Что изменится с 1 сентября 2025 года

Российская система образования пластична. Появляются новые ФГОС, учебники, предметы, старые дисциплины иногда исчезают из программ. Для школьников и их родителей август нередко превращается в коробку с образовательными сюрпризами. Например, в этом году ввели ГОСТ на школьную форму, стандартизированное расписание, ограничивают количество домашних и контрольных работ. Подсказываем, как подготовиться к 2025/26 учебному году с учётом нововведений.
Ограничивают объём ДЗ
На повестке у правительства давно стоит вопрос перегруженности учеников. Об этом в своём телеграм-канале написал даже председатель Государственной думы Вячеслав Володин.
Первый заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия — За правду» в Госдуме Яна Лантратова тоже отмечала, что школьная программа не учитывает эмоциональное и физическое благополучие детей, что выливается в хроническую усталость и стресс.

Как итог, в 2025 году вступает в силу приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 октября 2024 года № 704. В числе прочего он вводит ограничение по количеству часов за домашней работой.

Нормирование нагрузки по домашним заданиям не новое явление в российском школьном праве. У нас давно действует СанПиН, в котором прописано количество часов для выполнения домашки. По факту приказ Минпросвещения № 704 ещё раз зафиксировал существовавшее и раньше правило.
Школы должны контролировать нагрузку на учеников в отношении домашних заданий. Однако до сих пор остаются вопросы о том, как это сделать.
- Будут ли учителя-предметники согласовывать домашние задания на определённый класс?
- Как вообще учитель может рассчитать, сколько времени потратит тот или иной ученик на домашнюю работу? Ведь у всех свой темп обучения, а есть те, кто часть материала пропустил по болезни.
Пока не ясно, как школы выполнят предписания нового приказа Минпросвещения. Советуем родителям взять лимиты на вооружение и лично контролировать учебную нагрузку ребёнка. Если школьник делает домашку дольше, чем должно быть по нормативам, стоит понять, почему так происходит. Среди причин могут быть плохое планирование, сложности с выполнением некоторых заданий или чрезмерные требования учителей.
Сокращают количество контрольных
Количество контрольных с 2025/26 учебного года регламентирует всё тот же приказ Минпросвещения № 704.
Количество контрольных, проверочных работ, включая ВПР, будет составлять не более 10 % от общего количества часов по предмету.
Предположим, в 5-м классе 170 часов русского языка. Соответственно, контрольных должно быть не более 17 в год из расчёта «один академический час на контрольную».
Вопрос к нормированию контрольных такой же, как и в случае с домашкой: как будет осуществляться контроль? Например, как учителю русского языка посчитать словарный диктант, который дети писали 10 минут?
Отменяют обществознание, но пока не во всех классах
Уже второй год широко обсуждается тема отмены обществознания в школах. Ведомства, отвечающие за образование, выступают за. Родительское сообщество не до конца поддерживает инициативу.
Учителя, родители и ученики расставаться с обществознанием не очень хотят, поскольку это самый популярный предмет для ЕГЭ. В 2025 году его выбрали 42 % выпускников. Это связано с тем, что для поступления на большинство гуманитарных специальностей в вузах требуется сдавать именно обществознание.
До изменений предмет изучали с 6-го класса. Уже с 1 сентября 2025 года его убирают из программы 6–7-го классов. А с 1 сентября 2026 года предмета не будет и в 8-м классе. Освободившиеся часы отдадут под изучение истории.
Ирина Воронцова, кандидат педагогических наук, старший методист онлайн-школы «ИнтернетУрок»:
«Освободившиеся учебные часы будут перераспределены в пользу истории. В 5–7-х классах количество уроков истории увеличится до трёх в неделю. Пятиклассники будут изучать всемирную историю и историю родного края. С 6-го класса начнётся углублённое изучение истории России.
С 1 сентября 2026 года в 8-х классах у учеников будет трёхчасовой курс истории, в 9-х классах предмет будут изучать 2 часа в неделю.
Такой подход преследует важные цели:
- замена обществознания историей позволяет сформировать устойчивые исторические знания в среднем звене школы, когда у школьников ещё есть возможность глубоко погрузиться в предмет;
- перенос обществознания в старшую школу делает его изучение более осознанным и практически значимым, помогая выпускникам лучше ориентироваться в современных социальных процессах.
Результат преобразований будет зависеть от качества их реализации. Крайне важно, чтобы обновлённые программы сохранили содержательную глубину и не свелись к формальному “прохождению” материала».
Получается, что обществознание останется только в 9-м, 10-м и 11-м классах. Под вопросом остаются ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию. Пока их не отменили, но хватит ли трёх лет изучения предмета для полноценной подготовки к экзамену — непонятно. Вероятнее всего, ответы мы узнаем только через пару лет.

Возвращают оценки за поведение
Помните школьный дневник, где на последней странице был специально выделен столбец для оценок за поведение? Казалось, эта практика ушла в небытие. Но правительство вновь задумалось о возврате к советской практике.
С 1 сентября 2025 года начинается пилотный проект по оцениванию поведения школьников. Он пройдёт в Новгородской, Ярославской, Тульской, Ленинградской областях, ЛНР, Чечне и Мордовии. В этих регионах отобрали 84 школы, где ученики 1–8-х классов будут получать оценки за поведение.
Оценки за поведение будут ставить классные руководители, они могут консультироваться с коллегами.
Ирина Воронцова:
«По идее эта оценка за поведение войдёт в текущую отчётность и может быть отражена в аттестате как показатель личностного развития ученика. В рамках эксперимента будут опробованы три различные системы оценивания:
зачёт/незачёт;
трёхуровневая с градацией “образцовое”, “удовлетворительное”, “неудовлетворительное”;
традиционная пятибалльная шкала.
Окончательный выбор системы будет сделан по результатам апробации в пилотных регионах.
Это нововведение уже вызвало оживлённую дискуссию среди педагогов и родителей. С одной стороны, система может улучшить дисциплину, помочь развить социальные навыки. С другой — существует риск чрезмерного формализма, субъективного подхода и излишнего давления на учащихся. Успех проекта во многом будет зависеть от объективности оценивания и сохранения гибкости в подходе к воспитательной работе».
На момент начала эксперимента регионы сами устанавливают критерии оценивания.
Ирина Воронцова поделилась и критериями, которые предлагает учитывать Министерство просвещения:
- следование школьному уставу: своевременный приход на занятия, подготовленность к урокам, опрятный внешний вид;
- культура общения — способность поддерживать уважительный диалог с педагогами и со сверстниками;
- осознание последствий своих действий — умение анализировать свои поступки и при необходимости признавать неправоту;
- активное участие в жизни класса и школы — инициативность ученика при организации школьных событий;
- самоконтроль и умение решать конфликты — способность контролировать свои эмоции и находить компромиссные решения в спорных ситуациях.
В Тульской области, например, будут обращать внимание на дисциплинированность, соблюдение школьных правил и норм межличностного общения, социальную активность. В остальных регионах оценки за поведение появятся с 1 сентября 2026 года, если пилотный проект себя оправдает. Хорошо, что учеников онлайн-школ это не коснётся.

Ввели ГОСТ на школьную форму
В России впервые появился ГОСТ, устанавливающий требования к школьной форме. Незадолго до начала учебного года Министерство просвещения представило образцы одежды для учащихся, которые соответствуют стандарту.
Родители забеспокоились. Во-первых, не всем понравился дизайн. Во-вторых, у некоторых школьная форма уже закуплена и возник закономерный вопрос: что с ней сейчас делать?
На самом деле ничего страшного с формой не произошло. Детей не придётся наряжать в галстуки и жабо. Более того — семьи, вероятнее всего, не заметят никаких изменений.
С 3 сентября 2025 года вступает в силу ГОСТ Р 71582-2024 «Одежда обучающихся (школьная форма). Общие технические требования» (утверждён приказом Росстандарта от 31.08.2024 № 1155-ст).
В ГОСТе указаны требования к дизайну, материалам и фурнитуре, которые должны применяться при изготовлении школьной формы. Так, одежда для учёбы должна быть «строгой, сдержанной и консервативной», а также удобной. Ничего революционного стандарт не предполагает.
ГОСТ распространяется на производителей школьной одежды: фабрики, которые занимаются массовым пошивом для торговли через магазины и электронные площадки, а также ателье, которые выполняют пошив индивидуальных заказов от школ. Теперь им нельзя использовать небезопасные материалы, некачественную ткань или снабжать форму запрещённой стандартом символикой.
Юрий Митин, юрист:
«Вид, фасон и срок перехода на новую форму определяются локальными актами самой школы, с обязательным обсуждением с родителями и учениками. Более того, ГОСТ не предполагает установления единого вида формы на всю страну».
Получается, если одежда в магазине промаркирована «школьная форма» или вы идёте в ателье с таким запросом, то получите изделие стандартизированного качества. При этом фасон и цвет могут различаться.
Введение ГОСТа не означает, что нужно срочно перешивать одежду для учёбы.
Юрий Митин:
«Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона “Об образовании в РФ” каждая школа вправе сама устанавливать требования к внешнему виду обучающихся, включая цвет, фасон, атрибутику формы, с обязательным учётом мнения родителей и учеников. Образовательные организации могут использовать ГОСТ как типовые требования, но могут и не использовать — это их право, а не обязанность. Никакой обязанности срочно покупать или шить новую одежду по ГОСТу закон не устанавливает. ГОСТ содержит технические требования к изделиям, которые распространяются в первую очередь на производителей школьной одежды, а не непосредственно на учащихся и их семьи».
Итак, ГОСТ для школьной формы носит рекомендательный характер. Даже производители могут до сих пор шить брюки и жилетки без использования стандарта, а мы — покупать их.
Однако нужно учитывать требования к детской одежде, которые выдвигает школа. Учебное заведение может установить форму и требования к ней локальными нормативно-правовыми актами. В этом случае придётся шить или закупать одежду в соответствии с рекомендациями школы.
Юрий Митин:
«Даже если семья не может себе позволить новую одежду, закон не разрешает не допускать ребёнка к занятиям из-за несоблюдения формы, особенно если причина — финансовые трудности. Нарушение права на образование (ч. 2 ст. 43 Конституции РФ, ч. 1 ст. 34 ФЗ “Об образовании”) запрещено. Применение требований ГОСТа школы обсуждают с родителями и учениками — требовать немедленной закупки/перешива закона не позволяет».
Хотите первыми узнавать об изменениях в школах? Подпишитесь на бесплатную рассылку от журнала «ИнтернетУрок». Будем присылать вам дайджест с главными переменами и лайфхаками раз в месяц.
