Какая школа лучше: домашняя или классическая
В этой статье подробно анализируем обучение в классических и онлайн-школах. Сравниваем два (иногда три) типа школ по максимальному числу параметров, чтобы родителю было удобно взвешивать все за и против каждого варианта и принимать решение о судьбе ребёнка. Для каждого параметра будем приводить краткое описание, указывать плюсы и минусы для разных типов школ и осторожно делать выводы.
Подсветить больше неочевидных деталей в этом анализе нам позволяют более 15 лет опыта в школьном образовании. С 2009 года обучаем детей и подростков по всему миру. В нашей школе «ИнтернетУрок» занимаются около 20 тысяч учеников с 1-го по 11-й класс каждый год. Из интервью и опросов детей и родителей мы знаем обо всех проблемах, преимуществах и нюансах разных форматов школьного образования.
По каким параметрам будем сравнивать школы:
Организация учёбы:
Освоение материала:
- понятность уроков;
- педагогическое обаяние учителей и яркость уроков;
- темп и сложность урока;
- домашка и списывания.
Социальные аспекты:
- оценки и личное отношение учителей;
- безопасность и психологическая атмосфера;
- социализация;
- тусовка.
Административные аспекты:
(вне категорий)
Итак, приступим.
График и дорога до парты
В классическую очную школу дети вынуждены ходить 5 дней в неделю (иногда 6). Время начала занятий фиксированное — и это понятно: нужно собрать всех учеников в одно время в одном месте, а для этого ничего лучше жёсткого расписания не придумано. Время на дорогу зависит от маршрута до школы: у кого-то она во дворе, а кто-то добирается на общественном транспорте. Иногда путь сопряжён с некоторым риском: в мороз, жару, снегопады и ливни школьник должен дойти до цели и обратно.
Одни родители считают, что жёсткий график и сложная утренняя рутина приучают ребёнка к дисциплине. Другие — что частые ранние подъёмы ведут к недосыпу, негативно сказываются на внимательности и желании учиться, воспринимать новые сложные знания и навыки.
В онлайн-школах пути до парты нет, ученики экономят время и нервы. График мягче, специфика зависит от формата:
- В онлайн-школах с синхронным форматом обучения дети учатся по видеосвязи и строгому расписанию. Понимание того, что урок идёт «здесь и сейчас», в прямом эфире, помогает некоторым школьникам поддерживать концентрацию на учёбе. Однако при таком формате нельзя организовать день по-своему и учиться когда хочется.
- На асинхронном обучении дети занимаются когда и где им удобно (основа образовательного процесса — заранее созданные школой видеоуроки). Домашние задания тоже можно выполнять в удобное время, главное — сдавать их до конца четверти. В каком-то смысле это возможность персонализировать график обучения.
Родители часто опасаются, что при таком свободном графике ученик может слишком расслабиться. Действительно, по нашим наблюдениям, этот формат подходит не всем. Но во многих случаях семьи отмечают, что после некоторого периода расслабления ребёнок, наоборот, становится более собранным и самостоятельным, чем был в обычной школе.
Возможность не присутствовать каждый день в очной школе, заниматься где и когда получается — преимущество для тех, кто много путешествует или часто переезжает.
Гибкий график асинхронного обучения удобен юным спортсменам и другим детям, рано вставшим на путь профессиональной карьеры, для которых среднее общее образование не приоритет.
Потерянное/полезное время
Посчитаем, сколько времени ученик теряет каждый день на непродуктивные виды деятельности, сравним с полезным временем.
Хронофаги в классической школе с очным посещением:
- дорога до школы и обратно в любую погоду — 15–30 минут, 2 раза в день;
- раздевалка, переобувание — 5 минут, 2 раза в день;
- переклички — до 5 минут на каждом уроке;
- выслушивание ответов одноклассников у доски — до 10 минут на каждом уроке;
- разговоры о поведении (иногда);
- выслушивание историй из жизни учителя (иногда).
При 6 уроках в день потеря времени составит 1 час 40 минут (или 33 часа в месяц, или больше 12 суток за учебный год). И это не считая перемен.
Полезное время: 6 уроков по 20 минут = 2 часа.
Соотношение полезного и потерянного времени: 55/45.
В онлайн-школе формат и программа защищают учеников от хронофагов.
Потерянное время примерно равно нулю.
Соотношение полезного и потерянного времени: 100/0.
В онлайн-школе дети в среднем осваивают тот же объём материала, отдавая минимум времени жизни хронофагам, а освободившиеся часы посвящают дополнительным развивающим занятиям, отдыху, увлечениям, спорту.
Нагрузка
Максимальную нагрузку на школьников определяют документы СанПиН 1.2.3685-21 и СП 2.4.3648-20. Нормы касаются количества уроков и контрольных в день, чередования простых и сложных предметов, сниженной нагрузки по понедельникам и пятницам.
В классических очных школах не всегда соблюдают предписания СанПиН. Например, в старших классах может быть по 9 уроков, хотя предельно допустимая нагрузка — 7. Сложные предметы нередко ставят подряд, что прямо запрещают нормы. С одной стороны, ребёнку не нужно составлять график учёбы, за него это уже сделали учителя. С другой — из-за перегрузки ученики обычных школ могут уставать и, в отсутствие возможности полноценно отдохнуть, выгорать психологически, плохо концентрироваться на уроках.
В онлайн-школах нагрузка в среднем меньше, чем в классических. Ученики избавлены от хронофагов, занятия посвящены только учёбе.
Некоторые школы разрабатывают собственные системы преподавания, когда несколько близких тем органически объединены в один урок. Это позволяет не тратить время на повторение, вести повествование более последовательно и, таким образом, сократить количество уроков. При этом программа соответствует ФГОС.

