Как повысить успеваемость школьника
Врождённые когнитивные данные влияют только на скорость усвоения информации, но не на способность учиться. В первые месяцы жизни дети учатся ходить, говорить, есть ложкой, завязывать шнурки. Большинство взрослых с этим легко справляются, как отличники. Но в школе некоторые дети перестают быть отличниками — часто причина в том, что сказывается давление социальной среды.
Превратить двоечника в хорошиста или отличника — реально. Нужно понять, что мешает ребёнку раскрыть потенциал. А потом устранить эту причину.
В этой статье серийный EdTech-предприниматель, разработчик учебных пособий и инструментов для школ, основатель образовательной онлайн-платформы Павел Пинженин рассказывает о трёх причинах возникновения проблем в обучении. И делится способами повысить успеваемость в таких случаях.
Ученик не верит в себя
Этот психологический эффект влияет не только на детей, но и на взрослых. Если человек решает, что не способен в чём-то преуспеть, он может перестать развиваться в этом направлении.
Ограничивающее убеждение нередко работает по принципу самосбывающегося пророчества. Человек вроде бы старается, но ничего не получается. Когда мозг верит в отсутствие таланта, ему сложнее учиться.
Приобрести ограничивающее убеждение проще простого. Иногда достаточно одной неудачи. Или разочарованного покачивания головой от учителя или другого значимого взрослого.
Лариса Окулик, психолог, коуч по детско-родительским отношениям:
«На успеваемость в школе очень влияет мотивация. А за неё отвечает дофамин — гормон удовольствия. Он вызывает чувство оживления и радости, улучшает настроение. Один из способов повысить его выработку — похвала. То есть если ребёнка похвалили, то у него появляется желание двигаться в этом направлении. Но когда его поругали, интерес пропадает, потому что ребёнок боится снова ошибиться. Чем больше ругают, тем меньше он верит в свои силы. Следовательно, падает и успеваемость».
Что делать:
-
верить в ребёнка;
-
дать ему понять, что у него есть талант.
Помните историю одного из самых знаменитых в мире изобретателей, Томаса Эдисона? В 12 лет он принёс домой письмо от директора. Мать прочла вслух: «Ваш сын — гений. В нашей маленькой школе нет учителей, способных раскрыть его талант. Обучайте его сами». Через десятки лет взрослый и состоявшийся Эдисон наткнулся на это письмо в семейном архиве. Там было написано: «Ваш сын необучаем. Заберите его из школы». То есть успешность ученика практически полностью зависит от веры в него авторитетного взрослого, особенно учителя.
Лариса Окулик, психолог, коуч по детско-родительским отношениям:
«Родители могут закрепить мотивационные механизмы, если будут поддерживать интерес и любознательность ребёнка. Тогда естественная потребность к познанию нового сохранится. За каждую, даже самую незначительную победу необходимо хвалить. А если у школьника что-то не получается, нельзя его ругать и обвинять. Вместо этого стоит обсудить ситуацию и вместе найти выход.
Недавно ко мне обратилась мама ученика начальных классов и пожаловалась, что он отказывается ходить в школу. Семья эмигрировала из Беларуси в Польшу. Ребёнок не хотел учить польский. Из-за незнания языка у него не было в школе друзей. На уроках было скучно, он ничего не понимал. Школьник хотел обратно, к бабушке. В процессе разбора ситуации выяснилось, что бабушка постоянно его хвалила. А мама, наоборот, всё время упрекала. На коуч-сессии я порекомендовала отмечать даже мизерные достижения — например, если за день он выучит 2-3 новых слова. Постепенно он начал понимать сверстников, перестал бояться задавать вопросы, адаптировался, нашёл друзей».
Ребёнку скучно
За внимание школьников конкурируют игры, гаджеты, мемы, шортсы, мессенджеры, мультфильмы, хобби, прогулки с друзьями. Ребёнок не всегда хочет изучать все школьные предметы или учиться в принципе. В большинстве школ расписание ему навязали. Если в уроке нет чего-то такого, что захватит внимание ученика, вполне вероятно, что он будет испытывать скуку.
Скука — плохой союзник в обучении. Эта эмоция блокирует все процессы в мозгу, отвечающие за запоминание. Скучающий школьник не выучит ничего.
Что делать:
-
увлечь видеоуроками по предмету;
-
сходить вместе на живую лекцию харизматичного спикера по «скучной» теме;
В окружении ученика «не модно» хорошо учиться
Люди произошли от обезьян, ещё до Чарльза Дарвина утверждал биолог и математик Жорж-Луи Бюффон. У людей и обезьян общий предок, заявили дарвинисты. Как бы то ни было, в социальном плане и сегодня многие ведут себя как обезьяны.
Если в классе принято высмеивать отличников, то ради «выживания» в такой среде ребёнок может перестать хорошо учиться. Аналогичным образом могут повлиять на школьника один-два друга, на которых он равняется, а также брат, сестра, родители и другие родственники, если они высмеивают школьные успехи и пренебрежительно отзываются об отличниках. Единицы способны противостоять влиянию среды.
Это самая болезненная из причин низкой успеваемости, поскольку изменить среду сложно даже педагогам. Однако решение тоже есть.
Что делать:
-
рассказывать истории о том, как ответственная учёба пригодилась в жизни, показывать подходящие фильмы (например, «Детство Шелдона», «Одарённая», «Умница Уилл Хантинг»).
Лариса Окулик, психолог, коуч по детско-родительским отношениям:
«Важно дать понять ребёнку, что он учится не для родителей и учителей, а исключительно для себя. Необходимо показать ему, что учёба — это важно, интересно и нужно. Также стоит заместить ложные убеждения истинными — стыдно быть как раз необразованным, а не наоборот.
Рекомендую объяснять это без упрёков и осуждения, в игровой форме и через мирные, доверительные разговоры. Например, о будущем. Можно спросить, кем школьник видит себя во взрослой жизни и какие знания ему в этом пригодятся. Допустим, он мечтает стать блогером. Тогда стоит объяснить, что и эта профессия требует знаний: умения правильно писать, говорить, обращаться с новыми технологиями, знать в том числе налоговое законодательство».
В традиционной школе стоит пообщаться с учителями, прояснить ситуацию. Если весь класс саботирует учёбу, возможно, понадобятся совместные усилия.
Педагогическая практика знает множество историй, когда учитель превратил «трудный» класс в отличников. Про подвиги таких учителей снимают фильмы. И практически всегда история спасения таких классов складывается из двух важных моментов:
-
Героический учитель тратит много сил на работу с родителями, стремится завоевать их авторитет и заручиться их поддержкой.
-
Героический учитель опирается на лидеров класса — альфа-вожаков стаи. Его задача — поменять именно их отношение к учёбе. Как только поддаются лидеры, хорошо учиться становится модным.
Но это не всегда возможно. И не каждый учитель готов браться за такие сложные задачи.
В онлайн-школах классы, не желающие учиться, встречаются реже. Ученики более ответственны и менее подвержены чужому влиянию.
В статье мы не обсуждали клинические случаи и патологии мозга. Если проблема лежит именно в области психологии, то помочь ребёнку можно, опираясь на подсказки из нашей статьи.