Как справиться с выгоранием на домашнем обучении

Как помочь ребёнку справиться с эмоциональным выгоранием на семейном обучении и какие слова и поступки могут ему навредить, объясняет кандидат педагогических наук и старший методист онлайн-школы «ИнтернетУрок» Ирина Воронцова.
Поддерживать школьника, а не просто «контролировать»
На мой взгляд, идеальный родитель на домашнем обучении — не надсмотрщик, а вдохновитель. Его задача — помочь ребёнку организовать процесс, сохранить любознательность и уверенность в своих силах. Контроль нужен разве что как временный инструмент, пока школьник не научится управлять своим временем сам. Для будущего важнее доверие, а также способность спокойно и слаженно преодолевать трудности.
Как ребёнок реагирует на обратную связь родителей
Поддержка мотивирует |
Контроль раздражает |
«Понимаю, что ты устал. Если заварю твой любимый чай, это поможет тебе настроиться?» |
«Быстро садись за уроки!» |
«Вижу, ты грустишь. Не буду приставать с расспросами. Если захочешь поговорить, я рядом» |
«Учись, а не то будешь дураком, как наш сосед Славик» |
«Какой предмет тебе сложнее всего даётся? Давай вместе подумаем, как тебе в нём разобраться» |
«Пока не сделаешь домашку, никаких игр и прогулок» |
Приучить к движению
Учёба в онлайн-школе экономит время и силы на дорогу. Это прекрасно. Однако высвободившуюся энергию полезно тратить. Подойдёт короткая разминка, нейрогимнастика, 15-минутная прогулка вокруг дома с подъёмом по лестнице, если живёте на посильном школьнику этаже. Полезны даже минимальные перемещения. Например, можно позаниматься в другом месте.
Евгения Лядущенкова, методист онлайн-школы «ИнтернетУрок»:
«В борьбе с выгоранием может помочь смена обстановки. Например, возьмите ноутбук, учебник, тетради и отправляйтесь в безопасный парк рядом. Или в кафе для коворкинга. В новой атмосфере станет ещё интереснее учиться».
Помочь найти решение, но не учиться за ребёнка
Полезно мягко направлять школьника к решению, не мешая проявить самостоятельность и ответственность. При таком подходе ребёнок будет чувствовать: родителям не всё равно, что происходит в его школьной жизни. И при этом он будет учиться сам.
Важно соблюсти тонкую грань: не выполнять задания за школьника, но помочь понять, как это сделать.
Научить планировать время, соблюдать баланс учёбы и отдыха в младших классах может помочь наставник.

В подростковом возрасте стоит научить школьника основам тайм-менеджмента. А если видите, что он старается изо всех сил, но не может понять какую-то тему, стоит выбрать сильного репетитора. Иногда достаточно пары занятий, чтобы восполнить пробелы.

Разнообразить обучение
Однотипная деятельность вызывает выгорание даже у взрослых. Школьнику на домашнем обучении будет совсем скучно, если придётся только слушать монотонные лекции, составлять конспекты и выполнять однотипные домашние задания.
Евгения Лядущенкова:
«На домашнем обучении полезно менять деятельность, чтобы сохранить мотивацию и эмоциональный ресурс. Рекомендую выстроить процесс обучения так, чтобы он не повторял жёстких рамок классической школы, а учитывал особенности вашего ребёнка.
На мой взгляд, любой формат быстро надоест. Неважно, учебник это или видео. Рекомендую добавлять к обязательным онлайн-материалам что-то новое, интересное, выходящие за рамки экрана в реальный мир.
Путанную тему по истории можно дополнить семейным просмотром документального фильма и дебатами, а потом записью подкаста с членами семьи.
Полезную тему по окружающему миру можно совместить с приятным: выйти на прогулку в парк или лес и рассмотреть растения.
Литературные темы интересно раскрыть творчески. Можно создать комикс по художественному произведению или свой личный видеоурок на любую тему».
В нашей школе ученики не скучают. В рамках урока чередуются короткие и средние форматы видео, тренажёры, видеоконсультации. На вопросы по теме отвечают педагоги в чате.
ДЗ у нас в ИнтернетУроке тоже неоднотипные. Предусмотрены письменные задания и интерактивные тесты с разными видами вопросов — не только выбор из вариантов. Ещё есть задания на выбор соответствия, ранжирование, ввод правильного слова, цифры и многое другое. Можно выбрать степень сложности ДЗ и глубину изучения предмета: на базовом или углублённом уровне. Тесты система оценивает автоматически, а письменные задания проверяют учителя. В ожидании оценки можно сыграть в нашу авторскую игру. Виды деятельности чередуются, поэтому учиться интересно.
Помочь конкретными действиями
Рекомендуем родителям поддерживать ребёнка словом и делом. Это поможет школьнику воспринимать родных как опору, а не как дополнительный источник стресса.
Что делать родителям, если ребёнок выгорает:
-
Создавать комфортную среду. Важно организовать удобное рабочее место, помочь с расписанием, но не навязывать его.
-
Быть в контакте с ребёнком. Полезно интересоваться: «Что сегодня было самым интересным?», «Где чувствуешь сложности?», «Нужна ли помощь?»
-
Хвалить за усилия, а не ругать за ошибки.
-
Поощрять самостоятельность и хорошие оценки. Стоит постепенно делегировать ответственность ребёнку: «Давай ты попробуешь сам составить план на неделю?», «Какой ты молодец, что получил пятёрку за эту тему. Значит, ты хорошо её усвоил!» и т. п.
-
Следить за балансом. Учёба не должна занимать 100 % времени школьника. Важны прогулки, хобби и общение со сверстниками.
Чего делать категорически нельзя
В стремлении помочь иногда можно, наоборот, навредить. Но с вами этого не произойдёт, если избежите типичных ошибок.
Каких ошибок при эмоциональном выгорании подростка важно избежать:
-
Критиковать за промахи. Фразы вроде «Ты что, этого не знаешь?!», «Ну ты даёшь! Это же так легко!» только подрывают веру в себя.
-
Сравнивать с другими. «Вот Перепетуя уже решила, а ты…», «Евлампия получила за это задание оценку “5”, а ты...» и т. п. Подобные фразы — это путь к комплексам.
-
Игнорировать интересы ребёнка. Если он увлечён биологией, не стоит заставлять его тратить много времени на математику. Базовые темы в программе действительно нужно изучить, но принуждать глубоко в них разбираться не стоит. Лучше мотивировать ребёнка позаниматься дополнительно предметом, который его привлекает.
-
Заменять живое общение гаджетами. Даже при онлайн-обучении важно обсуждать материал. Мало просто скидывать ссылки и требовать, чтобы ребёнок самостоятельно их изучил.
Теперь вы знаете правила первой помощи при эмоциональном выгорании в онлайн-школе. Меньше всего ученики выгорают, когда занятия разнообразные и график зависит только от них и дедлайна до конца четверти. Именно такие мягкие условия в нашей школе — проверьте сами. Приглашаем познакомиться и заглянуть на экскурсию — вы увидите и поймёте, почему наши ученики выгорают реже, чем в других школах.