Назад
calendar 19 сентября 2025
views 230
11 минут 17 секунд

«От пешки до ферзя»: как научить ребёнка шахматам, не будучи гроссмейстером

«От пешки до ферзя»: как научить ребёнка шахматам, не будучи гроссмейстером
Обложка: George Rudy, Shutterstock
contents Оглавление
Свернутьarrow
Гайд по обучению игре в шахматы с нуля

Научить ребёнка шахматам — одно из лучших вложений в его интеллектуальное и личностное развитие. Эта древняя игра формирует прочный фундамент для успехов в учёбе и жизни. 

КМС, играющий тренер по шахматам Георгий Беженарь подготовил для вас гайд, который поможет привить детям интерес к шахматам и обучить базовым лайфхакам игры. А ещё узнаете алгоритмы обучения для разных возрастов. Они сработают, даже если вы играете на любительском уровне или не играете вообще.

Какие навыки развивают шахматы

Многие воспринимают шахматы как спорт или сложное хобби, но для ребёнка это, прежде всего, мощный развивающий инструмент.

Зачем играть в шахматы | исследование, опрос, какие навыки развивает игра

Мышление

Шахматная партия требует постоянного анализа. Рассуждая логически, человек учится взаимодействовать с соперником, понимать его действия. Это развивает стратегическое мышление — умение ставить долгосрочные цели, решать задачи. Игра тренирует пространственное мышление и память: при расчёте вариантов нужно представлять позицию и мысленно её менять.

Ирина Воронцова, кандидат педагогических наук, старший методист онлайн-школы «ИнтернетУрок»:

«Для ребёнка шахматы — это непрерывная тренировка мозга под видом увлекательной игры. Они развивают критическое мышление, логику. Каждый ход требует анализа ситуации, просчёта последствий на несколько шагов вперёд, построения причинно-следственных связей. Так формируется стратегическое планирование. Игрок тренируется разрабатывать собственный план и гибко менять его в зависимости от обстоятельств. 

Также игра в шахматы — это бескомпромиссная школа принятия решений. Юный шахматист быстро понимает, что каждое действие влияет на исход партии, что решения необходимо принимать самостоятельно и нести за них ответственность. Кроме того, игра тренирует память: нужно помнить дебютные схемы, типовые комбинации, ошибки прошлых партий».

Действительно ли так полезны шахматы для детей, объясняет кандидат педагогических наук Ирина Воронцова

Самоконтроль

Импульсивность — главный враг шахматиста. Каждый ход в партии — выбор, за который несёшь ответственность. Шахматист учится обдумывать ход, прежде чем его сделать: «Руки не должны опережать голову», «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «“Нет” поспешным решениям». Это тренирует выдержку, дисциплинирует мышление, формирует алгоритм принятия решений.

Усидчивость

Шахматы развивают сосредоточенность. Необдуманный ход или минутная потеря концентрации могут привести к поражению. Ребёнок учится погружаться в задачу, абстрагируясь от всего лишнего. Это напрямую помогает в учёбе, особенно при выполнении домашних заданий или контрольных.

Ирина Воронцова:

«Шахматы воспитывают усидчивость, концентрацию внимания и эмоциональный интеллект. Ребёнок учится спокойно принимать победы и поражения, анализировать их, делать выводы. Это ключевой навык устойчивости».

Воспитание характера

Очень важен опыт поражений. Ребёнок учится понимать, что проигрыш — не трагедия, а повод разобрать ошибки. Конечно, это непросто. Бурная реакция на проигрыши, особенно поначалу, — это нормально. 

Задача родителя — поддержать и объяснить, что надо успокоиться, сделать выводы, проработать ошибки и вернуться за доску, став сильнее: «Кто не падает, тот не поднимается». Это воспитывает стойкость, самокритичность, умение достойно переживать неудачи — на мой взгляд, очень полезные навыки.

Как игра влияет на учёбу

Развитые благодаря игре в шахматы качества и навыки помогают в учёбе.

Антонина Тер-Степонянц, мастер ФИДЕ, тренер по шахматам, руководитель шахматной онлайн-школы:

«В начальной школе я не дружила с математикой — простейшие задачки вызывали ступор. Но спустя три года занятий шахматами ситуация кардинально изменилась. Даже несмотря на частые пропуски уроков из-за поездок на турниры я стала лучшей в классе по алгебре и геометрии без репетиторов и дополнительных занятий. Шахматы научили меня мыслить, находить решение, помогли освоить сложные предметы».

Как игра шахматы влияет на учёбу, объясняет тренер по шахматам Антонина Тер-Степонянц

Игра в шахматы особенно полезна для хоумскулеров. 

Ирина Воронцова:

«Для учеников онлайн-школ шахматы — полноценный тренажёр ключевых метапредметных навыков: фокусировки внимания, дисциплины, стратегического мышления, эмоциональной устойчивости

Онлайн-обучение требует колоссальной самодисциплины и способности концентрироваться. А шахматная партия — это и есть непрерывный акт глубокой концентрации продолжительное время. Мозг привыкает удерживать внимание на одной сложной задаче, игнорируя внешние раздражители. Этот навык напрямую переносится на урок. Ребёнку становится легче сосредоточиться на объяснении учителя на экране, меньше отвлекаться».

К тому же шахматы помогают здоровой экологичной социализации — среди единомышленников. Это полезно для всех детей и подростков, но особенно значимо для учеников онлайн-школ. 

Антонина Тер-Степонянц:

«Мой ученик Лёва уже в детском саду опережал сверстников в развитии. “Взрослое” хобби помогло легче адаптироваться в новом коллективе лицея — оказалось, полкласса тоже шахматисты. Игра помогла Лёве найти единомышленников. На фоне современных детей, которым бывает лень даже досмотреть мультфильм без вспышек и погони, Лёва и его новые друзья-шахматисты спокойно могут “думать долго” — в школе и за доской. 

Другой мой ученик Костя благодаря шахматам стал свободно подходить к незнакомым взрослым и детям — хоть на турнире, хоть просто на отдыхе, — предлагая сыграть партию. По словам мамы, именно после занятий шахматами у Кости появились успехи в решении задач, улучшилась логика, а ещё он стал с интересом выполнять домашку, всё чаще — самостоятельно».

С чего начать обучение шахматиста

Начать играть в шахматы просто. Прошли времена, когда единственным источником знаний были толстые сложные книги и строгий тренер. Каждого четвёртого россиянина научили играть родители. 12 % обучили другие родственники, 10 % — друзья. Об этом говорится в совместном исследовании НАФИ и компании «Ингосстрах».

Родителям необязательно уметь хорошо играть, чтобы научить ребёнка основам. Задача взрослых на первом этапе — быть наставниками, партнёрами, поддерживать интерес, вместе радоваться успехам.

Используем игровой подход

Обучение лучше организовать в форме игры. Плохая идея — заставлять ребёнка зубрить теорию. Такое осилит даже не каждый взрослый. Ребёнку будет интереснее, если начать со сказочных историй о шахматном королевстве, где каждая фигура — живой персонаж со своим характером и способностями.

Используем цифровые помощники

Можно начать с бесплатных мобильных приложений, сайтов. Они помогают научиться решать тактические задачи, такие как мат в 1-2 хода. Детям такие сервисы могут быть интересны возможностью выбрать игроков. Сразиться с соперником из Южной Америки? Запросто. Играть вместе с друзьями в онлайн-турнирах? Легко! Всё это очень увлекательно для юных шахматистов. Онлайн-платформы удобны и для того, чтобы работать над ошибками. Партии сохраняются, а компьютерный движок укажет на их сильные и слабые стороны.

Как научить игре в шахматы

Самое главное — поэтапное изучение материала с учётом возрастных и личностных особенностей ребёнка. Не пытайтесь объяснить все правила сразу. Рациональнее двигаться маленькими шагами, превращая каждое занятие в увлекательное приключение.

Алгоритм для родителей малышей (4–6 лет)

Задача родителей дошкольников — заинтересовать, познакомить с основами через игру. Рекомендую постоянно контролировать психоэмоциональное состояние ребёнка. Если он устаёт, стоит делать паузы по 3–5 минут, добавлять физическую активность, беседы на отвлечённые темы. 

NB! Именно в возрасте 4–6 лет можно привить любовь к шахматам на всю жизнь или, напротив, отбить желание играть на долгие годы.

Знакомим с «королевством»

Сначала рекомендую вместе изучить доску. Малышу можно объяснить, что это поле битвы, на котором есть дороги-линии и тропинки-диагонали.

Представляем «жителей»

Полезно показывать фигуры по одной. Ребёнок запомнит их быстрее, если добавить каждой сказочный образ. 

  • Ладья — сильная башня, которая ездит только по прямым дорогам. 
  • Слон — благородный офицер, бегающий наискосок по тропинкам своего цвета. 
  • Конь — самый прыгучий хитрый воин, который скачет буквой Г. С ним могут возникнуть трудности ввиду нестандартной геометрии. Стоит научить юного шахматиста вспомогательной считалке: «Прыг — скок — вбок». Она поможет запомнить, что конь ходит на две клетки по прямой и на одну вбок.

Можно устроить мини-игры с каждой фигурой: «Ладья, собери все монетки», «Слон, доберись до другого края доски».

Изучаем пешки

Пешке полезно уделить особое внимание. Можно рассказать историю о смелом солдате, который мечтает дойти до конца и стать генералом — превратиться в любую фигуру: ферзя, слона, коня или ладью. 

Рекомендую сыграть в пешечный бой: у кого пешка первой дойдёт до противоположного края, тот и победил. Важно повторять, что пешка идёт прямо, а рубит (ест, бьёт) наискосок.

Знакомим с ферзём (королевой)

Стоит объяснить малышу, что королева — супергерой, самая сильная фигура, которая умеет ходить почти как хочет (наискосок, как слон, и по прямой, как ладья).

Представляем короля

Дошкольнику будет проще понять смысл игры, если пояснить, что король — самый главный, его нужно защищать. Он медлительный, ходит всего на один шаг, но в любую сторону. Также важно сказать, что король «несъедобный». Его берут в плен, то есть ставят ему мат — на этом игра заканчивается. 

Объясняем смысл шаха

Когда малыш запомнит все фигуры, пора переходить к понятию шаха. Это нападение на короля. Подчёркиваем: игрок обязан защищать короля. Запомнить это проще, если разыграть простые позиции. Например, на пустой доске стоят ферзь и король. Пусть ребёнок нападает на вражеского короля.

Объясняем цель игры — мат

После того как дошкольник усвоит понятие шаха, стоит подробно рассказать ему про мат: «Видишь, король попал в ловушку, ему объявили шах. Убежать или закрыться он не может. Значит, он попадает в плен и партия заканчивается». 

Для закрепления понятий стоит показать ребёнку разные позиции, некоторые из которых являются матовыми, а другие — нет. Попросите определить, где какая. Так дошкольник поймёт разницу между шахом и матом.

Как научить шахматам | приёмы от КМС, играющего тренера Георгия Беженаря
На композиции слева простой шах. Уводим короля с h6 на h7 или h5 — ладья ему уже не угрожает. На композиции справа мат. Пешка идёт на g7 и ставит мат чёрному королю. Бежать ему некуда. Мат поставит или пешка, или белый король.

Алгоритм для родителей школьников (от 7 лет)

Дети в этом возрасте способны усваивать более сложные концепции, но игровой элемент всё ещё важен.

Закрепляем основы

Если ребёнок ещё не играл в шахматы, объясняем базу для малышей, но без сказочных аллегорий. Если школьник уже знает основы, всё равно проверяем: спрашиваем, как ходит каждая фигура, как он понимает цель игры.

Рассказываем об относительной ценности фигур

Объясняем, что фигуры неравны по силе. Так ребёнок поймёт, например, что ферзь или ладья ценнее коня.

Играть в шахматы просто! Подсказки, как научить игре от КМС, играющего тренера Георгия Беженаря

Показываем, как по уму начинать партию

Рекомендую поделиться тремя золотыми правилами: 

  1. Занять пешками центр: клетки e4, d4, e5, d5. 
  2. Быстро вывести в бой лёгкие фигуры («животных» — коней, слонов). 
  3. Сделать рокировку, чтобы спрятать короля в безопасное место.

Подсказываем простейшие тактические приёмы

Полезно решать задачи на мат в один ход. Это увлекательно и даёт почувствовать вкус игры.

Как научить шахматам | шпаргалка от КМС и тренера по шахматам
Белый король идёт с d2 на с2. Тогда чёрный король при любой ситуации получает мат: от белого короля, если перемещается на b2 или c1, или от белого слона, если прячется на a1.

Играем партии

Дальше — самое интересное. Время играть полноценные партии. Рекомендую не поддаваться слишком явно, но и не громить ребёнка всухую. Стоит дать школьнику фору. Для это можно убрать у себя ферзя. В следующих партиях полезно сократить фору, незаметно отдав на съедение ладью или слона. После партии важно хвалить юного шахматиста за интересные идеи, разбирать ошибки в дружеской атмосфере.

articlePreviewImage
Настольные игры для детей: как использовать в освоении школьной программы
Подсказываем уникальную эдьютейнмент-технику, которая совмещает обучение и настольные игры для детей.
 

Главное — избегать суеты. И родителям, и ребёнку для успехов нужны терпение, поддержка и способность радоваться маленьким победам.

back
Подпишитесь на нашу рассылку

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru