Назад
views 357
calendar 12 ноября 2024

Социализация ребёнка на домашнем обучении: правда и мифы

Социализация ребёнка на домашнем обучении: правда и мифы
Фото: Leka Sergeeva, Shutterstock
contents Оглавление
Свернутьarrow
Гайд по социализации ребёнка в онлайн-школе

Говорят, в онлайн-школах нет или мало социализации. Правда ли это, как общение на домашнем обучении влияет на будущее и как социализировать ученика онлайн-школы, объясняем в статье. 

Что такое социализация?

Это «процесс усвоения индивидом социального опыта, системы связей и отношений», если верить психологическому словарю. То есть социализация — формирование человека как личности под влиянием окружения. 

Михаил Иванович Лазарев, основатель онлайн-платформы «ИнтернетУрок»:

«Социализация — это процесс усвоения норм, морали, правил, ценностей, принятых в сообществе. Соответствие им помогает общаться с коллегами, делать карьеру, налаживать личную жизнь».

 Что такое социализация, объясняет учёный

Не только общение

Социализация — это больше чем общение. Она подразумевает освоение знаний, норм и ценностей, которые позволяют действовать в качестве полноправного члена общества. Социализация будет неполной без передачи опыта от людей разных возрастов, культур, интересов и профессий. 

В традиционной очной школе социализация довольно ограниченная. Человек 9–11 лет ходит в одно и то же место, встречает всё тех же людей, которые делают примерно одно и то же. При этом в жизни намного больше социальных ролей, чем учитель и ученик. В классической школе почти некогда их узнать. На хобби и развлечения не у всех хватает времени. У старшеклассника в день может быть до 7 уроков плюс горы домашки и занятия с репетиторами. 

К тому же большинство учеников обычных школ общаются в основном со сверстниками. Однако после окончания школы и вуза придётся взаимодействовать и с теми, кто старше и младше. То есть социализация в обычной школе неполная

Зато на домашнем обучении больше свободного времени и возможностей для взаимодействия с разными людьми. Это помогает развить более зрелые коммуникативные навыки и понять разные социальные нормы. 

Не сверхзадача школы

Не получится социализироваться в первом классе один раз и на всю жизнь. При переходе в любое новое сообщество придётся адаптироваться заново. В том числе при смене школы, кружка, при переезде и поступлении в вуз, на каждой новой работе и в каждой новой компании. 

Виды социализации:

  • первичная — приобретение базовых навыков для адаптации в обществе;

  • вторичная — избавление от сложившихся ранее моделей поведения и приобретение новых (ресоциализация). 

То есть школа — это важный элемент социализации, который всё-таки не может заменить весь процесс целиком.

Мифы о социализации на домашнем обучении

Онлайн-школы существенно моложе традиционных, но уже успели обрасти мифами. 

«Ученики онлайн-школ всё время за компьютером»

Это миф. Домашнее обучение не работа на удалёнке. Учёба не загружает ребёнка настолько, чтобы он не мог оторвать глаз от ноутбука и терял границы личного пространства, как некоторые удалёнщики. Остаётся достаточно времени на увлечения. 

В нашей онлайн-школе «ИнтернетУрок» ученики не тратят время на дорогу в школу и обратно, переклички и другие дисциплинарные моменты. Оставшееся время каждый инвестирует по своему желанию. 

«Ребёнок проведёт всё детство в четырёх стенах»

Неправда. На домашнем обучении дети могут перемещаться чаще, чем в обычных государственных школах. Причём более интересными маршрутами, чем «дом — учёба — дом — репетитор — дом». 

Можно гулять. Можно записаться для начала на пробные занятия в разные спортивные секции и творческие студии, поискать свой талант. Можно танцевать. Можно посещать клубы по интересам. Можно поехать с друзьями на скалодром, сходить в кино или покататься на велосипеде — что душа пожелает. Каждый из этих вариантов позволит ребёнку отдохнуть от компьютера и социализироваться в новом сообществе.

Возможно, миф о четырёх стенах породила созвучность домашнего и надомного обучения. Но это не одно и то же. Надомное обучение необходимо только при болезнях и инвалидности — школьные учителя приходят к ребёнку домой или преподают школьную программу онлайн. На домашнем обучении могут учиться все желающие, состояние здоровья ни при чём. В этом случае учителя домой к ученикам не ходят, занятия проводятся в формате видеоуроков, которые можно смотреть в кафе или в парке, на пляже, даче, корабле — где угодно. 

«В онлайн-школах тепличные условия»

Это полуправда. Некоторые родители переживают, что онлайн-школы создают тепличные условия, ребёнок не проходит пресловутую «школу жизни», а значит, рискует вырасти инфантильным и не приспособленным к суровой реальности. Однако «школа жизни» нередко означает травлю, драки, психологические травмы. Не слишком ли это высокая цена за первичную социализацию?

Ирина Степанова, психолог: 

«В онлайн-школе ученик общается с одноклассниками, преподавателями. Это удобная форма первых шагов в коммуникации. А для детей без сложностей с социализацией домашнее обучение полезно снижением социальной нагрузки. Для таких детей онлайн-занятия — это форма переключения, замедления, отдыха от шума среды».

Социализация ребенка в онлайн-школе, мифы развеивает психолог

К тому же тепличные условия в перспективе не так уж и плохи. Взрослые шутят: «Пока вы все выходите из зоны комфорта, мне бы в неё попасть». Так же и со школой. Не обязательно класть голову ребёнка в пасть крокодила, чтобы объяснить, что крокодил — хищник. Онлайн-школа тоже даёт возможность социализироваться, но без травматичных ситуаций. При этом навыки общения с хамами, хулиганами и другими деструктивными личностями можно развить на курсах эмоционального интеллекта. Не обязательно для этого видеться с такими людьми каждый будний день в учебное время. И тем более становиться жертвой их агрессии. 

«Детям на домашнем обучении  не хватает живого общения»

Это миф. В онлайн-школе разве что не навязывают 20–30 ровесников, под стиль поведения которых нужно подстраиваться. И учителя не мучают перекличками и дисциплинарными ритуалами. А в целом общения предостаточно. В нашей онлайн-школе «ИнтернетУрок» педагоги объясняют темы в формате видеоуроков и дают развёрнутую обратную связь по домашней работе. Ученики тоже общаются и встречаются лично по желанию. 

Ирина Воронцова, старший методист онлайн-школы «ИнтернетУрок», кандидат педагогических наук:

«Изолированность от сверстников на домашнем обучении — это миф. На практике хорошие онлайн-школы активно стимулируют социальные взаимодействия. Школьники объединяются через клубы по интересам, групповые проекты, обсуждения в чатах, виртуальные клубы и мероприятия. Так дети могут объединяться по интересам и обрести друзей. Также ученики создают неформальные группы в мессенджерах и социальных сетях, где делятся друг с другом своими успехами и неудачами».

Мифы о социализации ребенка развеивает кандидат педагогических наук

К тому же цифровое общение — это полезный навык для будущего. Многие уже сейчас работают дистанционно. Во времена пандемии не каждый смог вести дела и добиваться своего в онлайн-режиме. Дети на домашнем обучении умеют пользоваться цифровыми инструментами с первого класса. 

«Выпускникам онлайн-школ сложно адаптироваться в сузе или вузе»

Это заблуждение. Социализация в обычной школе немного напоминает классический вуз. С той разницей, что студентов объединяет не адрес постоянной регистрации, а схожие карьерные планы. И всё же у учеников онлайн-школ есть фора — психологическая устойчивость.

В онлайн-школе «ИнтернетУрок» уже состоялось 10 выпусков. Наши ребята поступают в колледжи и вузы, в том числе на очное отделение. И успешно там учатся. 

«Домашнее обучение не развивает социальные навыки»

Ещё один миф гласит, что ученики онлайн-школ отстают в социальном развитии от сверстников — не тренируют востребованные навыки командной работы. Но это не так.

Командная работа — это не только субботники или походы в музей. Ученики онлайн-школ занимаются командными видами спорта, ходят в походы. Отличие от учеников обычных школ только в том, что на домашнем обучении дети развивают социальные навыки с теми, с кем хотят, а не с навязанными администрацией школы одноклассниками.

В итоге социальная зрелость учеников на домашнем обучении более чем на 50 % выше, чем в обычных школах. Как минимум по способности общаться и обслуживать себя. К таким выводам в ходе эксперимента пришёл социолог Томас Смедли. 

Признаки успешной социализации: 

  • психическая устойчивость;

  • уверенность в себе, внутренняя свобода;

  • гибкость, адаптивность; 

  • знания;

  • стремление к развитию;

  • умение учиться самостоятельно;

  • нешаблонное мышление;

  • переговорные навыки;

  • внутренняя референция (человек ориентируется на себя и своё мнение, независимо от мнения окружающих).

На основании своего эксперимента Томас Смедли предположил, что в классических школах социализация, скорее, временная. Она учит подстраиваться под лидеров класса и годами терпеть то, что не нравится. Это дисциплинирующие, но не самые полезные для будущего навыки. Повзрослев, выпускники обычных школ годами работают в токсичных коллективах. Потому что боятся перемен и привыкли находиться в недружелюбной компании. То есть социализация в онлайн-школе более перспективная. Она учит выбирать окружение и не бояться его менять.

Социализация в традиционных и онлайн-школах

Школа

Обычная 

Онлайн

Социализация

Временная

Устойчивая

Привычки

Подстраиваться под лидеров, терпеть то, что не нравится

Выбирать окружение, действовать, менять то, что не нравится

Самовыражение

На минимуме. Дети боятся осуждения, насмешек 

Максимальное. Дети окружают себя теми, кому близки их мысли и увлечения

Перспектива

Боязнь перемен, работа в токсичном коллективе,
нераскрытый потенциал

Смелость, эксперименты, проявление потенциала в разных сферах

Проблемы социализации на семейном обучении

На домашнем обучении есть три проблемы с социализацией. Точнее, это не проблемы, а задачи, которые можно решить. 

Выбрать по-настоящему удобный формат

Домашнее обучение возможно в разных форматах. Синхронное обучение с видеозвонками по заданному расписанию ограничивает свободу, хотя и дисциплинирует. Мы же предлагаем присмотреться к качественному асинхронному обучению — с видеоуроками и домашними заданиями, которые можно смотреть и выполнять в любое удобное время до конца четверти.

Научиться поддерживать концентрацию

На домашнем обучении много соблазнов отвлечься: поиграть, поскроллить ленты соцсетей, попереписываться с друзьями. 

Анна Жадан, старший преподаватель в онлайн-школе «ИнтернетУрок»:

«Длительное нахождение перед экраном может быть утомительным и отвлекать от учебного процесса. Повысить концентрацию проще, если чередовать онлайн-занятия с активными паузами, физическими упражнениями, нейрогимнастикой и творческими играми. Так проще поддержать высокую вовлечённость».

Социализация на домашнем обучении, лайфхак педагога

Грамотно распределить свободное время

Свободного времени в онлайн-школах больше, чем в обычных. И важно использовать это преимущество. Тратить его только на соцсети и компьютерные игры — значит упустить возможности и отказаться от преимуществ.  

Важно подобрать увлечения, которые помогут в социализации. Например, можно посвятить время мечте: освоить сольфеджио, научиться играть на музыкальном инструменте, приручить нейросети, заняться боксом, футболом, плаванием. В какой-то из секций появятся единомышленники. С ними можно гулять после занятий. При этом рекомендуем выделять время для домашних дел и общения с семьёй. Это тоже база для социализации. 

Способы социализации на домашнем обучении

Как мы уже поняли, общения только в школе для социализации недостаточно. Необходимо взаимодействие с людьми разного возраста, разных профессий, с разными интересами и характерами. У учеников хороших онлайн-школ есть на это время. Делимся способами, как безопасно социализировать школьника в свободное от учёбы время.

Михаил Иванович Лазарев, основатель образовательной платформы «ИнтернетУрок»:

«Если есть возможность поместить ребёнка в микросоциум людей, которые чем-то увлечены, то так и нужно поступать. Человеку необходимо общаться с себе подобными. Такой микросоциум помогает находить душевные силы, чтобы совершенствоваться. Это и есть социализация».

Клубы по интересам

Одновременно социализироваться и развиваться можно в клубах по интересам. Хорошие онлайн-школы объединяют своих учеников в подобные виртуальные сообщества, и наша школа не исключение.

Ирина Воронцова, старший методист онлайн-школы «ИнтернетУрок», кандидат педагогических наук:

«В нашей онлайн-школе “ИнтернетУрок” действуют клубы по интересам. В том числе исторический, географический, литературный, языковые, IT и другие. В таких клубах наши ученики из разных городов и стран общаются через мессенджер. Они обсуждают темы клуба, участвуют в играх и конкурсах, отгадывают загадки и ребусы. Кроме того, в тематических клубах периодически проходят онлайн-встречи с заинтересованными учениками. 

Также в нашей школе есть курсы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. На таких курсах ученики могут выбрать удобный для себя формат. Кроме индивидуальных занятий и вебинаров популярен вариант подготовки в мини-группе. Он предполагает взаимодействие между собой двенадцати человек и преподавателя. У учеников на таких занятиях меньше тревожности и страхов. Больше открытости и уверенности в себе».

Интеллектуальные соревнования

Для социализации, развития и упрощения поступления в вуз полезно принимать участие в олимпиадах. Некоторые туры проходят исключительно в очном формате. Такие олимпиады крайне перспективны, и не только с точки зрения социализации. Приведём некоторые примеры.

Преимущества олимпиад:

  • поступление в вуз на бюджетное место автоматом (победа на Всероссийской олимпиаде школьников, вузовских олимпиадах);

  • 100 баллов за ЕГЭ по предмету олимпиады (победа на Всесибирской открытой олимпиаде школьников, Олимпиаде школьников СПбГУ);

  • скидка на обучение в вузе («Высшая проба», Всероссийская олимпиада по финансовым рынкам «Финконтест»).

Стремящимся получить образование в IT-сфере будут также интересны детские хакатоны — командные соревнования, где каждый выполняет свою задачу по программированию. Это помогает социализироваться с новыми людьми со схожими интересами и подготовиться к поступлению в профильный вуз. 

Секции и студии

Различные увлечения дают возможность общаться с единомышленниками. Кому-то больше по душе музыка. Кому-то — живопись. Кому-то — спорт или танцы. Некоторые изучают актёрское мастерство и моделинг. Другие — робототехнику и нейросети. Рекомендуем экспериментировать: и с направлением, и с вариантами секций. Если не понравился педагог по боксу, это ещё не значит, что спорт не ваше. Стоит попробовать занятия в другой секции.  

Гости

На домашнем обучении полезно приглашать домой разных гостей. 

Анастасия Короб, психолог, педагог:

«Рекомендую родителям приглашать в гости своих друзей. Наблюдая, как родители выстраивают дружеские отношения, ребёнок будет им подражать. Стоит чаще рассказывать про своих друзей: как вы взаимодействуете, как друзья помогали вам в сложных ситуациях. Или как вы им помогали. Так можно повысить ценность дружеских отношений в глазах ребёнка. Также полезно проводить дома детские вечеринки, куда ребёнок сможет пригласить своих друзей».

Социализация ребенка в онлайн-школе, варианты от психолога

Двор

Это «социальные сети прошлого века». Сегодня во дворе дети гуляют редко, но можно узнать, у кого из соседей дети того же возраста, и пригласить их в гости познакомиться. Можно показать детям, как играть в бадминтон, настольный теннис, рассказать про разные виды уличных игр. Возлагать большие надежды на этот способ не стоит, но попробовать можно.

Семейные ритуалы

Семья — это тоже социум. Важно качественно проводить время вместе.  

Анастасия Короб, психолог, педагог:

«Полезно ввести в семейную традицию совместные завтраки, обеды или ужины. То есть садиться друг напротив друга и рассказывать, как прошёл день. Можно поговорить о книгах, фильмах и том, что вас волнует. В этот момент ребёнок подмечает нюансы вашего невербального общения: как вы жестикулируете, какие мимические мышцы работают. Так школьнику проще развить эмоциональный интеллект». 

Волонтёрство

Можно помочь организовать культурный фестиваль, выставку-пристройство питомцев или помочь сиротам. Такие мероприятия помогут найти единомышленников с добрым сердцем. А ещё участие в волонтёрской деятельности позволяет заработать дополнительные баллы для поступления в вуз

Проще говоря, социализация в онлайн-школах более мягкая. В отличие от обычных школ она не ориентирована на муштру дисциплины и приспособление к коллективу. Домашнее обучение позволяет лучше понять себя, окружить единомышленниками и раскрыть свой потенциал. У наших учеников достаточно свободного времени, чтобы посещать секции, студии, кружки и клубы по интересам. 

Приглашаем познакомиться с нашей образовательной платформой. С пробным доступом вы сможете бесплатно «погулять» по нашей школе. Увидите наше расписание, поймёте, как всё устроено и насколько вам это подходит.

Первая неделя занятий бесплатно!
Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!
Начать заниматься

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru