Зачем учиться кроме пятёрок
«Зачем учиться» — непростая тема для детей и родителей.
- «90 % того, что изучают в школе, никогда не пригодится!»
- «Лучше бы в школе рассказали, как налоги и ипотеку платить, а не про эти ваши синусы и косинусы!»
- «Зачем мне математика, если я буду блогером?»
- «У нас есть компьютеры, интернет, нейросети — зачем что-то учить?»
Эти установки мы нашли в соцсетях школьников и родителей. Действительно ли можно стать успешным человеком без золотой медали? Правда ли, что знания о логарифмах и строении дождевого червя бесполезны для будущего? В чём ложная, а в чём настоящая польза школьного образования? Всё это обсуждаем вместе с экспертами в сфере образования. А также делимся способами вдохновляюще говорить о школе с детьми, подсказываем, каких фраз важно избежать и что именно полезно сказать о школе.
Откуда сомнения в пользе школьного образования?
Многие родители и педагоги уверены, что школьное образование нужно «ради хорошей работы и высокой зарплаты». Логика родителей примерно такая: «Ребёнок учится на пятёрки, сдаёт ЕГЭ на 95+ баллов, поступает в топовый вуз, его берут на престижную работу». Однако эта мотивация вызывает вопросы:
- Получается, школа не нужна, если поступать не в престижный вуз, а в обычный?
- Выходит, учёба бесполезна, если нет желания учиться в университете (например, хочется поступить в колледж)?
- И что вообще будет с троечниками?
Транслируя детям мысль «учись хорошо — будешь успешным», мы как будто отсекаем другую пользу образования. К тому же такая мотивация минимально значима для школьника. В силу незрелости лобной доли мозга и других возрастных особенностей подросткам сложно осознать отложенный эффект образования.
Долговременную мотивацию к учёбе расшатывают ещё и блогеры, продвигающие идеи быстрого обогащения с помощью курсов по инвестированию или загадывания желаний вселенной.
Есть и другая проблема — негативное отношение к школе. 25 % россиян считают качество школьного образования низким, показал опрос фонда «Общественное мнение» в 2023 году.
Каждый второй житель РФ считает, что качество школьного образования за последние 10 лет ухудшилось. Это выяснилось в ходе опроса, проведённого порталом Superjob в 2024 году. Респонденты хотели бы видеть в школе больше уроков, направленных на развитие практических умений: бытовых навыков, финансовой грамотности, логики.
Как школьное образование влияет на формирование личности?
В современной школе знания не единственная цель обучения. Например, так сформулированы задачи начальной школы в соответствующем ФГОС:
- Воспитание и развитие качеств личности, которые соответствуют задачам демократического общества.
- Личностное и познавательное развитие обучающихся через проектную и конструкторскую деятельность.
- Развитие универсальных учебных действий.
- Развитие навыка самостоятельного усвоения новых знаний, умений и навыков.
То есть образовательные программы не просто дают академические знания. Занятия формируют личность ребёнка на разных уровнях. Получается, что подросток, не очень успешный в химии и физике, обучаясь в школе, всё равно получает универсальные знания и умения, которые пригодятся и вне учёбы.
Кругозор и «символический горизонт»
Человек не может охватить разумом всё, что есть в мире. У каждого из нас есть «символический горизонт» — круг знаний, установок, опыта, опираясь на который мы принимаем решения, развиваемся, ищем жизненный путь. Чем больше мы видели, слышали, читали, пробовали, тем шире этот горизонт, тем проще нам принимать решения и тем разнообразнее сценарии жизни, которые мы видим.
Школа — одна из отправных точек, где ребёнок может находить новые горизонты и расширять кругозор.
Поиск идентичности и круга интересов
Только попробовав оливки, мы можем точно сказать, нравится ли нам их вкус или нет. Школа с её многообразием предметов тоже «пробник». Только тут можно попробовать «на вкус» разные науки и способы их освоения.
Предположим, ребёнок к концу школы понимает, что химия для него очень сложный предмет. Зато изучать историю ему интересно. Это формирует представление о будущем. Такому человеку точно не будет близка сфера медицины, а вот юриспруденция может подойти. Также школьники начинают осознавать, как им проще запоминать информацию. Некоторым сложно воспринимать учителя на слух, зато проще понять тему через просмотр образовательного видеоролика и обсуждение с другими.
Получается, школа — пространство для поиска себя, своих интересов, удобных способов познания мира.
Дисциплина
Психолог Мартин Селигман, открывший выученный оптимизм, в ходе исследований доказал, что успех ребёнка в будущем зависит от дисциплины и саморегуляции. То есть умение выполнять задачи по установленному порядку — основа роста.
Школа уделяет дисциплине много внимания и времени. В классическом варианте нужно вставать по будильнику, учиться по расписанию, выполнять домашнюю работу строго в срок. Соблюдать правила приучает форма и другие требования к внешнему виду, поведению.
Онлайн-образование более гибкое в плане расписания, особенно асинхронный формат. Дисциплина здесь вырабатывается иначе. Самостоятельное планирование графика воспитывает высокий уровень самоконтроля, планирования, организации.
Познавательный интерес
В идеальном мире школа формирует у детей желание получать всё новые и новые знания. То есть учеников мотивируют не потенциальные пятёрки или четвёрки, а интерес. Когда уроки в школе организованы по такому принципу, ребёнку интересно узнать, почему две разноцветные жидкости при соединении становятся бесцветными или почему самолёт летает и при этом не машет крыльями, как птица.
С познавательным интересом связано умение самостоятельно добывать знания. Это тоже одна из задач школы: не дать детям готовые знания, а научить их учиться. Сейчас это необходимый навык, поскольку укрепилась тенденция на непрерывное образование (lifelong learning). Исследование HeadHunter 2023 года показывает: 76 % россиян считают, что им надо постоянно развивать свои навыки.
С одной стороны, это демонстрирует, что школа не конечная точка. Придётся учиться всю жизнь. С другой стороны, нужно взять от школы максимум и научиться добывать новые знания.
Хорошо, когда занятия в школе развивают познавательный интерес. В классической школе такое бывает редко: очный формат, при котором времени на объяснения всегда не хватает, затрудняет воспитание интереса к знаниям. Зато некоторые онлайн-школы строят свои учебные программы именно вокруг тяги к знаниям. ИнтернетУрок видит свою задачу не в том, чтобы «заполнить» голову ученика фактами. Главное — разжечь искру любопытства и интерес к познанию.
«Ребёнок не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь»
(с) Плутарх.
В ИнтернетУроке каждое занятие начинается с ответа на вопрос о практической пользе знаний. Школьник понимает, как логарифмы связаны с QR-кодами, а синусы — с GPS-навигацией. Уроки построены по принципу «4У». Начинаются с интригующего факта из реальной жизни. Дальше ученик испытывает радость от понимания — «эврика!»-момент, когда сложное становится ясным. После этого занятие пробуждает интерес, мотивируя искать новые примеры и связи: «А где ещё это применяется?» И наконец, через видеоуроки, тренажёры, видеоконсультации и выполнение ДЗ на оценку школьник приходит к ощущению личного достижения.
Логика
Когда учитель геометрии доказывает очередную теорему на школьной доске, может показаться, что это нечто, лишённое практического смысла. Однако алгебра и геометрия дают нам навык логических рассуждений и аналитического мышления. В эпоху, когда цифровизация становится основой мира, а программирование переходит в разряд базовых навыков, фраза «математика — царица наук» приобретает новый смысл.
Логику развивают также гуманитарные предметы. Литература, русский и иностранные языки учат рассуждать, логически выстраивать мысли в цепочки, точно приводить аргументы.
Со временем не так уж стыдно забыть формулу площади круга и кто такой Чацкий, но умение рассуждать и мыслить останется и будет полезно всю жизнь.
Критическое мышление
Умение видеть нестыковки, сомневаться во всём, проверять факты — это ключевой навык в эпоху переизбытка информации. Насмотренность, широкий кругозор, развитая логика и внимательность помогают не попадаться на удочку мошенников, не верить на слово без доказательств.
Ирина Воронцова, кандидат педагогических наук, старший методист онлайн-школы «ИнтернетУрок»:
«Для развития критического мышления можно спросить ребёнка не просто “Тебе понравилось это произведение?”, а “Мне интересно твоё мнение. А как бы ты поступил на месте этого литературного героя? Согласен ли ты с его решением? Почему? Твой взгляд очень важен”. Подобные формулировки также учат выражать своё мнение и укрепляют отношения в семье».
А нужны ли знания?
Академические знания подвергаются основной критике в спорах о пользе школы. Однако без них человеку будет сложно выполнить даже простые задачи по работе или дома.
- Естественные науки — источник знаний об окружающем нас мире. Какая будет погода, что с чем нельзя смешивать, как отличить съедобный гриб от ядовитого — эти и другие бытовые навыки основываются на знаниях, полученных в школе.
- Точные науки, алгебра, геометрия кроме аналитического и логического мышления дают представление о правилах счёта и конструирования: как рассчитать количество обоев, определить размер премии или выгоднее закрыть кредит — в основе лежат математические знания.
Светлана Медведева, детский писатель, эксперт по развитию интеллекта через поэзию и игровые формы:
«Дети редко понимают практическую ценность школьной программы. Осознание приходит позже, с жизненным опытом. Предположим, мы делаем в квартире ремонт, нам нужно рассчитать количество паркета. В магазине материал продаётся по цене за квадратный метр, а помещения в квартире разного размера и формы: коридор, кухня, несколько комнат. Чтобы точно определить, сколько материалов потребуется, нужно измерить длину и ширину каждого помещения, вычислить площадь каждого из них, а затем сложить полученные значения.
Задача посложнее — посчитать, сколько потребуется литров краски для стен. Здесь нужно учитывать общую площадь окрашиваемых поверхностей, расход краски на квадратный метр и необходимость нанесения второго слоя.
Эти задачи требуют базовых математических навыков. Взрослый человек решает их почти интуитивно, но помогают в этом как раз заложенные в школе знания».
Литература, русский язык учат нас изъясняться и формулировать свои мысли грамотно. По речи людей оценивают, принимают в социальные группы, поэтому богатый словарный запас и чёткость речи обязательно пригодятся в жизни.
Академические знания, полученные в школе, дают целостное представление о мире, о существующих в нём взаимосвязях, развивают универсальные умения вроде счёта, письма, чтения и прочего. Да, платить налоги и ипотеку школа не учит. Но она учит считать, рассуждать, логически мыслить, искать информацию и самообучаться. С этой базой человек оптимизирует налоги. Без базы школьных знаний будет сложно их даже рассчитать.
Алексей Тимошевский, преподаватель по классу тубы в ДШИ № 2 (г. о. Балашиха):
«Школа — это в первую очередь не про базовые знания, а про жизненно важные навыки. Приведу примеры:
- Выполнение домашних заданий развивает у детей чувство ответственности и самостоятельность, при условии что родители не стоят над душой на протяжении всего вечера или, того хуже, не выполняют работу за своего ребёнка.
- Сложные задания мотивируют ученика искать способ не получить двойку (списывание, доучивание на перемене перед началом урока, поиск нужной информации в интернете, создание шпаргалок). Всё это учит справляться с трудностями, не сдаваться и решать задачи нестандартными методами.
- Ежедневное взаимодействие с одноклассниками помогает сформировать навыки общения, командной работы, умение избегать или разрешать конфликтные ситуации.
Этот список можно продолжать бесконечно. Главное, что из всего этого должны понять родители и педагоги: цель школы — это не вдалбливание знаний, а мотивация к обучению, рефлексии, подготовка к взрослой жизни».
Как донести до ребёнка пользу школьного образования?
Одним разговором проблему не решить. Нужна комплексная работа.
Ирина Воронцова:
«Необходимо связывать школу с реальной жизнью и увлечениями ребёнка. Такие фразы, как “Ученье — свет…”, “Тяжело в учении — легко в бою”, “Учение — путь к умению”, в реальной жизни не работают. Важно показать, как конкретные знания применяются вне школы. Допустим, ребёнок любит видеоигры. Тогда можно объяснить, что для их создания нужны математика и программирование. Без знания этих предметов невозможно разработать никакую игру.Важно также сместить фокус с оценок на компетенции. Вместо “Ты должен сегодня получить пятёрку по математике” следует говорить о навыках: “Умение логически мыслить, которое ты развиваешь на уроках математики, поможет тебе в будущем правильно спланировать бюджет”.
Необходимо показывать личный пример, даже если он был не очень удачным. Это создаст доверие между родителем и ребёнком. Нужно рассказывать, как знания из школы помогли лично вам в работе, хобби или в быту, делиться историями о том, как вам в жизни пригодилось, например, умение анализировать текст, вычислять проценты от числа или знания основ биологии».
Делимся шпаргалкой от Ирины Воронцовой, которая поможет пробудить интерес к учёбе.

По словам Ирины Воронцовой, разговор о пользе школьного обучения — это не разовая лекция, а постоянный диалог, который поможет ребёнку увидеть смысл в том, что он делает каждый день. Главная задача родителя — не заставить зубрить правила, даты, термины ради оценок, а стать «переводчиком» с языка школьной программы на язык жизненных ценностей и личных интересов ребёнка. На основе подсказок Ирины Воронцовой мы составили вторую шпаргалку, которая поможет избежать ошибок в разговоре с ребёнком об учёбе.

Понимаем, все рекомендации из статьи выполнить сложно. Не каждому родителю хватает времени, сил, терпения и педагогических навыков, чтобы увлечь ребёнка учёбой. Однако в классических школах это необходимо. Идеальный вариант — когда школа справляется с этой функцией сама. Чаще это получается у онлайн-школ, которые могут модернизировать программу.
Приглашаем на экскурсию в школу, которая обучает по стандартам ФГОС, выдаёт аттестат государственного образца, и при этом обучение разжигает искру любопытства и пробуждает интерес к познанию. Здесь не просто учат учиться. В этой школе учат учиться в удовольствие.
Обучение в ИнтернетУроке построено в формате квеста. Урок начинается с тизера или фактов по теме, которые объясняют, как знания пригодятся в жизни. Дальше школьник изучает видеоурок, который по качеству не уступает голливудским фильмам. В кадре харизматичный спикер, который увлекает предметом (кастинг проходят 3 кандидата из 1000). Понять тему помогает современная анимация, 3D-схемы, инфографика. После этого ученик может закрепить знания на тренажёрах, посмотреть видеоконсультацию, задать вопросы учителю в чат, изучить дополнительные материалы. Наконец, школьник выполняет домашнее задание: письменное или интерактивные тесты.
Учёба в ИнтернетУроке занимает намного меньше времени, чем в обычной школе: экономит 33 часа в месяц, или 12 суток в год. А авторская программа преподавания позволяет изучать многие предметы намного быстрее — например, алгебру для 7-го класса за 25 уроков вместо 70. Такая компактность не позволяет ребёнку заскучать и освобождает время для самостоятельных поисков. Впрочем, к чему слова — смотрите сами. Дарим доступ с полным функционалом на неделю. С ним вы увидите учебный кабинет, журнал, расписание, «гусеницу урока» со всеми элементами, оцените качество, попробуете в деле. Экскурсия не обязывает вас остаться учиться. Приглашаем хотя бы просто увидеть, насколько увлекательной может быть учёба.





