Что смотрят дети и подростки
Родители, учёные и общественные деятели переживают, что дети проводят слишком много времени с гаджетами. Новые исследования пугают: у школьников клиповое мышление, психологические проблемы из-за телефонов и интернета. К тому же в сети орудуют мошенники и преступники.
Ольга Иванова, общественный деятель, пресс-секретарь независимого профсоюза «Новый труд»:
«Раздражительность, снижение умственных способностей, ухудшение зрения, комплексы, усталость, уход от живого общения — это далеко не все последствия скроллинга соцсетей, которым охвачены подростки. Алгоритмы подбрасывают “залипательные” ролики, которые беспощадно убивают время. При этом молодому мозгу полезно посвящать время развитию, обучению. Исследование, проведённое по инициативе Сбербанка, показало: средний период концентрации внимания у подростков — всего 8 секунд!»
В статье выясняем, что сейчас смотрят дети в интернете. Подсказываем, как обмануть алгоритмы поисковой выдачи. А также что предпринять, чтобы ребёнок не смотрел низкосортные рилзы.
Что смотрят школьники в интернете?
Предпочтения школьников раскрывает исследование компании Mediascope в проекте Kids&Teens. В нём опросили 5500 детей в возрасте 4–17 лет, которые живут в городах с населением от 100 000 человек. Исследование проводили в 2022 и 2023 годах с помощью анкетирования и интервью, а для некоторых блоков — посредством аналитики поисковых запросов и панельных измерений.
Все любят интернет
Даже если лично вы сторонник идеи «ребёнку не место в киберпространстве», статистика показывает, что большинство детей пользуются интернетом почти каждый день. И чем они старше, тем чаще заходят в сеть.
Соцсети особенно популярны
Почти все школьники любят социальные сети. В зависимости от возраста, цели посещения разные. До 12 лет в соцсетях ищут развлекательный контент. Чаще всего в видеоформате. Младшие школьники «залипают» на мемы, видео с котиками, забавные ролики по интересам.
Подростки в соцсетях чаще общаются, читают новости, выкладывают фото, пишут посты. После 12 лет школьникам важны общение, самоидентификация, поиск своей группы. И всё это многие находят в соцсетях.
Подростки смотрят блогеров
Каждый второй подросток в возрасте 12–17 лет подписан на блогеров. Школьников интересуют их советы, лайфхаки и развлекательный контент. Если верить опросу Mediascope Kids&Teens, у представителей поколения «альфа» блогер Влад А4 популярнее голливудских звёзд, включая Тома Холланда, Дэниэла Рэдклиффа и Джонни Дэппа.
Чем старше ребёнок, тем сложнее его вкусы. Подростки уже не смотрят всё подряд, а следуют своим интересам. Часто выбирают образовательные ролики, лекции, мастер-классы, обзоры товаров.
Однако целиком полагаться на это или подобные исследования было бы наивно. В опросах и интервью юные респонденты могут отвечать не совсем честно. Или, например, умолчать о том, что могут смотреть украдкой треш-стримы или откровенные видео в режиме «инкогнито». К тому же статистика даёт усреднённые данные. Важнее понять, что смотрят именно ваши дети.
Как узнать, что смотрит ваш ребёнок?
Использовать силовые методы не рекомендуем.
-
Лучше не пытаться тайком от школьника залезть в его телефон, даже если очень хочется и если испытываете тревогу. Это может подорвать доверительные отношения.
-
Не стоит запрещать смотреть конкретных блогеров или какой-то вид контента (особенно детям старше 12 лет). Скорее всего, подросток продолжит смотреть нежелательные ролики втихаря, а родители рискуют остаться в дураках и даже не узнать о том, что школьник нарушает запрет.
Лариса Окулик, психолог, коуч по детско-родительским отношениям:
«Чем больше мы что-то запрещаем подростку, тем более интересным это будет для него. Если установить строгие запреты по самостоятельному выбору видеоконтента, подросток всё равно найдёт способы, где посмотреть “запрещёнку” — например, у друзей. Нужно не запрещать, а разговаривать. В том числе узнавать, почему ему нравятся именно эти видео, что полезного он оттуда берёт. В беседе можно высказать свою точку зрения. Главное — осуждать не самого подростка, а конкретный вид контента».
Полезнее выстроить с ребёнком доверительные отношения. Это позволит ему не бояться, что вы будете его ругать или высмеивать из-за предпочтений. Постепенно школьник начнёт сам показывать, что смотрит, и вместе обсуждать ролики. Это родительская хитрость: разрешить ребёнку то, что вас беспокоит, и живо интересоваться этой темой.
