Назад
views 47
calendar 28 июля 2025

Диагностика речи: насколько полезны нейросети

Диагностика речи: насколько полезны нейросети
Фото: Pixel-Shot, ShutterStock
contents Оглавление
Свернутьarrow
Кейсы со скриншотами, перспективы ИИ-диагностики от логопеда

Диагностика речи — это не просто старт коррекционного маршрута. Это тонкое искусство видеть глубже, чем кажется на первый взгляд. С развитием нейросетей у логопедов появились новые помощники. Насколько они полезны для оценки речевых нарушений у ребёнка, на скриншотах и кейсах показывает учитель-логопед, магистр психолингвистики и психологии речи Виктория Смирнова. 

Чем нейросети полезны в диагностике речи

ИИ в диагностике не про скорость, а про точность, индивидуализацию, возможность анализировать то, что иногда ускользает от врача.

В решении каких задач нейросети полезны мне как логопеду:

  • систематизировать речевые признаки;
  • адаптировать под ребёнка визуальные, текстовые задания;
  • создать индивидуальные карточки, задания, сказки, рассказы по интересам;
  • выработать гипотезы, построить стратегию коррекции после анализа данных.

Нейросеть не определяет диагноз, но помогает структурировать наблюдение, выявлять закономерности. Логопед оценивает предложенные ею решения и адаптирует наиболее полезные из них под конкретного пациента.

Поддержка нейросетей особенно полезна при сложной, смешанной или нестандартной симптоматике: билингвизме, отсутствии речи, одновременных нарушениях речи, письма.

«Гнусавый голос, хотя насморка нет»

Мальчик, 8 лет. Родители замечают, что ребёнок гнусавит, хотя простуды нет. ЛОР-специалист не обнаружил органических нарушений. На занятии я заподозрила функциональную ринолалию. Для уточнения диагноза составила диагностическую карту. С помощью нейросети сформировала блок заданий: короткий тест с акцентом на звуки «м», «н», упражнения на речевое дыхание, визуальную оценку воздушной струи.

Нейросеть сгенерировала список минимальных пар и предложила структуру для первичного анализа. После подтверждения гипотезы мы начали дыхательно-резонаторную гимнастику. Все упражнения адаптировали при помощи ИИ с учётом возраста ребёнка и уровня речевого развития — с опорой на рекомендации из профессиональной литературы. Спустя месяц уже видна положительная динамика. Мальчик более внимателен к своей речи. Назальный оттенок в речи постепенно уходит.

Переписка с ChatGPT при лечении гнусавого голоса

Диагностика речи, примеры применения нейросетей, скриншоты из ChatGPT

«Скучно читать — лучше видео»

Мальчик, 11 лет, ученик 4-го класса. Речь появилась поздно. Несмотря на владение базовыми навыками, чтение вызывает трудности: быстрая утомляемость, избегание текста, страх ошибок. Стандартные учебные тексты не работают. Мы выявили интерес ребёнка к домашним питомцам, особенно к кошке по кличке Юки. На основе его описания нейросеть составила короткий рассказ про Юки с доступной лексикой, а также сгенерировала иллюстрацию. Это стало основой для работы над чтением, пересказом. 

Переписка с ChatGPT при работе с отставанием в чтении 

Диагностика речи, примеры применения нейросетей, со скриншотыами из ChatGPT

История постепенно расширялась. Текст увеличивался на 5 % каждую неделю, но оставался знакомым по героям. Такой подход снизил тревожность, повысил мотивацию, создал ситуацию успеха. Ребёнок стал соавтором, а не пассивным участником процесса. Через шесть недель скорость чтения выросла почти вдвое. Ребёнок сам попросил продолжение истории.

articlePreviewImage
Чтение для дошкольников: как привить любовь к книгам
Подсказки, что делать, если ребёнок не любит читать
 

«Упрямый» язык, боковой сигматизм

Девочка, 6 лет. С этим ребёнком занятия проходят очно. В анамнезе — дизартрия, боковой сигматизм на свистящих и шипящих, аграмматизм, выраженные трудности фонематического слуха. Ребёнок уже занимается с логопедом в детском саду, но динамика слабая, поэтому родители подключили меня как дополнительного специалиста.

После каждого занятия я фиксирую результаты: как реагирует язык, что помогает, какие трудности остаются. Эти наблюдения заношу в ChatGPT, добавляю выдержки из профильной литературы, прошу предложить дополнительные упражнения. Так появились новые элементы, ранее не использовавшиеся: например, «дорожка для шарика», самомассаж спинки языка, игровые задания на расслабление средней части языка. Следующая встреча проходит уже по обновлённому плану, а логопед в детском саду дополнительно закрепляет результат.

articlePreviewImage
Нарушения речи у детей
Шпаргалка, как распознать речевые нарушения и к кому обратиться за помощью
 

Как я применяю ИИ в составлении гипотез

Нейросети активно помогают в аналитике. В мою AI-систему уже загружены ключевые методические книги и учебники, по которым я училась и продолжаю обновлять знания. Я прошу нейросеть в ответах ссылаться исключительно на научную литературу из моей базы.

После анализа устной или письменной речи я формулирую рабочую гипотезу и прошу ИИ сгенерировать уточняющие упражнения или экспресс-пробы. Это особенно полезно при сложной симптоматике — когда одновременно нарушены фонематическое восприятие, звукопроизношение, моторика и оптико-пространственные представления. 

Нейросети быстро генерируют задания, которые не перегружают ребёнка. Это даёт специалисту больше времени для придумывания нового материала для занятий.

Какие перспективы у нейросетей для помощи в речи

ИИ уже становится частью логопедического инструментария. Думаю, в будущем способов применения нейросетей станет ещё больше.

Перспективные ИИ-диагностики:

  • гибридные платформы, где специалист управляет диагностикой, а ИИ предлагает адаптированные сценарии, упражнения;
  • интеграция в динамическое наблюдение — через «умные дневники» с фиксацией речевых изменений;
  • визуальные и аудиальные тренажёры, адаптированные под конкретные задачи.

На мой взгляд, главное при работе с нейросетями — то, что ИИ может усилить компетентность логопеда, хотя не способен её заменить. Решения в любом случае принимает человек, который учитывает контекст, чувства и индивидуальность пациента. Нейросеть помогает быстрее проверить гипотезу, адаптировать задания, структурировать данные, повысить мотивацию ребёнка и включённость семьи. А логопед выстраивает маршрут, замечает реакции. Это делает помощь юным пациентам более эффективной, глубокой, этичной и человеческой.

Ирина Воронцова, кандидат педагогических наук, старший методист онлайн-школы «ИнтернетУрок»:

«Нейросети пока не могут полностью заменить логопеда в задачах, требующих индивидуального подхода и человеческого взаимодействия.

Во-первых, они не подходят для диагностики сложных речевых нарушений, особенно с неврологическими или психологическими факторами: афазией, дизартрией, заиканием. Логопед учитывает не только звукопроизношение. Специалист также изучает анамнез, эмоциональное состояние пациента, особенности когнитивных процессов. Анализировать всё это в полной мере нейросеть пока не способна.

Во-вторых, сервисы вроде ChatGPT малоэффективны в работе с детьми 2–4 лет, когда важны игровые методы, тактильный контакт и эмоциональная поддержка.

В-третьих, такие программы не заменят коррекцию сложных случаев дисграфии и дислексии. Эти нарушения часто связаны с особенностями восприятия, моторики, пространственного мышления. Логопед подбирает упражнения исходя из индивидуальных ошибок ребёнка, а нейросеть работает по шаблонным алгоритмам.

Наконец, нейросети не способны мотивировать и поддерживать пациента. А это ключевая часть логопедической работы. Успех коррекции зависит от доверительных отношений между специалистом и пациентом, чего искусственный интеллект обеспечить не может.

Таким образом, нейросети пока не могут заменить живого логопеда. Однако могут быть полезны как вспомогательный инструмент — например, для автоматической проверки произношения». 

Диагностика речи — есть ли польза от нейросетей, объясняет кандидат педагогических наук Ирина Воронцоваа

Если хотите получать похожие полезные статьи от журнала «ИнтернетУрок», предлагаем подписаться на нашу бесплатную рассылку. Письма отправляем раз в месяц. Никакой рекламы, только важные и популярные статьи, которые помогут воспитать счастливых и умных детей. 

back
Подпишитесь на нашу рассылку

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru