Социализация ребёнка на домашнем обучении: правда и мифы
Говорят, в онлайн-школах нет или мало социализации. Правда ли это, как общение на домашнем обучении влияет на будущее и как социализировать ученика онлайн-школы, объясняем в статье.
Что такое социализация?
Это «процесс усвоения индивидом социального опыта, системы связей и отношений», если верить психологическому словарю. То есть социализация — формирование человека как личности под влиянием окружения.
Михаил Иванович Лазарев, основатель онлайн-платформы «ИнтернетУрок»:
«Социализация — это процесс усвоения норм, морали, правил, ценностей, принятых в сообществе. Соответствие им помогает общаться с коллегами, делать карьеру, налаживать личную жизнь».
Не только общение
Социализация — это больше чем общение. Она подразумевает освоение знаний, норм и ценностей, которые позволяют действовать в качестве полноправного члена общества. Социализация будет неполной без передачи опыта от людей разных возрастов, культур, интересов и профессий.
В традиционной очной школе социализация довольно ограниченная. Человек 9–11 лет ходит в одно и то же место, встречает всё тех же людей, которые делают примерно одно и то же. При этом в жизни намного больше социальных ролей, чем учитель и ученик. В классической школе почти некогда их узнать. На хобби и развлечения не у всех хватает времени. У старшеклассника в день может быть до 7 уроков плюс горы домашки и занятия с репетиторами.
К тому же большинство учеников обычных школ общаются в основном со сверстниками. Однако после окончания школы и вуза придётся взаимодействовать и с теми, кто старше и младше. То есть социализация в обычной школе неполная.
Зато на домашнем обучении больше свободного времени и возможностей для взаимодействия с разными людьми. Это помогает развить более зрелые коммуникативные навыки и понять разные социальные нормы.
Не сверхзадача школы
Не получится социализироваться в первом классе один раз и на всю жизнь. При переходе в любое новое сообщество придётся адаптироваться заново. В том числе при смене школы, кружка, при переезде и поступлении в вуз, на каждой новой работе и в каждой новой компании.
Виды социализации:
-
первичная — приобретение базовых навыков для адаптации в обществе;
-
вторичная — избавление от сложившихся ранее моделей поведения и приобретение новых (ресоциализация).
То есть школа — это важный элемент социализации, который всё-таки не может заменить весь процесс целиком.
Мифы о социализации на домашнем обучении
Онлайн-школы существенно моложе традиционных, но уже успели обрасти мифами.
«Ученики онлайн-школ всё время за компьютером»
Это миф. Домашнее обучение не работа на удалёнке. Учёба не загружает ребёнка настолько, чтобы он не мог оторвать глаз от ноутбука и терял границы личного пространства, как некоторые удалёнщики. Остаётся достаточно времени на увлечения.
В нашей онлайн-школе «ИнтернетУрок» ученики не тратят время на дорогу в школу и обратно, переклички и другие дисциплинарные моменты. Оставшееся время каждый инвестирует по своему желанию.
«Ребёнок проведёт всё детство в четырёх стенах»
Неправда. На домашнем обучении дети могут перемещаться чаще, чем в обычных государственных школах. Причём более интересными маршрутами, чем «дом — учёба — дом — репетитор — дом».
Можно гулять. Можно записаться для начала на пробные занятия в разные спортивные секции и творческие студии, поискать свой талант. Можно танцевать. Можно посещать клубы по интересам. Можно поехать с друзьями на скалодром, сходить в кино или покататься на велосипеде — что душа пожелает. Каждый из этих вариантов позволит ребёнку отдохнуть от компьютера и социализироваться в новом сообществе.
Возможно, миф о четырёх стенах породила созвучность домашнего и надомного обучения. Но это не одно и то же. Надомное обучение необходимо только при болезнях и инвалидности — школьные учителя приходят к ребёнку домой или преподают школьную программу онлайн. На домашнем обучении могут учиться все желающие, состояние здоровья ни при чём. В этом случае учителя домой к ученикам не ходят, занятия проводятся в формате видеоуроков, которые можно смотреть в кафе или в парке, на пляже, даче, корабле — где угодно.
«В онлайн-школах тепличные условия»
Это полуправда. Некоторые родители переживают, что онлайн-школы создают тепличные условия, ребёнок не проходит пресловутую «школу жизни», а значит, рискует вырасти инфантильным и не приспособленным к суровой реальности. Однако «школа жизни» нередко означает травлю, драки, психологические травмы. Не слишком ли это высокая цена за первичную социализацию?
Ирина Степанова, психолог:
«В онлайн-школе ученик общается с одноклассниками, преподавателями. Это удобная форма первых шагов в коммуникации. А для детей без сложностей с социализацией домашнее обучение полезно снижением социальной нагрузки. Для таких детей онлайн-занятия — это форма переключения, замедления, отдыха от шума среды».
К тому же тепличные условия в перспективе не так уж и плохи. Взрослые шутят: «Пока вы все выходите из зоны комфорта, мне бы в неё попасть». Так же и со школой. Не обязательно класть голову ребёнка в пасть крокодила, чтобы объяснить, что крокодил — хищник. Онлайн-школа тоже даёт возможность социализироваться, но без травматичных ситуаций. При этом навыки общения с хамами, хулиганами и другими деструктивными личностями можно развить на курсах эмоционального интеллекта. Не обязательно для этого видеться с такими людьми каждый будний день в учебное время. И тем более становиться жертвой их агрессии.
«Детям на домашнем обучении не хватает живого общения»
Это миф. В онлайн-школе разве что не навязывают 20–30 ровесников, под стиль поведения которых нужно подстраиваться. И учителя не мучают перекличками и дисциплинарными ритуалами. А в целом общения предостаточно. В нашей онлайн-школе «ИнтернетУрок» педагоги объясняют темы в формате видеоуроков и дают развёрнутую обратную связь по домашней работе. Ученики тоже общаются и встречаются лично по желанию.
Ирина Воронцова, старший методист онлайн-школы «ИнтернетУрок», кандидат педагогических наук:
«Изолированность от сверстников на домашнем обучении — это миф. На практике хорошие онлайн-школы активно стимулируют социальные взаимодействия. Школьники объединяются через клубы по интересам, групповые проекты, обсуждения в чатах, виртуальные клубы и мероприятия. Так дети могут объединяться по интересам и обрести друзей. Также ученики создают неформальные группы в мессенджерах и социальных сетях, где делятся друг с другом своими успехами и неудачами».
К тому же цифровое общение — это полезный навык для будущего. Многие уже сейчас работают дистанционно. Во времена пандемии не каждый смог вести дела и добиваться своего в онлайн-режиме. Дети на домашнем обучении умеют пользоваться цифровыми инструментами с первого класса.
«Выпускникам онлайн-школ сложно адаптироваться в сузе или вузе»
Это заблуждение. Социализация в обычной школе немного напоминает классический вуз. С той разницей, что студентов объединяет не адрес постоянной регистрации, а схожие карьерные планы. И всё же у учеников онлайн-школ есть фора — психологическая устойчивость.
В онлайн-школе «ИнтернетУрок» уже состоялось 10 выпусков. Наши ребята поступают в колледжи и вузы, в том числе на очное отделение. И успешно там учатся.
«Домашнее обучение не развивает социальные навыки»
Ещё один миф гласит, что ученики онлайн-школ отстают в социальном развитии от сверстников — не тренируют востребованные навыки командной работы. Но это не так.
Командная работа — это не только субботники или походы в музей. Ученики онлайн-школ занимаются командными видами спорта, ходят в походы. Отличие от учеников обычных школ только в том, что на домашнем обучении дети развивают социальные навыки с теми, с кем хотят, а не с навязанными администрацией школы одноклассниками.
В итоге социальная зрелость учеников на домашнем обучении более чем на 50 % выше, чем в обычных школах. Как минимум по способности общаться и обслуживать себя. К таким выводам в ходе эксперимента пришёл социолог Томас Смедли.
Признаки успешной социализации:
-
психическая устойчивость;
-
уверенность в себе, внутренняя свобода;
-
гибкость, адаптивность;
-
знания;
-
стремление к развитию;
-
умение учиться самостоятельно;
-
нешаблонное мышление;
-
переговорные навыки;
-
внутренняя референция (человек ориентируется на себя и своё мнение, независимо от мнения окружающих).
На основании своего эксперимента Томас Смедли предположил, что в классических школах социализация, скорее, временная. Она учит подстраиваться под лидеров класса и годами терпеть то, что не нравится. Это дисциплинирующие, но не самые полезные для будущего навыки. Повзрослев, выпускники обычных школ годами работают в токсичных коллективах. Потому что боятся перемен и привыкли находиться в недружелюбной компании. То есть социализация в онлайн-школе более перспективная. Она учит выбирать окружение и не бояться его менять.
Социализация в традиционных и онлайн-школах
Школа |
Обычная |
Онлайн |
Социализация |
Временная |
Устойчивая |
Привычки |
Подстраиваться под лидеров, терпеть то, что не нравится |
Выбирать окружение, действовать, менять то, что не нравится |
Самовыражение |
На минимуме. Дети боятся осуждения, насмешек |
Максимальное. Дети окружают себя теми, кому близки их мысли и увлечения |
Перспектива |
Боязнь перемен, работа в токсичном коллективе, |
Смелость, эксперименты, проявление потенциала в разных сферах |
Проблемы социализации на семейном обучении
На домашнем обучении есть три проблемы с социализацией. Точнее, это не проблемы, а задачи, которые можно решить.
Выбрать по-настоящему удобный формат
Домашнее обучение возможно в разных форматах. Синхронное обучение с видеозвонками по заданному расписанию ограничивает свободу, хотя и дисциплинирует. Мы же предлагаем присмотреться к качественному асинхронному обучению — с видеоуроками и домашними заданиями, которые можно смотреть и выполнять в любое удобное время до конца четверти.
Научиться поддерживать концентрацию
На домашнем обучении много соблазнов отвлечься: поиграть, поскроллить ленты соцсетей, попереписываться с друзьями.
Анна Жадан, старший преподаватель в онлайн-школе «ИнтернетУрок»:
«Длительное нахождение перед экраном может быть утомительным и отвлекать от учебного процесса. Повысить концентрацию проще, если чередовать онлайн-занятия с активными паузами, физическими упражнениями, нейрогимнастикой и творческими играми. Так проще поддержать высокую вовлечённость».
Грамотно распределить свободное время
Свободного времени в онлайн-школах больше, чем в обычных. И важно использовать это преимущество. Тратить его только на соцсети и компьютерные игры — значит упустить возможности и отказаться от преимуществ.
Важно подобрать увлечения, которые помогут в социализации. Например, можно посвятить время мечте: освоить сольфеджио, научиться играть на музыкальном инструменте, приручить нейросети, заняться боксом, футболом, плаванием. В какой-то из секций появятся единомышленники. С ними можно гулять после занятий. При этом рекомендуем выделять время для домашних дел и общения с семьёй. Это тоже база для социализации.
Способы социализации на домашнем обучении
Как мы уже поняли, общения только в школе для социализации недостаточно. Необходимо взаимодействие с людьми разного возраста, разных профессий, с разными интересами и характерами. У учеников хороших онлайн-школ есть на это время. Делимся способами, как безопасно социализировать школьника в свободное от учёбы время.
Михаил Иванович Лазарев, основатель образовательной платформы «ИнтернетУрок»:
«Если есть возможность поместить ребёнка в микросоциум людей, которые чем-то увлечены, то так и нужно поступать. Человеку необходимо общаться с себе подобными. Такой микросоциум помогает находить душевные силы, чтобы совершенствоваться. Это и есть социализация».
Клубы по интересам
Одновременно социализироваться и развиваться можно в клубах по интересам. Хорошие онлайн-школы объединяют своих учеников в подобные виртуальные сообщества, и наша школа не исключение.
Ирина Воронцова, старший методист онлайн-школы «ИнтернетУрок», кандидат педагогических наук:
«В нашей онлайн-школе “ИнтернетУрок” действуют клубы по интересам. В том числе исторический, географический, литературный, языковые, IT и другие. В таких клубах наши ученики из разных городов и стран общаются через мессенджер. Они обсуждают темы клуба, участвуют в играх и конкурсах, отгадывают загадки и ребусы. Кроме того, в тематических клубах периодически проходят онлайн-встречи с заинтересованными учениками.
Также в нашей школе есть курсы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. На таких курсах ученики могут выбрать удобный для себя формат. Кроме индивидуальных занятий и вебинаров популярен вариант подготовки в мини-группе. Он предполагает взаимодействие между собой двенадцати человек и преподавателя. У учеников на таких занятиях меньше тревожности и страхов. Больше открытости и уверенности в себе».
Интеллектуальные соревнования
Для социализации, развития и упрощения поступления в вуз полезно принимать участие в олимпиадах. Некоторые туры проходят исключительно в очном формате. Такие олимпиады крайне перспективны, и не только с точки зрения социализации. Приведём некоторые примеры.
Преимущества олимпиад:
-
поступление в вуз на бюджетное место автоматом (победа на Всероссийской олимпиаде школьников, вузовских олимпиадах);
-
100 баллов за ЕГЭ по предмету олимпиады (победа на Всесибирской открытой олимпиаде школьников, Олимпиаде школьников СПбГУ);
-
скидка на обучение в вузе («Высшая проба», Всероссийская олимпиада по финансовым рынкам «Финконтест»).
Стремящимся получить образование в IT-сфере будут также интересны детские хакатоны — командные соревнования, где каждый выполняет свою задачу по программированию. Это помогает социализироваться с новыми людьми со схожими интересами и подготовиться к поступлению в профильный вуз.
Секции и студии
Различные увлечения дают возможность общаться с единомышленниками. Кому-то больше по душе музыка. Кому-то — живопись. Кому-то — спорт или танцы. Некоторые изучают актёрское мастерство и моделинг. Другие — робототехнику и нейросети. Рекомендуем экспериментировать: и с направлением, и с вариантами секций. Если не понравился педагог по боксу, это ещё не значит, что спорт не ваше. Стоит попробовать занятия в другой секции.
Гости
На домашнем обучении полезно приглашать домой разных гостей.
Анастасия Короб, психолог, педагог:
«Рекомендую родителям приглашать в гости своих друзей. Наблюдая, как родители выстраивают дружеские отношения, ребёнок будет им подражать. Стоит чаще рассказывать про своих друзей: как вы взаимодействуете, как друзья помогали вам в сложных ситуациях. Или как вы им помогали. Так можно повысить ценность дружеских отношений в глазах ребёнка. Также полезно проводить дома детские вечеринки, куда ребёнок сможет пригласить своих друзей».
Двор
Это «социальные сети прошлого века». Сегодня во дворе дети гуляют редко, но можно узнать, у кого из соседей дети того же возраста, и пригласить их в гости познакомиться. Можно показать детям, как играть в бадминтон, настольный теннис, рассказать про разные виды уличных игр. Возлагать большие надежды на этот способ не стоит, но попробовать можно.
Семейные ритуалы
Семья — это тоже социум. Важно качественно проводить время вместе.
Анастасия Короб, психолог, педагог:
«Полезно ввести в семейную традицию совместные завтраки, обеды или ужины. То есть садиться друг напротив друга и рассказывать, как прошёл день. Можно поговорить о книгах, фильмах и том, что вас волнует. В этот момент ребёнок подмечает нюансы вашего невербального общения: как вы жестикулируете, какие мимические мышцы работают. Так школьнику проще развить эмоциональный интеллект».
Волонтёрство
Можно помочь организовать культурный фестиваль, выставку-пристройство питомцев или помочь сиротам. Такие мероприятия помогут найти единомышленников с добрым сердцем. А ещё участие в волонтёрской деятельности позволяет заработать дополнительные баллы для поступления в вуз.
Проще говоря, социализация в онлайн-школах более мягкая. В отличие от обычных школ она не ориентирована на муштру дисциплины и приспособление к коллективу. Домашнее обучение позволяет лучше понять себя, окружить единомышленниками и раскрыть свой потенциал. У наших учеников достаточно свободного времени, чтобы посещать секции, студии, кружки и клубы по интересам.
Приглашаем познакомиться с нашей образовательной платформой. С пробным доступом вы сможете бесплатно «погулять» по нашей школе. Увидите наше расписание, поймёте, как всё устроено и насколько вам это подходит.