Назад
views 153
calendar 14 апреля 2025

СДВГ у детей: что это и как реагировать родителям

СДВГ у детей: что это и как реагировать родителям
Иллюстрация: ClareM, Shutterstoch
contents Оглавление
Свернутьarrow
Подсказки врачей, как отличить синдром от похожих расстройств и чем помочь ребёнку

Как вам иллюстрация 1845 года в книге врача-психиатра Генриха Хоффмана «История неугомонного Филиппа» (The Story of Fidgety Philip)? Это история про непослушного мальчика, который за столом качался на стуле «как на лошади», не слушал родителей. В итоге он начал падать, схватился за скатерть. Ложки, тарелки, чашки полетели на пол. Возможно, в этой книге впервые описан синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), хотя термин появился более века спустя — в 1970 году. 

СДВГ у детей, как не перепутать с похожими расстройствами

Сейчас СДВГ — это официальный диагноз. Однако вокруг него много домыслов. Расстройство приписывают «неудобным» детям, которые шумят, спорят с учителями, высказывают своё мнение.

Елизавета Свирина, врач-невролог:

«По данным метаанализа 2015 года, СДВГ диагностировали у 7,2% процентов детей младше 18 лет. Распространённость среди мальчиков и девочек, по данным на 2020 год, оценивалась как 4:1».

СДВГ у детей: насколько распространено расстройство

В статье объясняем, к кому обратиться, чтобы получить правильный диагноз или, наоборот, опровергнуть догадки. И главное — подсказываем, чем помочь ребёнку с СДВГ и его семье.

Что такое СДВГ

Синдром дефицита внимания и/или гиперактивность относится к группе поведенческих расстройств, которые диагностируют у детей и подростков

Мария Лукащук, детский невролог, преподаватель обучающих курсов для врачей:

«СДВГ — это особенность развития головного мозга, при которой могут быть по-разному выражены импульсивность, гиперактивность и дефицит внимания. 

У кого-то преобладает импульсивность: такие дети часто говорят или делают что-то, не подумав, рискуют, могут быть очень эмоциональны. У других больше выражена гиперактивность — трудно усидеть на месте. А кто-то больше страдает от рассеянности: забывает задания, теряет вещи, отвлекается на уроках.

Есть и те, кто попадает во все три категории сразу. Именно таких детей чаще называют “проблемными” — им достаётся максимум замечаний. Однако за этим поведением часто стоит не непослушание, а реальные трудности с саморегуляцией. Наказания и попытки “перевоспитать” такого школьника бесполезны. Развитие расстройства не связано с внешними условиями. Эта особенность работы мозга формируется внутриутробно в самые ранние сроки, часто наследуется детьми от родителей».

Невролог объясняет, что такое СДВГ и в чём различия со схожими расстройствами

Расстройство связано с недостаточностью внимания у ребёнка и расторможенностью. Об этом сказано в МКБ-10 — популярной в России классификации болезней.

Симптомы СДВГ по МКБ-10

Главное — избежать ловушки «синдрома студента-медика», когда кажется, что все симптомы касаются ваших близких. Его высмеял Джером К. Джером в повести «Трое в лодке, не считая собаки». Единичный и временный симптом ещё не диагноз СДВГ. Рекомендуем не спешить ставить его себе, своим и чужим детям, родным и знакомым.

Какие факты о симптомах СДВГ подтверждают необходимость проверить ребёнка у невролога:

  • сохраняются более 6 месяцев;
  • проявляются в разных ситуациях и разных местах;
  • сказываются на обучении и общении;
  • не связаны с другими расстройствами;
  • проявлялись не менее 6 симптомов невнимательности, 3 — гиперактивности, 1 — импульсивности.

Ирина Кручинина, детский невролог:

«Кроме классических симптомов (гиперактивность, нарушение внимания и импульсивность) для СДВГ характерны тики, головные боли, тревожность, ночной энурез, энкопрез.

Почти на 80% синдром обусловлен генетическими факторами и лишь на 20% — внешними, к которым можно отнести перинатальный фон, черепно-мозговые травмы. Расстройство возникает из-за неправильного развития областей головного мозга. Подобное возможно из-за особенностей префронтальной коры, базальных ганглий, передней поясной извилины, которые регулируют исполнительные функции, необходимые для саморегуляции. 

С точки зрения диагностики различают СДВ и СДВГ — это одно и то же, разница только в преобладании конкретной симптоматики. Первый диагноз чаще ставят девочкам, второй — мальчикам».

Симптомы СДВГ называет детский невролог

Заниматься самолечением опасно. Синдром легко перепутать с особенностями личности или с другими расстройствами. 

Мария Лукащук:

«Синдром дефицита внимания и гиперактивности отличается от специфики характера стойкостью проявления симптомов, их влиянием на повседневную жизнь школьника, его семьи. При расстройстве трудности возникают везде и проявляются стабильно, вне зависимости от настроения, режима дня или обстановки. Они просто есть и создают проблемы. 

Постоянно получая замечания от взрослых, дети теряют веру в себя. Им труднее адаптироваться в коллективе, найти друзей. Семья тоже может чувствовать постоянное напряжение, так как даже обычные бытовые вопросы могут вызывать конфликты. Это не бунт. Ребёнок с СДВГ действительно не может вести себя, как все. Его мозг работает чуть иначе».

Кто и когда диагностирует СДВГ

Это расстройство врождённое, а не приобретённое. Узнав о диагнозе, многие мамы говорят что-то вроде «теперь понятно, почему он так пинался, — был гиперактивным до рождения». 

До 7 лет

Диагноз часто ставят в 4–7 лет. В это время ребёнок идёт в детский сад, школу. Родители и педагоги видят, что особенности поведения проявляются в любой обстановке, мешают учиться, устанавливать приятельские отношения.

Часто именно педагоги начинают бить тревогу. Их высказывания бывают обидными: «мы все от него рыдаем», «заберите его от нас». Даже если тактично жалуются на импульсивное поведение, невнимательность, забывчивость или нервозность, стоит сводить ребёнка к специалисту.

В подростковом возрасте

Реже диагноз СДВГ ставят в 12–14 лет. Иногда семья компенсирует проявление расстройства воспитательной стратегией. Но у подростков родительский авторитет падает, ребёнок становится свободнее, симптоматика выходит на поверхность. В этой ситуации важно отделить «зёрна от плевел» — понять, что это не подростковый бунт или гормональный всплеск, а именно расстройство. Точно стоит сходить к врачу, если различия со сверстниками мешают жизни, учёбе, социализации. 

После 20 лет

Всё чаще взрослые люди узнают о диагнозе в 20, 30 и даже 40 лет. К сожалению, расстройство не лечится. С ним приходится жить и компенсировать его. 

Что делать, если есть подозрения на СДВГ?

Чем поомочь ребенку с СДВГ

  1. Прислушаться к педагогам, которые работают с ребёнком. Допустим, они заявляют о плохом поведении. Тогда стоит уточнить, что они имеют в виду, в каких ситуациях, как проявляется негативное поведение. Если школьник везде ведёт себя так же, это ему мешает, стоит перейти к шагу 2. 

  2. Обратиться к неврологу. Именно он выявляет подобные расстройства, назначает лечение. В идеале — выбрать эксперта по синдрому дефицита внимания и гиперактивности.

  3. Получить второе мнение — ещё одного врача, тоже эксперта по СДВГ. Это поможет исключить ошибки диагностики. Если в вашем городе нет подходящего врача, можно обратиться за онлайн-консультацией. 

В российской практике психиатры не занимаются проблемами СДВГ, но если у школьника серьёзные проблемы с учёбой или поведением, можно посетить и этого специалиста. В 70% случаев СДВГ сопровождается другими расстройствами.

Ирина Кручинина: 

«Наблюдая ребёнка, врач сможет точно отличить СДВГ от “неправильного воспитания”. Для этого необходимо провести тестирование, осмотр, опрос родителей, а также выполнить ряд обязательных исследованиq: энцефалографию и дуплексное сканирование сосудов головного мозга».

Как лечить СДВГ

Напоминаем, синдром дефицита внимания и/или гиперактивность не лечится, но симптомы можно компенсировать. В России для этого чаще применяют две методики:

  1. Психотерапия. Её цель — научить пациента правильно действовать в проблемных ситуациях. Расстройство мешает общаться: дослушать до конца, избегать грубости. Психотерапия учит, как преодолеть неприятные другим людям импульсы. 

  2. Фармакология. Синдром лечат психостимуляторами, их нередко прописывают в сочетании с антидепрессантами, ноотропами и витаминными комплексами. Таблетки снимают симптомы. В этот период больной и его семья могут отдохнуть, сосредоточиться на психотерапии, улучшить социальные связи, вылечить сопутствующие расстройства. 

Борьба с СДВГ занимает много времени. Это долгая работа ребёнка, его родителей и педагогов. Без поддержки социума компенсировать расстройство сложно. Зато легко усугубить проблему сопутствующими проблемами. Например, низкой самооценкой.

Можно ли не лечить СДВГ

Многие люди живут с СДВГ, не зная о диагнозе. Это не смертельное расстройство. Однако синдром ухудшает качество жизни.

Что будет, если не помогать ребёнку с СДВГ:

  • Сложно выстраивать социальные связи. Часто дети с расстройством становятся мишенью для издевательств одноклассников или изгоями. 

  • Трудно учиться. Про детей с СДВГ часто говорят «умный, но ленивый». Поскольку дети с расстройством «неудобные» для учителей, их ругают, наказывают, унижают. Это травмирует ребёнка. 

  • Тяжело строить карьеру. Взрослые с СДВГ сами говорят про себя, что для них характерна прокрастинация, им сложно доводить дело до конца, они многое забывают, грубят. Мало какие работодатели готовы терпеть такое поведение.

  • Сложности в семейной жизни. С импульсивным забывчивым человеком сложно жить, возникает много конфликтов.

  • Высокий травматизм. Из-за невнимательности и импульсивности люди с СДВГ попадают в аварии или травмируются. 

  • Возможны дополнительные расстройства. Иногда присоединяются тревожность, депрессия, неврозы. 

Зная свой диагноз, можно снять с себя клеймо дурно воспитанного истеричного человека. Принятие — путь к душевному спокойствию. А рекомендации врачей снимают часть проблем с учёбой и общением. Грамотный подход может компенсировать симптомы. После консультации с неврологом проще станет окружающим: родителям, учителям, одноклассникам. Если они будут знать, как себя вести, то конфликтных и неудобных ситуаций станет меньше. 

Что делать, если у ребёнка СДВГ

Для начала рекомендуем снять ответственность за диагноз с себя и ребёнка. Он ведёт себя плохо, потому что не может иначе. Он сам от себя устаёт и иногда доходит до грани психического истощения. Ему нужна помощь вместо осуждения. 

Установить строгий режим

Режим дня для детей с таким расстройством важен больше, чем всем остальным. Это помогает разгрузить нервную систему, которая испытывает сильное напряжение. Важно приучить школьника к систематическому сну, питанию. Голодный невыспавшийся ребёнок потеряет остатки сосредоточенности, быстро «перегреется» и пойдёт сносить всё потоком энергии.

Убрать всё, что отвлекает

Ребёнку с СДВГ важно сохранить чистый рабочий стол, на котором стоит компьютер или ноутбук, лежит учебник, тетрадь, ручка. Ничего лишнего. Убираем из учебной зоны телевизор, телефон, игрушки, посторонние книги.

Детям с таким расстройством сложно учиться в обычном классе, где 30 человек во время урока шуршат, двигаются, шепчутся, отвлекают друг друга. Обычный ребёнок может сосредоточиться на учителе, а ученик с СДВГ — нет. 

Навести порядок и определить для вещей место

Стоит ввести строгие бытовые правила по типу: куртку вешаешь на эту фиолетовую вешалку в этот шкаф. Действие должно превратиться в автоматическое. То же самое с другими вещами. Для каждой рекомендуем определить место: крючок для ключей, угол для портфеля, подставка под телефон.

Научить планировать

Детям с СДВГ особенно нужны методики планирования. Детям помладше больше нравятся яркие списки, где нужно вычёркивать сделанное. Подойдут напоминалки на часах или в смартфоне. Школьников постарше стоит обучить планированию через календарь, ежедневник или таблицы. Можно ещё завести большие настенные доски с планом дня на всю семью. На них удобно отмечать, что сделано, что перенесено, что делегировано. 

Ставить небольшие достижимые цели

Если в начале четверти поставить цель учиться без троек, ребёнок может её провалить, потому что это большой отрезок времени. Лучше ставить микроцели: в понедельник не получить ни одной тройки, получить за домашку по английскому пятёрку.

Не ругать

Ругань вообще малоэффективный инструмент педагогики. А в случае с СДВГ он бесполезен. Дети с расстройством невосприимчивы к выговорам, наказаниям, запретам.

Найти занятия, где ребёнок почувствует себя успешным

Дети с СДВГ не всегда успешны в учёбе. Это сильно снижает самооценку, может вообще травмировать, если обстановка в классе токсичная. Полезно искать сферы жизни, где школьник сможет проявить себя, поднять самооценку. Можно попробовать творчество, спорт, дискуссионные клубы, волонтёрство. 

Соблюдать последовательность требований

Рекомендуем определить, что для вашей семьи недопустимо, а на что можете закрыть глаза. Эти семейные правила стоит донести до ребёнка и объяснить, почему они важны. Каждый раз, когда школьник нарушает правило, напоминаем о договорённостях. Настаиваем, что их надо выполнить. Без исключений. 

Совет действует и наоборот. Если вы для себя решили, что потерянные варежки ерунда, прошлые пять раз молчали, то кричать из-за шестой пары непедагогично. Важно, чтобы установленные правила соблюдала вся семья. То есть в ситуации с варежками важно, чтобы папа, сестра и бабушка тоже не ругали школьника из-за пропажи.

Не перегружать ребёнка

Велик соблазн записать ребёнка на множество кружков, чтобы он выплеснул энергию и дома уже вёл себя спокойнее. Но ребёнок с СДВГ утомляется от своего состояния. Его мозг в напряжении, поэтому лишние секции, активности сделают только хуже. 

К тому же дети с расстройством часто не выносят больших скоплений людей, быстро перевозбуждаются, устают. Лучше избегать гостей, массовых мероприятий, магазинов, ТЦ в пиковые часы. 

Искать методики успокоения

Самостоятельно или с психологом нужно найти то, что будет успокаивать ребёнка в период наибольшего эмоционального напряжения. Это могут быть дыхательные практики, отвлекающие манёвры, объятия, творчество, музыка, прогулка. 

Методики, которые мы описали, звучат просто, но требуют от родителей много энергии. Мамы и папы устают, выгорают. Родителям детей с СДВГ тоже нужна помощь! Рекомендуем иногда отдыхать без детей, искать поддержку, работать с психологом, высыпаться, заниматься хобби. Важно оставить место в жизни для себя.

Как учить ребёнка с СДВГ

Это один из самых сложных вопросов. Мама и папа дома могут создать для ребёнка хорошие условия, где он будет компенсировать особенности поведения. Но школа — другой мир, часто несправедливый.

В обычной школе может быть слишком тяжело

Обычные школы недружелюбны к детям с особенностями развития. Неодобрение со стороны учителей, насмешки и пренебрежение от одноклассников травмируют ребёнка, понижают самооценку, вырабатывают пессимизм.

Что можно сделать:

  • Рассказать учителю о диагнозе ученика и показать рекомендации врача. Дать понять, что ради спокойствия всего класса лучше изменить требования к ученику с СДВГ. 

  • Рассказать ребёнку о диагнозе, пояснить, что это значит, снять с него вину за плохое поведение. Просить о взаимодействии с учителем. 

Не всегда честный разговор со школой поможет. Не каждый учитель готов к индивидуальному обучению. Начиная с 5-го класса у детей разные педагоги. Сложно уговорить каждого быть терпимее к школьнику. 

Выходом может стать онлайн-школа, но не для всех

Ребёнка можно перевести на семейное обучение. Это решит многие проблемы. А социальные контакты можно «добирать» за счёт кружков, психологических групп для детей с СДВГ, общения в Сети. 

Мария Лукащук:

«Дети с СДВГ быстро устают на уроке, отвлекаются, ёрзают на стуле, стучат ручкой по столу, могут говорить не вовремя. Чтобы не "выпасть" из урока, им нужна чёткая понятная структура, желательно с интерактивными элементами, сменой активности и небольшими передышками. Для некоторых детей выходом может стать онлайн-обучение. В комфортной обстановке можно построить собственный график обучения, подобрать темп, делать перерывы, менять активность. Но онлайн-обучение будет требовать и большей самоорганизации, а это тоже непростая задача».

Подробнее об учёбе детей с СДВГ нам рассказала кандидат педагогических наук, старший методист онлайн-школы «ИнтернетУрок» Ирина Воронцова

articlePreviewImage
Онлайн-школа для детей с СДВГ: панацея или нет?
Плюсы и минусы семейного обучения для особенных школьников объясняет кандидат педагогических наук Ирина Воронцова
 

А если решите перевести ученика с СДВГ в онлайн-школу, предлагаем присмотреться к нашей. Наши видеоуроки можно проходить в любое время, ставить на паузу, пересматривать, если внимание убежало. 

Занятия начинаем с короткого тизера — факта по теме, с которым точно сталкивался каждый. Дальше ученики смотрят основной видеоурок, после него — видеоконсультацию. Если что-то непонятно, задают вопросы учителю в чате. Затем закрепляют знания на тренажёрах и выполняют аттестационное задание. Вместе со всеми свободами учёба у нас не позволяет совсем уж лениться. Задания необходимо сдать до конца четверти. 

 

И это только начало! Больше об отличиях учёбы в ИнтернетУроке от других школ рассказываем здесь. Намного нагляднее увидеть всё своими глазами. Если оставите свои контакты в форме ниже, то откроем вам пробный доступ с полным функционалом. Вы сможете попробовать вместе с ребёнком, насколько удобно пользоваться нашим виртуальным кабинетом, какое будет расписание, как выглядят уроки и при чём тут гусеница.

Первая неделя занятий бесплатно!
Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!
Начать заниматься

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru