Как развить память
Замечали, что в памяти сохраняются, казалось бы, бесполезные истории, песни, мемы, фрагменты передач, отрывки стихотворений? Но если нужно целенаправленно запомнить формулу, дату или имя, то бывает, что память как будто отторгает информацию — толку ноль.
Дело в том, что в мозгу идут любопытные процессы, которые заставляют нас помнить что-то ерундовое, а важное — забыть. Почему так происходит, мы объяснили в статье о механизмах памяти.
Память — одна из основных когнитивных функций, задействованных в процессе обучения. Задача родителей — создать такие условия для ребёнка, чтобы память работала, а не чахла. Учитывая принципы работы памяти, можно поддерживать её можно даже без специальных занятий. Достаточно организовать процесс учёбы и быт школьника так, чтобы мозгу было комфортно «записывать» информацию. Как создать условия для развития памяти, подсказываем в этой статье.
Тренировки с детства
С самого раннего детства важно тренировать память ребёнка: спрашивать, что он увидел, услышал, узнал, просить пересказать прочитанное, учить стихи и песни. Полезно ставить ребёнку задачи, чтобы включалась память: пусть ходит в магазин без списка, запоминает телефоны родителей и дни рождения родственников, а также рассказывает интересные факты с уроков, из книг или роликов.
Режим дня
Не нужно усердствовать с домашним заданием. Достаточно заниматься 2–3 часа в день. При этом нужно оставлять время для прогулок, хобби, общения с друзьями. Учёба не единственное занятие ребёнка. Если предстоит сложная контрольная или задали очень большой материал, то нужно распределить работу на несколько дней.
Упорное повторение важного
Информация поступает в долговременную память через постоянное повторение. Важные вещи нужно часто повторять и тренировать.
Ирина Воронцова, старший методист онлайн-школы «ИнтернетУрок», кандидат педагогических наук:
«Рекомендую регулярно повторять изученный материал. Например, с помощью конспектов, схем, диаграмм и других визуальных данных для лучшего понимания и запоминания информации. Важно правильно её структурировать. Здесь не стоит забывать также о ментальных картах, так как именно они помогут успешно подготовиться к ОГЭ или ЕГЭ старшеклассникам, поскольку позволяют систематизировать большой объём информации».
Игровая подача сложного
Школьные знания для нас зачастую не несут эмоциональной нагрузки, не вызывают личной заинтересованности, поэтому запоминаются сложно. Чем интереснее и легче подан материал, тем он лучше усваивается. Не каждый педагог так строит свои уроки. Если вы чувствуете, что по химии у ребёнка проблемы, то посмотрите вместе с ним интересное видео с экспериментами и опытами, найдите подходящие курсы, сходите в музей. То есть сделайте скучную информацию эмоционально значимой.
Также для запоминания подходят стишки, песенки, ассоциации. Например: «Биссектриса — это такая директриса, которая бегает по углам и делит угол пополам».
Александр Антоненко, учитель, заместитель директора по безопасности МБОУ «Школа № 68» (Самара):
«На своих уроках я использую кейс-метод для лучшего усвоения материала. Подбираю для детей интересное тематическое видео, которое требует осмысления и выводов. После просмотра вместе с детьми обсуждаем увиденное. Часто прибегаем к практическим занятиям. Например, делаем перевязки, оказываем первую помощь.
Я предлагаю детям сделать выводы самостоятельно, сформулировать пути решения поставленных вопросов. Такой метод позволяет применить теоретические знания к решению практических задач. А его формат в форме интерактива позволяет детям более эффективно усваивать материал. Задействуются все виды памяти, дети активно вовлечены в процесс, взаимодействуют друг с другом и учителем. Идёт процесс активного проживания ситуации, а значит, закрепления материала. Периодически мы возвращаемся к данной теме, вспоминаем навыки, полученные на уроке»
.
Включение всех органов чувств
Из 1970-х тянется стереотип, что мы запоминаем материал в таких долях:
-
10 % — если только читаем;
-
20 % — если слушаем;
-
30 % — если смотрим;
-
50 % — если слушаем и смотрим;
-
70 % — если произносим его сами;
-
90 % — если сами что-то делаем.
Эти цифры гуляют по интернету, их приписывают педагогу Эдгару Дейлу и его «Конусу опыта» в книге 1969 года «Аудиовизуальные методы в обучении». Точность этих статистических данных и их интерпретация подвергаются критике: всё-таки все мы уникальны, и процент запоминания может быть выше или ниже, как минимум в зависимости от репрезентативной системы, настроения, степени усталости и физического тонуса.
Какие методы помогают и мешают запоминать информацию людям с разными системами восприятия
Репрезентативная система |
Как запоминают лучше всего |
Что мешает запомнить информацию |
Что помогает запомнить информацию |
Визуалы |
Через зрение. В долговременной памяти информация хранится картинками |
«Простыни» сплошного текста без наглядных материалов |
Порядок на рабочем столе, карточки с кратким изложением, таблицы, шпаргалки, графики, схемы, иллюстрации |
Аудиалы |
На слух |
Звуковые раздражители |
Аудиокниги, беседы с родителями, обсуждение материала |
Кинестетики |
Через контакт, эксперименты, во время двигательной активности |
Статичность, требования сидеть спокойно |
Опыты, экскурсии, практические занятия. Модели и чертежи, которые дети сами делают на доске |
Но сути это не меняет: чем больше органов чувств мы подключаем, тем выше шанс запомнить информацию. Например, чтобы выучить формулы кристаллических решёток, мало прочитать нужную главу в учебнике по химии. А вот если ещё и провести опыты, обсудить их с одноклассниками и педагогом, составить схемы и таблицы, то вероятность запомнить формулы выше. Причём и для ближайшей контрольной, и для итогового экзамена.
Шпаргалки
Когда ребёнок пишет шпаргалку, он повторяет материал, выделяет главное, обобщает, структурирует информацию, чтобы изложить её кратко и доступно с учётом ограниченного места. Так что создание шпаргалок тоже полезно для запоминания.
Ассоциации
Отложить информацию в долгосрочную память помогают ассоциативные связи. Например, когда учеников начальной школы учат цифрам, то говорят, какая на что похожа. Методику можно применять ко всему. Например, исторические даты запоминать в привязке к своему опыту. Например, в 1861 году отменили крепостное право — бабушке 61 год.
Ментальные карты
Британский психолог Тони Бьюзен в начале 1970-х годов предложил создавать «карты мыслей», чтобы лучше запоминать сложный материал. В центре рисуете обобщающее название темы. Затем, как лучи солнца, добавляете подтемы, которые, в свою очередь, могут ещё ветвиться. Один луч — одна подтема. Можно дополнять карту рисунками или пояснениями, раскрашивать в разные цвета.
Чтение
Можно читать детям вслух или стимулировать самостоятельное чтение. Проблема в том, что книга ассоциируется с учёбой и может вызывать негативные ассоциации, а заставлять читать нельзя. Стоит начать с совместного чтения чего-нибудь интересного, современного и сделать это каждодневным ритуалом.
Ирина Воронцова, старший методист онлайн-школы «ИнтернетУрок», кандидат педагогических наук:
«Если родители с малых лет привьют ребёнку любовь к чтению, то обеспечат развитие его памяти, словарного запаса, мышления и внимания. Чтение способствует формированию новых нейронных связей в мозге.
В младшем школьном возрасте важно подбирать произведения с интересными сюжетами, чтобы не отбить охоту читать. Можно начать с нескольких страниц в день, после чего обсудить с ребёнком прочитанное, попросить пересказать сюжет, проанализировать поступки героев. В средней и старшей школе ребёнок сам уже может выбирать те книги, которые его увлекают.
Заучивание стихотворений тоже прекрасный способ тренировки и развития памяти. Можно начать с малого — небольших четверостиший, например по одному в неделю. Со временем стоит увеличить объём поэтических текстов и сократить срок их запоминания».
Движение
Между уроками ребёнку полезно гулять, заниматься любой физической активностью. У Елены Комаровской один из советов, посвящённых улучшению памяти ребёнка, — занятия спортом. Во время активных физических упражнений вырабатываются вещества, которые укрепляют связи между нейронами. То есть тот, кто физически активен, при прочих равных успешнее учится. К тому же движение снимает стресс, который тормозит познавательные процессы.
Спорт необязательно означает профессиональные занятия бегом, футболом или ещё чем-то. Это могут быть утренние пробежки, плавание, ОФП. Даже 15-минутные тренировки улучшают память. Например, это доказали Казуя Сувабе, Кёнхо Бён и Кадзуки Хёдо в исследовании «Быстрая стимуляция функции зубчатой извилины человека с помощью лёгких физических упражнений».
Как вариант, можно попробовать нейрогимнастику — простейшие упражнения, которые активируют работу мозга, улучшают настроение и продлевают жизнь. Если ребёнок совсем не любит спорт, можно завести собаку, чтобы бегать с ней по парку.
Полезный рацион
Сладкие перекусы вредят не только телу, но и мозгу. От конфет на переменках память ухудшается — организм тратит энергию на утилизацию глюкозы. Детям нужны медленные углеводы, чтобы мозг работал эффективно. То есть на завтрак перед школой — каша.
Антистресс
Постоянный стресс угнетает когнитивные функции, в том числе память. Чем больше ребёнок устаёт от школы, тем хуже он учится. Нужно практиковать различные способы преодоления стресса: отдых, разговоры по душам, спорт и так далее.
Александр Антоненко, учитель, заместитель директора по безопасности МБОУ «Школа № 68» (Самара):
«Среди основных причин ухудшения памяти у детей я бы выделил переутомление, в том числе перегрузку нервной системы. Дети постоянно потребляют информацию, не расстаются со смартфонами. Мозг постоянно перегружен яркими картинками. В итоге снижается когнитивная функция, мозг переутомляется и перестаёт воспринимать информацию. В связи с этим полностью поддерживаю новации Министерства просвещения об ограничении пользования смартфонами во время уроков. Дети будут меньше отвлекаться, лучше усваивать материал».
Никакой агрессии
Мозг эффективно работает, когда ему не нужно заниматься самосохранением. Если ребёнок расслаблен и не боится, он может заняться учёбой. Если ему страшно и тревожно, его мозг находится в режиме защиты и «лишние» функции отключаются. То есть родитель кричит, чтобы ребёнок быстрее думал, а добивается обратного эффекта.
Конечно, в жизни бывают разные периоды. Но чтобы ребёнок хорошо учился, нужна спокойная атмосфера дома, а не постоянные стычки и ссоры между членами семьи. Стабильность (и даже её иллюзия) даёт уверенность и спокойствие. В таком состоянии проще запоминать школьную программу, да и в целом жить.
Вот и всё на сегодня. Предлагаем сохранить статью в закладки, чтобы вспомнить научные факты, если зайдёт разговор о памяти с друзьями. Или лайфхаки, если память у вашего школьника начнёт барахлить. А чтобы не пропустить и другие полезные статьи журнала, предлагаем подписаться на нашу рассылку. Обещаем не злоупотреблять доверием и присылать не больше двух полезных рассылок каждый месяц.