Персонализация расписания
В классической школе и в онлайн-школах с синхронным форматом обучения единое расписание для всех. Ученик, который только что с трудом настроился на математику, вынужден переключаться на литературу — по расписанию, а не когда ему комфортно. Некоторым детям может быть сложно фокусироваться и переключаться в заданном ритме, им нужно больше времени, чтобы настроить когнитивные функции на тот или иной предмет или образ мысли.
В онлайн-школах с асинхронным форматом хоумскулеры настраивают учёбу под себя. Можно заниматься целый день или даже неделю одним предметом, а потом переключиться на другой.
При асинхронном формате можно самостоятельно выстроить процесс освоения программы:
- Одни ученики предпочитают менять деятельность несколько раз в течение дня, занимаясь, по аналогии с очной школой, несколькими разными предметами в день.
- Некоторые посвящают весь день одному предмету, а на следующий день переходят к другому.
- Третьим удобно заниматься с полным погружением: они изучают один предмет несколько недель, не отвлекаясь осваивают полугодовую программу и затем переходят к следующему предмету.
Такая настройка позволяет многим школьникам лучше концентрироваться, меньше отвлекаться, дольше сохранять включённость, быстрее понимать материал и больше запоминать.

Понятность уроков
В классической школе большинство учителей преподают предметы так, как научились в педагогическом институте. Инструментарий для объяснения сложных моментов — доска, плакаты и карты.
В онлайн-школах с синхронным форматом примерно то же: педагог объясняет тему с маркером у доски, иногда демонстрирует презентацию. Качество соединения во время видеозвонка может быть нестабильным, звук и картинка могут прерываться, а в кадр может попадать что-нибудь лишнее. И всё это неизбежно отвлекает от урока.
В обоих типах школ в случае ошибки или оговорки учителя «в прямом эфире» практически некому его поправить.
В онлайн-школах с асинхронным форматом обучения контент готовят заранее. Процесс разделён на этапы: создание сценария, проверка его качества; съёмка, монтаж; подготовка графики и, наконец, финальные проверки качества.
Таким образом в асинхронном формате:
- сценарий готовят те, кто глубоко знает предмет и хорошо пишет;
- тему объясняет на камеру тот, кто хорош в кадре и энергичен;
- иллюстрируют объяснения художник и графический дизайнер, разбирающиеся в предмете;
- качество проверяется в несколько этапов (от методической точности и фактчекинга до проверки правописания).
В результате вероятность ошибок в изложении темы сведена к минимуму.
Объяснение сложных моментов урока становится более эффективным благодаря использованию продуманных иллюстраций, графики, 3D-моделирования, схем и прочего. Одно дело — слушать про гидравлический пресс, другое — увидеть схему или анимацию, показывающую, как он работает.
Метафорически подытоживая: обычная школа — это театр, онлайн-школа с синхронным форматом — театр, снятый на камеру, асинхронный формат — голливудский фильм со спецэффектами.

