситуациях.  И лучше всего на это вдохновляет достойный пример».

Как решить проблемы начальной школы

Новые взрослые

В школе ребёнку приходится привыкать и к новым взрослым. Причём эти взрослые устанавливают новые правила и рамки. В начальной школе особенно важно, чтобы ребёнок не стеснялся задавать вопросы педагогу, иначе это стеснение может развиться в замкнутость и зажатость. 

Чем помочь 

Решить проблему в общении с учителями помогают 4 приёма:

  • Объясняем ребёнку, что учителя и другие взрослые в школе — это люди, которые помогают учиться и развиваться. Рекомендуем обращаться к ним за помощью и советом.

  • Подсказываем, как себя правильно вести. Объясняем, что в школе свои нормы поведения и им следуют все ученики. 

  • Поддерживаем в общении с учителем. Если ребёнок стесняется общаться с учителем или не знает, как задать вопрос, помогаем ему подготовиться: написать список вопросов и попрактиковаться дома.

  • Не критикуем ребёнка за ошибки или неуверенность в общении с учителем. Вместо этого поддерживаем его, поощряем старания и учим, в том числе на своих ошибках. 

Дарья Корочкина, куратор методического отдела ИнтернетУрока, магистрант Института педагогики СПбГУ:

«Конфликты в школе — частое дело на адаптации. Социальные сети меняют процесс коммуникации. Это может спровоцировать у детей сложности при общении вживую. В трудные моменты важно поддерживать ребёнка, помогать учиться распознавать свои и чужие эмоции. Могу порекомендовать такие упражнения для развития эмоционального интеллекта:

1. “Рисование чувств”. Просим ребёнка нарисовать радость, печаль, злость, восторг и другие эмоции. А дальше — рассказать, почему он изобразил их именно так. Опишите цвета, объекты, форму линий .

2. “Вечерние посиделки”. Говорим с ребёнком о том, как прошёл его и ваш день, какие чувства он и вы испытали сегодня, что их вызвало, что было позитивного, а что тревожило, как ребёнок справлялся в этой ситуации. 

3. “Опиши”. Просим ребёнка сначала описать внешность родителя/родственника/друга (если человек рядом, то можно закрыть глаза), а затем предположить, что бы тот сделал в той или иной ситуации. Например, как бы бабушка отреагировала на разбитую тарелку или какие эмоции испытал бы одноклассник, если бы ему предложили стать на один день директором школы. Затем эти вопросы можно задать и самому ребёнку».

Как решить проблему с учителем

Новые правила

Проблемы возникают, если правила школы существенно отличаются от тех, к которым ребёнок привык дома. Например, не всем первоклассникам нравится соблюдать расписание занятий, приходить вовремя, носить сменку, следить за порядком в классе.

Чем помочь

  • Объясняем ребёнку, что в обществе необходимо соблюдать нормы поведения. Например, не кричать, не брать чужие вещи без разрешения.

  • Доносим важность учёбы и системы, что правила устанавливает педагог.

  • Объясняем ребёнку, что его действия могут повлиять на других людей и почему важно быть внимательным к их чувствам.

Любой разговор важно начинать в спокойной обстановке. Например, присесть на уровень ребёнка, установить контакт «глаза в глаза» и дать понять, что вы его не обвиняете, не ругаете, а поддерживаете и хотите помочь. Пример фразы, которую можно использовать в разговоре с ребёнком: «Я понимаю, что тебе некомфортно в школе. Но здесь ты сможешь многому научиться, и это поможет тебе добиться успеха. Давай попробуем разобраться, как решить твои проблемы? Расскажи, что тебя волнует?»

Если вы не можете решить проблему самостоятельно, обратитесь к психологу. Он поможет вам разобраться в ситуации и предложит, как её решить. 

Новый режим дня

В садике дети живут в запланированных рамках целый день. А в школе появляется больше свободы. Только первая половина регламентирована уроками, переменами, переходами между классами и дорогой в школу и обратно. Зато вторая половина дня у многих почти свободна. Если не готовиться к такому режиму в школе заранее, то дисциплина и объём учебных материалов могут вызвать стресс и неудовольствие.

Чем помочь

  • Помогаем ребёнку организовать учебный процесс, создаём расписание и контролируем выполнение заданий.

  • Помогаем найти интересные способы изучения материала.

  • Поощряем ребёнка за успехи в учёбе. 

  • Помогаем организовать структуру второй половины дня, чтобы не терять время впустую. 

Составить расписание второй половины дня помогают такие принципы: 

Как по-умному спланировать день ребёнка

Эти принципы помогут насыщенно и сбалансированно спланировать день. А выполнить эти планы помогают 5 проверенных приёмов: 

  1. Таймер позволяет считать время, которое ребёнок тратит на каждую задачу. 
  2. Список дел помогает организоваться и не забыть о важных делах. 
  3. Правила в каждом блоке помогают провести его с максимальной пользой и удовольствием. Например, во время чтения договариваемся выключить все устройства и сосредоточиться на книге. 
  4.  Физические упражнения помогают ребёнку размяться и сконцентрироваться.
  5. Своевременные награды за выполнение задач добавляют мотивации и азарта. Например, после выполнения домашнего задания можно поиграть в компьютерную игру.

Страх

Страх перед школой  может проявляться в форме беспокойства, нервозности, плохого настроения. А может быть и такое, что у ребёнка к 7 годам не изменилась ведущая деятельность: он не наигрался. 

Чем помочь

  • Дать возможность наиграться: не устраивать за год до школы гонки на выживание. 

  • Поддерживать ребёнка. Находить интересные способы занятий и развлечений, которые могут помочь ему расслабиться и снять стресс. Необходимо отталкиваться от интересов ребёнка, например это могут быть медитативные занятия по рисованию, лепке или, наоборот, активные вроде прыжков на батуте или бокса.

  • Разговариваем с ребёнком и поддерживаем его в трудных ситуациях.

Не каждому взрослому под силу предотвратить пять первых проблем первоклассника: некоторым не хватает времени, другим — педагогических и психологических навыков, третьим — первого и второго вместе. В этом случае полезно обратиться к профессионалам. Например, у нас в ИнтернетУроке есть курс подготовки к школе. Эти онлайн-занятия в игровой форме помогают детям быстро освоиться на занятиях и всесторонне их развивают.

Готовим к школе играючи!
Подготовим к большому школьному приключению! Научим не только считать и читать, но и организованности и общению
Хочу подробностей Оставить заявку
Шапка

Бытовые вызовы

Сложные ситуации возникают и если ребёнок ещё не научился организовывать своё рабочее место или испытывает стресс при необходимости сложить вещи в портфель или переодеться на физкультуру в непривычных условиях.

Чем помочь

  • Помогаем в бытовых вопросах, когда ребёнок просит, но не делаем всю рутину за него. 

  • Не мешаем, но проверяем. Доверяем ребёнку самостоятельно складывать учебники в свой портфель. Предлагаем перепроверить, всё ли необходимое лежит сегодня в рюкзаке. 

  • Организуем рабочее место вместе с ребёнком, просим поддерживать порядок самостоятельно. 

  • Наблюдаем, помогаем, разговариваем. Учим планировать день и следить за выполнением заданий. Это поможет ребёнку чувствовать себя более уверенным и готовым к новым вызовам в школе.

Родительский путь может быть непростым, особенно когда речь идёт о сложных школьных ситуациях. Но помните, что ваш ребёнок нуждается в вашей поддержке и любви. Вместе вы сможете преодолеть все трудности и достичь успеха. Не бойтесь обсуждать проблемы со своим ребёнком и работать вместе над их решением. Помните, что поддержка и забота способны стать мостом, который поможет вашему ребёнку перейти через любые трудности и достичь своих целей.

back
Подпишитесь на нашу рассылку

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru