Российская система образования
В этом разборе обсуждаем современную структуру, проблемы, вызовы и инновации в российской системе образования. Вы узнаете, что изменилось за последнее время и как использовать все возможности этой системы себе на пользу.
Структура школьной системы образования
В разговорной речи учёбу в школе называют «школьным образованием». Однако в законе «Об образовании в Российской Федерации» такое образование называют «общим образованием».
4 ступени общего образования, в зависимости от класса, в котором учится ребёнок:
-
дошкольное образование;
-
начальное общее образование (1–4 классы);
-
основное общее образование (5–9 классы);
-
среднее общее образование (10–11 классы).
Антон Баланов, профессор IT-MBA:
«Основные отличия российской системы образования — это более централизованный, стандартизированный подход, высокая академическая направленность и интенсивность учебной программы на всех уровнях».
Кроме общего образования, в нашей стране есть профессиональное и дополнительное образование, а также профессиональное обучение. Подробнее обо всех этих видах мы рассказываем в статье о структуре российского образования. А ещё в ней вы узнаете, чем наша структура образования отличается от других стран и кто ею управляет сегодня.
Дошкольное образование
В России дошкольное образование доступно детям от двух месяцев. Однако эта ступень необязательная.
Дошкольникам с российским гражданством доступны опции специальных учреждений:
-
детские сады, ясли;
-
центры раннего развития;
-
подготовительные школы.
Дошкольники проводят в таких учреждениях разное время. В группах кратковременного пребывания дети остаются на несколько часов в день. В детсадах — часто с 8:00 до 18:00. А бывает, дошкольники находятся в образовательных учреждениях круглосуточно — например, если они профессионально занимаются спортом.
Преимущества, которые получает ребёнок в дошкольных учреждениях:
-
социализация;
-
художественно-эстетическое, интеллектуальное, личностное и физическое развитие;
-
регулярный контроль врачей.
В детских садах за детьми не только ухаживают и присматривают, но и вместе с ними осваивают разработанные ФОП программы дошкольного образования. За развитием и ростом дошкольников наблюдают методист, старший воспитатель, воспитатель и его помощник, музыкальный руководитель, педагоги по физической культуре и дополнительному образованию, а также педагог-психолог.
Начальная школа
В первые четыре года обучения в школе государство в РФ определяет в качестве приоритета для учащихся формирование общеучебных умений и навыков.
Предметы интегрированы между собой в образовательной программе таким образом, чтобы в дальнейшем не было разобщённости в знаниях.
Школа раскрывает личностные черты характера. В детях развивают нравственные и эстетические чувства, эмоционально-ценностное позитивное отношение к себе и окружающему миру, помогают сформировать индивидуальность. Кроме этого, учителя укрепляют физическое и психическое здоровье детей.
Антон Баланов, профессор IT-MBA:
«Основные особенности образования в начальной школе РФ:
Обязательное 4-летнее начальное образование, переход к 3-летнему обсуждается.
Единая государственная программа обучения и набор обязательных предметов.
Акцент на фундаментальных знаниях, развитии базовых навыков чтения, письма, счёта.
Высокая учебная нагрузка и интенсивность программы (по сравнению с другими странами).
Более ранняя специализация в отдельных предметах (иностранный язык со 2-го класса).
Единые федеральные учебники и учебно-методические материалы».
Основная школа
С 2023 года основная школа опираются на единые образовательные программы. При этом разработкой всех учебных пособий по госзаказу занимается Министерство просвещения. Государство выкупает авторские права на пособия, и учебники распространяются по всей территории РФ, как это произойдёт 1 сентября 2024 года с учебниками по истории.
Помимо учителей и педагогов-психологов, теперь в школах работают и советники по воспитанию. Эта должность официально введена в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание».
Выпускники 9-го класса сталкиваются с важным выбором — как продолжить обучение:
- Продолжить учиться в 10-м и 11-м классах и получить среднее общее образование в школе.
- Получить среднее профессиональное образование (СПО), например, поступив в наш онлайн-колледж «ИнтернетУрок». После окончания обучения по программе Qualifi Business Management выпускник получает аттестат о среднем (полном) общем образовании, а также британский международный диплом по основам бизнеса, эквивалент A-level (среднее образование в Великобритании). А после окончания обучения на направлении «Информационные системы и программирование» и «Финансы» студент получает диплом Колледжа предпринимательства № 11.
