Страхи родителей будущих первоклассников: что не так, как унять тревогу и чем помочь ребёнку
Начало первого учебного года вызывает у многих родителей страх, тревогу и стресс. Переживают за многое: от адаптации к новой среде до успехов ребёнка в учёбе. Это вредит психике каждого члена семьи и может негативно сказаться на благополучии детей в школе.
В этой статье объясняем с научной и практической точек зрения, как страх родителей влияет на школьников. И подсказываем, как атравматично реагировать на сложные ситуации в первые месяцы учёбы.
Как связаны страхи родителей и их детей
Эмоциональное состояние родителей может влиять на детей. Такую связь доказывают многие психологические исследования. Одно из показательных — эксперимент с лампочками двух цветов под названием «Физиологическое соответствие между родителями и детьми». Его провели психологи из Монреальского университета в Канаде.
В эксперименте участвовали пары: ребёнок и один из родителей. Для начала исследователи записали на видео реакцию взрослых. Перед родителями находились две лампочки. Когда загоралась синяя, человек ощущал лёгкое воздействие электрического тока. Когда загоралась жёлтая, тока не было. Дальше дошкольникам и ученикам начальной школы показали видеозаписи с реакциями их родителей и провели вторую часть эксперимента — включали те же лампочки, но без ударов током. При этом учёные фиксировали потоотделение у всех участников.
После окончания эксперимента дети ответили на вопросы о привязанности к родителям. Оказалось, что чем крепче была связь в семье, тем сильнее ребёнок пугался при включении синей лампочки. То есть чем больше мы эмоционально связаны с нашими детьми, тем сильнее им передаются наши страхи.
Наталья Благинина, к. м. н., врач-психиатр, психотерапевт, АНО «Культура здоровья»:
«Ребёнок видит в родителях авторитет, защиту. Для будущих первоклассников они — могущественные волшебники, которые всегда могут помочь. Или зонтик, под которым можно укрыться от страшного мира. И вот представьте, человек пошёл в школу — этот новый мир неизвестен, поэтому страшен. Когда в этом новом периоде появляется что-то страшное, ребёнок подходит к родителям.
В этот момент было бы хорошо, если бы родитель демонстрировал уверенность и спокойствие. Если же родные сами не могут справиться с волнением, то школьник считывает это нервное поведение и копирует его, становясь таким же тревожным. Это может выражаться в гиперактивности или в гиподинамичности. В большинстве случаев может проявляться астения — проще говоря, бесконечная не проходящая усталость».
В чём ошибаются многие родители
Один из основных страхов родителей — это беспокойство за успехи ребёнка в школе. В первом классе ещё не ставят оценки, но всё равно многих мучают вопросы в ключе: «Как реагировать на мнение учителя о моём ребёнке?» И здесь возможны ошибки.
Воспринимают обратную связь учителя как оценку родителя
Неверно считать учителя символом контроля и источником тревожности. Некоторые даже принимают обратную связь педагога о ребёнке за оценку своей успешности как родителей. Однако каждый ребёнок уникален, и его успехи не всегда можно измерить стандартными способами, такими как оценка или мнение даже самого компетентного педагога.
Концентрируются на неудачах
Некоторые родители фокусируются на провалах ребёнка, а не на его достижениях. Так они пытаются мотивировать школьника стараться ещё больше и усерднее. Однако результат часто бывает противоположный — ребёнок решает, что ему не по силам оправдать ожидания родителей, как бы он ни старался. Так человек теряет уверенность в себе и интерес к любой интеллектуальной или творческой деятельности.
Принижают успехи
Бывает, родители специально занижают достижения способных детей, чтобы те не загордились. Из-за этого ребёнок постоянно пытается заслужить поощрение родных и не получает удовольствия от учёбы. Даже став взрослыми и самостоятельными, такие люди стремятся доказать окружающим свою компетентность и значимость.
Как помочь ребёнку добиться успехов в школе
Рекомендуем не превращаться в надзирателя и максимально поддерживать школьника в любой ситуации.
Объясняем, что любим ребёнка независимо от его достижений
Точно стоит избегать фраз из серии: «У мамы из-за твоей ошибки заболело сердце — так она расстроилась». Подобные «воспитательные меры» — это уже шантаж, они провоцируют страх перед школой как местом, где ребёнок может «потерять» родительскую любовь. Полезнее объяснить, что наши чувства и отношение к ребёнку не зависят от его успехов в школе и мы всегда будем его любить.
Создаём уют вместо напряжения
Не стоит требовать многочасовой концентрации от неусидчивого школьника. Вместо этого стоит создать дома уютную эмоциональную атмосферу, которая мотивирует учиться.
Уютная эмоциональная атмосфера не означает анархию. Если ребёнку сложно организовать своё время и вы не готовы его этому учить, можно обратиться за помощью к профессиональным наставникам, которые научат планировать время, расставлять приоритеты и выполнять домашку без участия родителей.
Поддерживаем ребёнка, но не заменяем собой ни ученика, ни учителя
Незачем требовать от ребёнка больше, чем ему задали. Например, заставлять написать не одну строчку в прописи, а целую страницу, или переписывать домашнее задание, пока не выполнит его идеально. Школьные задания соответствуют нормам учебной нагрузки. Это как раз тот случай, когда больше не значит лучше.
Вместо этого рекомендуем интересоваться учебным процессом ребёнка, но без фанатизма. Разумно помочь найти нужные книги или информацию в интернете. Главное — делать это не вместо ребёнка, а вместе с ним. В частности, рисовать за школьника картины или писать сочинения — это медвежья услуга. А если вы выполнили задание за ребёнка даже один раз, то вам будет потом сложно объяснить, почему отказываетесь сделать это снова.
Проявляем здоровую родительскую лень в плане оценок
Токсично требовать, чтобы ребёнок справлялся с любой задачей идеально, а начиная со второго класса сдавал всю домашку и контрольные на «отлично». Школьнику полезно получить то, что заслужил. Парадоксально, но когда родитель обеспокоен учёбой больше, чем ребёнок, последний перестаёт учиться. Логика здесь простая: зачем что-то делать, если об этом уже позаботились взрослые. Здоровая родительская лень в этом вопросе только на пользу ребёнку.
Наталья Благинина, к. м. н., врач-психиатр, психотерапевт, АНО «Культура здоровья»:
«В терапии детей очень важна работа с родителями. При госпитализации в стационар или при обращении в поликлинику по поводу поведенческих нарушений ребёнка, которые родители связывают с началом школы, врачи-психиатры смотрят и на изменение поведения родителей. Ведь школа ребёнка — это изменение жизни всей семьи. И не все семьи хорошо проходят этап адаптации.
Тревожных родителей врачи-психиатры обычно направляют на семейную терапию, так до ребёнка проще “достучаться”, чем только фармакотерапией или индивидуальной терапией с ребёнком. То есть взрослым важно успокоить самих себя. Тогда ребёнок отзеркалит и скопирует такое поведение».
Подытожим. Успех сопутствует тому, кто уверен в себе, активен и умел. А эти качества можно развить, только если любить и поддерживать ребёнка. Вместо нравоучительной тирады полезнее и важнее обнять школьника даже в случае неудачи и вместе поискать решение.