Педагогическое обаяние учителей и яркость уроков
Учителя в разной мере наделены обаянием, ораторским и актёрским мастерством. А ещё все педагоги — люди, и они устают.
В классической школе ребёнку может повезти — и уроки в его классе будет вести харизматичный, энергичный и влюблённый в свой предмет педагог. Такой учитель передаст своё увлечение ученикам. А может не повезти — и отторжение к предмету с большой вероятностью останется на всю жизнь. Кроме того, вечером любому человеку сложно сохранять ту же энергичность, с которой начинался рабочий день.
В онлайн-школах с синхронным форматом занятия проводятся в прямом эфире. В идеале для этого нужны учителя, которые и тему смогут объяснить хорошо, и в кадре эффектно смотрятся, и энергичны. Найти человека, у которого все эти качества проявлены в высокой степени, сложно. Харизматичный педагог может не очень хорошо подбирать слова для объяснения, а опытный учитель, отлично умеющий объяснять сложные моменты, может быть маловыразительным. Но и ресурсов у онлайн-школы чаще всего больше, чем у обычной, к подбору учителей подходят внимательнее.
В онлайн-школах с асинхронным форматом над созданием видеоуроков работает целая команда. В кадре — харизматичные спикеры, которые увлекают ученика интонацией и подачей. Для этой роли онлайн-школы выбирают людей с актёрским талантом и обаянием.
Сценарий пишут и проверяют эксперты с глубокими академическими знаниями по теме, с педагогическим и писательским навыками.
Запись видеоурока проходит в студии в удобное время — ученик видит свежего, бодрого, хорошо говорящего учителя. Также у онлайн-школ есть возможность привлекать блогеров и знаменитостей. Всё это располагает к учёбе, включает и удерживает внимание ребёнка, его восприимчивость, интерес к предмету.

Темп и сложность урока
В классических школах речь учителя адресована (в среднем) 25–30 ученикам, сидящим в классе. Выбирая, в каком темпе и насколько подробно излагать новую тему, учитель вынужден ориентироваться на средний уровень — знаний, понимания и интереса к предмету.
Продвинутые ученики могут быстро всё понять (или даже мыслью обогнать учителя) и заскучать, отвлечься. Те, кто воспринимает информацию медленнее (но, может быть, глубже), могут заметить своё отставание от класса, махнуть рукой и уставиться в окно.
Поставить рассказ учителя на паузу, отрегулировать скорость или 5 раз просить повторить ребёнок в классе, очевидно, не может.
Онлайн-школы могут полнее удовлетворять природную тягу детей к знаниям.
- В синхронном формате занятия похожи на уроки в традиционной школе — учитель объясняет тему в прямом эфире. Однако у ученика сохраняются записи, которые можно пересмотреть: перемотать, ускорить, поставить на паузу.Иногда учителя делятся презентацией к уроку.
- В асинхронном формате видеоурок подготовлен заранее, ребёнок может подстраивать темп урока под себя: замедлить, ускорить, перемотать, прослушать сложный момент несколько раз, поставить на паузу и обдумать. Некоторые школы готовят несколько вариантов уроков разного уровня сложности (или дополнительное видео).
Помимо видеоуроков, ученикам школ с асинхронным форматом доступны конспекты, насыщенные иллюстрациями, ссылками, сносками. Школьник, интересующийся темой, может углубиться в неё: перейти по ссылкам, прочитать дополнительные материалы.
Из этого множества мелочей складывается «суперперсонализация» образовательного пути, доступная только в онлайн-школах с асинхронным форматом.
В продвинутых онлайн-школах урок разделён на несколько коротких шагов. Вначале внимание ученика цепляет тизер — минутный факт по теме. Затем ребёнок изучает небольшой видеоурок (тот самый «голливудский фильм»). После него можно посмотреть видеоконсультацию с разбором распространённых ошибок, задать в чате вопросы учителю по теме урока, а также закрепить знания на тренажёрах — промежуточных тестах без оценки. После этого школьник выполняет домашнее задание.
Подытоживая, стоит отметить: одним детям комфортнее, когда учитель присутствует «здесь и сейчас», следит за дисциплиной, поддерживает зрительный контакт с аудиторией — помогает ученикам фокусироваться на предмете. Другим удобнее смотреть урок как кино — с возможностью поставить его на паузу и посмотреть ещё раз.

Домашка и списывания
В обычных школах многие ученики списывают решения из сборников ГДЗ (готовых домашних заданий) или у одноклассников. Так можно «справиться» со всеми домашними заданиями на день за полчаса и даже быстрее, но в этом случае теряется смысл учёбы.
Онлайн-школы, как правило, используют для проверки знаний учеников тесты с автоматической проверкой. Поскольку тестов много, найти и списать правильные ответы сложнее. Многие школы используют не только классические тесты с одним или несколькими правильными вариантами ответа, но и тесты на соответствие, верную последовательность, тесты с открытым ответом и другие.
Хорошие онлайн-школы, как и классические, используют письменные домашние задания, обновляемые ежегодно.
Ученикам онлайн-школ нравится возможность самим выбирать сложность ДЗ. Профильные предметы можно изучать глубже и выполнить более трудные задания, а остальные предметы пройти в базовом режиме.

Оценки и личное отношение учителей
В обычных школах учителя взаимодействуют с ребёнком лично. Это может идти ученику на пользу: общение с увлечённым педагогом помогает полюбить предмет. Но личное общение может влиять на школьника и негативно: нередки случаи, когда возникает взаимная неприязнь, учитель придирается, занижает оценки и оказывает психологическое давление на ребёнка.
Обычно педагогу в классической очной школе некогда давать развёрнутую обратную связь по домашним работам учеников: времени на всех попросту не хватает. Как правило, учителя успевают только сверить решение и ответ, выставить оценки.
Если отметка кажется ребёнку заниженной, её можно обжаловать. Право школьника на объективную оценку защищает статья 58 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Порядок апелляции должен быть прописан в уставе образовательной организации. Если этого документа нет в открытом доступе, ученик любой школы вправе запросить его копию, согласно статье 29 того же закона № 273-ФЗ.
Однако на практике добиться пересмотра оценки за ответ у доски, домашнюю или контрольную работу в классической школе непросто:
- Нужно выяснить, соответствует ли оценка критериям оценивания, описанным в уставе школе.
- Если не соответствует, необходимо попросить учителя объяснить, почему он оценил работу именно так.
- Если у педагога нет аргументов или они неконкретны, неизмеримы, можно обратиться к завучу или классному руководителю.
- Если это не помогло, остаётся написать заявление на имя директора с просьбой «рассмотреть обоснованность выставленной оценки».
- Если проверку в школе не провели, можно обратиться за разъяснениями в местный орган управления образованием.
Все эти действия наверняка отнимут уйму сил, времени и с большой вероятностью испортят отношения в школе.
В онлайн-школах учитель, проверяющий работу, не видит ученика лично. У него нет ни мотива, ни возможности занизить или завысить отметку. Ребёнок сразу получает результаты: количество набранных баллов, правильные и неправильные ответы, оценку и комментарий учителя к письменной части (сильные стороны, ошибки, рекомендации: что исправить, где посмотреть нужную информацию).
В хороших онлайн-школах все работы оцениваются по выработанным чётким критериям, опубликованным на сайте школы. А в случае несогласия ученик может подать апелляцию, которая будет рассмотрена (как в вузе) апелляционной комиссией.
В результате ученики онлайн-школ больше защищены от несправедливости. Конфликтные ситуации из-за оценок случаются редко. А обратная связь помогает глубже разобраться в теме. Хоумскулеры меньше расстраиваются из-за оценок и понимают, как именно устранить пробелы в знаниях.

Безопасность и психологическая атмосфера
В классических школах дети подвержены определённому риску по пути на занятия и обратно. В самой школе возможны драки, психологическое давление (в худшем случае — травля) со стороны одноклассников, старшеклассников или учителей. Ученики онлайн-школ ограждены от этих рисков.

Социализация
Существует стереотип, согласно которому дети в классической школе параллельно обучению проходят ещё и «школу жизни»: тренируются отстаивать свои интересы даже в недружелюбной среде, например с нелояльными ровесниками или враждебно настроенными педагогами. Однако социализация может быть разной.
В классической школе ребёнок 11 лет учится вместе с 30 другими людьми, которых объединили по месту проживания и возрасту. Кто-то из одноклассников может стать другом на всю жизнь, а кто-то — навредить. Психологические травмы невооружённым глазом не видны. Ситуация, когда все одноклассники дружат или хотя бы нейтрально относятся друг к другу, — редкость и удача. Чаще складывается иерархия: лидеры, последователи, изгои, конфликтующие группировки. Дети нередко получают психологические травмы из-за буллинга (травли), драк, издевательств одноклассников или придирок учителей.
Мнения родителей расходятся. Одни считают, что школьнику важно приобрести навык выстраивания отношений в незнакомом коллективе. Другие — что социализация бывает разной и не всякое окружение полезно и безопасно.
Стоит задуматься, какая именно социализация нужна вашему ребёнку.
В ходе опроса, проведённого ВЦИОМ в 2024 году, 25 % совершеннолетних респондентов рассказали, что сталкивались с буллингом. Ещё 19 % признались, что жертвами травли были их дети/внуки. Из них:
- 89 % пострадали от буллинга, организованного одноклассниками;
- 31 % столкнулись с травлей со стороны педагогов.
На домашнем обучении социализация другого толка. У школьников больше свободного времени, они, как правило, плотнее вовлечены в спортивные, творческие, интеллектуальные кружки и клубы по интересам. Социализация там выстраивается вокруг этих общих интересов. Люди, объединённые общим делом, общей целью, обычно больше склонны к сотрудничеству и взаимовыручке.
Тусовка
В классическую школу многие ходят, чтобы провести время со сверстниками. Детям, и особенно подросткам, важно держать постоянный контакт со своим ближайшим кругом общения. И в школу часто идут именно с целью потусоваться: обсудить насущные темы, проблемы, отношения и прочее. Учёба в этом случае перестаёт быть главным приоритетом и основной причиной посещения школы.
В онлайн-школах тусовок может не хватать. Повторим то, что объяснили выше. Да, в онлайн-школе общения со сверстниками несоизмеримо меньше. Зато больше времени на спорт и другие увлечения. В таких социумах участников объединяет наличие общих целей/интересов. Стоит задуматься, какой круг общения полезнее для ребёнка.

Расходы на учёбу
Право детей на бесплатное обучение закреплено статьёй 43 Конституции РФ.
Обычные школы действительно зачисляют детей без взносов. Однако родители покупают школьную форму и канцтовары, иногда подарки педагогам, дополнительные пособия, одинаковые тетради для контрольных, угощения на утренник и многое другое. В онлайн-школах обучение платное, зато меньше дополнительных расходов. И главное, всё прозрачно.
В ходе исследования, проведённого на портале «Банки.ру» в 2025 году, каждый третий участник сообщил, что планирует потратить на сборы ребёнка в школу более 20 тысяч рублей. Почти столько же респондентов — от 11 000 до 20 000 рублей.

Посчитаем расходы для среднестатистической семьи школьника в Москве. Возьмём вторую по популярности категорию — затраты на школьную форму и канцелярию от 11 000 до 20 000 рублей, учтём их как 17 000 рублей. К этому добавим расходы, которые неизбежны после начала учебного года.

Приведённая смета — примерная. Согласно результатам того же опроса на платформе «Банки.ру», в других регионах расходы могут быть ниже.

Однако возможны и дополнительные расходы. Многие семьи нанимают репетиторов, чтобы помочь старшекласснику сдать ОГЭ и ЕГЭ на высокий балл. Например, по данным опроса Superjob 2025 года, родители девятиклассников в среднем тратят на репетиторов 18 000 рублей в месяц, или 162 000 рублей в год. А в онлайн-школах есть программы, которые совмещают усиленную подготовку к ГИА и изучение школьных предметов.
Отдельная статья расходов — еда и перекусы. Обеды в государственных школах бесплатны только для учеников начальных классов. Начиная с 5-го класса каждый школьный обед в Москве обходится родителям примерно в 280 руб./день, или 50 400 руб./учебный год. И ещё примерно 4000 руб./месяц, или 36 000 руб./год, на перекусы.
Свобода
В классической школе неотъемлемой частью образовательного процесса является воспитание. Нормы поведения прививаются посредством:
- строгого расписания;
- привязки к одному месту;
- школьной формы;
- требований к манере общения;
- требований к внешнему виду, причёске, иногда даже цвету ногтей.
С одной стороны, всё это учит ребёнка вести себя по правилам социума и будет полезно в колледже/вузе, на работе. С другой — эти ограничения не дают раскрыть индивидуальность, порой снижают интерес к учёбе.
В онлайн-школе ограничений меньше. Нет необходимости носить форму, дедлайны мягче, учёба возможна в удобное время, предоставляется свобода самовыражения. Одних детей это расслабляет, другим же помогает полнее раскрыть свой потенциал.
Как ученики онлайн-школ распоряжаются свободой:
- побеждают в спорте;
- играют в театре;
- запускают первый бизнес;
- часто путешествуют, без привязки к каникулам;
- совершают кругосветные путешествия.

Контроль
В классических школах учеников контролируют педагоги. Опоздавших, не выполнивших вовремя ДЗ, нарушивших правила поведения или не соблюдающих требования к внешнему виду критикуют. Как следствие, многие дети учатся или из желания получить социальное одобрение (учитель похвалит перед классом, родители будут гордиться), или под действием отрицательного подкрепления (чтобы не кричали, не ругали). Всё это действительно может заставить выучить параграф, но не развивает интерес к предмету.
В онлайн-школах нет такого контроля со стороны учителей, как в классической школе. Поначалу может требоваться участие родителей: организовать учебный процесс, проверять статистику выполненных заданий, напоминать ребёнку о необходимости заниматься, если он отстаёт. Однако у отсутствия жёсткого контроля есть и преимущества: хоумскулеры раньше берут на себя ответственность за образовательные результаты, быстрее учатся самостоятельности, тайм-менеджменту.

Аттестат
В случае успешной сдачи ГИА выпускники обычных и онлайн-школ получают одинаковые аттестаты государственного образца.
Важно! Не все онлайн-школы могут выдавать аттестаты. До зачисления рекомендуем выяснить, есть ли у школы лицензия на образовательную деятельность и аккредитация (или школы-партнёры).
Образовательный результат
Исследований, сравнивающих образовательный результат в классической школе и в онлайне, пока нет. Однако можно сравнить, сколько учеников получили высокие баллы на ОГЭ и ЕГЭ в школе рядом с домом и в онлайн-школе, которая вас интересует, — хорошие школы открыто делятся этой информацией.
Какая школа лучше
Подведём итоги. По большинству параметров онлайн-школы предоставляют больше возможностей и меньше рисков. Пожалуй, главное, о чём стоит задуматься, — хватит ли семье самодисциплины и самоконтроля, чтобы взять на себя организаторскую функцию учителя: вовремя изучать все темы и выполнять ДЗ. Многие семьи отмечают, что после перехода в онлайн-школу дети стали более собранными и самостоятельными, учатся быстрее и успевают больше, чем в обычной школе.
Если придерживаться рекомендованного онлайн-школой расписания, то свободного времени у ребёнка будет оставаться больше, чем в обычной школе, — а значит, будет больше возможностей найти друзей по интересам, заниматься спортом и другими хобби.
Ирина Воронцова, кандидат педагогических наук:
«Детям, которым необходимы личное внимание и внешний контроль, больше подойдёт традиционная школа. А если для ученика важны экономия времени и объективность оценок, то предпочтительнее онлайн-формат».
Предлагаем проверить, насколько онлайн-обучение подходит вам и вашему ребёнку. Если оставите контакты в форме ниже, откроем пробный доступ на неделю к онлайн-школе «ИнтернетУрок». Доступ дарим с полным функционалом — с ним вы своими глазами увидите расписание, педагогов, уроки, ДЗ и поймёте, насколько вам интересно онлайн-обучение в асинхронном формате.



