Назад
views 245
calendar 11 марта 2024

Проблемы с чтением у дошкольника. Чем помочь?

Проблемы с чтением у дошкольника. Чем помочь?
Фото: Alexxndr, Shutterstock
contents Оглавление
Свернутьarrow
Инструкция на случай, когда ребёнок «буквы знает, но не читает»

Не всегда детям удаётся научиться читать быстро и без проблем. Трудности возникают даже у дошкольников, которые знают все буквы алфавита. В этой статье найдёте проверенные практикой приёмы, как органично развить навыки чтения у детей до 7 лет.  

Когда начинать готовить к чтению? 

Обучение ребёнка чтению начинается не с покупки букваря. Это длительный процесс, который запускается ещё на седьмом месяце внутриутробного развития и продолжается примерно до 9 лет. Такой процесс называется сензитивным периодом развития речи и включает в себя овладение устной речью, а также освоение письма и чтения. 

Сензитивные периоды развития — это отрезки времени, когда ребёнок максимально расположен к формированию определённых навыков, то есть может приобрести способность быстро, легко и с интересом.

Как развивать навык чтения?

Основные техники развития навыка мы уже раскрыли в статье как научить ребёнка читать. А сейчас обсудим приёмы, которые подготавливают к обучению и усиливают эффект упражнений. 

До 4 лет

В возрасте до 4 лет ребёнку рано пытаться читать. Зато полезны занятия, которые подготовят дошкольника к грядущему обучению. 

Алесия Новгородская, педагог дошкольного образования, мама: 

«Ни в коем случае не нужно заставлять читать насильно, это вызовет отторжение. Более эффективно приучать к чтению с рождения. В младенческом возрасте это прежде всего мамин голос, который рассказывает сказки. К 2–3 годам, становится интересно рассматривать книги с картинками. В это время стоит поощрять ребёнка, если он пробует читать книги, рассматривает иллюстрации, играет в кукольный театр». 

Можно ли заставить ребенка читать, объясняет психолог

Способы подготовки к чтению:

  • Общение с ребёнком. Важно разговаривать с дошкольником, петь песни.

  • Занятия с малышом. Рекомендуем обеспечивать двигательную активность и развивать мелкую моторику. Для этого подойдут игры, лепка, вырезание, раскраски.

  • Пополнение словарного запаса. Полезно регулярно читать книги — развивать речь ребёнка. Примерно в 3–4 года нередко возникает интерес непосредственно к тексту.

Евгения Лядущенкова, методист начальных классов Домашней школы «ИнтернетУрок»:

«Важно транслировать ребёнку, что главная цель чтения — это удовольствие. Самым большим стимулом полюбить чтение я считаю личный пример родителя. Если малыш регулярно видит родных с книгой, то понимает, что они увлечены чтением, и ему, скорее всего, тоже захочется погрузиться в этот чудесный мир. Полезно сделать чтение маленькой ежедневной традицией: читать вслух с ребёнком, обсуждать прочитанное, делиться своими впечатлениями, заниматься словесным рисованием. Кроме развития навыка чтения, это ещё и сблизит вас с ребёнком».  

Как решить проблемы с чтением у ребенка, рассказывает педагог

Если вам не хватает времени на чтение с ребёнком, хорошим вариантом могут стать аудиокниги. 

Ирина Черная, педагог креативной математики по международной программе IMATHS:

«Аудиокниги могут развить шикарное воображение. Внимательно слушая, ребёнок сам рисует в воображении определённого героя в конкретной обстановке, без навязанного видеоряда. Поверьте мне как педагогу математики: это отличная тренировка пространственного и абстрактного мышления, воображения, креативности».

Нет времени читать ребенку, решение от педагога

4–6 лет

До чтения хорошо обучить ребёнка письму. После четырёх лет у детей начинается сензитивный период освоения письменной речи. В это время дошкольники начинают интересоваться буквами, по собственной инициативе «калякают» письма друзьям и родным. Если поймать этот момент интереса, то обучение письму будет проще для ребёнка, чем по прописям в школе. 

Алесия Новгородская, педагог дошкольного образования, мама: 

«После четырёх лет у ребёнка появляется интерес к буквам. Родителям нужно это развивать, и постепенно он овладеет этим навыком. 