Предположим, маме не нравится, что сын смотрит Влада А4. Пусть школьник покажет свои любимые ролики с этим блогером. Дальше можно задать вопросы: «А что тебе тут нравится?», «Почему ты смотришь именно его?», «В чём смысл?», «А что ты ещё мне посоветуешь и почему?» Суть метода — знать «неприятеля» в лицо и понимать его.
Что сделать, чтобы ребёнок смотрел меньше вредных и больше полезных роликов
Отучить ребёнка от сомнительного контента сложно, но можно.
Какие факторы влияют на то, что смотрят дети:
-
Подростки подвержены влиянию сверстников. Если все друзья смотрят какой-то тренд, то ваш ребёнок захочет к нему приобщиться.
-
Влияние родителей на подростка ослабевает — проходит сепарация. Если мама настаивает, чтобы дочка слушала Шопена, а не группу «Дайте танк (!)», то подросток сделает наоборот. Даже если Шопен ей нравится, чувство противоречия и желание выбраться из-под давления окажутся сильнее.
-
Подросткам важно примкнуть к социальной группе, идентифицировать себя с кем-то. Им комфортно в комьюнити вокруг блогера, а также в субкультуре, которой он принадлежит.
-
Подростки после 16 лет ищут себя, формируют мнения, мировоззрение. Многим удобно искать ответы в роликах и в целом в интернете.
Родители не в силах изменить возрастные особенности или отменить влияние новой культуры, цифровизации. Зато можно прибегнуть к хитрости.
Обходим алгоритмы
«Умные» ленты предлагают пользователю контент, которым он интересуется. Если отдавать предпочтение видеороликам с теориями заговора, то постепенно они вытеснят остальное. Посмотрев несколько раз какого-то блогера, школьник будет часто видеть его в рекомендациях.
Алгоритмы можно «обмануть». Например, попросить ребёнка найти для вас в соцсетях развивающее видео — под предлогом, что сами не можем найти. Например, ролики Владимира Сурдина об экзопланетах или астероиде Оумуамуа, который прилетел в нашу Солнечную систему из другой галактики. Тогда предложка в соцсети немного изменится. Можно закрепить успех и спрашивать, не встречал ли ребёнок ролики о космосе у себя в ленте.
Учим школьника пользоваться интернетом разумно
Рекомендуем научить ребёнка грамотно сёрфить в сети: искать достоверную информацию, проводить фактчекинг, распознавать обманщиков и мошенников. Психолог Лариса Окулик рекомендует обсуждать вместе, «что такое хорошо, а что такое плохо». Эффективно работает сравнение. Лариса Окулик предлагает вместе с ребёнком проанализировать откровенно плохой и хороший контент, найти отличия. При этом важно на конкретных примерах доказать, что блогеры нередко ошибаются.
Денис Мальцев, фотограф, преподаватель фотошколы:
«Набирая в поисковике “левое и правое полушарие”, скорее всего, вы увидите антинаучные факты. В частности, что левое полушарие мозга отвечает за логику, а правое — за творчество и воображение. Этот бесспорный факт для интернет-сёрфера у нейрофизиолога вызовет дрожь. Медицинскую литературу или популярного психолога Арнхейма, изучавшего этот вопрос, можно найти в лучшем случае в цифровом или офлайн-книжном. Школьник в поиске ответа получит кучи мусора, а не качественный и проверенный фактами материал. Неслучайно “фейк ньюз” (поддельные/липовые новости) стало словом 2017 года по версии HarperCollins».
Предлагаем детям качественные фильмы, мультики и ролики
В разном возрасте полезен разный контент.
До 7 лет
Дошкольники любят развлекательные красочные ролики и мультфильмы. Увлечь их длинными документальными чёрно-белыми лентами в этом возрасте не выйдет.
Лариса Окулик:
«Маленьким детям я бы рекомендовала смотреть сказки. Впрочем, подросткам они тоже полезны. Такие мультфильмы развивают мышление, помогают мечтать, ставить цели, строить разные сценарии для их достижения.
Лучше подбирать детям познавательный контент, который пригодится в быту. Дошкольникам полезно смотреть мультфильмы и передачи, которые учат считать, читать, рассказывают о временах года, разнообразии животного мира».
Параллельно можно аккуратно готовить ребёнка к школе. Для этого также подойдёт развлекательный контент, но с полезными для учёбы сюжетами.
Кандидат педагогических наук, старший методист онлайн-школы «ИнтернетУрок» Ирина Воронцова предлагает показать дошкольникам такие мультфильмы:
-
про природу;
-
экранизации классики, например сказок А. С. Пушкина (3+), «Кот в сапогах» (3+), «Бременские музыканты» (4+).
Светлана Сивкова, учитель начальных классов, дефектолог, нейропсихолог:
«До трёх лет мультфильмы и видеоролики ребёнку полезно смотреть в ограниченном количестве. Желательно в присутствии мамы. Так сможете вовремя контейнировать, контролировать эмоции и чувства дошкольника в связи с просмотром.
К пяти годам родителям необходимо сформировать у ребёнка понимание, какой контент можно смотреть без родителей. Например, договориться, что он может смотреть конкретные мультфильмы, а видео с нехорошими словами, страшными для ребёнка героями открывать нельзя. Если получается придерживаться этих правил в 5 или 6 лет, то к подростковому возрасту у школьника будут сформированы понятия разрешённого и запрещённого контента. Но это не значит, что он не будет смотреть запрещённый контент тайком от мамы».
7–12 лет
Примерно до 5-го класса ещё можно модерировать контент и действовать силой примера. Папа и мама существенно влияют на детей до 12 лет. Младшие школьники идентифицируют себя с родителями и подражают им.
Денис Мальцев:
«Поделюсь 10-минутным упражнением. Взяли книгу при ребёнке, сели в кресло и с интересом читаем. Если книга оказалась скучной, не бросаем. Как минимум не забываем перелистывать страницы. Кроме книг, полезно дать школьнику разный опыт взаимодействия с качественным контентом. Можно сходить в музей, на выставку. Например, попытаться понять смысл картин Шагала».
Лайфхаки, как привить ребёнку интерес к полезному контенту личным примером:
-
Показываем школьнику, как нам интересен качественный контент. При этом не нужно давить на ребёнка и заставлять его смотреть научпоп или исторические фильмы вместе с вами. Пусть это будет фоновый звук. Если ребёнок заинтересуется, то придёт сам.
-
Если не можем совсем отказаться от низкосортного контента, смотрим его без ребёнка. У всех свои слабости. Всякие Comedy Club, «ЧБД» и прочие неоднозначные программы лучше смотреть в гордом одиночестве или в наушниках.
-
Хвалим качественный контент, который посмотрели. Например, можно рассказать за ужином, как понравился новый сериал по Достоевскому. Хорошо подпустить интриги, чтобы ребёнку стало любопытно и захотелось самому увидеть то, о чём вы рассказали. Но есть тонкий момент: важно именно увлекать, а не рекламировать. Школьники чувствуют фальшь. Если ребёнок говорит, что ему «не зашло», то не закатываем глаза и не ругаем за плохой вкус: подросток имеет право на своё мнение.
Лариса Окулик:
«Детям 7–10 лет пойдут на пользу передачи и художественные фильмы, разъясняющие жизненные ценности и смысл жизни. Советую передачи на тему “Как это сделано, из чего и зачем”: как устроена бытовая техника, ракеты, тракторы и прочее. В этом возрасте будут полезны передачи о нашей планете и её красотах, о разнообразии стран, об исторических местах, различиях в менталитете жителей разных стран. А также контент, который помогает выявить интересы ребёнка. Это поможет профориентации в будущем».
После 12 лет
Подростки начинают сепарироваться и отвергать родительский авторитет. Для них всё ещё значимо родительское внимание и мнение. Но ещё важнее, чтобы взрослые не давили и не принуждали.
Ирина Воронцова, старший методист онлайн-школы «ИнтернетУрок», кандидат педагогических наук:
«Рекомендую показывать детям документальные фильмы, которые расширяют кругозор и способствуют пониманию мира. Например, фильмы о дикой природе учат бережному отношению к природе, животным, окружающему миру, экологии.
Кроме того, подросткам будут полезны отечественные фильмы и сериалы, которые помогают понять культурные и социальные аспекты жизни. Детям и подросткам будет полезно и интересно посмотреть экранизации школьной классики. А потом сравнить их с оригинальными произведениями. Особенно рекомендую такую подборку экранизаций:
“Му-Му” (11+);
“Шинель” (14+);
“Судьба человека” (14+);
“Герой нашего времени” (15+);
“Несколько дней из жизни И. И. Обломова” (16+);
“Война и мир” (17+)».
Родителям стоит оставаться для подростка примером в выборе полезного контента: слушать во время приготовления пищи хорошую музыку, смотреть по вечерам качественные фильмы, читать книги, обсуждать с ребёнком темы, связанные с культурой и искусством.
Психолог Лариса Окулик также рекомендует школьникам в возрасте 10–15 лет такой контент:
-
Фильмы, передачи и ролики, которые помогают развивать коммуникативные навыки. Контент, демонстрирующий важность жизненных ценностей: семьи, дружбы, здоровья, с психологическими пояснениями.
-
Ролики, с помощью которых можно научиться готовить простые блюда, шить и овладеть прочими бытовыми навыками.
Кроме того, средняя школа — идеальное время, чтобы углубиться в интересующие или сложные школьные предметы. Например, заглянуть в нашу Библиотеку.
Показываем интересное вне интернета
Интернет и вообще цифровое пространство — источник «дешёвого» дофамина. То есть, не прилагая особых усилий, человек получает порцию удовольствия. Так и рождаются интернет-зависимости.
Ольга Иванова:
«“Подсевшие” на скроллинг в раннем детстве уже основательно закрепили в себе клиповое мышление. До предела снизилась способность подростков получить удовольствие от серьёзного фильма или книги. Лёгкий дофамин, который даёт просмотр коротких видеороликов, лишает необходимости напрягаться. Кроме того, бесконечное наблюдение за жизнью селебрити вызывает зависть и неудовлетворённость. А бесконтрольность в сети продолжает растить “клиповое” поколение, которое выбирает контент попроще, попримитивнее».
Чтобы ребёнок не утонул в цифровом мире, важно показать ему, что за пределами смартфона не менее интересно и там тоже «раздают» дофамин.
Альтернативы интернету, которые тоже заряжают позитивом:
-
путешествия;
-
спорт;
-
кино;
-
квесты;
-
живая музыка;
-
галереи, музеи, лекции;
-
прогулки;
-
мастер-классы;
-
танцы.
Приобщаем к искусству
Творчество развивает, расслабляет, снимает стресс, улучшает когнитивные и интеллектуальные способности. Кроме того, у ребёнка, который приобщён к искусству и творчеству, улучшается вкус. Он уже сам не станет смотреть низкосортные видео.
Как приобщить ребёнка к искусству:
-
Ходить по галереям, музеям и выставкам. Желательно найти динамичные экскурсии и лекции.
-
Посещать театры, концерты. Рекомендуем выбрать неоклассику. Например, в рок-обработке. Или скрипки при свечах под звёздным небом в планетарии.
-
Обращать внимание на детали во время путешествий. В том числе на архитектурные особенности зданий, площадей, прочих построек.
-
Слушать лекции. Темы могут быть разные: антропологические теории и исследования в области хоррора, русских народных сказок, празднования Нового года. Даже история Деда Мороза и Снегурочки способна удивить школьников своей сложностью.
-
Заниматься творчеством. Можно посещать мастер-классы: рисовать, заниматься гончарным делом, лепить, делать украшения.
Светлана Поморцева, пианистка, композитор, педагог:
«Стремление детей и подростков к просмотру низкосортного видеоконтента говорит о недостатке культурной среды. Это приводит к ограниченности мышления, проблемам с проявлением интеллекта.
Занимаясь музыкой, живописью, скульптурой, другим творчеством, ребёнок учится концентрации, формированию правильных вопросов и ответов, умению слушать, аргументировать, доносить свою точку зрения до окружающих. Творчество “разгружает” психику от ежедневных эмоциональных нагрузок и стрессов, помогает успокоить ум и обрести положительные эмоции. С такими навыками ребёнок уже не сможет быть “обычным”, сумасбродным подростком.
Однако даже самого творческого школьника не получится полностью оградить от низкосортной информации. И всё же в творческой насыщенной среде с интересным, интеллектуальным окружением школьник будет тянуться за ним, даже несмотря на “проскакивание” неподобающего контента».
Формируем окружение ребёнка
На подростка большое влияние оказывает круг общения. Изменить уже сложившееся окружение сложно, поэтому лучше формировать его до того, как ребёнок вступил в подростковый возраст.
Как помочь ребёнку сформировать окружение:
-
Вводить его в круг своих друзей и знакомых, которых сами считаете интеллигентными людьми.
-
Водить в кружки, клубы, где собираются увлечённые дети. Это может быть театральный кружок, музыкальная, художественная школа, танцевальная студия.
-
Выбирать школу. Обычные школы формируются по районам, то есть детей объединяет место жительства. Но можно подобрать частную или онлайн-школу, чтобы минимизировать негативное влияние среды.
Мы рекомендуем выбрать качественную онлайн-школу с асинхронным обучением. Тогда у ребёнка будет больше свободного времени, чем в традиционной школе. Он сможет заниматься творчеством или спортом, социализироваться в разных секциях и кружках по интересам. Следовательно, контент, который смотрит школьник, будет более качественным. Как минимум будет связан с хобби и увлечениями ребёнка, не сводясь к повторению однотипных движений из временно трендовых треков. К тому же просмотр роликов будет ассоциироваться у ребёнка не только с развлечением, но и с учёбой.