СДВГ у детей: что это и как реагировать родителям

Как вам иллюстрация 1845 года в книге врача-психиатра Генриха Хоффмана «История неугомонного Филиппа» (The Story of Fidgety Philip)? Это история про непослушного мальчика, который за столом качался на стуле «как на лошади», не слушал родителей. В итоге он начал падать, схватился за скатерть. Ложки, тарелки, чашки полетели на пол. Возможно, в этой книге впервые описан синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), хотя термин появился более века спустя — в 1970 году.
Сейчас СДВГ — это официальный диагноз. Однако вокруг него много домыслов. Расстройство приписывают «неудобным» детям, которые шумят, спорят с учителями, высказывают своё мнение.
Елизавета Свирина, врач-невролог:
«По данным метаанализа 2015 года, СДВГ диагностировали у 7,2% процентов детей младше 18 лет. Распространённость среди мальчиков и девочек, по данным на 2020 год, оценивалась как 4:1».
В статье объясняем, к кому обратиться, чтобы получить правильный диагноз или, наоборот, опровергнуть догадки. И главное — подсказываем, чем помочь ребёнку с СДВГ и его семье.
Что такое СДВГ
Синдром дефицита внимания и/или гиперактивность относится к группе поведенческих расстройств, которые диагностируют у детей и подростков
Мария Лукащук, детский невролог, преподаватель обучающих курсов для врачей:
«СДВГ — это особенность развития головного мозга, при которой могут быть по-разному выражены импульсивность, гиперактивность и дефицит внимания.
У кого-то преобладает импульсивность: такие дети часто говорят или делают что-то, не подумав, рискуют, могут быть очень эмоциональны. У других больше выражена гиперактивность — трудно усидеть на месте. А кто-то больше страдает от рассеянности: забывает задания, теряет вещи, отвлекается на уроках.
Есть и те, кто попадает во все три категории сразу. Именно таких детей чаще называют “проблемными” — им достаётся максимум замечаний. Однако за этим поведением часто стоит не непослушание, а реальные трудности с саморегуляцией. Наказания и попытки “перевоспитать” такого школьника бесполезны. Развитие расстройства не связано с внешними условиями. Эта особенность работы мозга формируется внутриутробно в самые ранние сроки, часто наследуется детьми от родителей».
Расстройство связано с недостаточностью внимания у ребёнка и расторможенностью. Об этом сказано в МКБ-10 — популярной в России классификации болезней.
Главное — избежать ловушки «синдрома студента-медика», когда кажется, что все симптомы касаются ваших близких. Его высмеял Джером К. Джером в повести «Трое в лодке, не считая собаки». Единичный и временный симптом ещё не диагноз СДВГ. Рекомендуем не спешить ставить его себе, своим и чужим детям, родным и знакомым.
Какие факты о симптомах СДВГ подтверждают необходимость проверить ребёнка у невролога:
- сохраняются более 6 месяцев;
- проявляются в разных ситуациях и разных местах;
- сказываются на обучении и общении;
- не связаны с другими расстройствами;
- проявлялись не менее 6 симптомов невнимательности, 3 — гиперактивности, 1 — импульсивности.
Ирина Кручинина, детский невролог:
«Кроме классических симптомов (гиперактивность, нарушение внимания и импульсивность) для СДВГ характерны тики, головные боли, тревожность, ночной энурез, энкопрез.
Почти на 80% синдром обусловлен генетическими факторами и лишь на 20% — внешними, к которым можно отнести перинатальный фон, черепно-мозговые травмы. Расстройство возникает из-за неправильного развития областей головного мозга. Подобное возможно из-за особенностей префронтальной коры, базальных ганглий, передней поясной извилины, которые регулируют исполнительные функции, необходимые для саморегуляции.
С точки зрения диагностики различают СДВ и СДВГ — это одно и то же, разница только в преобладании конкретной симптоматики. Первый диагноз чаще ставят девочкам, второй — мальчикам».
Заниматься самолечением опасно. Синдром легко перепутать с особенностями личности или с другими расстройствами.
Мария Лукащук:
«Синдром дефицита внимания и гиперактивности отличается от специфики характера стойкостью проявления симптомов, их влиянием на повседневную жизнь школьника, его семьи. При расстройстве трудности возникают везде и проявляются стабильно, вне зависимости от настроения, режима дня или обстановки. Они просто есть и создают проблемы.
Постоянно получая замечания от взрослых, дети теряют веру в себя. Им труднее адаптироваться в коллективе, найти друзей. Семья тоже может чувствовать постоянное напряжение, так как даже обычные бытовые вопросы могут вызывать конфликты. Это не бунт. Ребёнок с СДВГ действительно не может вести себя, как все. Его мозг работает чуть иначе».
Кто и когда диагностирует СДВГ
Это расстройство врождённое, а не приобретённое. Узнав о диагнозе, многие мамы говорят что-то вроде «теперь понятно, почему он так пинался, — был гиперактивным до рождения».
До 7 лет
Диагноз часто ставят в 4–7 лет. В это время ребёнок идёт в детский сад, школу. Родители и педагоги видят, что особенности поведения проявляются в любой обстановке, мешают учиться, устанавливать приятельские отношения.
Часто именно педагоги начинают бить тревогу. Их высказывания бывают обидными: «мы все от него рыдаем», «заберите его от нас». Даже если тактично жалуются на импульсивное поведение, невнимательность, забывчивость или нервозность, стоит сводить ребёнка к специалисту.
В подростковом возрасте
Реже диагноз СДВГ ставят в 12–14 лет. Иногда семья компенсирует проявление расстройства воспитательной стратегией. Но у подростков родительский авторитет падает, ребёнок становится свободнее, симптоматика выходит на поверхность. В этой ситуации важно отделить «зёрна от плевел» — понять, что это не подростковый бунт или гормональный всплеск, а именно расстройство. Точно стоит сходить к врачу, если различия со сверстниками мешают жизни, учёбе, социализации.
После 20 лет
Всё чаще взрослые люди узнают о диагнозе в 20, 30 и даже 40 лет. К сожалению, расстройство не лечится. С ним приходится жить и компенсировать его.
Что делать, если есть подозрения на СДВГ?
-
Прислушаться к педагогам, которые работают с ребёнком. Допустим, они заявляют о плохом поведении. Тогда стоит уточнить, что они имеют в виду, в каких ситуациях, как проявляется негативное поведение. Если школьник везде ведёт себя так же, это ему мешает, стоит перейти к шагу 2.
-
Обратиться к неврологу. Именно он выявляет подобные расстройства, назначает лечение. В идеале — выбрать эксперта по синдрому дефицита внимания и гиперактивности.
-
Получить второе мнение — ещё одного врача, тоже эксперта по СДВГ. Это поможет исключить ошибки диагностики. Если в вашем городе нет подходящего врача, можно обратиться за онлайн-консультацией.
В российской практике психиатры не занимаются проблемами СДВГ, но если у школьника серьёзные проблемы с учёбой или поведением, можно посетить и этого специалиста. В 70% случаев СДВГ сопровождается другими расстройствами.
Ирина Кручинина:
«Наблюдая ребёнка, врач сможет точно отличить СДВГ от “неправильного воспитания”. Для этого необходимо провести тестирование, осмотр, опрос родителей, а также выполнить ряд обязательных исследованиq: энцефалографию и дуплексное сканирование сосудов головного мозга».
Как лечить СДВГ
Напоминаем, синдром дефицита внимания и/или гиперактивность не лечится, но симптомы можно компенсировать. В России для этого чаще применяют две методики:
-
Психотерапия. Её цель — научить пациента правильно действовать в проблемных ситуациях. Расстройство мешает общаться: дослушать до конца, избегать грубости. Психотерапия учит, как преодолеть неприятные другим людям импульсы.
-
Фармакология. Синдром лечат психостимуляторами, их нередко прописывают в сочетании с антидепрессантами, ноотропами и витаминными комплексами. Таблетки снимают симптомы. В этот период больной и его семья могут отдохнуть, сосредоточиться на психотерапии, улучшить социальные связи, вылечить сопутствующие расстройства.
Борьба с СДВГ занимает много времени. Это долгая работа ребёнка, его родителей и педагогов. Без поддержки социума компенсировать расстройство сложно. Зато легко усугубить проблему сопутствующими проблемами. Например, низкой самооценкой.
Можно ли не лечить СДВГ
Многие люди живут с СДВГ, не зная о диагнозе. Это не смертельное расстройство. Однако синдром ухудшает качество жизни.
Что будет, если не помогать ребёнку с СДВГ:
-
Сложно выстраивать социальные связи. Часто дети с расстройством становятся мишенью для издевательств одноклассников или изгоями.
-
Трудно учиться. Про детей с СДВГ часто говорят «умный, но ленивый». Поскольку дети с расстройством «неудобные» для учителей, их ругают, наказывают, унижают. Это травмирует ребёнка.
-
Тяжело строить карьеру. Взрослые с СДВГ сами говорят про себя, что для них характерна прокрастинация, им сложно доводить дело до конца, они многое забывают, грубят. Мало какие работодатели готовы терпеть такое поведение.
-
Сложности в семейной жизни. С импульсивным забывчивым человеком сложно жить, возникает много конфликтов.
-
Высокий травматизм. Из-за невнимательности и импульсивности люди с СДВГ попадают в аварии или травмируются.
-
Возможны дополнительные расстройства. Иногда присоединяются тревожность, депрессия, неврозы.
Зная свой диагноз, можно снять с себя клеймо дурно воспитанного истеричного человека. Принятие — путь к душевному спокойствию. А рекомендации врачей снимают часть проблем с учёбой и общением. Грамотный подход может компенсировать симптомы. После консультации с неврологом проще станет окружающим: родителям, учителям, одноклассникам. Если они будут знать, как себя вести, то конфликтных и неудобных ситуаций станет меньше.
Что делать, если у ребёнка СДВГ
Для начала рекомендуем снять ответственность за диагноз с себя и ребёнка. Он ведёт себя плохо, потому что не может иначе. Он сам от себя устаёт и иногда доходит до грани психического истощения. Ему нужна помощь вместо осуждения.
Установить строгий режим
Режим дня для детей с таким расстройством важен больше, чем всем остальным. Это помогает разгрузить нервную систему, которая испытывает сильное напряжение. Важно приучить школьника к систематическому сну, питанию. Голодный невыспавшийся ребёнок потеряет остатки сосредоточенности, быстро «перегреется» и пойдёт сносить всё потоком энергии.
Убрать всё, что отвлекает
Ребёнку с СДВГ важно сохранить чистый рабочий стол, на котором стоит компьютер или ноутбук, лежит учебник, тетрадь, ручка. Ничего лишнего. Убираем из учебной зоны телевизор, телефон, игрушки, посторонние книги.
Детям с таким расстройством сложно учиться в обычном классе, где 30 человек во время урока шуршат, двигаются, шепчутся, отвлекают друг друга. Обычный ребёнок может сосредоточиться на учителе, а ученик с СДВГ — нет.
Навести порядок и определить для вещей место
Стоит ввести строгие бытовые правила по типу: куртку вешаешь на эту фиолетовую вешалку в этот шкаф. Действие должно превратиться в автоматическое. То же самое с другими вещами. Для каждой рекомендуем определить место: крючок для ключей, угол для портфеля, подставка под телефон.
Научить планировать
Детям с СДВГ особенно нужны методики планирования. Детям помладше больше нравятся яркие списки, где нужно вычёркивать сделанное. Подойдут напоминалки на часах или в смартфоне. Школьников постарше стоит обучить планированию через календарь, ежедневник или таблицы. Можно ещё завести большие настенные доски с планом дня на всю семью. На них удобно отмечать, что сделано, что перенесено, что делегировано.
Ставить небольшие достижимые цели
Если в начале четверти поставить цель учиться без троек, ребёнок может её провалить, потому что это большой отрезок времени. Лучше ставить микроцели: в понедельник не получить ни одной тройки, получить за домашку по английскому пятёрку.
Не ругать
Ругань вообще малоэффективный инструмент педагогики. А в случае с СДВГ он бесполезен. Дети с расстройством невосприимчивы к выговорам, наказаниям, запретам.
-
Хвалим за хорошее вместо того, чтобы фиксироваться на плохом. Ребёнок 15 минут делал математику и не вертелся? Хвалим за этот факт. Это будет закреплять хорошее поведение.
-
Говорим ровно и спокойно, без эмоций и накала. Ребёнок и так неспокоен, а если ещё и мама «искрит», то может вообще произойти взрыв.
-
Обсуждаем только поступок, не переходим на личность и унижения, если всё-таки сорвались.
-
Поддерживаем любую попытку конструктивного поведения, даже мелочи.
Найти занятия, где ребёнок почувствует себя успешным
Дети с СДВГ не всегда успешны в учёбе. Это сильно снижает самооценку, может вообще травмировать, если обстановка в классе токсичная. Полезно искать сферы жизни, где школьник сможет проявить себя, поднять самооценку. Можно попробовать творчество, спорт, дискуссионные клубы, волонтёрство.
Соблюдать последовательность требований
Рекомендуем определить, что для вашей семьи недопустимо, а на что можете закрыть глаза. Эти семейные правила стоит донести до ребёнка и объяснить, почему они важны. Каждый раз, когда школьник нарушает правило, напоминаем о договорённостях. Настаиваем, что их надо выполнить. Без исключений.
Совет действует и наоборот. Если вы для себя решили, что потерянные варежки ерунда, прошлые пять раз молчали, то кричать из-за шестой пары непедагогично. Важно, чтобы установленные правила соблюдала вся семья. То есть в ситуации с варежками важно, чтобы папа, сестра и бабушка тоже не ругали школьника из-за пропажи.
Не перегружать ребёнка
Велик соблазн записать ребёнка на множество кружков, чтобы он выплеснул энергию и дома уже вёл себя спокойнее. Но ребёнок с СДВГ утомляется от своего состояния. Его мозг в напряжении, поэтому лишние секции, активности сделают только хуже.
К тому же дети с расстройством часто не выносят больших скоплений людей, быстро перевозбуждаются, устают. Лучше избегать гостей, массовых мероприятий, магазинов, ТЦ в пиковые часы.
Искать методики успокоения
Самостоятельно или с психологом нужно найти то, что будет успокаивать ребёнка в период наибольшего эмоционального напряжения. Это могут быть дыхательные практики, отвлекающие манёвры, объятия, творчество, музыка, прогулка.
Методики, которые мы описали, звучат просто, но требуют от родителей много энергии. Мамы и папы устают, выгорают. Родителям детей с СДВГ тоже нужна помощь! Рекомендуем иногда отдыхать без детей, искать поддержку, работать с психологом, высыпаться, заниматься хобби. Важно оставить место в жизни для себя.
Как учить ребёнка с СДВГ
Это один из самых сложных вопросов. Мама и папа дома могут создать для ребёнка хорошие условия, где он будет компенсировать особенности поведения. Но школа — другой мир, часто несправедливый.
В обычной школе может быть слишком тяжело
Обычные школы недружелюбны к детям с особенностями развития. Неодобрение со стороны учителей, насмешки и пренебрежение от одноклассников травмируют ребёнка, понижают самооценку, вырабатывают пессимизм.
Что можно сделать:
-
Рассказать учителю о диагнозе ученика и показать рекомендации врача. Дать понять, что ради спокойствия всего класса лучше изменить требования к ученику с СДВГ.
-
Рассказать ребёнку о диагнозе, пояснить, что это значит, снять с него вину за плохое поведение. Просить о взаимодействии с учителем.
Не всегда честный разговор со школой поможет. Не каждый учитель готов к индивидуальному обучению. Начиная с 5-го класса у детей разные педагоги. Сложно уговорить каждого быть терпимее к школьнику.
Выходом может стать онлайн-школа, но не для всех
Ребёнка можно перевести на семейное обучение. Это решит многие проблемы. А социальные контакты можно «добирать» за счёт кружков, психологических групп для детей с СДВГ, общения в Сети.
Мария Лукащук:
«Дети с СДВГ быстро устают на уроке, отвлекаются, ёрзают на стуле, стучат ручкой по столу, могут говорить не вовремя. Чтобы не "выпасть" из урока, им нужна чёткая понятная структура, желательно с интерактивными элементами, сменой активности и небольшими передышками. Для некоторых детей выходом может стать онлайн-обучение. В комфортной обстановке можно построить собственный график обучения, подобрать темп, делать перерывы, менять активность. Но онлайн-обучение будет требовать и большей самоорганизации, а это тоже непростая задача».
Подробнее об учёбе детей с СДВГ нам рассказала кандидат педагогических наук, старший методист онлайн-школы «ИнтернетУрок» Ирина Воронцова

А если решите перевести ученика с СДВГ в онлайн-школу, предлагаем присмотреться к нашей. Наши видеоуроки можно проходить в любое время, ставить на паузу, пересматривать, если внимание убежало.
Занятия начинаем с короткого тизера — факта по теме, с которым точно сталкивался каждый. Дальше ученики смотрят основной видеоурок, после него — видеоконсультацию. Если что-то непонятно, задают вопросы учителю в чате. Затем закрепляют знания на тренажёрах и выполняют аттестационное задание. Вместе со всеми свободами учёба у нас не позволяет совсем уж лениться. Задания необходимо сдать до конца четверти.
И это только начало! Больше об отличиях учёбы в ИнтернетУроке от других школ рассказываем здесь. Намного нагляднее увидеть всё своими глазами. Если оставите свои контакты в форме ниже, то откроем вам пробный доступ с полным функционалом. Вы сможете попробовать вместе с ребёнком, насколько удобно пользоваться нашим виртуальным кабинетом, какое будет расписание, как выглядят уроки и при чём тут гусеница.