Если время упущено, не стоит отчаиваться — нужно как можно скорее решать эту проблему. Например, слушать аудиосказки, выяснить, какой герой у ребёнка самый любимый, и купить ему книгу про этого героя. Или, например, ребёнок любит конструктор — значит, предложить почитать инструкцию. Или он любит готовить — тогда книга рецептов. Для старта подойдёт любая книга, да хоть дедушкина газета. Главная цель — заинтересовать». 

Не стоит рассчитывать на то, что ребёнок сможет осилить к школе произведения классической литературы. Но читать детские книги с большим количеством иллюстраций — вполне реальная задача. 

Валентина Брикайлик, психолог, социальный предприниматель, общественный деятель:

«Важно показать ребёнку ещё до школы, насколько приятно читать. Можно записать дошкольника в библиотеку, приходить с ним в читальный зал и давать ему время. Любой ребёнок найдёт что посмотреть. Даже если поначалу это будут только картинки, постепенно интерес дорастёт и до слов, предложений, абзацев, книг».

Как увлечь ребенка чтением, объясняет психолог

Почему дети не могут читать?

Дети не могут читать по разным причинам. Выделим пять основных проблем и обсудим, как помочь в каждом из этих случаев. 

Не хватает мотивации

Чаще всего проблемы с чтением возникают, когда детям не хватает мотивации. Ребёнок может знать буквы, но не видеть смысла в чтении. Эту проблему можно решить, если вызвать интерес к самому процессу. Для этого подойдут чтение вслух, чтение книг вместе с ребёнком, обсуждение прочитанного и другие способы.

Алесия Новгородская, педагог дошкольного образования, мама: 

«Предлагаю разбудить интерес читать у дошкольника через игры: найди букву, кроссворд, придумай слово. А после того как увлекли ребёнка, важно это закрепить. Хорошо помогают техника чтения перевёрнутой книги и чтение по ролям с родителями и друзьями. Это также укрепляет память и развивает ораторское искусство. Отличная техника чтения — "половинки слов". Это закрепляет зрительные образы букв и ускоряет технику. 

И самая моя любимая техника — "повтори". Родитель читает шёпотом, потом громким, тихим, низким и высоким голосом, криком, хором с ребёнком. Ребёнок это повторяет. Затем они меняются. Теперь родитель повторяет за ребёнком. Дальше происходит ускорение. Побеждает тот, кто быстрее всего повторит голос читающего. Очерёдность изменения голоса можно менять. Эта азартная техника не только развивает навык чтения, но и тренирует внимание».

Интерес к чтению могут также пробудить игры на развитие словарного запаса и кругозора. Дети вовлекаются через азарт и понимают, что победить можно, если больше читать.  

Юлия Нефёдова, репетитор по русскому языку, основатель онлайн-школы:

«Развить интерес к чтению и расширить словарный запас и в целом кругозор помогают игры. Интересный вариант — "Родители против детей". Правила простые: игроки по очереди загадывают слова, а остальные должны угадать значение по наводящим вопросам (живое — неживое, съедобное — несъедобное). Например, нам с мужем дети загадывали слова из компьютерных игр. Они ловили нас на том, чего мы не знаем, и это здорово. А мы задавали креативные вопросы, например, что такое "изюбр". 

Словарный запас хорошо развивает и игра "Есть контакт!". Ведущий загадывает слово, называет первую букву, а участники придумывают свои варианты, что это может быть. Один из них описывает другим загаданное слово. Если ведущий угадывает, он говорит, правильное слово или нет. Если остальным играющим кажется, что они угадали, то кричат: "Есть контакт!" — и одновременно произносят слово. Если предположения совпадают, ведущий открывает вторую букву и догадки продолжаются. У нас было слово на букву "С". Старший сын предложил угадать слово на эту букву — сказал, что это помогает женщине стать красивой. Папа со вторым сыном закричали: "Есть контакт!" Оказалось, папа подумал о "силиконе", а младший сын загадал слово "сумка". Что загадал старший на букву "С", я не буду говорить вслух — но слова не совпали. Это весёлая игра, она расширяет словарный запас, вызывает интерес вообще к словообразованию и помогает быть на одной волне с детьми».

Как пробудить интерес к чтению у ребёнка, подсказывает педагог

Отсутствие навыков анализа

Ещё одной причиной может быть отсутствие навыков анализа и синтеза информации: ребёнок может знать буквы, но не уметь соединять их в слова. В этом случае важно помогать ребёнку вырабатывать эти навыки. Можно использовать игры и упражнения, которые будут способствовать развитию логического мышления и умения анализировать информацию.

Дисграфия 

Одна из распространённых проблем дошкольников — дисграфия, то есть нарушение письменной речи, которое может сказываться на способности ребёнка читать. Дети с дисграфией могут испытывать трудности с распознаванием букв, путать их между собой или писать их зеркально. Это затрудняет процесс чтения и понимания текста.

Недостаточное развитие фонематического слуха

Ещё одной причиной трудностей с чтением у дошкольников может быть недостаточное развитие фонематического слуха — способности различать и анализировать звуки речи. Если ребёнок не может правильно различать звуки в словах, ему будет сложно правильно произносить и читать слова.

Валентина Брикайлик, психолог, социальный предприниматель, общественный деятель:

«В первую очередь важно разобраться с причинами отказа от чтения. Обычная логопедическая диагностика покажет, нет ли у ребёнка особенностей, которые мешают ему понимать прочитанное или складывать буквы в слова. Если такие особенности есть, то лучше проработать их до школы, чтобы в дальнейшем не было более серьёзных проблем, чем простое нежелание читать.

Если же с логопедической точки зрения всё в порядке, то разбираемся, что в этом процессе не приносит удовольствия. Ведь чтение — это очень приятный процесс».

Недостаточный уровень физической подготовки

Важную роль в обучении чтению играет уровень развития мелкой моторики и координации движений. Для успешного чтения необходимо умение точно следовать за строкой текста и правильно двигать глазами по странице. Дети с недостаточным уровнем развития мелкой моторики могут испытывать трудности с этими навыками.

Может ли ребёнок добиться успеха несмотря на проблемы с чтением? 

Даже если ребёнок не научится к школе полноценно читать, паниковать не стоит. Это не значит, что он не сможет добиться успехов в школе и в жизни. При грамотном воспитании и переподготовке вполне возможно наверстать упущенное. 

Татьяна Фёдорова, руководитель детского театра:

«Вырастить успешного ребёнка, если он отказывается читать книги, тоже можно. Человек усваивает информацию от окружения, расширяет кругозор, пополняет словарный запас. Если окружающие люди начитанные и много общаются с ребёнком, он получает информацию и развивается.

Мы взяли в семью приёмного ребёнка, девочку, в возрасте пяти лет из детского дома. Большую часть жизни она провела в колонии вместе со своей мамой. Ей не читали книги. Но я прежде не встречала такого обширного словарного запаса у ребёнка. У неё был отлично развит навык активного слушания, она была настроена на общение со взрослыми и свободно разговаривала. А моему старшему ребёнку я ежедневно читала вслух до 10 лет. Думаю, это повлияло на его развитие: у сына очень высокий уровень интеллекта. Но важно не только чтение, но и большое количество общения, в том числе с дедушками и бабушками».

Может ли ребенок достичь успеха ребенок, который не любит читать, реальнгый опыт

И ещё один важный факт. Каждый ребёнок индивидуален и начинает читать в своём возрасте. Важно не сравнивать его с другими и не давить: не спешить и не навязывать дошкольнику книги и неинтересные ему упражнения для развития навыка чтения. Лучше всего создать комфортную атмосферу для обучения и поддерживать интерес к чтению. 

Однако пускать обучение чтению на самотёк — плохая идея. Да, в первом классе учат читать, но большинство детей приходят уже с минимально развитым навыком. Им проще читать текст заданий, и они испытывают меньше стресса. Ведь очень сложно одновременно учиться читать, считать и общаться в коллективе. Поэтому предпочтительнее дать ребёнку фору и научить азам чтения до школы. 

Если ребёнку уже 5–6 лет, а он знает только некоторые буквы и ещё не научился читать, это может быть чревато проблемами в школе. В такой ситуации стоит обратиться за помощью к профессиональным преподавателям с опытом в области дошкольного образования. Например, можно записать ребёнка на курсы подготовки «Дошкола» ИнтернетУрока. В онлайн-формате мы научим вашего ребёнка чтению и другим основным навыкам и качествам, необходимым для школы. 

Развивающие занятия для дошкольников
Индивидуальные онлайн-занятия с педагогом, увлекательные игровые задания
Подробнее Оставить заявку
Шапка

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru