Подготовка к школе в группе или индивидуальные занятия: что выбрать

Выбрать оптимальный формат занятий для ребёнка сложно. Неочевидно, как лучше подготовить к школе: на индивидуальных занятиях с педагогом или в группе со сверстниками.
Возможно, вам приходилось слышать такое мнение от диванных экспертов: «Если дошкольник интроверт, ему лучше заниматься индивидуально, а если экстраверт — подойдут только занятия в группе». Это вредный совет в силу своей поверхностности.
Тип личности ребёнка — далеко не единственное, что нужно учитывать при выборе занятий. Не каждый трёхлетний экстраверт готов изучать буквы в группе. А пятилетке, выучившему базовые фразы на иностранном языке, может быть скучно практиковаться только с педагогом, даже если дошкольник — интроверт.
Получается, нет никакого универсального решения для подготовки к школе. Развитие разных навыков требует разных подходов. Как выбрать правильный формат обучения для дошкольника, объясняем в статье.
Речь
Пускать развитие речи на самотёк опасно. Уже в три года малыш в норме может строить короткие фразы и использует в речи не менее 200 слов. Если ребёнок отстаёт от норм развития речи, это ещё не трагедия и не приговор. Однако это веский повод посетить логопеда. Для надёжности полезно узнать мнение двух-трёх специалистов.
Каждому малышу нужно внимание, индивидуальный темп. Одному легко даётся выделение первого звука в слове, а другому требуется многократное повторение и специальные приёмы. В группе же педагогу приходится заниматься со всеми в среднем темпе.
Татьяна Мануилова, логопед (Краснодарский край):
«Индивидуальные занятия по развитию речи эффективнее групповых. Дети в группе иногда мешают друг другу учиться. А на индивидуальных занятиях логопед занимается конкретными проблемами дошкольника, разрабатывает индивидуальный план коррекционных мероприятий под особенности развития каждого ребёнка. Мой племянник сначала занимался в группе со всеми детьми, но осваивал звуки с трудом. После индивидуальных встреч с логопедом он стал лучше выговаривать трудные звуки, а затем и слова».

Чтение
Без навыков чтения первоклассник будет терять слишком много времени даже на попытку прочесть задание. Тем более что уже в садике детей учат читать. Ребёнок без подготовки сильно отстанет от сверстников. Можно попытаться научить ребёнка читать самостоятельно. Однако для этого понадобится много времени и терпения. И не факт, что всё получится и дошкольника потом не придётся переучивать.
Проще привлечь к обучению проверенных педагогов с опытом именно в дошкольном образовании. При этом важно не ошибиться с методами и форматом. Как правило, чем меньше детей в группе, тем быстрее они учатся. В небольших группах педагог может уделять больше внимания каждому дошкольнику. Например, это доказал на основе метаанализа новозеландский учёный Джон Хэтти.
Кристина Егорова, детский психолог:
«Навык чтения лучше развивать индивидуально. На это вижу минимум 4 причины.
Важно учесть возраст. В три года мозг ещё не готов. Только к пяти-шести годам он созревает для осмысленного чтения.
На детей воздействуют социальные и биологические факторы. У одного ребёнка может быть отставание в развитии речи, у другого — в восприятии букв, а у кого-то — в понимании прочитанного. Из-за этого сложно учить детей читать одновременно, с каждым важно работать индивидуально.
Стоит использовать ведущий канал восприятия. Если он слуховой — подойдёт чтение под метроном, счёт или ритм, а также проговаривание вслух. Если у ребёнка ведущий канал восприятия — визуальный, полезно сделать акцент на карточках, кубиках. А если ведущий канал восприятия — тактильный, дошкольник быстрее выучит буквы и чтение через конструктор, лепку.
Занятия в группе могут снизить мотивацию. Когда дети читают в присутствии сверстников, они сравнивают: кого похвалили, а кого нет. Однако важно, чтобы ребёнок учился читать в своём темпе и научился замечать свои успехи, чтобы в дальнейшем сравнивал себя только с самим собой».
Мягко научить ребёнка чтению можно на наших онлайн-курсах подготовки к школе. Поможем дошкольнику выучить буквы, слоги и слова. Научим понимать тексты. Поможем полюбить читать. Занимаемся индивидуально с детьми 5–8 лет.
Иностранный язык
Изучать иностранные языки до школы полезно. Малышам проще освоить произношение без акцента. После 10 лет такая гибкость речевого аппарата утрачивается. Однако важно не увлекаться, иначе может возникнуть умственное перенапряжение. Ведущий тип деятельности в этом возрасте — это ещё игра, а не познание. Это стоит учитывать при выборе формата занятий.
Разумнее всего комбинировать форматы: освоить базу с педагогом и дальше уже практиковать первые заученные фразы в мини-группах. Оба формата предлагаем на наших онлайн-курсах по английскому языку для дошкольников в возрасте 6–8 лет, заниматься можно из любого города.

