ОГЭ по английскому языку: к чему и как готовиться

ОГЭ — итоговые экзамены для девятиклассников по четырём предметам: русскому языку, математике и двум дисциплинам по выбору. По их итогам школьнику выдаётся аттестат об основном общем образовании. Средний балл аттестата важен для выпускников, желающих поступить в колледж или техникум.
ОГЭ по английскому языку структурно идентичен другим экзаменам по иностранным языкам (немецкому, французскому, испанскому) и проверяет те же языковые навыки и знания. Это не самый популярный предмет по выбору, хотя который год идут обсуждения о его внесении в число обязательных.
Одна из отличительных черт экзаменов по английскому и другим иностранным языкам — их временная структура: блоки письменных и устных заданий распределены на два дня. Порядок их выполнения не важен, поэтому одна часть школьников начинает с проверки речевых навыков, а другая — письменных.
Структура экзамена и особенности заданий
- Письменная часть
- Аудирование
- Чтение
- Грамматика
- Письмо
- Устная часть
- Говорение
ОГЭ по английскому языку в 9 классе длится в общей сложности 2 часа 15 минут. Время учитывает письменную и устную части экзамена, которые проводятся в разные дни. Максимальное количество баллов, которое можно получить за выполнение всех заданий экзаменационной работы — 68. Из них 53 балла за письменную часть и 15 баллов за устную.
Аудирование
Этот раздел включен в состав письменной части экзамена для проверки восприятия учеником английской речи на слух. Необходимо понимать смысл прослушанного текста, устанавливать соответствие целостного содержания материала краткой формулировке темы и отделять главную информацию от второстепенной. В этом поможет не только выделение ключевых понятий, но и осмысленное игнорирование незнакомых слов, которые не влияют на общий смысл.
Аудирование состоит из восьми заданий, за которые в общей сложности можно получить до 15 баллов. К выполнению ученик приступает после прослушивания текстов. Аудиозапись звучит дважды, без остановок и повторений.
Чтение
В этом блоке ОГЭ экзаменуемому предстоит работа с печатным текстом. Восемь заданий могут принести до 13 баллов. Чтобы справиться с ними, нужно уметь извлекать главную информацию, определять соответствие приведённых утверждений содержанию текста, а также полагаться на языковое чутьё, в методических материалах ФИПИ называемое «языковой догадкой». После аудирования очень ценной покажется возможность перечитать текст необходимое количество раз и подумать над его смыслом без риска что-то упустить из-за спешки.
Грамматика и лексика
Задания на лексику и грамматику проверяют лексикон ученика и его познания в английском словообразовании. Будут встречаться морфологические формы всех изученных частей речи, поэтому пригодится понимание системы времён глаголов, принципов построения косвенной речи, степеней сравнения прилагательных и наречий и тому подобное. За 15 заданий этого блока можно получить всего 15 баллов в общий результат.
Письменная речь
В финальном разделе письменной части ученикам необходимо написать ответ объёмом в 100–120 слов на личное электронное письмо-стимул воображаемого друга по переписке. Нужно ответить на вопросы от несуществующего оппонента, проявить интерес к его делам и жизни, выразить вежливую благодарность и надежду на продолжение общения. Это покажет, что экзаменуемый владеет правилами речевого этикета, знаком со стилевым и структурным оформлением письма в неофициальном стиле. Без орфографии и пунктуации тоже никуда. Письмо приносит до 10 баллов.
Устная часть
Выполнение устной части ограничено по времени. Для оценки умения говорить даётся всего 15 минут на подготовку и выполнение трёх заданий. Важны фонетическая сторона речи, чистота техники чтения, словарный запас, логика повествования и соблюдение норм этикета. Всё это может принести до 20 баллов.
Подготовка к ОГЭ по английскому: с чего начать
Чтобы успешно подготовиться к экзамену, важно понимать, в какой точке вы находитесь сейчас. Для этого полезно провести самодиагностику:
- Ознакомиться с объёмом материала, который должен быть усвоен для успешной сдачи экзамена (план подготовки с подробным списком тем приведён ниже).
- Ознакомиться с форматом экзамена. Понимать структуру экзамена и порядок заданий в нём. Учитывать, сколько времени рекомендуется затрачивать для выполнения каждого раздела, знать требования к заполнению бланков ответов и правила оформления письменной работы.
- Выработать стратегии решения заданий. Успешная сдача экзамена основана не только на достаточном уровне владения языком, но и на знании особенностей выполнения разных типов заданий и алгоритмов работы с ними.
- Ознакомиться с порядком проведения экзамена и организационных процедур.
- Составить план действий и придерживаться его. Мы приводим пример поэтапного плана подготовки в течение учебного года, который вы можете взять за основу и адаптировать под свои нужды и количество времени.
Первый этап: сентябрь–ноябрь
- Формирование и отработка навыков (как учебных, так и надпредметных);
- Разбор типичных ошибок;
- Формирование собственных шаблонов для письменных и устных высказываний и понимание их структуры;
Работа над теми лексическими темами, которые наиболее вероятно встретятся в разделах письма и говорения — activities, hobbies, pastimes, school life, shopping, friends, my country.
Второй этап: декабрь–февраль
- Переходить к заданиям в формате экзамена;
- Ознакомиться с критериями оценивания, особенностями;
- Отработка стратегий и алгоритмов выполнения заданий;
На этом этапе хорошо выполнить три пробных варианта: в начале декабря, после зимних каникул и в начале февраля.
Третий этап: март–май
- Повторение материала с акцентом на письменную и устную части;
- Грамматику разбирать точечно при возникновении ошибок;
- Оценивать себя по критериям самостоятельно;
Количество пробных вариантов увеличивается: один в начале марта, а апреле — раз в две недели, в мае — каждую неделю.

План подготовки к экзамену
Грамматика:
- Типы предложений — утвердительные, вопросительные (общие, специальные, альтернативные, разделительные вопросы), отрицательные, побудительные (в утвердительной и отрицательной формах)
- Present Simple и Present Continuous, State verbs
- Future Simple
- Past Simple, Past Continuous, Past Perfect
- Present Perfect
- Порядок обстоятельств в предложении
- Безличные предложения с начальным It
- Конструкция There is/are
- Сложносочинённые предложения с союзами and, but, or
- Сложноподчинённые предложения с союзами и союзными словами what, when, why, which, that, who, if, because, that’s why, than, so, for, since, during, so that, unless
- Условные предложения 1 и 2 типа (Conditional 1/2)
- Предложения с конструкцией I wish
- Предложения с конструкцией so/such
- Предложения с конструкциями as … as, not so … as, either … or, neither … nor.
- Конструкции с глаголами на -ing (to love/hate doing smth, stop talking)
- Конструкции It takes me …, to do smth; to look/feel/be happy
- Косвенная речь и согласование времен
- Формы страдательного залога (Present Simple Passive, Future Simple Passive, Past Simple Passive)
- Фразовые глаголы (например, look for)
- Модальные глаголы и их эквиваленты (may, can / be able to, must / have to / should; need, shall, could, might, would)
Means of transport. Modal verb «can»,
Модальные глаголы. Особенности употребления глагола should.
- Способы выражения будущего времени (разница в употреблении Future Simple, to be going to, Present Continuous)
- Participle 1 и 2 (boring / bored)
- Исчисляемые и неисчисляемые существительные + множественное число
- Артикли
- Местоимения: личные (в именительном и объектном падежах, а также в абсолютной форме), притяжательные, указательные, неопределённые, относительные, вопросительные
- Прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу и исключения
- Наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях, а также наречия, выражающие количество (many/much, few / a few, little / a little)
- Количественные и порядковые числительные
- Предлоги во фразах, выражающих направление, время, место действия (in/on/at etc.)
- Различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности (firstly, finally, at last, in the end, however и так далее)
- Синонимы/антонимы
- Реплики-клише речевого этикета
- Наиболее распространенные устойчивые словосочетания
- Аффиксы глаголов: re-, dis-, mis-; -ize/ise.
- Аффиксы существительных: -er/-or, -ness, -ist, -ship, -ing, -sion/tion, -ance/ence, -ment, -ity/-ty.
- Аффиксы прилагательных: -y, -ic, -ful, -al, -ly, -ian/an, -ent, -ing, -ous, -ible/able, -less, -ive, inter-, un-, in-/im-.
- Суффикс наречий -ly.
- Суффиксы числительных: -teen, -ty, -th
- Отрицательные префиксы имён существительных, имён прилагательных, наречий: un-, im-/in-
Темы:
- Моя семья (Взаимоотношения в семье. Конфликтные ситуации и способы их решения)
- Мои друзья. (Лучший друг / лучшая подруга. Внешность и черты характера. Межличностные взаимоотношения с друзьями и в школе)
- Свободное время. Хобби. Досуг и увлечения (музыка, чтение; посещение театра, кинотеатра, музея, выставки). Виды отдыха. Поход по магазинам. Карманные деньги. Молодёжная мода
- Школа. (Школьная жизнь. Правила поведения в школе. Изучаемые предметы и отношения к ним. Внеклассные мероприятия. Кружки. Школьная форма. Каникулы. Переписка с зарубежными сверстниками)
- Выбор профессии. (Мир профессий. Проблема выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее)
- Страны изучаемого языка и родная страна. (Страны, столицы, крупные города. Государственные символы. Географическое положение. Климат. Население. Достопримечательности)
- Культурные особенности (национальные праздники, памятные даты, исторические события, традиции и обычаи. Выдающиеся люди и их вклад в науку и мировую культуру)
- Путешествия. (Путешествия по России и странам изучаемого языка. Транспорт)
- Средства массовой информации. (Роль средств массовой информации в жизни общества. Средства массовой информации: пресса, телевидение, радио, интернет)
- Окружающий мир. (Природа: растения и животные. Погода. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Жизнь в городе / сельской местности.)
- Здоровый образ жизни. (Режим труда и отдыха, занятия спортом, здоровое питание, отказ от вредных привычек)
Полезные советы по самостоятельной подготовке с нуля
Следующие рекомендации не связаны с экзаменационным форматом и могут использоваться как при подготовке к ОГЭ по английскому в 9 классе, так и для повышения качества обучения в школе.
Ведите словарь
Систематическая работа с лексикой — важный этап для успешного изучения языка. Чтобы работа со словарем принесла наибольшую пользу, попробуйте организовать его следующим образом:
- 1 часть — Заметки. Здесь вы выписываете себе слова и фразы по мере того, как они вам встречаются в различных материалах (как учебных, так и в тех, которые вы осваиваете самостоятельно). Важный момент — не оформлять этот раздел в стиле «слово — перевод». Более эффективным будет вариант «слово (фраза) — синонимы (в том числе в виде фраз) — контекст (предложение со словом/фразой).
- 2 часть — интеллект-карты (mind maps). Это диаграмма связей между словами и выражениями, относящимися к определённой теме. Например, структура интеллект-карты по теме «Каникулы» может выглядеть так: места, виды активности, эмоции/впечатления, трудности и так далее. В каждой подтеме постепенно добавляются новые лексические единицы. Эти карты удобно использовать при работе с разделами письма и говорения, а также при повторении материала непосредственно перед экзаменом.
- 3 часть — Шаблоны. Здесь будут находиться фразы-клише для письменной и устной части.
Вы можете добавлять свои разделы, например, те грамматические правила, которые вызывают трудности.
Такая структура поможет эффективно организовать процесс подготовки, систематизировать знания и упростить повторение материала, так как всё самое нужное будет у вас под рукой.

Развивайте навыки аудирования
Для улучшения восприятия иностранной речи на слух важна постоянная практика. В этом вам могут помочь подкасты. Регулярное прослушивание аутентичных материалов на английском языке способствует формированию правильной мелодики речи и интонирования (что важно для выполнения устных заданий), увеличению словарного запаса и скорости восприятия речи на слух (актуально для всех разделов работы), пониманию подтекста и контекста высказывания (что также поможет при выполнении заданий на аудирование и чтение). Ссылки и рекомендуемые подкасты собраны далее в полезных ресурсах.
Развивайте надпредметные навыки
Мы не часто задумываемся о том, что помимо работы над улучшением уровня языка нам могут в подготовке к экзаменам и более широкие навыки.
Вот несколько простых рабочих упражнений:
- Для увеличения объёма визуального внимания:
- Возьмите лист А4 с текстом на английском языке. Посмотрите на его первый абзац в течение 30 секунд. Затем уберите текст и выпишите те ключевые слова или фразы, которые вы запомнили. На начальном этапе это обычно 5–7 слов/фраз. Когда это количество достигнет 10–12 фраз для одного абзаца, усложните упражнение: переходите к концентрации уже на двух абзацах и также выписывайте ключевые слова из них. Хороший объём, которого можно достигнуть в течение 1–2 месяцев: полстраницы А4 (3–4 абзаца) за раз.
- Осмотрите место, в котором вы находитесь (класс, комната или другое статичное пространство), в течение 30 секунд. Затем отвернитесь или закройте глаза и перечислите вслух, какие предметы вы запомнили. В начале это может быть около 5–7 предметов, отличным результатом будет довести это количество до 15–20. Затем, помимо самих предметов, можно запоминать и называть и их признаки (цвет, фактура, размер, форма). Далее можно перейти на запоминание в изменяющихся пространствах (например, наблюдать 30 секунд людей на улице, а затем перечислить всё, что запомнили — предметы, их признаки, людей и их эмоции, действия). Это упражнение поможет увеличить концентрацию и способность к переключаемости внимания, что снижает уровень напряжения.
- Для увеличения скорости чтения:
- Выбранный текст мысленно разделите на три равные колонки по вертикали. При прочтении текста читайте только слова из первой и последней колонки в каждой строке (первое время лучше делать это с карандашом в руке, чтобы не перескакивать и не пропускать строки).
- Выбранный текст мысленно разделите на три равные колонки по вертикали. При прочтении текста читайте только слова из второй (средней) колонки в каждой строке (первое время также с карандашом).
Уже через 1–2 недели ежедневной практики вы увидите хорошие результаты.
Список ресурсов для подготовки
- Официальные документы:
Кодификатор, спецификация, демонстрационные варианты и типовые тестовые задания с сайта ФИПИ.
-
Учебные пособия:
Reading Explorer 3 (Douglas Nancy, Bohlke David // National Geographic Learning);
Macmillan English Grammar in Context Essential (Simon Clarke // Macmillan);
Grammar in Context 2A (Sandra N. Elbaum // Heinle Cengage Learning; 5th edition);
Key Words For Fluency Pre-Intermediate (George Woolard // National Geographic Learning);
Build Your Vocabulary Lower Intermediate (John Flower, Michael Berman // Heinle ELT)
-
Подкасты:
https://player.fm/podcasts/Intermediate-English — сайт, на котором собрано множество подкастов на английском языке на разные темы для всех уровней. Рекомендуемые: Easy Stories in English, The RealLife English Podcast, All Ears English Podcast, Thinking in English, Just Connect English.
https://www.wnycstudios.org/podcasts/pickle — подкаст, в котором взрослые отвечают на детские вопросы. Можно подумать, кому бы вы задали этот вопрос и что бы ответили сами.
http://www.whatifworldpodcast.com/ — истории на тему «А что, если бы…»
Демонстрационные материалы ФИПИ
Согласно официальной спецификации, к началу 2021/2022 учебного года изменения в структуру и содержание КИМ не внесли, поэтому можно ожидать уже знакомых по 2021 году вариантов.
Рекомендуемое время выполнения заданий каждого раздела письменной части — 30 минут. Устной части — 15 минут. Важно не только располагать необходимым объёмом знаний и навыков, но и грамотно распределять отведённое на подготовку ответов время, не позволяя стрессовой ситуации, которую предполагает экзамен, негативно влиять на результат.
-
Аудирование
11 заданий
15 баллов
-
Чтение
8 заданий
15 баллов
- Грамматика и лексика
15 заданий
15 баллов
-
Письмо
15 заданий
10 баллов
-
Говорение
3 задания
15 баллов
Порядок |
Раздел |
Количество заданий |
Баллов за раздел |
1 |
Аудирование |
11 |
15 |
2 |
Чтение |
8 |
13 |
3 |
Грамматика и лексика |
15 |
15 |
4 |
Письмо |
1 |
10 |
5 |
Говорение |
3 |
15 |
Максимальное количество баллов, которое может набрать ученик — 68. Минимум, с которого начинается удовлетворительная оценка — 29 баллов. Диапазон 29–45 приравнивается к «тройке», 46–57 к «четвёрке», «пятёрку» же ставят за 58–68 набранных баллов.
Официальные демонстрационные варианты ОГЭ для подготовки школьников и знакомства с форматом аттестации публикует Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ). Ссылка на официальный архив таких демоверсий.
Заключение
Подготовка к ОГЭ по английскому языку в 9 классе не должна ограничиваться чтением учебников. Большую роль в аттестации играют умения слушать и говорить. Развитию этих навыков и выработке языковой интуиции способствует формат видеоуроков. Он позволяет в любое удобное время повторить важный раздел и погрузиться в английскую речевую среду.
В Библиотеке ИнтернетУрока вы найдёте материалы по темам, обязательным для изучения в школе, в изложении талантливых и опытных учителей. Программа занятий соответствует федеральным стандартам, а сотни успешно окончивших нашу школу девятиклассников — лучшее подтверждение эффективности таких методик.
Статья подготовлена ведущим консультантом по английскому языку Домашней школы «ИнтернетУрок»:
Елена Гончарова
Ведущий консультант по английскому языку