Назад
views 27 101
calendar 27 апреля 2022

ОГЭ по английскому языку: к чему и как готовиться

ОГЭ по английскому языку: к чему и как готовиться
contents Оглавление
Свернутьarrow
ОГЭ по английскому языку структурно идентичен другим экзаменам по иностранным языкам (немецкому, французскому, испанскому) и проверяет те же языковые навыки и знания. Это не самый популярный предмет по выбору, хотя который год идут обсуждения о его внесении в число обязательных.

ОГЭ — итоговые экзамены для девятиклассников по четырём предметам: русскому языку, математике и двум дисциплинам по выбору. По их итогам школьнику выдаётся аттестат об основном общем образовании. Средний балл аттестата важен для выпускников, желающих поступить в колледж или техникум.

ОГЭ по английскому языку структурно идентичен другим экзаменам по иностранным языкам (немецкому, французскому, испанскому) и проверяет те же языковые навыки и знания. Это не самый популярный предмет по выбору, хотя который год идут обсуждения о его внесении в число обязательных.

Одна из отличительных черт экзаменов по английскому и другим иностранным языкам — их временная структура: блоки письменных и устных заданий распределены на два дня. Порядок их выполнения не важен, поэтому одна часть школьников начинает с проверки речевых навыков, а другая — письменных.

Первая неделя занятий бесплатно!
Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!
Начать заниматься

Структура экзамена и особенности заданий

  • Письменная часть
    • Аудирование
    • Чтение
    • Грамматика
    • Письмо
  • Устная часть
    • Говорение

ОГЭ по английскому языку в 9 классе длится в общей сложности 2 часа 15 минут. Время учитывает письменную и устную части экзамена, которые проводятся в разные дни. Максимальное количество баллов, которое можно получить за выполнение всех заданий экзаменационной работы — 68. Из них 53 балла за письменную часть и 15 баллов за устную. 

Аудирование

Этот раздел включен в состав письменной части экзамена для проверки восприятия учеником английской речи на слух. Необходимо понимать смысл прослушанного текста, устанавливать соответствие целостного содержания материала краткой формулировке темы и отделять главную информацию от второстепенной. В этом поможет не только выделение ключевых понятий, но и осмысленное игнорирование незнакомых слов, которые не влияют на общий смысл.

Аудирование состоит из восьми заданий, за которые в общей сложности можно получить до 15 баллов. К выполнению ученик приступает после прослушивания текстов. Аудиозапись звучит дважды, без остановок и повторений. 

Чтение 

В этом блоке ОГЭ экзаменуемому предстоит работа с печатным текстом. Восемь заданий могут принести до 13 баллов. Чтобы справиться с ними, нужно уметь извлекать главную информацию, определять соответствие приведённых утверждений содержанию текста, а также полагаться на языковое чутьё, в методических материалах ФИПИ называемое «языковой догадкой». После аудирования очень ценной покажется возможность перечитать текст необходимое количество раз и подумать над его смыслом без риска что-то упустить из-за спешки.

Грамматика и лексика

Задания на лексику и грамматику проверяют лексикон ученика и его познания в английском словообразовании. Будут встречаться морфологические формы всех изученных частей речи, поэтому пригодится понимание системы времён глаголов, принципов построения косвенной речи, степеней сравнения прилагательных и наречий и тому подобное. За 15 заданий этого блока можно получить всего 15 баллов в общий результат. 

Письменная речь

В финальном разделе письменной части ученикам необходимо написать ответ объёмом в 100–120 слов на личное электронное письмо-стимул воображаемого друга по переписке. Нужно ответить на вопросы от несуществующего оппонента, проявить интерес к его делам и жизни, выразить вежливую благодарность и надежду на продолжение общения. Это покажет, что экзаменуемый владеет правилами речевого этикета, знаком со стилевым и структурным оформлением письма в неофициальном стиле. Без орфографии и пунктуации тоже никуда. Письмо приносит до 10 баллов.

Устная часть

Выполнение устной части ограничено по времени. Для оценки умения говорить даётся всего 15 минут на подготовку и выполнение трёх заданий. Важны фонетическая сторона речи, чистота техники чтения, словарный запас, логика повествования и соблюдение норм этикета. Всё это может принести до 20 баллов.

Подготовка к ОГЭ по английскому: с чего начать

Чтобы успешно подготовиться к экзамену, важно понимать, в какой точке вы находитесь сейчас. Для этого полезно провести самодиагностику:

  1. Ознакомиться с объёмом материала, который должен быть усвоен для успешной сдачи экзамена (план подготовки с подробным списком тем приведён ниже). 
  2. Ознакомиться с форматом экзамена. Понимать структуру экзамена и порядок заданий в нём. Учитывать, сколько времени рекомендуется затрачивать для выполнения каждого раздела, знать требования к заполнению бланков ответов и правила оформления письменной работы.
  3. Выработать стратегии решения заданий. Успешная сдача экзамена основана не только на достаточном уровне владения языком, но и на знании особенностей выполнения разных типов заданий и алгоритмов работы с ними.
  4. Ознакомиться с порядком проведения экзамена и организационных процедур. 
  5. Составить план действий и придерживаться его. Мы приводим пример поэтапного плана подготовки в течение учебного года, который вы можете взять за основу и адаптировать под свои нужды и количество времени.

Первый этап: сентябрь–ноябрь

  • Формирование и отработка навыков (как учебных, так и надпредметных);
  • Разбор типичных ошибок;
  • Формирование собственных шаблонов для письменных и устных высказываний и понимание их структуры;

Работа над теми лексическими темами, которые наиболее вероятно встретятся в разделах письма и говорения — activities, hobbies, pastimes, school life, shopping, friends, my country.

Второй этап: декабрь–февраль

  • Переходить к заданиям в формате экзамена;
  • Ознакомиться с критериями оценивания, особенностями; 
  • Отработка стратегий и алгоритмов выполнения заданий;

На этом этапе хорошо выполнить три пробных варианта: в начале декабря, после зимних каникул и в начале февраля.

Третий этап: март–май

  • Повторение материала с акцентом на письменную и устную части;
  • Грамматику разбирать точечно при возникновении ошибок;
  • Оценивать себя по критериям самостоятельно;

Количество пробных вариантов увеличивается: один в начале марта, а апреле —  раз в две недели, в мае — каждую неделю.

back
Подпишитесь на нашу рассылку

План подготовки к экзамену 

Грамматика:

Means of transport. Modal verb «can»,

Модальные глаголы. Особенности употребления глагола should

Лексика:

  • Синонимы/антонимы
  • Реплики-клише речевого этикета
  • Наиболее распространенные устойчивые словосочетания
  • Аффиксы глаголов: re-, dis-, mis-; -ize/ise. 
  • Аффиксы существительных: -er/-or, -ness, -ist, -ship, -ing, -sion/tion, -ance/ence, -ment, -ity/-ty. 
  • Аффиксы прилагательных: -y, -ic, -ful, -al, -ly, -ian/an, -ent, -ing, -ous, -ible/able, -less, -ive, inter-, un-, in-/im-.
  • Суффикс наречий -ly. 
  • Суффиксы числительных: -teen, -ty, -th
  • Отрицательные префиксы имён существительных, имён прилагательных, наречий: un-, im-/in-

Темы:

  • Моя семья (Взаимоотношения в семье. Конфликтные ситуации и способы их решения)
  • Мои друзья. (Лучший друг / лучшая подруга. Внешность и черты характера. Межличностные взаимоотношения с друзьями и в школе)
  • Свободное время. Хобби. Досуг и увлечения (музыка, чтение; посещение театра, кинотеатра, музея, выставки). Виды отдыха. Поход по магазинам. Карманные деньги. Молодёжная мода
  • Школа. (Школьная жизнь. Правила поведения в школе. Изучаемые предметы и отношения к ним. Внеклассные мероприятия. Кружки. Школьная форма. Каникулы. Переписка с зарубежными сверстниками)
  • Выбор профессии. (Мир профессий. Проблема выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее)
  • Страны изучаемого языка и родная страна. (Страны, столицы, крупные города. Государственные символы. Географическое положение. Климат. Население. Достопримечательности)
  • Культурные особенности (национальные праздники, памятные даты, исторические события, традиции и обычаи. Выдающиеся люди и их вклад в науку и мировую культуру)
  • Путешествия. (Путешествия по России и странам изучаемого языка. Транспорт)
  • Средства массовой информации. (Роль средств массовой информации в жизни общества. Средства массовой информации: пресса, телевидение, радио, интернет)
  • Окружающий мир. (Природа: растения и животные. Погода. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Жизнь в городе / сельской местности.)
  • Здоровый образ жизни. (Режим труда и отдыха, занятия спортом, здоровое питание, отказ от вредных привычек)

Полезные советы по самостоятельной подготовке с нуля 

Следующие рекомендации не связаны с экзаменационным форматом и могут использоваться как при подготовке к ОГЭ по английскому в 9 классе, так и для повышения качества обучения в школе.

Ведите словарь

Систематическая работа с лексикой — важный этап для успешного изучения языка. Чтобы работа со словарем принесла наибольшую пользу, попробуйте организовать его следующим образом:

  • 1 часть — Заметки. Здесь вы выписываете себе слова и фразы по мере того, как они вам встречаются в различных материалах (как учебных, так и в тех, которые вы осваиваете самостоятельно). Важный момент — не оформлять этот раздел в стиле «слово — перевод». Более эффективным будет вариант «слово (фраза) — синонимы (в том числе в виде фраз) — контекст (предложение со словом/фразой).
  • 2 часть — интеллект-карты (mind maps). Это диаграмма связей между словами и выражениями, относящимися к определённой теме. Например, структура интеллект-карты по теме «Каникулы» может выглядеть так: места, виды активности, эмоции/впечатления, трудности и так далее. В каждой подтеме постепенно добавляются новые лексические единицы. Эти карты удобно использовать при работе с разделами письма и говорения, а также при повторении материала непосредственно перед экзаменом.
  • 3 часть — Шаблоны. Здесь будут находиться фразы-клише для письменной и устной части. 

Вы можете добавлять свои разделы, например, те грамматические правила, которые вызывают трудности.

Такая структура поможет эффективно организовать процесс подготовки, систематизировать знания и упростить повторение материала, так как всё самое нужное будет у вас под рукой.

ОГЭ по литературе
ОГЭ – подведение итогов и завершающий этап обучения в средней школе. Рассказываем, что такое ОГЭ по литературе и как к нему подготовиться.

Развивайте навыки аудирования

Для улучшения восприятия иностранной речи на слух важна постоянная практика. В этом вам могут помочь подкасты. Регулярное прослушивание аутентичных материалов на английском языке способствует формированию правильной мелодики речи и интонирования (что важно для выполнения устных заданий), увеличению словарного запаса и скорости восприятия речи на слух (актуально для всех разделов работы), пониманию подтекста и контекста высказывания (что также поможет при выполнении заданий на аудирование и чтение). Ссылки и рекомендуемые подкасты собраны далее в полезных ресурсах.

Развивайте надпредметные навыки

Мы не часто задумываемся о том, что помимо работы над улучшением уровня языка нам могут в подготовке к экзаменам и более широкие навыки. 

Вот несколько простых рабочих упражнений:

  1. Для увеличения объёма визуального внимания:
    1. Возьмите лист А4 с текстом на английском языке. Посмотрите на его первый абзац в течение 30 секунд. Затем уберите текст и выпишите те ключевые слова или фразы, которые вы запомнили. На начальном этапе это обычно 5–7 слов/фраз. Когда это количество достигнет 10–12 фраз для одного абзаца, усложните упражнение: переходите к концентрации уже на двух абзацах и также выписывайте ключевые слова из них. Хороший объём, которого можно достигнуть в течение 1–2 месяцев: полстраницы А4 (3–4 абзаца) за раз.
    2. Осмотрите место, в котором вы находитесь (класс, комната или другое статичное пространство), в течение 30 секунд. Затем отвернитесь или закройте глаза и перечислите вслух, какие предметы вы запомнили. В начале это может быть около 5–7 предметов, отличным результатом будет довести это количество до 15–20. Затем, помимо самих предметов, можно запоминать и называть и их признаки (цвет, фактура, размер, форма). Далее можно перейти на запоминание в изменяющихся пространствах (например, наблюдать 30 секунд людей на улице, а затем перечислить всё, что запомнили — предметы, их признаки, людей и их эмоции, действия). Это упражнение поможет увеличить концентрацию и способность к переключаемости внимания, что снижает уровень напряжения.
  2. Для увеличения скорости чтения:
    1. Выбранный текст мысленно разделите на три равные колонки по вертикали. При прочтении текста читайте только слова из первой и последней колонки в каждой строке (первое время лучше делать это с карандашом в руке, чтобы не перескакивать и не пропускать строки).
    2. Выбранный текст мысленно разделите на три равные колонки по вертикали. При прочтении текста читайте только слова из второй (средней) колонки в каждой строке (первое время также с карандашом).

Уже через 1–2 недели ежедневной практики вы увидите хорошие результаты.

Список ресурсов для подготовки 

  1. Официальные документы:

Кодификатор, спецификация, демонстрационные варианты и типовые тестовые задания с сайта ФИПИ.

  1. Учебные пособия:

Reading Explorer 3 (Douglas Nancy, Bohlke David // National Geographic Learning);

Macmillan English Grammar in Context Essential (Simon Clarke // Macmillan);

Grammar in Context 2A (Sandra N. Elbaum // Heinle Cengage Learning; 5th edition);

Key Words For Fluency Pre-Intermediate (George Woolard // National Geographic Learning);

Build Your Vocabulary Lower Intermediate (John Flower, Michael Berman // Heinle ELT)

  1. Подкасты:

https://player.fm/podcasts/Intermediate-English — сайт, на котором собрано множество подкастов на английском языке на разные темы для всех уровней. Рекомендуемые: Easy Stories in English, The RealLife English Podcast, All Ears English Podcast, Thinking in English, Just Connect English.

https://www.wnycstudios.org/podcasts/pickle — подкаст, в котором взрослые отвечают на детские вопросы. Можно подумать, кому бы вы задали этот вопрос и что бы ответили сами.

http://www.whatifworldpodcast.com/ — истории на тему «А что, если бы…»

Демонстрационные материалы ФИПИ

Согласно официальной спецификации, к началу 2021/2022 учебного года изменения в структуру и содержание КИМ не внесли, поэтому можно ожидать уже знакомых по 2021 году вариантов.

Рекомендуемое время выполнения заданий каждого раздела письменной части — 30 минут. Устной части — 15 минут. Важно не только располагать необходимым объёмом знаний и навыков, но и грамотно распределять отведённое на подготовку ответов время, не позволяя стрессовой ситуации, которую предполагает экзамен, негативно влиять на результат.

  • Аудирование

11 заданий

15 баллов

  • Чтение 

8 заданий

15 баллов

  • Грамматика и лексика

15 заданий

15 баллов

  • Письмо

15 заданий

10 баллов

  • Говорение 

3 задания

15 баллов

Порядок

Раздел

Количество заданий

Баллов за раздел

1

Аудирование

11

15

2

Чтение

8

13

3

Грамматика и лексика

15

15

4

Письмо

1

10

5

Говорение

3

15

Максимальное количество баллов, которое может набрать ученик — 68. Минимум, с которого начинается удовлетворительная оценка — 29 баллов. Диапазон 29–45 приравнивается к «тройке», 46–57 к «четвёрке», «пятёрку» же ставят за 58–68 набранных баллов.

Официальные демонстрационные варианты ОГЭ для подготовки школьников и знакомства с форматом аттестации публикует Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ). Ссылка на официальный архив таких демоверсий.

Заключение

Подготовка к ОГЭ по английскому языку в 9 классе не должна ограничиваться чтением учебников. Большую роль в аттестации играют умения слушать и говорить. Развитию этих навыков и выработке языковой интуиции способствует формат видеоуроков. Он позволяет в любое удобное время повторить важный раздел и погрузиться в английскую речевую среду. 

В Библиотеке ИнтернетУрока вы найдёте материалы по темам, обязательным для изучения в школе, в изложении талантливых и опытных учителей. Программа занятий соответствует федеральным стандартам, а сотни успешно окончивших нашу школу девятиклассников — лучшее подтверждение эффективности таких методик.

Статья подготовлена ведущим консультантом по английскому языку Домашней школы «ИнтернетУрок»:

Елена Гончарова

Ведущий консультант по английскому языку

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru