Игры для детей с СДВГ, которые действительно работают
Так ли нужны игры детям с СДВГ и какие из них реально работают, рассказывает врач, мама ребёнка с таким диагнозом Ольга Фошенко.
Почему именно игры
Более 11 лет я воспитываю сына с диагнозом СДВГ. Изучаю новые подходы к коррекции поведения: посещаю специализированные курсы для родителей, пробую различные методики. По опыту с моим сыном, игры — действенный инструмент для развития внимания и саморегуляции.
Дети с синдромом не лишены внимания как такового. Однако им сложно его распределять, удерживать, переключать.
Что получает ребёнок в игровой форме:
- естественную мотивацию («интересно», «весело» вместо «надо»);
- физическую активность, которая снижает гиперактивность, активирует мозжечок;
- эмоциональную разрядку, которая помогает снять напряжение.
Правильно подобранные игры больше чем «развлекают». Они тренируют ключевые когнитивные функции: концентрацию, память, самоконтроль.
Какой принцип важно применить в играх
Одна из самых трудных, но реально работающих стратегий при СДВГ — принцип позитивного подкрепления. Задача родителя — поддерживать, усиливать желаемое поведение чаще, чем обращать внимание на нежелательное. Хотя это непросто.
Исследования показывают: наказания, критика, порицание не уменьшают проявления нежелательного поведения. Зато они формируют низкую самооценку, усиливают негативизм, приводят к отказу пробовать снова. Это доказывают в числе прочих Цзин Линь и У-Рин Чан в исследовании «Эффективность серьёзных игр как средства цифровой терапии для развития способностей детей с СДВГ».
Что закрепляется в восприятии ребёнка с СДВГ:
- то, на что мы обращаем внимание;
- то, за что хвалим;
- то, чему радуемся;
- то, малейшие положительные проявления чего мы проговариваем вслух.
Точно так же закрепляется обратное:
- то, за что ругаем;
- то, что нас раздражает;
- то, что вызывает у нас сильные негативные эмоции.
Этот подход нелегко реализовать. Когда ребёнок делает то, чего мы давно ждали, кажется, что это естественно, «само собой разумеется». Вместо похвалы у родителей иногда вырываются ироничные или обесценивающие комментарии:
- «Ну наконец-то, дождались!»
- «А раньше так нельзя было?»
- «Видишь, можешь ведь, если захочешь!»
Такие фразы снижают вероятность повторения нового положительного поведения.
А вот на ошибки или нежелательные действия многие реагируют моментально, часто эмоционально, резко. Именно эта сильная реакция закрепляет нежелательное поведение, делая его более вероятным. Принцип также относится к играм. 
Как родителям тренировать навык позитивного подкрепления
Рекомендую алгоритм, который сработал у нашей семьи:
- Шаг 1. Определяем, какое поведение ребёнка сейчас приоритетно. Важно выбрать что-то одно. Подбираем игры для тренировки этого поведения.
- Шаг 2. Формулируем максимально конкретно, как выглядит желаемое поведение. Нужно, чтобы это было выполнимо для пациента с СДВГ.
- Шаг 3. Не произносим вслух хотя бы каждое второе критическое замечание в течение недели. Если всё же сделали замечание — добавляем описание того, как правильно: «Ты перебил меня в седьмой раз. Будет здорово, если ты попробуешь дожидаться конца фразы».
- Шаг 4. Отмечаем вслух даже маленькие шаги в сторону желаемого поведения: «Ты подождал, прежде чем заговорить, — круто!» Хвалим за следование правилам, успех в играх на развитие желаемого поведения.
- Шаг 5. Продолжаем минимум две недели. Если получится «сдерживать» две критические фразы из трёх, это уже отличный результат.
Через 2–3 недели вы, скорее всего, заметите эффект. Тогда можно добавить в фокус ещё одно новое поведение.
Важно помнить:
- Прогресс может «сброситься», если в период тренировки родитель всё же сорвётся, сильно поругает или накажет ребёнка за непроявление желательного поведения. Тогда придётся начать с того же пункта снова.
- «Откаты» будут всегда, это нормальная часть процесса. К ним нужно относиться спокойно.
- Признак того, что метод работает: желаемое поведение проявляется чаще, а нежелательное — становится менее интенсивным и регулярным.
А ещё родителям важно хвалить себя за выдержку и прогресс.
Как сделать игры ежедневной привычкой
К играм детей важно приучить.
Как встроить игры в быт школьника с СДВГ:
- Приучаем к коротким, но регулярным сессиям. 3–7 минут между школьными заданиями результативнее, чем «большой» блок раз в неделю.
- Добавляем ритуалы-якоря. «Фитбол-пауза» после математики, «ритм» перед чтением, «замри» — завершение блока.
- Хвалим за усилие, а не за идеальный результат. Отмечаем, называем микродвижения в нужную сторону.
- Меняем сложность в зависимости от состояния: упрощаем, если игра не клеится; усложняем, когда ребёнок «летит» на уровне.
- Одна цель — один период. Не тренируем всё сразу: так заметнее прогресс, меньше фрустрации.
Какие игры тренируют внимание юных пациентов с СДВГ
Теперь самое приятное, игры.
«Светофор»
Возраст: от 5 лет.
Ребёнок двигается под музыку, выполняет команды ведущего на «светофоре»: зелёный — бежим, жёлтый — идём медленно, красный — стоим.
Сложности. Детям с СДВГ «замирание» даётся трудно — это и есть тренировка торможения.
Вариации. Можно добавить новые сигналы (синий — прыгаем, белый — танцуем).
Результаты. Игра формирует навык остановки импульса, фокус на правилах.
Баланс на фитболе
Возраст: от 6 лет.
Ребёнок садится на большой гимнастический мяч, поднимает ноги и старается удержать равновесие хотя бы 5 секунд. Постепенно время можно увеличивать. Часто мы делали это в формате соревнования: по очереди пробовали удержаться дольше друг друга.
Сложности. Сначала даже пару секунд удержаться трудно — «батл» с родителями снижает напряжение, добавляет мотивации.
Вариации. Когда хочется усложнить задачу, предлагаем закрыть глаза или добавить хлопки. Если нужно упростить, разрешаем держаться руками за мяч.
Результаты. Упражнение развивает координацию, даёт мозжечковую стимуляцию, помогает легче вернуться к домашним заданиям.
«Что пропало?»
Возраст: 6–10 лет.
Показываем набор предметов, ребёнок их запоминает, закрывает глаза. Один предмет убираем — нужно угадать, чего не хватает.
Сложности. Начинаем с 3–4 вещей, постепенно усложняем задачу.
Вариации. Полезно менять объекты местами, убирать сразу два и более предметов.
Результаты. Игра тренирует зрительную память, внимание к деталям, поддерживает «азарт успеха».
Стояние на одной ноге с закрытыми глазами
Возраст: 6–12 лет.
Вытягиваем руки в стороны, закрываем глаза и стоим на одной ноге, кто дольше.
Сложности. Удержать равновесие с закрытыми глазами удаётся не сразу; азарт и смех снимают напряжение.
Вариации. Интерес ребёнка могут повысить усложнения: счёт вслух, аплодисменты, командные мини-соревнования.
Результаты. Упражнение тренирует вестибулярный аппарат, концентрацию и самоконтроль.
«Повтори ритм»
Возраст: 6–12 лет.
Взрослый простукивает рисунок ладонями/карандашом — ребёнок повторяет.
Сложности и как помочь. На длинных последовательностях дети теряют нить — усложняем постепенно, хвалим за попытки.
Вариации. Групповой формат, «лейтенант и оркестр», соревнование «кто точнее».
Результаты. Упражнение развивает слуховое внимание, рабочую память и саморегуляцию.
«Кулак — ребро — ладонь»
Возраст: от 7 лет.
На стол поочерёдно кладём руку: сжатый кулак → ребро ладони → ладонь. Играем на скорость и без ошибок.
Сложности. На высокой скорости почти все сбиваются — в этом и состоит тренировка внимания, переключения.
Вариации. Если классическая версия надоест, можно играть двумя руками синхронно, «кто быстрее».
Результаты. Игра развивает внимание, скорость реакции и межполушарные связи, психологически разгружает между заданиями.
Редакция журнала благодарит Ольгу Фошенко за эту статью, полезные приёмы, поддержку и любовь к ребёнку! Родителей детей с похожим диагнозом призываем не отчаиваться. Синдром можно компенсировать с помощью психотерапии, фармакологии, поддержки родных и продуманной организации учёбы.
Учиться по жёсткому расписанию классической пятидневки при СДВГ сложно. Ребёнок с таким расстройством физически не может концентрироваться на учителе и уроке 45 минут, ему слишком тяжело без возможности сделать перерыв когда хочется. Но это не повод ограничивать школьника в свободе получить качественное образование!
Мы предлагаем полноценное дистанционное образование в 1–11-м классах. Наши занятия органичны для детей с СДВГ. Это предзаписанные видеоуроки с чередованием деятельности. Их можно в любое время поставить на паузу, пересмотреть непонятный фрагмент нужное число раз. Кроме видеоуроков есть тизеры, тренажёры, видеоконсультации, итоги урока (что выучили, что умеем), возможность задать вопрос в чат учителю. Задания двух типов: письменные и тесты. Можно выбрать уровень их сложности.
Заниматься в нашей школе можно в удобное время, выполнять уроки — в любой последовательности. Главное — успевать сдавать ДЗ до конца четверти. Если ребёнок успешно сдаст ГИА, то получит такой же аттестат, как и ученики классической школы. Приглашаем заглянуть к нам на экскурсию. После регистрации откроем бесплатный доступ на неделю с полным функционалом.


