Назад
views 6 188
calendar 26 января 2020

О путешествиях и школах, которые помогают раскрыться

О путешествиях и школах, которые помогают раскрыться
Погладить кенгуру, посмотреть на Нью-Йорк с высоты птичьего полета, учится в школах одновременно в России и в Европе. Как? Рассказ первоклассника Домашней школы «ИнтернетУрок» и его родителей

Погладить кенгуру, посмотреть на Нью-Йорк с высоты птичьего полета, играть на гитаре и разговаривать на нескольких языках – это не мечты, а реальность первоклассника Максима Токарева. Несколько лет он жил с родителями в Европе, а с 9 ноября 2019 года семья отправилась в самое настоящее кругосветное путешествие!

Корр.: Максим, какие города из тех, где ты побывал, тебе понравились больше всего?

Максим: Очень интересно было в Нью-Йорке, в Австралии, в Сингапуре. В Нью-Йорке мы были всего пять дней, но по количеству впечатлений мне кажется, что гораздо дольше. Я видел здание, по которому лазил Человек-паук, статую Свободы и многое другое, на что раньше мог смотреть только в кино. Мы поднимались на башню Rockefeller и смотрели с неё на город.

В Австралия я гладил и кормил кенгуру. И коалу, пока она спала. В Сиднее, по закону, можно гладить только нижнюю часть коалы, а верхнюю трогать нельзя.

Мы гуляли рядом с Sydney Opera House, были на Харбор-Бридж и видели, как люди карабкались на него.

Sydney Opera House – выдающееся сооружение современной архитектуры. Парусообразные оболочки, образующие крышу, делают здание уникальным.
Harbour Bridge – один из самых больших стальных арочных мостов в мире. Под ним свободно проходят любые океанские суда. С 1 октября 1998 года по нему проводят оригинальные экскурсии: любой желающий старше 10 лет может совершить восхождение по боковой арке моста на его вершину, откуда открывается захватывающая дух панорама города.

Максим: А в Сингапуре нам так понравилось, что мы решили там немножко пожить…

Родители Максима – Валентина и Андрей – жили в Омске. Путешествовать они мечтали давно, но всё откладывали. То из-за работы Андрея, то из-за рождения сына. Однако Андрей – программист, и современные технологии позволяют избежать постоянного присутствия в офисе. А для Максима обучение в разных странах интересно и познавательно.

Мама: Сначала мы несколько лет жили в Нидерландах, где Максим в четыре года пошёл учиться в обычную местную школу. Первые два года там похожи на российский садик, но более приучают ребёнка к усидчивости и к тому, что это всё-таки школа. Дети учатся следовать графику. Только с третьего года они начинают полноценно писать и читать.

Максим: В первой и второй группе мы были как дошкольники, но это дало мне время подучить язык, ведь я его совсем не знал. Оказалось, что это не страшно и всегда можно понять, что тебе говорят, если захотеть. Кроме того, у меня в группе был друг, который говорил на русском языке и помогал. А в следующей группе была русскоязычная девочка, с которой мы тоже подружились.

Мама: Он ходил в школу в Нидерландах четыре года. Там мы подтянули английский и Максим выучил голландский, который сейчас знает лучше нас. Из-за того, что он не знал языка сразу, вначале были проблемы с поведением. Но учительница всё выстроила так, что в итоге он научился общаться с людьми.


Домашнее задание в нидерландской школе

Корр.: Чем принципиально отличаются российская школа и нидерландская?

Папа: Нужно заметить, что за те четыре года, пока сын ходил в школу в Нидерландах, он почти всегда приходил оттуда счастливым. А ходил он к восьми утра и вставал с желанием идти в школу. У меня такого не было. Я каждый день шёл в школу с неохотой, не ожидая от этих походов ничего хорошего. А если в расписании был русский язык, то это был потерянный день в моей жизни. А сыну нравилось ходить в школу. Такая школа действительно дает и знания, и учит находить общий язык с другими детьми.

Мама: А я заканчивала школу в Алма-Ате, и если сравнивать с ней, то в Нидерландах, наверное, всё-таки больше свободы. Там не нужно привязываться к конкретному предмету и нет обязательства посвящать конкретные 45 минут математике. Ты волен выбирать: составляешь план обучения и делаешь его таким, каким хочешь.

Максим: В нидерландской школе ты делаешь какой-то урок до конца, а после этого можешь заняться следующим предметом. А можно вернуться к предыдущим материалам, если что-то не понял.

Мама: Собственно, это то, что привлекает и в «ИнтернетУрок». Мы сами составляем себе график. Сегодня мы болеем и занимаемся меньше, а завтра – больше. Или если вдруг захотелось пройти всю математику до конца четверти, мы это делаем. Мы открыты своим желаниям и предрасположенностям. Нету нажима.

Корр.: У нас по окончании каждого класса есть контрольные и есть определяющие ОГЭ и ЕГЭ. Есть ли в нидерландских школах какие-то столь же значимые испытания?

Мама: Да. Там два раза в год – в январе и в июне – проводится некий срез знаний. На каждый предмет выделяют несколько этапов в течение недели. По 20–30 минут в день школьники занимаются предметом и пишут тест. Результаты тестирования ребёнку не сообщают, чтобы его не принизить, только родителям на собрании. Если работа написана плохо, то от школы предлагают дополнительно позаниматься с ребёнком и улучшить его знания.

Корр.: Образование платное?

Мама: Мы учились в обычной школе и платили 110 евро за год.

Папа: Это больше contribution (пожертвование) от родителей школе. 30 евро из этих 110 шли на школьные поездки. Больше никаких сборов ни в фонд школы, ни в фонд класса, ни на ремонт не производилось. В Нидерландах даже дарить цветы учителям в начале учебного года не принято. Они не любят таких жестов. На подарки учителям деньги собирали очень редко и по 1–2 евро максимум. Там люди очень рациональны и не понимают траты денег непонятно на что.

Корр.: Пользуется ли уважением российское образование в других странах мира? Ведь известно, что наших специалистов часто приглашают за границу на работу.

Мама: Это больше касается высшего образования. Особенно технического. Нас научили учиться. Не давали алгоритм, как и что делать в той или иной ситуации, а учили каждую ситуацию изучать и находить пути разрешения самому. Такая система образования ценится в мире.

Папа: И важно уметь проходить интервью – оно показывает срез знаний. Никто не смотрит на диплом. Смотрят на человека.

Корр.: Как долго планируете путешествовать и есть ли мегазадача, которую хотелось бы решить таким образом?

Мама: Мы планировали путешествовать около года, потом найти место, где хотелось бы жить.

Корр.: По какому принципу выбираете потенциальное место жительства?

Папа: Поначалу хотелось туда, где тепло, но, когда мы пожили в Европе и поездили, стали отдавать предпочтение среднему климату. Когда нет сильного холода по –30 градусов, как в Омске, но нет и сильной жары. В этом плане нам было хорошо в Нидерландах, но, попав в Швейцарию, где начинаются горы, мы поняли, что нам хотелось бы жить в каком-то горном районе. Сейчас климат для нас не имеет определяющего значения. Больше важна инфраструктура. В некоторых странах сложно найти, к примеру, какие-то девайсы, которые необходимы. Или нет хороших школ. Или есть проблемы с транспортом. В других странах хоть погода немного дождливая, но жизнь там более приятна.

Корр.: Но, несмотря на проживание в разных местах, вы хотите, чтобы Максим получил российский диплом?

Мама: Поскольку он русский человек и у нас российское гражданство, мы с мужем считаем, что для ребёнка это точно не станет лишним. Это будет его разносторонне развивать.

Папа: Если вдруг мы осядем в какой-то стране, где тяжело будет совмещать разные формы обучения, и мы поймём, что хотим жить там всегда, и сын будет учиться именно там и будет увлечён, то мы обойдёмся и без аттестата. Просто в свободном режиме всё пройдём. Но в любом случае мы хотим, чтобы наш сын хорошо знал русский язык. Знание математики, других предметов мы ему обеспечим, а вот для знания правильного русского нужна хорошая школа.

Мама: Онлайн-обучение в России хорошо тем, что мы можем контролировать процесс и без нажима на ребёнка заниматься в своём темпе и режиме. Мы не скованы никакими временными рамками…


С занятиями по чтению Максиму помогает бабушка

Папа: Но я считаю, что офлайн-школа тоже нужна в том плане, что общения с детьми Максиму сейчас не хватает. Мы хоть и видим много стран, много интересных парков, много событий, но общения с детьми мало. На Бали мы специально общались с семьями, в которых тоже есть дети. Они уходили в свой собственный мир и общались без нас. Было видно, что ему это нужно.

Мама: Путешествуя, мы используем все возможности для общения Максима со сверстниками. Если в отеле есть детские клубы или что-то подобное, мы его туда отправляем. Так он восполняет недостаток реального общения. Сын ходит туда очень охотно, просится на весь день.

Корр.: Вы очень ответственно подходите к образованию сына. По каким принципам выбрали именно Домашнюю школу «ИнтернетУрок»?

Папа: Мы выбирали между двумя или тремя онлайн-школами. У «ИнтернетУрок» на тот момент был заметно лучше сайт, готовая инфраструктура, готовые уроки. Плюс к этому всё было понятно с зачислением. Мы связались с ними – они отзвонились. Всё быстро, чётко, оперативно. Конечно, здесь не всё идеально. К примеру, хотелось бы, чтобы были приложения для телефонов и планшетов. Потому что Максим в основном занимается на планшете. И веб-сайт не всегда работает корректно. Видео можно было бы загрузить в приложение и иметь возможность просматривать его в любой момент. В путешествиях у нас не всегда хороший интернет, и иногда не получается загрузить видео – приходится куда-то идти, искать доступ. Были и другие неурядицы. Например, мы первый класс шли с опережением и нам не всегда успевали выкладывать новые уроки. Но это мелкие недочёты, которые понемногу исправляются.

А с приложениями, конечно, не критично, но значительно улучшило бы возможности и впечатление.

Корр.: Судя по опережению, учеба даётся легко?

Папа: В первом классе проблемы были только с русским языком, потому что он читал, но не умел писать прописные буквы, выводить их. А математика даётся значительно лучше, и он занимается по программе третьего класса.

Мама: Но это объясняется тем, что математикой он занимался в Нидерландах и, по нашим меркам, уже добрался до программы третьего класса. Ему давали всё время plus book. У них есть интересная практика: если ребёнок легко осваивает стандартную программу, то ему дают книжки и задания более высокого уровня. Если он не тянет стандарт – ему не нравится или тяжело учиться, то ему даётся учебник полегче. То есть там предусмотрены учебники на уровень ниже и на уровень выше основной программы. Все направлено на то, чтобы не демотивировать ребёнка. С другой стороны, ему дают развиваться. Максиму очень нравилось получать plus book.

Корр.: Вопрос о путешествиях: вы находитесь в кругосветном путешествии, соответственно, наверное, планируете свои движения.

Папа: Не более чем на шаг-два. Мы находимся в плавном режиме. То есть, мы знаем, что потом поедем снова на Бали, потому что там есть дела. Позже, возможно, мы соберёмся в Таиланд. Очень хочется заехать в Китай, но у нас нет визы. Вероятно, получится попасть туда только на 72 часа. Максим слушал Чевостика и хочет увидеть Великую Китайскую стену.

Корр.: Определиться с постоянным местом жительства на данный момент – это основная задача?

Максим: Пока ещё мы не завершили кругосветное путешествие. Мы разведываем места. Путешествовать только во время моих каникул и отпуска папы – это очень мало. Ведь в мире столько всего интересного!

Максим Токарев – первоклассник. Ему легко даются математика и английский язык, но больше всего интересует предмет «Окружающий мир». Его он изучает не только по учебникам. Мир интересен и разнообразен, и хорошее образование поможет это по-настоящему понять и почувствовать. Найти школу, которая не превратится в нудную «обязаловку», убивающую тягу к знаниям, а поможет ребенку раскрыться – дело каждого родителя. И, как показывает практика, границы и расстояния этому не помеха.

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru