СДВГ у подростков: как не перепутать с похожими расстройствами и упростить жизнь

СДВГ, или синдром дефицита внимания и гиперактивности, — это нейроповеденческое нарушение, которое развивается из-за специфики работы мозга. Некоторые ошибочно считают его расстройством только детей младшего школьного возраста. Однако диагноз может проявляться и позже. Подсказываем, как выявить СДВГ у подростка и чем ему помочь.
Как проявляется СДВГ у подростков
Возраст 13–14 лет называют вторым «всплеском» СДВГ. Как минимум у 50 % детей с таким диагнозом проблемы просматриваются и в подростковом периоде. Например, это выявили Рената Дрекслер и Сильвия Брем в научной работе «СДВГ: современные концепции и методы лечения у детей и подростков».
В садике и начальной школе о детях с этим синдромом говорят как о «шилопопых» и расторможенных: они постоянно что-то делают, громко говорят, не могут усидеть на месте.
Подростки другие. У них уже снижена гиперактивность и одновременно нарастает внутреннее беспокойство, которое выливается в агрессию, тревожность, проблемы с общением и учёбой. Часто это те самые «проблемные подростки», которые прогуливают школу, дерутся, дерзят старшим, курят, выпивают.
Никита Ставцев, психиатр:
«Часто для подростков с СДВГ на первый план выходит специфика эмоциональной сферы. Такие подростки могут быть импульсивными, эмоционально неустойчивыми, склонными к риску, потому что в префронтальной коре у них меньшая концентрация дофамина. Это приводит к импульсивному поведению, ведь мозг всё время ищет быстрый дофамин».
Как отмечает Никита Ставцев, форма СДВГ с преобладанием проблем с невнимательностью диагностируется в подростковом возрасте. Это связано с возрастающими нагрузками в школе, повышением социальных требований, с которыми ребёнок перестаёт справляться в рамках выработанных поведенческих моделей. Вместе с трудностями подросткового возраста это зачастую приводит к проблемному поведению, снижению успеваемости, отказу от учёбы, проблемам с настроением, тревоге. Это происходит отчасти из-за того, что подросток перестаёт чувствовать себя успешным.
Нара Совкова, нейропсихолог, нейрологопед, дважды особенная мама:
«У меня и у 10-летнего сына диагноз СДВГ, тема особенно близка. У подростков с СДВГ импульсивность преобладает над планированием и концентрацией. Страдают механизмы саморегуляции: сложно регулировать последовательность действий, настроение, эмоциональный фон. У одних реакции могут зашкаливать, а у других — притормаживать. Сложности саморегуляции проявляются в общении, обучении, поведении, выражении эмоций, движениях.
Повышенная импульсивность приводит к конфликтам. У школьника часто ухудшаются отношения, особенно с педагогами, которые требуют соблюдать правила. Нарушения воспринимаются отрицательно, в обычных школах ещё влияют на оценки. Это неудивительно. Мало кому понравится, если ученик начнёт вдруг во время урока расхаживать по классу, не реагируя на замечания.
Характерные для подросткового периода проявления протеста и негативизма у детей с СДВГ могут быть выражены вплоть до враждебности или асоциальности — закрытия от любого общения. На замечания и попытки установить контроль подросток может реагировать бурно, агрессивно, даже с истериками».
Почему с подростками так сложно
Проблемное поведение подростков может быть не проявлением СДВГ, а следствием некорректной стратегии воспитания или вообще возрастной нормой.
Елена Миронова, психолог, нейропсихолог, автор книги «СДВГ. Книга-инструкция по управлению жизнью для маленьких и взрослых носителей синдрома»:
«Подростки — единственные, у кого проявления СДВГ могут быть нормой. Их можно объяснить физиологическим ростом, взрослением. Формальный подход выявит у большинства возбудимость и импульсивность, сложности с концентрацией внимания, чрезмерную двигательную активность. Однако это не значит, что в подростковой среде нет носителей синдрома. Возможно, он не был выявлен раньше. А возможно, переходный возраст усилил его проявления».
Как диагностировать СДВГ у подростка
Диагноз ставят, только если симптомы проявляются в разных ситуациях: дома, в школе, в общении с друзьями. То есть нужно собирать информацию у всех, кто общается с подростком.
Шаг 1: проанализировать проявления СДВГ
У СДВГ несколько подвидов и широкий спектр симптомов. Нельзя сделать вывод только по одному-двум поведенческим нарушениям. В диагностике помогает рейтинговая шкала SNAP-IY Свенсона. Например, тест на её основе есть в конце этой статьи. Он показывает, нужна ли подростку профессиональная диагностика СДВГ. Ей занимается только врач.
Елена Миронова:
«Диагностика СДВГ у подростков требует особой квалификации. Диагноз может определить врач — невролог или психиатр. Обратите внимание: ни школьный психолог, ни тест из соцсетей, ни самодиагностика не заменят профессиональной оценки с анализом истории поведения».
Шаг 2: исключить другие нарушения
СДВГ легко перепутать с другими расстройствами.
Какие нарушения похожи на СДВГ:
- Невроз.
- Церебрастенический синдром при соматических заболеваниях.
- Последствия черепно-мозговой травмы или инфекции.
- Особенности темперамента.
Даже если у ребёнка есть симптомы СДВГ, стоит пройти комплексное исследование, чтобы исключить другие заболевания.
Шаг 3: оценить реакцию на воспитательную модель
Родителям нужно понять, что происходит: только они больше не могут управлять школьником или и он — сам собой. Для этого стоит поговорить с теми, кто общается с ребёнком: бабушками, дедушками, учителями, тренерами, друзьями.
Если окажется, что подросток на тренировках просто душка, а дома неуправляемый монстр, стоит попробовать новые воспитательные методы. Выбрать их помогает консультация с семейным или детским психологом.
Шаг 4: исключить проблемы низкой мотивации
Поведенческая проблема может быть обусловлена низкой мотивацией. Это дефект не воспитательный, а педагогический. Хорошая идея — мотивировать ребёнка по-новому. Например, исключить наказание и другие негативные методики. Стоит добавить или улучшить систему поощрения.

Шаг 5: обратиться именно к специалисту по СДВГ
Если симптомы СДВГ подтвердил тест в конце статьи, они проявляются в разных ситуациях и в разном окружении, вы исключили другие нарушения, воспитательные, поведенческие проблемы, — рекомендуем посетить специалиста по СДВГ: невролога или психиатра. Обычный психолог может ошибиться с диагнозом.
Нара Совкова:
«Диагностика СДВГ может быть неточной. Вместо синдрома дефицита внимания и гиперактивности в заключении могут значиться его вторичные проявления: тревожные расстройства, расстройства адаптации, аффективные расстройства, разного вида зависимости. У меня, взрослого человека, диагностировали СДВГ совсем недавно, хотя я обращалась к разным специалистам. Уже став экспертом в области развития мозга, работая с нейроотличными детьми и растя сына с СДВГ, я понимала своё состояние, но жила без официального диагноза».
Как лечить СДВГ у подростка
Синдром не лечится, но можно компенсировать симптомы и повысить качество жизни. План выстраивается индивидуально в зависимости от проявления синдрома, его остроты и типа. Обычно в план включают две составляющие:
- Препараты. Их можно применять только по назначению и под контролем врача, поскольку могут проявляться побочные эффекты, а некоторым препараты помогают слабо.
- Когнитивно-поведенческая терапия. Ею занимается врач-психолог. С его помощью ребёнок меняет привычные паттерны поведения, учится реагировать не так, как он привык. То есть происходит коррекция поведения.
Помощь и поддержка при СДВГ у ребёнка нужны всей семье. Во-первых, тяжело всем. Во-вторых, психотерапия поможет изменить привычные поведенческие реакции.
Как помочь подростку с СДВГ
Рекомендуем создать комфортную психологическую среду, где ребёнок ощутит поддержку, безопасность и сможет реализовать себя. Детей с синдромом дефицита внимания часто называют «умными, но ленивыми». Происходящее с ребёнком — не лень, не вредность, не проявление глупости или сниженного интеллекта, а специфика развития мозга.
Усовершенствовать воспитательные методы
Клинический психолог, изучающий СДВГ, Рассел Баркли подчёркивает, что родителям, которые воспитывают детей с СДВГ, важно начать применять методы воспитания, которые учитывают особенности диагноза.
Как улучшить воспитательные методы родителям подростка с СДВГ:
- Придерживаться единой воспитательной концепции. Нельзя допускать ситуаций, когда один член семьи что-то запрещает, а другой, наоборот, разрешает.
- Решать проблемы поведения последовательно: начать с самой важной, после решения перейти к другой.
- Составить свод прав, обязанностей, запретов. Для подростка лучше фиксировать договорённости письменно. Также установите границы и «красные линии», которые нельзя пересекать.
- Договориться об ответственности за нарушения. Важно, чтобы реакция родителя была соразмерна проступку и в рамках договорённостей.
- Разработать систему поощрений. Они важнее, чем наказания.
- Пытаться предвосхитить поведение ребёнка. Исходя из этого подбирать слова и действия. Например, если на замечания о внешности подросток начинает кричать, стоит либо перестать её оценивать, либо научиться критиковать нетоксично.
- Говорить подростку о чувствах и своей реакции на поступок. Не оценивать личность ребёнка.
- Учиться отпускать ситуацию, снизить планку требований.
Улучшить психологический климат в семье
Детям с СДВГ важна спокойная, поддерживающая, стабильная обстановка. Любые изменения, триггеры могут стать спусковым крючком, и ребёнок уйдёт в проблемное поведение.
Шпаргалка, как родным вести себя с ребёнком с СДВГ:
- Не вываливать на подростка личные и семейные проблемы.
- Не скандалить, не ругаться внутри семьи.
- Не злиться, не кричать на ребёнка и не применять жёсткие наказания.
Всё это может оказаться сложным и даже невыполнимым. Родители проходят через возрастные и семейные кризисы, устают, испытывают негативные эмоции. Это нормально. Тут важно, чтобы семья не вовлекала ребёнка в конфликт, не срывалась на нём и ограждала от эмоциональных потрясений.
Никита Ставцев:
«Детям и подросткам с СДВГ особенно нужна родительская поддержка, доброжелательная безопасная обстановка дома, здоровые отношения с родителями, что сильно помогает в адаптации и социализации».
Сбалансировать режим дня
Ребёнок с СДВГ будет спокойнее и организованнее, если его день предсказуем и подчиняется распорядку. Соответственно, надо убрать все дезорганизующие факторы и ввести распорядок дня, чёткое планирование.
Антон Шестаков, психиатр, психотерапевт высшей категории, судмедэксперт в ЦППИиСЭ:
«Организация учебного процесса для детей с СДВГ требует особого подхода, учитывающего особенности их нервной системы и познавательных процессов.
Временные нормы концентрации внимания:
- 1–2-й классы: 10–15 минут непрерывной работы, затем 5-минутный перерыв.
- 3–4-й классы: 15–20 минут работы, 5–7 минут отдыха.
- 5–7-й классы: 20–25 минут работы, 7–10 минут отдыха.
- 8–11-й классы: 25–30 минут работы, 10–15 минут отдыха.
Также важно следить, чтобы ребёнку с СДВГ не приходилось выполнять домашние задания дольше нормы:
- 1–2-й классы: 1–1,5 часа (включая перерывы).
- 3–4-й классы: 1,5–2 часа.
- 5–7-й классы: 2,5–3 часа.
- 8–11-й классы: 3,5–4 часа.
При этом каждые 20–25 минут учёбы рекомендую прерывать 10-минутным отдыхом с физической активностью или техниками релаксации».
Шпаргалка, как выстроить режим дня ребёнку с СДВГ:
- Зафиксировать режим дня на бумаге или в мобильном приложении. Добавить игровой, вовлекающий момент, чтобы ребёнок не забывал заглядывать в расписание.
- Не менять режим без острой необходимости. День должен быть предсказуем.
- Сделать режим дня не очень плотным, чтобы ребёнок не торопился, не опаздывал, не переутомлялся.
- Составить режим так, чтобы была смена деятельности: учёба, спорт, отдых, приём пищи.
Антон Шестаков:
«Наиболее продуктивное время для детей с СДВГ — 9:00–11:00 утром, когда концентрация внимания максимальна. Сложные предметы лучше ставить на первую половину дня, творческие и физические активности — на вторую.
Обязательные элементы режима дня для подростков с СДВГ:
- динамические паузы каждые 15–20 минут;
- физическая активность не менее 60 минут в день;
- техники релаксации 2–3 раза в день по 5–10 минут;
- достаточный сон (для школьников 9–11 часов)».
Подробнее о техниках помощи гиперактивным подросткам Антон Шестаков рассказывает в экспертном обзоре для нашего журнала.

Выбрать новую школу
Детям с СДВГ тяжело учиться в обычной школе: соблюдать расписание, правила поведения, не отвлекаться.
Никита Ставцев:
«Из-за проблем с учёбой, тайм-менеджментом, построением долгосрочных планов зачастую дети с СДВГ чувствуют себя белыми воронами, “неполноценными”, “неудачниками”. Это связано с трудностями в выполнении долгосрочных задач. На их выполнение у человека с СДВГ не хватает ни концентрации, ни мотивации.
У таких детей плохо работает линейная модель мотивации. Задача родителя — научить ребёнка разбивать большие задачи на множество мелких, за выполнением которых должно следовать какое-то поощрение. Например, выполнил подзадачи — отдохнул за компьютерной игрой 10–15 минут. Таким образом деятельность максимально геймифицируется».
Решением может стать онлайн-школа, но, к сожалению, этот вариант не для всех. Подробнее плюсы и минусы домашнего обучения для детей с СДВГ описала кандидат педагогических наук Ирина Воронцова в экспертной статье журнала о воспитании умных и счастливых детей «ИнтернетУрок».

Больше помочь ребёнку и меньше нервничать проще, если учитывать особенности поведения детей с СДВГ.
Шпаргалка, как помочь подростку с СДВГ в учёбе:
- Выбрать школу, педагоги которой умеют заинтересовать. Дети с СДВГ легко фиксируются на том, что им интересно, и с трудом воспринимают скучную для них информацию. Они успешно учатся у педагогов, которые могут «зажечь» интересом к своему предмету.
- Отказаться от школ с длинными однотипными задачами. Полезнее, когда школа предлагает задания, которые можно разбить на мелкие подзадачи, и позволяет чередовать короткие отрезки умственной нагрузки с физической активностью.
- Организовать места для учёбы. Ребёнок быстро устаёт от статичной позы. Сидеть за партой, сложив руки, ему тяжело. Стоит предоставить возможность хотя бы дома заниматься так, как ему комфортно: лёжа на полу, расхаживая по комнате.
- Поощрять за старания и успехи в учёбе сразу. Это касается в том числе и словесной похвалы, даже в начале работы.
- Избегать повышенных тонов. Бурная реакция вызовет негативный отклик. Не стоит также ругать подростка с СДВГ за неаккуратность и опечатки.
- Ставить краткосрочные задачи. Например, не «подготовиться к ОГЭ на пятёрку», а «прорешать три пробника без ошибок».
Никита Ставцев:
«У подростков с СДВГ плохо работает линейная модель мотивации. Задача родителя — научить разбивать большие задачи на множество мелких, за выполнением которых должно следовать какое-то поощрение. Например, выполнил подзадачи — отдохнул за компьютерной игрой в течение 10–15 минут. Таким образом деятельность максимально геймифицируется».
Теперь самое интересное. Предлагаем пройти с ребёнком тест на основе рейтинговой шкалы СДВГ Свенсона SNAP-IY.
Важно! Наш тест не заменяет врача и не может поставить точный диагноз. Однако тест помогает выявить необходимость посетить специалиста для более точной диагностики.
Если диагноз подтвердится, рекомендуем присмотреться к онлайн-школам. В дистанционном формате гиперактивным детям учиться проще и интереснее. Предлагаем проверить, насколько вашему ребёнку удобен такой формат, — дарим доступ к нашей школе с полным функционалом на неделю.