Счёт
Считать школьников тоже научат в первом классе. Но всё же некоторые приходят в школу, уже научившись решать примеры в два действия. Важно не перестараться. И вместе с тем не вестись на сомнительные предложения. Недавно была популярна ментальная арифметика. Организаторы курсов обещали, что дети научатся виртуозно считать в уме. Однако по факту у этого метода оказалось много минусов, и главный из них в том, что ментальная математика не заменяет обычную. То есть, по сути, это любопытный тренд, а не применимый на практике инструмент.
В нашей онлайн-школе «ИнтернетУрок» мы занимаемся математикой с детьми в возрасте 5–8 лет индивидуально. Развиваем воображение с помощью математических игр. Учим думать и рассуждать логически, считать и различать математические термины.
Эмоциональная подготовка к школе
Мало научить ребёнка говорить, читать и считать до первого класса. В школе ему обязательно пригодится также способность контролировать свои желания, начинать общение со сверстниками и взрослыми, умение слышать других, в том числе воспринимать обратную связь. Подобные способности определяют психологическую и эмоциональную готовность к школе. А они сильно зависят от того, развивал ли дошкольник эмоциональный интеллект и как именно: на индивидуальных занятиях с педагогом или в группе.
Ирина Воронцова, кандидат педагогических наук, старший методист онлайн-школы «ИнтернетУрок»:
«Умение работать в группе помогает дошкольнику уверенно и комфортно чувствовать себя в коллективе. Дети, которые с малых лет участвуют в командных мероприятиях и занятиях, быстрее адаптируются к новым условиям. Ребёнок, который умеет слушать других и договариваться, спокойно знакомится со сверстниками и без проблем участвует в общем деле. Кроме того, навыки командной работы важны в целом для гармоничного развития личности. Этому способствует пребывание ребёнка в детском саду, занятия в мини-группах и индивидуальное развитие навыка управления эмоциями и людьми».
Для эмоционального развития подходят как индивидуальные занятия, так и мини-группы. Можно начинать даже с вебинаров, главное — «включить» у ребёнка восприятие эмоций, а дальше постепенно научить их контролировать. Не следует ставить наполеоновских целей. Для дошкольника достаточно перестать бояться школы, заинтересоваться учёбой, научиться знакомиться и общаться с неродными людьми. Всему этому можно научиться на онлайн-курсах ИнтернетУрока.

На занятиях педагоги, психологи и воспитатели ИнтернетУрока проводят диагностику на базе анкетирования и дают дошкольнику творческое задание. Это помогает выработать индивидуальный подход. На занятиях педагоги моделируют ситуации, разбирают смежные по сюжету сказки и истории. Практические задания после урока способствуют укреплению знаний ребёнка и получению им поддержки от родителей. Все занятия проходят в игровой форме, поэтому обучение интересно для каждого ребёнка.
Комплексная подготовка к школе
Хорошо, если родители могут записать дошкольника отдельно на занятия по чтению, счёту, логике, иностранному языку. Однако многим проще выбрать комплексную подготовку к школе. Для такого варианта тоже нет идеального решения.
В нашей онлайн-школе «ИнтернетУрок» мы предлагаем курс подготовки к школе в мини-группах и в индивидуальном формате. Развиваем речь, логику, моторику, социальные и математические навыки в индивидуальном и групповом форматах. Занимаемся онлайн с детьми 6–7 лет из любой точки земного шара.
Понимаем, запомнить все различия сложно. Мы свели их для вас в общую таблицу.
Водить ребёнка на очные индивидуальные занятия или приглашать педагога домой, конечно, можно. Но это дорого. А можно не переплачивать: онлайн-занятия зачастую стоят дешевле, и дети воспринимают их легче, чем очные, — как игру в ноутбуке.
Кристина Егорова:
«Главное — подобрать формат обучения, который поможет дошкольнику раскрыться, а не станет преградой. Онлайн-подготовка к школе подходит детям, которые умеют воспринимать информацию на слух, а также тем, кто любит конструкторы, пазлы, аудиосказки, может планировать — например, строить сложные трассы в играх. Меньше онлайн-обучение подходит детям с дефицитом внимания, гиперактивностью и тем, кому сложно сосредоточиться без взрослого рядом».
Всё это не обязаловка. Можно вообще ничему не учить ребёнка до школы. Родителей за это не осудят и не отругают. При этом требования к первокласснику прописаны в приказе Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 года № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования». Их можно проигнорировать. Или делегировать их соблюдение воспитателю детсада. А можно вдумчиво выбрать онлайн-школу для качественной подготовки.
Выбор сложный и зависит от возможностей семьи. В детском саду ребёнка ждёт ранняя социализация с негарантированным результатом с точки зрения объёма знаний. На онлайн-занятиях дошкольник получает необходимые для школы знания в интерактивных и игровых форматах без преждевременной муштры. Результат не проявится молниеносно — он станет виден после начала первого учебного года.
Что бы вы ни выбрали, мы рядом и хотим помочь. Если оставите контакты в форме ниже, мы перезвоним и поможем подобрать курсы подготовки к школе для вашего ребёнка.
к школе для детей 6-7 лет
