Вопросы для подростков: что полезно и интересно обсудить до 15 лет
С подростками не всегда просто. Они дерзкие, ироничные, подвержены резкой смене настроения. При этом их суждения о жизни и мире часто необычные и любопытные.
В этой статье найдёте вопросы для подростков, которые редакции Журнала ИнтернетУрока подсказали школьники 14–15 лет, а также родители и педагоги. А в конце ещё и лайфхаки, что делать, если разговор не клеится.
«Кем ты себя ощущаешь: взрослым или ребёнком?»
Одна из задач подросткового возраста — сепарация от родителей. Это период взросления, становления самостоятельности, собственного мировоззрения, мироощущения, приоритетов. При этом в некоторых моментах подросток всё ещё ребёнок. И ему по-прежнему нужно общение с родителями. Поэтому важно найти баланс: отпустить подростка во взрослую жизнь, но сохранить поддержку.
Вопросы для подростков:
-
Кем ты себя ощущаешь: взрослым или ребёнком?
-
В каких ситуациях тебе хочется больше свободы и ответственности?
-
Когда тебе особенно нужна поддержка?
Как решить возможные проблемы
Родителей, которые не говорят с подростками об ощущении возраста, нередко раздражает их поведение — и более детские поступки, и уже скорее взрослые. И то и другое может казаться родителям неуместным, странным или опасным. Они не могут понять, почему прежние методы воспитания не работают, а дети — почему родители негативно реагируют на их поступки. Именно поэтому следует прямо говорить об ощущениях. Это способ понять, что для подростка сейчас важно и в какую сторону он меняется. Зная это, проще выработать комфортную для всех членов семьи стратегию поведения.
«Кто мы в этом мире и куда движемся?»
Подросток проходит несколько этапов взросления: сначала он отделяется от родителей, потом ищет свой круг общения, а в какой-то момент задумывается о своём месте в мире. Поиск себя идёт в том числе через решение философских вопросов бытия, поэтому подросткам интересно говорить о вечном, размышлять, философствовать.
Вопросы для подростков:
-
Как ты думаешь, зачем мы живём?
-
В чём смысл существования человечества?
-
Что было бы, если бы нас не стало?
-
Одиноки ли мы во Вселенной?
-
А что, если мир вокруг нас — иллюзия?
-
Хотел бы ты жить вечно?
Как решить возможные проблемы
Разговором о смысле жизни легко разжечь конфликт. И даже отбить желание философствовать вместе. Юношеский максимализм толкает детей на крайние выводы и резкие суждения, которые могут кардинально отличаться от мнений родителей. К тому же экзистенциальные темы достаточно сложны. Вопрос «Зачем ты живёшь?» может поставить в тупик.
Как избежать конфликта и извлечь пользу из разговора о смысле жизни с подростком:
- мягко высказывать, но не навязывать свою позицию;
- слушать подростка;
- обсуждать его точку зрения.
«Что бы ты изменил в наших с тобой отношениях?»
Конфликт отцов и детей уже стал классикой. Его пытаются разрешить психологи, педагоги, философы и родители в каждой отдельно взятой семье. И всё же каждый проходит этап, когда есть недопонимание, недоговорённость и каждая сторона чувствует себя непонятой.
Вопросы для подростков:
-
Что бы ты изменил в наших отношениях?
-
Если бы мы с тобой были заперты в бункере, какие темы стали бы обсуждать?
-
Как ты думаешь, нашу семью можно назвать идеальной? Какие семьи ты бы мог назвать идеальными?
-
Если бы ты выбирал родителей, то каких бы выбрал?
Как решить возможные проблемы
Дети и родители часто даже говорят на разных языках. Ребёнок изъясняется с помощью слов в духе «альтушка», «скуф» и «краш». А у родителей в речи проскальзывают всякие «кисейные барышни», «колобковы коровы» и «зазнобиться». Дети думают, что родители их не понимают. Родители считают, что дети их не уважают, вот и не прислушиваются. Поэтому полезно говорить по душам и выявлять настоящие противоречия. А что до понимания конкретных слов, нет ничего проще. Можно придумать друг для друга викторины.
Здесь важно избежать и другой крайности. Не стоит пытаться говорить с подростками на языке зумеров — это как минимум вызовет недоумение. Подростковый сленг был, есть и будет языком «для своих», потому и меняется с каждым поколением. Поэтому приглашаем разобраться в нём исключительно для того, чтобы понимать своего ребёнка. А говорить с подростком рекомендуем всё же и дальше на «своём», на взрослом языке.
«Если бы у тебя было неограниченное количество денег, на что бы ты их потратил?»
После 9-го класса многие дети уходят из школы и порой даже переезжают в другой город. Им приходится распоряжаться собственными деньгами и заниматься финансовым планированием. А многие из оставшихся в 10-м классе начинают подрабатывать. Эта школа жизни важна, без неё могут возникнуть проблемы с планированием расходов. Всё-таки умение тратить деньги воспитывается постепенно, и, пока подросток несовершеннолетний, часто бюджет контролируют взрослые. Чтобы пробудить желание осмысленнее обращаться с деньгами, можно задавать наводящие вопросы.
Вопросы для подростков:
- Как бы ты потратил миллион?
- Сколько денег тебе нужно, чтобы удовлетворить все свои потребности?
- Какую бы ты хотел зарплату, когда станешь взрослым?
- Как думаешь, богатым проще жить, чем бедным?
- Как тебе кажется, люди стали бы работать, если бы государство раздавало им деньги просто так? Хотел бы ты жить в таком государстве?
Как решить возможные проблемы
Плохо, когда родители пытаются научить детей через нотации, строгий контроль или ограничения в деньгах. Подростки импульсивны и подвержены влиянию сверстников. Если компания пошла за лимонадом, энергетиком или вредными снеками, подросток возьмёт и себе, даже если не очень хотел. То же касается и более дорогих импульсивных покупок: модных наушников или кроссовок. Стоит кому-нибудь в компании обзавестись чем-то необычным, как и остальным захочется того же самого. Поэтому важно в разговорах о деньгах мягко воспитывать умеренность.
«Какие профессии тебе особенно нравятся?»
К четырнадцати годам подростку важно хотя бы примерно представлять себе, куда пойти учиться, какой профиль ему близок. Хорошо, если в голове у ребёнка выстроена чёткая схема образовательной траектории на ближайшие годы. Если нет, то через вопросы родителей подростку можно прийти к решению.
Ольга Худякова, профориентолог:
«Впереди ОГЭ, ЕГЭ. Уже с сентября в 9-х и 11-х классах просят определиться с предметами для сдачи экзаменов. И часто ребята выбирают предметы попроще. А нередко и по преподавателю, который им симпатичен. Но выбор экзаменов в первую очередь зависит от профессии, затем — от выбора учебного заведения. Намного проще готовиться к экзаменам, когда в голове есть чёткое понимание: зачем я это делаю и что будет дальше».
Вопросы для подростков:
- Как ты представляешь себе будущее, какое оно? Какая у тебя роль?
- Какие профессии тебе по душе? Как думаешь, в какой ты будешь максимально успешен? Каких успехов можно добиться в этой профессии? В каком учебном заведении можно её освоить?
- Как бы ты хотел организовать свой день в студенчестве? Сколько времени готов посвящать учёбе?
- Где планируешь жить на время учёбы после школы?
- Почему ты выбираешь колледж (или вуз)? Что будешь делать, когда его окончишь?
Ольга Худякова, профориентолог:
«С большинством подростков разговор об учёбе стоит вести, чтобы помочь выбрать будущую профессию. Вопросы типа “Кем станешь, когда вырастешь?” вызывают у многих ребят раздражение. Им кажется, что взрослые ждут в ответе готовое решение. Но не у всех школьников такое решение уже есть.
Рекомендую родителям задать своим детям этот вопрос иначе: “Над какими вариантами профессий ты сейчас размышляешь?” Размышления — это пока не окончательное решение. Такой вопрос мотивирует делиться вариантами».
Как решить возможные проблемы
Часто по ответам понятно: подросток не знает, чего хочет. А когда знает, родители не всегда согласны с выбором. Часто взрослым хочется, чтобы ребёнок окончил вуз, а подросток стремится быстрее окунуться в самостоятельную жизнь и поступить в колледж.
Плохо, если родители пытаются навязать готовое решение, обусловленное собственными страхами или опытом. Например: «Ты идёшь в 10-й класс, а потом поступаешь в вуз» или «Ты после 9-го класса идёшь в техникум учиться на сварщика, и это не обсуждается». Так человек потратит годы на обучение тому, чем не планирует заниматься. И потом ещё годы — на переучивание по действительно интересной ему профессии.
Многим родителям тяжело отпустить ребёнка учиться в другой город. Особенно в колледж в возрасте 15–16 лет. Но и это не проблема. Сегодня можно учиться онлайн и без всяких переездов получить в регионе аттестат столичного суза.
Например, в онлайн-колледже «ИнтернетУрок» можно учиться из любого города. При этом выпускники направлений «Информационные системы и программирование» и «Финансы» получают диплом московского Колледжа предпринимательства № 11. А выпускники программы дополнительного образования Qualifi Business Management — аттестат о среднем (полном) общем образовании, а также британский международный диплом по основам бизнеса, эквивалент A-level (среднее образование в Великобритании).
Хочу больше узнать об онлайн-колледжах!
Что делать, если ребёнок не хочет разговаривать
Любые советы о теме задушевных бесед будут бессмысленными, если подросток не хочет говорить, а на любые вопросы отвечает «да», «нет» или «не знаю».
Ирина Воронцова старший методист онлайн-школы «ИнтернетУрок», кандидат педагогических наук:
«Не всегда дети охотно и развёрнуто отвечают на вопросы взрослых. Часто, чтобы мама “отстала” и не донимала его своими расспросами, ребёнок отвечает односложно: “да”, “нет”, “не знаю”. Так может быть потому, что у подростка плохое настроение и он не готов сейчас к диалогу. А возможно, его кто-то обидел и он хочет побыть один. Если видите, что ребёнок не настроен на беседу, настаивать не стоит. Лучше продолжить разговор в другое время».
Не рекомендует навязывать задушевные беседы и другой эксперт Журнала ИнтернетУрока.
Татьяна Львова, директор и главный тренер школы бильярда:
«Не стоит настаивать на разговоре, если ребёнок к нему не расположен. В подростковом возрасте дети часто замыкаются в себе, переживают сложный период формирования личности. Лучше просто быть рядом, давать понять, что вы любите ребёнка и готовы поддержать. Можно попробовать выстраивать отношения через совместные дела, просьбы о помощи. Например, попросить сходить в магазин, помочь по дому. Это поможет подростку почувствовать себя нужным и укрепит вашу связь».
Как видим, эксперты советуют не настаивать на беседе, если подросток не настроен на разговор. Не нужно обижаться, резко отвечать и бросаться фразами в духе «Да ты никогда не…». Полезнее сказать ребёнку, что понимаете его настроение и желание побыть в одиночестве. Но если вдруг ему захочется поговорить, то он может всегда обратиться к родителям.
Проблемы с ведением дискуссии могут возникнуть, если уже нарушены доверительные отношения и есть негативный опыт ведения разговора. Задача родителей — восстановить доверие.
Как поддерживать доверительные отношения с ребёнком:
- не осуждаем;
- не ругаем;
- никаких нотаций;
- рассказываем о своём опыте;
- шутим;
- находим совместное дело, которое можно обсудить;
- разговариваем на бытовые темы, на личные, обсуждаем события дня, прочитанные книги, просмотренные фильмы, наблюдения, случаи;
- показываем пример, общаясь на разные темы с другими членами семьи;
- говорим на одном языке.
Вот вы и узнали главные вопросы для подростков. Если хотите получать подобные полезные статьи на почту, приглашаем подписаться на нашу рассылку. Обещаем не надоедать и присылать каждый месяц не больше двух рассылок с полезными гайдами, инструкциями и лайфхаками. Отписаться сможете в любой момент.