- Ничего не решать сразу, а взять gap year на подумать. На первый взгляд этот вариант может показаться самым осторожным, но из-за рисков он подходит не каждому.
Антон Баланов, профессор IT-MBA и советник по экономике и социологии РАЕН:
«Особенности основного общего образования в России:
Обязательные предметы, определяемые на федеральном уровне.
Углублённое изучение отдельных предметов, профильные классы.
Высокая академическая направленность программ, меньше вариативности.
Больший объём домашних заданий и учебной нагрузки.
Ориентация на подготовку к итоговой аттестации (ОГЭ).
Меньше практико-ориентированных, проектных и творческих форм обучения».
Старшие классы
Обычно в старшую школу поступают те, кто планирует учиться в вузе. Предметы на этой ступени обучения формируют у школьников навыки самостоятельной учебной деятельности и готовят к жизни в обществе. Это способ продолжить образование и подготовиться к профессии
Часто школы предлагают подросткам раздельные специализированные треки для обучения. В любое из профильных направлений, включая классические — филологическое или гуманитарное, естественно-научное, физико-математическое — ребёнок может попасть по результатам ОГЭ. А если отбор начинается в 8 классе, то в такие классы принимают сдавших вступительные испытания или с учётом годовых оценок за профильные предметы.
К окончанию 11-го класса все выпускники пишут итоговое сочинение, сдают ВПР, а также обязательные и дополнительные предметы ЕГЭ. Полученные баллы решают, смогут ли выпускники поступить в высшие учебные заведения на бюджет.
Конкурентные преимущества дают дополнительные баллы. Их можно получить, став победителем или призёром во всероссийских олимпиадах, получив золотую или серебряную медаль, а также за индивидуальные достижения.
Стандарты качества среднего образования в России
Качество знаний, которые ребёнку дала школа, отражает единый государственный экзамен (ЕГЭ). Все без исключения 11-классники сдают два базовых предмета: русский язык и математику. Желающие поступить в вуз обычно сдают также дополнительные дисциплины. Их можно выбрать до 1 февраля.
Предметы по выбору позволяют поступить на конкретную программу обучения. Для разных программ и вузов — разные требования. Например, для будущих врачей важны высокие баллы по биологии и химии. А для международных журналистов — по литературе и иностранному языку.
Экзамены — волнительная пора, ведь если провалить или сдать на низкий балл хотя бы один из них, мечта об обучении в топовом университете может так и остаться мечтой.
С 2024 года по инициативе президента выпускникам можно пересдавать один предмет ЕГЭ. При таком исходе результаты за первую попытку аннулируются — их уже не вернуть даже при баллах ниже прежних, зато есть возможность повысить (Приказ Минпросвещения и Рособрнадзора № 243/802 от 12.04.2024 г.).
Проблемы в сфере среднего общего образования
Образование в России развивается, и в нём родители и педагоги по-прежнему видят как достоинства, так и недостатки. Больше всего вызовов сегодня в сфере среднего общего образования — проще говоря, в старших классах школы.
-
До сих пор не во всех школах есть разделение на профили. Из-за этого детям приходится уделять равное внимание всем предметам и упускать время для подготовки к экзаменам.
-
Некоторые педагоги задают старшеклассникам объёмные домашние задания, несмотря на необходимость готовиться к ЕГЭ.
-
Нередко вызовом для 11-классников становится разный уровень подготовки в классе. Когда одни ребята знают предмет лучше других, обе группы страдают: первые вынуждены ждать вторых и не переходить к изучению следующей темы. А вторые испытывают психологический дискомфорт и теряют интерес к учёбе.
-
Редко в какой школе базовой программы достаточно, чтобы подготовить школьника к сдаче ЕГЭ на высокие баллы.
По закону и нормативам на уроке педагог должен заниматься с детьми по рабочей программе. Фактически на уроках он готовит ребёнка к экзамену, ведь тесты и задания ЕГЭ разработаны на базе школьной программы. Однако углубиться в непонятные каждому темы технически невозможно. Поэтому есть смысл обратиться к частному репетитору или в онлайн-школу.
Дополнительные бесплатные занятия законом не предусмотрены. В реальности же знаний, полученных на общих уроках, часто оказывается недостаточно, тем более для заветных ста баллов. Поэтому родители записывают детей в специализированные онлайн-школы, где процесс подготовки приятен, эффективен и не отнимает лишних сил. Например, наша онлайн-школа «ИнтернетУрок» проводит именно такие занятия: в формате вебинаров, индивидуально и в мини-группах.
Начни подготовку заранее!
Сергей Волков, кандидат педагогических наук:
«Один из вызовов в общем среднем образовании по математике — технический брак, который в большом количестве допускается при написании проверочных работ. Это ошибки, которые допускают на ровном месте. С годами количество такого брака только увеличивается, причём даже у хорошо образованных учеников.
Списывание на контрольных, использование интернета в поисках мгновенного решения задачи — тоже проблема. Кроме того, российские педагогические вузы готовят и выпускают явно недостаточное количество учителей математики. К тому же многие выпускники трудоустраиваются не в школах».
Инновации и тенденции в среднем общем образовании
Методики образования постоянно развиваются. В государственных школах система менее поворотливая, и тренды доходят не всегда сразу. А высокая конкуренция среди онлайн-школ дополнительно мотивирует дистанционные образовательные организации внедрять полезные тренды. Об инновациях, повышающих результаты и мотивацию учиться, расскажем прямо сейчас.
Мультимодальная педагогика
Мультимодальная педагогика предполагает, что учителя в ходе уроков задействуют не только учебники, но и разные мультимедийные средства обучения, например интерактивные доски, видеоматериалы и игры, которые могут разнообразить процесс обучения и актуализировать его для цифровых поколений.
Обучение с использованием генеративного ИИ
Генеративный искусственный интеллект (ИИ) — это технология, которая способна создавать тексты, изображения и другие формы контента на основе заданных параметров.
В образовании генеративный ИИ может использоваться для создания персонализированных учебных материалов, оценки знаний учеников и даже для разработки новых методик обучения. Уже сейчас ИИ может генерировать разные варианты математических задач по заданному образцу для закрепления одной из тем ЕГЭ или заданий на проверку орфографии, а также помогать с поиском информации.
Виртуальные миры
Онлайн-миры, в которых ученики могут взаимодействовать друг с другом и с виртуальными объектами, помогают развивать навыки решения проблем, коммуникации и сотрудничества. А виртуальные клубы по интересам помогают ученикам онлайн-школ развить навык социализации.
Педагогика отношений
Педагогика отношений — это подход, который фокусируется на развитии отношений между учениками, учителями и родителями. Он основан на идее, что во главе успешного обучения и развития стоят отношения. Работа в группах, обсуждение и рефлексия повышают качество подготовки выпускников к ЕГЭ.
Обучение через вызов
Обучение через вызов — это метод, который ставит перед школьниками сложные задачи, требующие применения знаний и навыков. Он развивает креативность, критическое мышление и умение решать проблемы. Его распространённые форматы — проекты, исследования и соревнования. Они помогают школьникам развивать профессиональные качества. И, пожалуй, самый сложный челлендж, который каждый выпускник хочет пройти с успехом, — сдача ЕГЭ.
Дуальное образование
Дуальное образование — обучение, при котором теоретические знания ученики получают в образовательной организации, а практические навыки — на рабочем месте.
Сегодня в России в рамках проектов «Молодые профессионалы» и «Профессионалитет» создаются учебно-производственные комплексы, где студенты колледжей могут учиться на практике в специально оборудованных мастерских. А школы по распоряжению Министерства просвещения РФ активнее знакомят старшеклассников с различными видами профессий и выделяют не менее 40 часов в год на профориентацию.
Ориентация на патриотизм
Министр просвещения Сергей Кравцов назвал приоритетом системы школьного образования страны формирование мировоззрения школьников на основе российских традиционных ценностей. То есть современные школы уделяют больше внимания развитию патриотизма, любви к малой и большой Родине.
Поздравляем, теперь вы лучше понимаете свои возможности и права в сфере образования, ещё больше разбираетесь в системе образования России и сможете поддержать разговор на эту тему в приличном обществе.