Назад
views 562
calendar 14 июня 2024

Так ли нужна эмпатия дошкольникам?

Так ли нужна эмпатия дошкольникам?
Фото: fizkes, Shutterstock
contents Оглавление
Свернутьarrow
Разбор тренда, игры и упражнения

В этой статье вы узнаете, действительно ли дошкольникам важно развивать эмпатию, что это даёт в короткой и долгой перспективе, а также какие игры и упражнения помогут развить популярный гибкий навык. 

Что такое эмпатия

Эмпатией нередко называют способность человека сопереживать окружающим, быть понимающим и внимательным собеседником. На самом деле значение намного шире: эмпатия проявляется в общем глубоком понимании чувств окружающих, тактичности, осознанной поддержке. 

Эмпатия — это больше чем вежливость и хорошие манеры. 

Вежливость может быть вызвана эмпатией: «Старушке трудно стоять, её жалко, уступлю ей место, а сам постою». Но может быть и результатом воспитания: старушкам часто уступают место не потому, что им сочувствуют, а потому, что человека так воспитали. Но эмпатия про другое — про сочувствие изнутри, а не про давление норм извне. 

Зачем нужна эмпатия 

Эмпатия — ценный навык. Баланс между чуткостью и заботой о личных нуждах создаёт современного, гармонично развитого человека с высоким эмоциональным интеллектом. А ещё эмпатия помогает жить более комфортно и насыщенно. И это касается всех сфер жизни.

Польза от эмпатии для дошкольника:

С какого возраста дети проявляют эмпатию

Лучше всего начать развивать эмпатию до школы. Чем раньше, тем лучше. Дошкольники могут реагировать на эмоции других людей, проявляя заботу и сочувствие. Например, годовалые дети нередко плачут, видя слёзы другого. А дети в возрасте двух-трёх лет способны распознавать состояния, которые переживают другие, и даже пробуют утешить расстроенных, поделиться с ними вкусняшками. 

Дошкольник не только «отражает» состояние другого, но и может испытывать жалость в ответ на плач и даже гнев в адрес обидчика. Поначалу дети легче распознают эмоции радости и гнева и труднее — грусть и печаль. С возрастом репертуар эмоциональных проявлений становится ещё богаче и ребёнок всё тоньше их различает. 

Младшие дошкольники дают оценку поступка с точки зрения значения для окружающих людей: «Нельзя обижать бабушку, у неё может заболеть сердце». А старшие дошкольники чаще обобщают: «Нельзя обижать бабушек и дедушек, потому что они слабее. Им надо помогать». Все эти особенности доказывают в том числе экспериментальные исследования Артура Петровского и Веры Абраменковой. 

articlePreviewImage
Эмоциональный интеллект: зачем, когда и как его развивать
Инструкция к развитию эмоционального интеллекта
 

Что влияет на развитие эмпатии 

Главный принцип развития этого социального навыка — внимательное и уважительное отношение к эмоциям ребёнка. Если не слушать или обесценивать просьбы дошкольника, то не стоит удивляться, если он вырастет безразличным, чёрствым. Дети чутко реагируют на реакции взрослых, запоминают шаблоны поведения. Поэтому важно, чтобы родные постоянно проявляли эмпатию на глазах у ребёнка.

На развитие эмоциональной компетентности дошкольника существенно влияют родители. Для того чтобы ребёнок смог стать эмпатичным, ему важно сперва начать узнавать и понимать свои эмоции. А это происходит только в контакте со значимыми для дошкольника взрослыми.

Как обучить ребёнка эмпатии

На первом этапе достаточно активировать эмпатию. Это ещё не про развитие, а про подключение гибкого навыка. Поделюсь приёмами, которые сработали в моей практике:

  • Поощряем выражение эмоций. Создаём условия, в которых ребёнок сможет свободно и безопасно выражать всё, что чувствует.

  • Обсуждаем эмоции. Наша задача как взрослых — понять, что чувствует дошкольник, и назвать эту эмоцию. Стоит поговорить с ребёнком и о том, какие эмоции испытывают другие люди в различных ситуациях.

Евгения Лядущенкова, методист начальных классов Домашней школы «ИнтернетУрок»:

«Для развития эмпатии у детей дошкольного возраста подойдёт, например, простое, но при этом эффективное игровое упражнение — обсуждение сюжетной картинки. Дошкольникам лучше всего подойдут иллюстрации из сказок. Показываем такое изображение и предлагаем ребёнку подумать, какие эмоции и чувства испытывают герои. Затем важно совместно обсудить и проанализировать мнение дошкольника». 

Игра для развития эмпатии у дошкольников от педагога

  • Становимся примером. Показываем ребёнку, как мы сами выражаем свои чувства и учимся понимать чувства других людей.

  • Поощряем сопереживание. Мотивируем дошкольника поддерживать других в трудных ситуациях. Хвалим за проявление заботы и внимания к другим.

  • Учим ребёнка анализировать ситуации. Помогаем ему понять, какие действия могут вызывать определённые чувства у других людей и как можно помочь им в трудных ситуациях.

  • Предлагаем ребёнку игры на развитие эмпатии. Например, подойдёт упражнение «Что я чувствую?», где ребёнок угадывает чувства других по выражению лица.

Евгения Лядущенкова, методист начальных классов Домашней школы «ИнтернетУрок»:

«Для развития эмпатии у детей прекрасно подходит игра “Четвёртый лишний”. Предлагаем ребёнку найти среди четырёх слов лишнее, которое не подходит по смыслу, и объяснить, почему оно лишнее, а также рассказать, что объединяет остальные три слова. Для этой игры можно использовать любые понятия. Главное, чтобы все они были эмоционально окрашены. Слова могут выражать как эмоции (например, “радость, восторг, злость, веселье”), так и конкретные понятия (“объятия, поцелуй, боль, подарок”). Для усложнения этого упражнения вместо слов можно использовать фразеологизмы, например: “попасть впросак”, “быть на седьмом небе”, “попасть в переделку”, “попасть в переплёт”».

articlePreviewImage
Как научить ребёнка выражать эмоции
Инструкция для родителей
 

Как мы развиваем эмпатию

Эмпатию у дошкольников мы развиваем в нашей онлайн-школе «ИнтернетУрок», в том числе на курсе «Развивающие занятия для детей 4–5 лет».

Как мы развиваем эмпатию у дошкольников в ИнтернетУроке:

  • Играем в игры, которые помогают детям распознавать эмоции и выражать их через жесты или слова. 

  • Учим дошкольников разным способам управления своими эмоциями, в том числе глубокому дыханию и визуализации позитивных образов. 

  • Развиваем социальные навыки, чтобы помочь детям лучше понимать других людей и устанавливать здоровые отношения. Например, учим детей уважать других людей и тому, как правильно общаться с ними.

Подведём итог. Обучать дошкольников эмпатии важно, иначе ребёнку будет сложнее учиться, заводить знакомства и поддерживать отношения. Развивать эмпатию полезно уже в 4–5 лет, когда дошкольник начинает активно взаимодействовать со сверстниками. Так дети становятся более уверенными в себе, улучшают свои социальные навыки и повышают самооценку. Если вы хотите помочь ребёнку развиваться не только интеллектуально, но и эмоционально, то вам подойдёт наш курс «Развивающие занятия для детей 4–5 лет».

Развивающие занятия для дошкольников
Индивидуальные онлайн-занятия с педагогом, увлекательные игровые задания
Подробнее Оставить заявку
Шапка
Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru